» »

Религия и мифология древних египтян. Умирающие и воскресающие боги Усыпальницы фараонов и «Книга мертвых»

17.02.2023

2.1 Лечение с помощью магии

Конечно же, в некотором роде развитие медицины, как науки, тормозило наличие в ней неких магических действий. И, если в некоторых случаях, эти действия не несли вреда, но и не помогали, т. к. давались в совокупности с реальными медицинскими действиями, то, иногда, могли нести вред, в основном из-за потери времени на них. Вот что об этом пишет М. А. Коростовцев: «В дошедших до нас медицинских текстах обнаруживается сочетание взаимоисключающих принципов: магических приемов лечения больных и собственно медицинских, выработанных в течение веков опытным путем. Египтяне знали цену знаниям - об этом свидетельствуют медицинские тексты, но, вместе с тем, так и не смогли избавить свою медицину от тяжелого и ненужного бремени магических воззрений. Согласно этим воззрениям, болезнь вызывают злонамеренные духи умерших или существа, подобные демонам. Проникая в организм человека и животного, они причиняют страдания, и только могущество магии способно изгнать их из страждущей плоти. Болезнь могла быть вызвана и «дурным глазом» недоброжелателя. Именно эти воззрения и побуждали египтян всячески культивировать и углублять применение магии в практической медицине».

Было бы преувеличением утверждать, что магический элемент доминирует над собственно медициной в дошедших до нас медицинских текстах. Многие диагнозы и рецепты в них не сопровождаются магическими дополнениями, но зачастую медицина и магия соединены - не внутренне, органически, а внешне, механически. Болезни рекомендуется лечить определенным лекарством, но лучше и лекарством, и магическим заклинанием. При этом заклинание вовсе не должно обязательно соответствовать представлению о болезни или о свойствах лекарства. Произнесенное над лекарством, оно увеличивает его действенность и, тем самым, в большей степени способствует лечению, изгнанию из тела больного невидимого и злонамеренного существа, вызвавшего болезнь. Считалось, что если врачи могут лечить недуги, то они могут и вызывать их. Так, например, в магическом демотическом папирусе Лондона и Лейдена (XX recto 13/II), в тексте, относящемуся к началу III в. н. э., сказано: «Возьми землеройку, утопи ее и дай выпить этой воды человеку - он ослепнет на оба глаза». Или: «Настойка на вине и желчи землеройки причинит смерть тому, кто ее выпьет». 1

2.2 Мифология и врачевание

Древнеегипетская религия существовала на протяжении почти трех с половиной тысяч лет. Главным божеством древних египтян был бог солнца - Ра, который изображался в виде сокола или человека с головой сокола в двойной царской короной (властителя Южного и Северного Египта). Его имя включалось в титулатуру фараонов («сын Ра»), которые признавались детьми бога Солнца.

Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, был бог Джехути (греч. Тот). Он почитался как изобретатель иероглифической письменности и медицины, покровитель знаний, писцов и мудрецов. Священными считались птица ибис и обезьяна павиан - символы мудрости в Древнем Египте, поэтому изображался Тот в виде павиана или человека с головой ибиса. Согласно преданию, Тот разделил человечество по языкам, придумал математику и астрономию, календарь и религиозные обряды, музыку и врачевание народными средствами; ему приписывалось и составление самых древних египетских медицинских текстов.

Владыка загробного мира Усири (греч. Осирис) почитался как бог умирающей и воскресающей природы. Осирис - потомок бога Ра, символ животворящего солнца и благодатного Нила. В древних текстах он описывается как самый ранний из царей Египта, который справедливо правил страной, но был убит и расчленен коварным и завистливым богом Сетхом (богом пустыни). Любящая жена и сестра Осириса - богиня Есит (греч. Исида), нашла и собрала части его тела, передав их богу Инпу (греч. Анубис) с просьбой сохранить Осириса на веки. Анубис забальзамировал Осириса и приготовил его мумию. После чего Осирис стал владыкой загробного мира и царем загробного суда. Его изображали в виде спеленатой мумии в белой короне со знаками царской власти в руках. Мумию окрашивали в зеленый цвет - символ воскрешающей природы. Согласно преданию мумия Осириса была первой в истории Египта, а Анубис почитался как изобретатель и первый мастер мумификации. До Осириса он был главным богом царства мертвых. Изображали Анубиса в виде черной собаки или шакала, а также в образе человека с головой шакала. Во время загробного суда он должен был взвешивать сердце и указывать путь душам умерших.

Богиня Исида - преданная жена Осириса и самоотверженная мать - олицетворяла материнство и оплодотворенную природу. Прячась в болотах дельты Нила, она родила Осирису сына Хора, который, став взрослым, одержал победу над убийцей своего отца. Исида почиталась как охранительница царской власти, покровительница детей и изобретательница магического врачевания. Лекарства, носившие имя Исиды, были известны даже в Древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (II в. до н. э.). Ее изображали в короне с солнечным диском между коровьими рогами, с сыном Хором на руках. (Позднее, в Древнем Риме этот образ оказал заметное влияние на становление иконографии богоматери).

Сын Исиды и Осириса - бог Хор (греч. Horos - высоколетающий, или находящийся в вышине; лат. Horus) - стал одним из самых значительных образов египетской мифологии. Бог неба, глазами которого были Солнце и Луна, он изображался или в виде сокола, или человека с головой сокола, или крылатого солнечного диска с двумя уреями (урей - царская эмблема, включала три символа власти (сокола, пчелу и кобру), помещалась на головном уборе фараона) по обеим сторонам. Возвратив себе принадлежащий ему по праву трон отца, он почитался как охранитель верховной власти фараонов. От своей матери Хор воспринял искусство врачевания. Его глаз (око Хора) почитался у египтян как священное око - уджат (егип. ujat ), Символ охраны и защиты, торжества жизни над смертью. Глаз Хора изображался на амулетах, часто рядом с другим символом защиты от всех врагов - богиней-коброй Уаджит (егип. Uajit - Зеленая), которая олицетворяла мощь фараона и изображалась в угрожающей боевой позе с раздутыми щеками.

Культ животных занимал значительное место в верованиях древних египтян. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун и т. д. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили со всеми почестями. Убийство священного животного каралось смертной казнью.

Кроме главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Покровительница врачевателей могучая Сохмет (егип. Sohmet или Sahmet - могущественная) - грозная богиня войны, чумы и солнечного жара, супруга Птаха, верховного бога г. Мемфиса; изображалась в виде львицы или львиноголовой женщины, держащей в руке знак жизни (егип. анх ).

Покровительницей родов и материнства почиталась богиня плодородия Тауэрт (ее изображали в виде беременной самки гиппопотама). Во время родов небольшие статуэтки Тауэрт всегда помещались рядом с роженицей и новорожденными, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.

Таким образом, древнеегипетское врачевание ассоциировалось с религиозными представлениями и культами.

2.3 Патологоанатомия

Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который возник еще в додинастический период. Он является ключом всей древнеегипетской культуры. Жители Древнего Египта верили в загробную жизнь и считали ее бесконечным продолжением земной. По их представлениям, бессмертие человека в загробной жизни даруется через единство (совместное существование) трех субстанций человека: его физического тела, его души («ба») и его духовного двойника («ка»). Душа «ба» понималась как физическая жизненная энергия человека; считалось, что она существует при теле умершего, но на время может покидать гробницу и подниматься в небо к богам (ее изображали в виде птицы с головой человека).

Другая субстанция «ка» - «двойник» - зримый образ человека, сотворенный вместе с человеком по его образу и подобию, сопровождает его всю жизнь и существует после его смерти в памяти людей. Сохранение «ка» умершего путем создания точных изображений человека рассматривалось как один из главных способов поддержания его существования в загробном мире. «Ка» обитает в гробнице, потустороннем мире и даже поселяется в изваяниях умершего. Обе загробные субстанции («ба» и «ка») связаны с телом умершего и обитают в месте его погребения. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения. Для этого народ Египта со времен додинастического периода хранил умерших в «красной земле» соседних с долиной Нила пустынь. Воздух и почва Египта обладают превосходными консервирующими свойствами: солнце и насыщенный солями горячий песок высушивали тела умерших, предохраняя их от дальнейшего разрушения. Таким образом, завернутые в циновки, они прекрасно сохранялись (без гроба и мумификации). Развитие цивилизации привело к строительству специальных помещений для захоронения знатных умерших (мастабов, позднее пирамид). Там не было солнца, и для сохранения тела требовались специальные искусственные методы. Так возникла мумификация, или бальзамирование умерших (от греч. balsamon - бальзам). Понятно, что возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие.

Мумификацией в Древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Метод бальзамирования держался в секрете и в папирусах не описывался - со временем он был утерян навеки; однако тела умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Лучшее описание процесса мумификации оставили древние греки - Геродот (ок. 484 – 425 гг. до н. э.) и Диодор (ок. 90 – 21 гг. до н. э.).

Согласно Геродоту существовало три метода бальзамирования. Самый совершенный и самый дорогой из них заключаются в следующем: «Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг… затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок… По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают пеленами из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене».

Обработанный таким образом труп сохранялся тысячелетиями. Внутренности (печень, легкие, желудок и кишечник) хранили в четырех специальных сосудах из алебастра с крышками, украшенными изображениями человеческой или звериной головы - канопах (от греч. kanobos - название города в Древнем Египте). Сердце оставляли в грудной полости; по убеждению египтян, оно управляло всей телесной и духовной жизнью человека и было необходимо в царстве Осириса.

Исследования, проведенные в XX в., внесли некоторые коррективы и дополнение в ставшее классическим описание Геродота. Так, ученые установили, что в большинстве случаев «труп вначале закапывали на несколько недель в сухую природную соду, встречающуюся в Египте (она образуется при высыхании природных содовых озер). При этом в условиях жары труп почти полностью обезвоживался. Затем (или предварительно) из трупа вынимали внутренности и мозг, череп (иногда) заливали смолой, а полость живота заполняли ветвями благовонных растений. В некоторых случаях внутренности не вынимали. Далее труп заворачивали в ткань типа марли. Длиной иногда в несколько сот метров, с применением благовонных средств. Лицо покойника гримировали, применяя свинцовый блеск, пиролюзит, оксид меди, окрашенные глины и, вероятно, некоторые растительные краски. Сурьма (сернистая) для этой цели в древности не применялась. На лицо царских мумий клали маску из листового золота. Наконец, труп помещали в саркофаг».

В наши дни лишь один фараон покоится в своем саркофаге в Долине царей - юный Тутанхамон (правил ок. 1361 – 1352 гг. до н. э.). рентгенологические исследования его черепа показали, что смерть Тутанхамона наступила в результате сильного удара в области основания черепа с его последующим переломом и образованием обширной гематомы; по всей вероятности, он оставался живым в течение нескольких недель и скончался, не приходя в сознание, в возрасте 19 лет. Его преданная жена и сестра (по отцу) Анксенамон (Anchsenamon) ненадолго пережила своего супруга - власть в Египте захватил Ай - визирь Тутанхамона.

Интересно отметить, что в Древнем Египте бальзамировали и священных животных: змей, птиц, кошек, крокодилов, быков. Согласно религиозным представлениям древних египтян каждый умерший представал перед загробным судом (идея окончательно сформировалась в эпоху Нового царства). Загробный суд возглавлялся богом Осирисом. В качестве обвинителя выступал бог знания Тот. Бог Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового пера (символ закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир богов.

Заупокойный культ Древнего Египта не имел равных ни в одной религии народов древности. Тем не менее, египетский народ всегда оставался жизнерадостным и сильным. По словам русского египтолога Б. А. Тураева, каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и, собирая все необходимое для загробной жизни, «главным образом готовился к тому, чтобы не умереть, несмотря на смерть».

Как главный персонаж мифов (особенно характерных для древних культур Средиземноморья) У. и в. б. оказывается во вражде с драконом, хтоническим демоном или божеством, олицетворяющим деструктивные силы природы (напр., Осирис с Сетом, Балу с Муту, Инанна с Эрешкигаль), либо каким-нибудь вольным или невольным проступком вызывает гнев богини-матери или своей божественной партнерши (Думузи - Инанны, Адонис - Артемиды, Дионис - Геры). В результате конфликта бог - герой мифа погибает (Осирис, Балу, Адонис, Аттис, Дионис), исчезает (Телепинус, Деметра), терпит временное поражение, теряет какой-либо жизненно важный орган (Гор, сын Осириса, - глаз, хеттский бог грозы - глаза и сердце). На поиски бога (или на помощь ему) уходит сестра, мать, жена, реже - сын или другой родич. Они находят бога, возвращают в его жилище или возрождают к жизни, при этом бог - один или чаще при их содействии убивает своего демонического противника (напр., Балу - Муту и Йамму, хеттский бог грозы с помощью Инары и Хупасияса - змея Иллуянку). Воскрешенный (или возвращенный) бог восстанавливает свой прежний статус, но иногда одновременно становится богом подземного царства (как Осирис, чьим земным субститутом оказывается Гор).

Мифам об умирающих (шире: исчезающих) и воскресающих (возвращающихся) богах свойственна, как правило, природная, земледельческая семантика. Так, египетский Осирис обучен своей женой-сестрой Исидой земледелию и сам в качестве культурного героя научил людей земледелию и скотоводству; он отождествляется в мифах с зерном ячменя или пшеницы, а его смерть и воскресение - с отливами и разливами Нила. В шумерской мифологии Инанна олицетворяет плодородие земли, а ее супруг Думузи, обновляющий мир в постоянной череде сезонов года, - производительные силы весны. Гибель Балу, бога бури, дождя и связанного с дождем плодородия, приводит к засухе и увяданию, его воскресение - к расцвету в природе. О неурожае, засухе и голоде, вызванных смертью или уходом бога, и соответственно о пробуждении природы при его появлении сообщается в мифах об Адонисе, Аттисе, Деметре и Персефоне и др.

В Древнем Египте драма смерти и воскресения Осириса разыгрывалась на великом земледельческом празднике, приуроченном ко времени наибольшего разлива Нила. В Месопотамии еще в 3-м тыс. до н. э. в периоды весеннего или осеннего равноденствия ритуально воспроизводился священный брак Думузи и Инанны, символизирующий возрождение плодородия в природе. Тема смерти и воскресения угаритского Балу также, по-видимому, лежала в основе соответствующей ритуальной церемонии. У хеттов миф о борьбе бога грозы и дракона Иллуянки входил в состав ритуальных текстов празднества пурулли, происходившего весной и призванного отвратить после прекращения зимних дождей грозящую земле засуху. Земледельческими в своей основе культами были культ Адониса, распространившийся из Сирии по всему Средиземноморью, греческие дионисии, а также элевсинские мистерии, посвященные Деметре и Персефоне и восходящие к празднику первого урожая. Непременным их компонентом был ритуальный плач участников об умершем (или исчезнувшем) боге и последовавшем оскудении земли. Таким образом, эти мифы представляют собой основную разновидность природных, календарных мифов (см. Календарь). Культовая фигура Великой богини-матери, персонифицирующей творческие силы природы, сохраняет в них свое значение. Однако с развитием аграрного общества и укреплением мужского пантеона она обычно уступает часть своих функций мужскому земледельческому божеству (Осирису, Балу, Телепинусу, Адонису, Дионису и др.) и фигурирует в календарных мифах главным образом как его мать, сестра, возлюбленная или жена.

Миф об У. и в. б., представленный в древних земледельческих цивилизациях Среди- земноморья, имеет соответствия как в архаических, так и в более поздних культурах (ср. мифы об умирающем и воскресающем звере у палеоазиатов и многих других народов). В прямом или косвенном отношении к мифам об У. и в. б. находится и ряд архаических ритуалов: умерщвление царя-колдуна как акт земледельческой магии; убийство животного, отождествляемого со змеем или водяным духом, как часть процедуры вызывания дождя; принесение девушки в жертву водяному демону ради обеспечения плодородия, а также многочисленные весенние обряды.

Вместе с тем и семантика мифа об У. и в. б. (сезонный цикл года сопоставляется с солярным циклом дня, органическим циклом человеческой жизни, периодическим столкновением сил «порядка» и «хаоса», регулярным обновлением царской власти и т. п.), и его композиционная структура, восходящая к архаической мифологической модели (уход героя из обыденного мира - борьба с потусторонними силами - победа над ними - овладение объектом, необходимым для восстановления благополучия, - возвращение), обусловили его близость, а иногда и естественный синкретизм с широким кругом астральных, космогонических, эсхатологических, инициационных мифов. Так, представление об У. и в. б. оказывается органичным для группы мифов, связанных с суточным движением солнца и луны: переход от света к мраку и от мрака к свету рисуется в них как следствие борьбы солярного бога с хтоническим чудовищем, поражения бога и последующей его победы (сравни египетский миф о Ра и Апопе). Общепризнано воздействие содержания и композиционных моделей мифов об У. и в. б. на весьма широкий круг мифов о героях (в частности, Геракле, Актеоне, Орфее и Эвридике), сказок (ср., например, египетскую «Сказку о двух братьях»), религиозных легенд и представлений (ср. евангельский рассказ о смерти и воскресении Иисуса Христа). Но ощутима также их связь с сюжетными схемами классического эпоса. Эпический конфликт вызван, как правило, или посягательством на благополучие героя сверхъестественного противника, связанного с хтоническими силами, или гневом на него оскорбленной богини. Герой (героиня) умирает, похищен или временно исчезает (Акхат, Энкиду, Сита, Брисеида, Елена, Одиссей, пандавы, Рама). Муж, сестра, родичи сражаются с чудовищами и демонами (Гильгамеш с Хумбабой и Быком небес, Ахилл с Ксанфом, Одиссей с чудовищами моря, пандавы и Рама с ракшасами), оказываются в подземном мире (Гильгамеш, Одиссей, Рама), едва не гибнут (Гильгамеш, Ахилл, Одиссей, Рама, пандавы). В конце концов герои одерживают победу, соединяются, восстанавливают утраченное благополучие.

Лит.: Мелетинский E. M., Мифы древнего мира в сравнительном освещении, в сб.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971, с 68-133, Гринцер P. А., Эпос древнего мира, там же, с 134-205, Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974, Мелетинский E. M., Поэтика мифа, M., 1976.

П. А. Гринцер [Мифы народов мира. Энциклопедия: Умирающий и воскресающий бог, С. 7 и далее. Мифы народов мира, С. 7802 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 549 Словарь)]

Религия и мифология древних египтян

1. Религия. Ещё в глубокой древности о египтянах ходили слухи как о богобоязненном и богопослушном народе, набожность и суеверие которого не знали границ. Египтяне верили в то, что всё на земле принадлежит богам, что боги – источник всякого блага, что им ведомы всœе помыслы людей и что в любой момент они могут вмешаться в дела смертных. Свою цивилизацию египтяне считали созданной богами. Города и номы, порядок и закон, ремёсла и искусства, письмо и счёт, науку и магию жители ʼʼЧёрной землиʼʼ относили к божественным установлениям. Οʜᴎ охотно разделяли представления о том, что до земных царей, власть которым была вручена небожителями, Египтом правили боги, затем – полубоги, избравшие долину Нила наилучшим местом для своего пребывания. Зависимость сознания древних египтян от грозных, могущественных, неумолимых божественных сил превратила Египет в страну тысячи богов, а египтян – в один из самых набожных, по мнению древнегреческого историка Геродóта͵ народов на земле.

Политеизм (многобожие) египтян проявлялся в одухотворении и олицетворении ими небесных светил (солнца, луны, звёзд), разнообразных природных объектов и явлений (реки Нил, водной пучины, знойного ветра пустыни), в поклонении домашним и хищным животным, за звероподобным обликом которых скрывались творцы Космоса, земного миропорядка, людей, покровители любви и семьи, войны и мирного труда, защитники фараона. Древним грекам, путешествовавшим по Египту, казались странными и некоторые поступки египтян: к примеру, почему они с особой нежностью заботятся о баранах, зачем царская дочь пьёт воду, в которой только что плескался крокодил, с какой целью осыпается почестями чёрный бык с белым треугольником в центре лба и мумифицируются ибисы?

То, что европейцам казалось чудным и диковинным, находит объяснение в религиозных представлениях египтян. Их почтительное отношение к баранам выражало преданность Амону – покровителю Фиванского нома, так как баран был священным животным Амона, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ великое божество могло перевоплощаться. Трогательные чувства к крокодилу возникали у всœех, кто поклонялся богу нильской воды Сéбеку – одному из самых почитаемых в Египте богов. Центром его культа считался Фаюм, позднее названный греками Крокодилополем, а храмы располагались почти по всœей стране. Крокодилов холили и лелœеяли, умащивали их откормленные тела бальзамами, нанизывали на пальцы и лапы золотые украшения. Жители Мемфиса преклонялись перед быком Аписом, в котором усматривали воплощение бога умирающей и воскресающей природы Осириса. Аписа находили по особым, примечательным признакам: чёрному – без примесей – окрасу, раздвоенным щетинкам хвоста͵ изображению коршуна на спинœе и скарабея – на языке. Когда чёрного быка с белым треугольником в центре лба и названными приметами обнаруживали в стаде, жрецы праздновали его рождение и торжественно вводили в храм Птаха – творца существующего мира и людей. Священному быку давали лучший корм и осыпали почестями до конца его дней, а когда он умирал, вся страна погружалась в траур.
Размещено на реф.рф
Тело Аписа мумифицировали и хоронили как высокого правителя. В Египте было принято мумифицировать и ибисов, считавшихся земным воплощением бога мудрости Тота – Владыки слова бога, создателя письменности, счёта͵ покровителя литературы и писцов, лекарей и магов. Как создатель всœей интеллектуальной жизни Египта Тот считался языком бога Птаха и сердцем бога Ра. Будучи астральным божеством, Тот сливался с луной, и как бог луны он вёл счёт дням, месяцам, годам. Ему принадлежала также ведущая роль в культе мёртвых и погребальном ритуале: он записывал результат взвешивания сердца на суде Осириса.

По мере развития религиозного сознания египтян пантеон их богов усложнялся, и наряду с богами, персонифицировавшими силы природы и сферы хозяйственной деятельности людей, появились божества, символизировавшие этические категории и жизненные ценности: мудрость, справедливость, любовь, порядок, истину и другие. К примеру, такие важные понятия человеческой жизни, как справедливость и правосудие, несла в себе богиня Маáт, супруга Тота. Существование государства не мыслилось египтянам без Маат – божественного Порядка и Истины. Боги-творцы, уничтожив изначальный хаос, в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителœей всœеобщей гармонии Маат. Порядок часто воспринимался как правопорядок, в связи с этим фараоны, подобно богам-творцам, должны были стремиться ʼʼутвердить Маат на месте беспорядкаʼʼ, как сказано в ʼʼТекстах пирамидʼʼ. Уже в эпоху Древнего царства Маат становится центральным понятием в египетской этике, принципом, на котором строятся гармоничные (правильные) человеческие взаимоотношения.

В ранней древности египетские боги почитались в образах различных животных (что свидетельствует о сохранении на протяжении длительного времени пережитков тотемизма): быка, львицы, крокодила, сокола, павиана, змеи и других. Позже появились антропозооморфные изображения богов – с телами людей, но с головами священных животных или с их атрибутами. К примеру, Тот сохранил голову ибиса, богиня войны Сохмет имела голову львицы, а Исида, супруга Осириса, украшала свою причёску рогами коровы. В период расцвета Египетской цивилизации иконогрáфия – строго установленные правила изображения образов и сюжетов – обогатилась символическими образами богов. Символом бога Ра стал высокий, суживающийся в верхней части каменный прямоугольный столб –обелиск; бог Хор нередко представал перед взорами верующих как солнечный диск с распростёртыми крыльями сокола; бог Атон представлял собой солнечный диск с отходящими от него лучами, заканчивавшимися человеческими ладошками.

Все боги делились на местных, почитаемых в крупных населённых пунктах, номовых, почитаемых в областных центрах, и государственных, культ которых был обязателœен для всœех обитателœей Египта. Наиболее чтимыми общеегипетскими богами были: Хапи, отвечавший за плодородие, жизнь и процветание обитателœей ʼʼЧёрной землиʼʼ, Осирис – владыка подземного мира, Исида – его жена и сестра, покровительствовавшая супружеской любви и материнству, Хор – сын Исиды и Осириса, символизировавший победу жизни над смертью, а также защищавший фараона бог Солнца Ра, боги Птах и Тот, бог Амон – покровитель царской власти, вершитель политических судеб. Египетские фараоны также почитались как боги: они имели храмы, штат жрецов, им полагались жертвоприношения.

Политическая история Древнего Египта влияла на религиозные предпочтения египтян. Со сменой столичных центров глава египетского пантеона богов изменялась, так как местные боги возводились в ранг общегосударственных. К примеру, Птах – главный бог Мемфиса – столицы Египта в период Древнего царства – уступил своё место богу из Гелиóполя – Ра. Когда возвысились Фивы (эпоха Среднего царства), то местный бог Амон приобрёл дополнительные функции бога Ра и, официально став владыкой богов, стал почитаться под именем Амон-Ра.

Обилие египетских богов, изменение их положения в божественной иерархии, переплетение их главных функций вызвали крайне важно сть упорядочить религиозные представления, придать им организованный, структурированный вид. Сложная работа по систематизации египетского пантеона богов была проведена жрецами наиболее крупных религиозных центров Египта и отражена в египетской мифологии.

2. Мифология. Основными источниками по мифологии Древнего Египта являются:

а) Тексты Пирамид, вырезанные на внутренних стенах коридоров и погребальных помещений пирамид фараонов V и VI династий (XXVI–XXV вв. до н. э.); они состоят из ритуалов, заклинаний и гимнов, относящихся к погребению и перевоплощению царя Египта;

б) Тексты Саркофагов, записанные на внутренних стенках деревянных саркофагов в период между VIII и XVII династиями (XXII–XIX вв. до н. э.) и рассчитанные на обожествление и вечную жизнь погребённых в саркофагах; они содержат главным образом описание представлений египтян о загробной жизни, космогонии (сотворении мира) и содержание мифа об Осирисе, связанные с заупокойным ритуалом;

в) Книга Мёртвых – египетская Библия, сборник текстов, образовавшихся на базе заупокойных ритуалов в эпоху Нового царства и заменивших вышедшие из обихода Тексты Саркофагов;

г) религиозные гимны и тексты мифов, надписи на стенах храмов;

д) заговоры, заклятия и другие магические тексты, содержащие сказания о богах, при помощи уподобления которым египтяне надеялись обеспечить благополучные исходы болезней или предохранить себя от несчастий;

е) храмы, гробницы, культовые статуи, мумии священных животных, предметы ритуала, рельефы и стенные росписи.

Религия и мифология древних египтян - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Религия и мифология древних египтян" 2017, 2018.

Геб вступил в тайную связь со своей сестрой богиней неба Нут, но связь эта была открыта ревнивым Ра, который проклял Нут и объявил, что она не сможет разрешиться от бремени ни в одном из месяцев года. Однако бог мудрости Тот, тоже влюбленный в богиню, в награду за ее благосклонность к нему стал играть в шашки с Луной и каждый раз выигрывал 1/70 часть ее света. Эти части, сложенные вместе, составили пять дней, которые он и добавил к 360 дням прежнего года.

Рождение Осириса

  1. В первый из этих дней Нут родила Осириса, и в момент его прихода в мир некий голос возвестил, что «родился властелин всей земли».
  2. Во второй день родился Хор.
  3. На третий день в мир пришел Сет. (Он не появился, как положено, в свое время , а вышел из бока матери через рану, которую нанес ей).
  4. На четвертый день в болотах Дельты родилась Исида, а в последний - Нефтида. (Что касается их отцов, то первые двое были зачаты Ра, Исида - Тотом, а Сет и Нефтида - Гебом).
  5. Позже Сет взял в жены Нефтиду, а Осирис - Исиду.

Происходившие от богов дети Нут поначалу должны были жить на земле среди людей как простые смертные, хотя и заняли здесь далеко не последнее положение.

Мифология и религия древнего Египта

Осирис стал первым царем Египта, а также первым просветителем и вероучителем человечества. Он был мудрый правитель - следуя его наставлениям, народ вышел из нищеты и варварства. Осирис научил египтян земледелию, садоводству и виноделию, врачебному искусству и строительству городов, дал им основной свод законов. Он также обучил их почтительности к богам, которой они раньше не имели, и культовому служению.

Когда Египет благодаря Осирису стал процветающей и преуспевающей страной, брат Сет задумал лишить Осириса власти и при помощи хитрости убил его. Это злодеяние он усугубил новым - разрубил тело несчастного и разбросал его куски по всей стране.

Однако жена Осириса, его сестра Исида, сумела разыскать их. Ра, сжалившись над ней, послал на землю шакалоголового бога Анубиса. Тот собрал члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. После этого Исида в виде соколицы опустилась на труп мужа и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора.

Вероломный Сет долго разыскивал племянника, чтобы убить, но так и не нашел. Исида вскормила и воспитала сына, скрываясь от всего мира в болотах Дельты. Когда же Гор вырос и возмужал, он вызвал обидчика на суд богов и потребовал вернуть ему наследство Осириса.

После длительной тяжбы, продолжавшейся 80 лет, боги признали иск Гора справедливым и удовлетворили его. Гор стал новым царем Египта и сумел воскресить отца, дав ему проглотить свое волшебное око. Однако Осирис не пожелал возвращаться на землю - он остался в Преисподней царем мертвых, предоставив Гору царствовать над живыми.

История религии древнего Египта

Таков в общих чертах миф об Осирисе. Из него сложилась религия древнего Египта . Его содержание известно нам по книге греческого историка Плутарха, по нескольким египетским папирусам и по бесчисленным изображениям.

Древние египтяне могли и непосредственно видеть страсти Осириса во время священных мистерий. Можно понять, почему его судьба так волновала их. Ведь Осирис воплощал в их глазах идею существа, бывшего одновременно богом и человеком, испытавшего во время жизни на земле страдания и гибель и потому способного сочувствовать им в их болезнях и смерти .

Если поначалу в Осирисе видели бога умирающей и воскресающей природы, то в дальнейшем на первый план в нем выступили черты бога, дарующего бессмертие .

Египтяне верили в то, что и они, признававшие учение Осириса, разделят с ним его победу над смертью, вновь ожив для загробного бытия. С каждым поколением значение обожествленного Осириса становилось все больше и больше. И религия древнего Египта укреплялась в народе.



Уже в XXV в. до Р.Х. его почитали во всех уголках Египта, а спустя тысячу лет Осирис сделался чем-то вроде национального бога - ему приписали атрибуты великих космических богов старших поколений, и он считался теперь не только богом и судьей умерших, но также создателем мира и всего сущего. Будучи, согласно мифам, сыном Ра он оказался теперь во многих отношениях более великим и занял место рядом с отцом на небесах.

В позднейшие времена Осириса стали считать источником и началом богов, людей и вещей. В некоторых своих ипостасях Осирис отождествлялся с Нилом, Ра и другими богами. Но прежде всего вокруг фигуры Осириса кристаллизовались все представления египтян о загробном, потустороннем мире.

Мы имеем достаточно точное понятие о них благодаря сборнику заупокойных текстов, имеющих условное название «Книга мертвых» (С глубокой древности эти тексты записывали на стенах пирамид или гробниц, но в своем законченном виде сборник сложился только в VII-VI вв. до Р X., когда был составлен канон из 165 изречений).

Египтяне верили в несколько душ у человека

Согласно верованиям египтян, человек помимо физического тела (оно называлось хат - этим словом обозначали все то, чему присуще разложение) обладал еще и несколькими душами. Хат помещали в гробницу после мумификации и предохраняли от смерти с помощью амулетов, магических церемоний, молитв и формул.

С телом особым образом был связан ка - духовный двойник человека, его жизненная сила. Ка рождался и рос вместе с человеком, имел его недостатки и достоинства. Он мог существовать и независимо от физического тела, свободно перемещаться по земле или возноситься на небо и там беседовать с богами. Египтяне полагали, что он мог есть, пить, наслаждаться ароматами благовоний.

Наконец существовало еще ба, или высшее сознание в человеке, вместилище его чистых идей. Ба обладало способностью становиться телесным или бестелесным, однако считалось, что оно было эфирной субстанцией.



Ба могло оставить гробницу и подняться на небеса, где, согласно верованиям египтян, наслаждалось вечным существованием во всем его великолепии. В некотором роде оно являлось вместилищем жизни. Когда ба возвращалось в тело, человек оживал.

Египтяне верили, что после смерти человека тело его пребывало в преисподней у Осириса:

  • Ба - на небе, куда оно отлетало, стремясь воссоединиться с первоисточником жизни - Солнцем-Pa.
  • А дух ка жил в гробнице.

Основной целью заупокойного ритуала было магическое воскрешение хат умершего. Для этого было необходимо:

  1. Сохранить тело в таком состоянии, чтобы ба и ка могли с ним соединяться.
  2. Обеспечить существование ка в гробнице.
  3. Найти душу ба, вернуть ее в тело и оживить последнее.

Все это достигалось мумификацией трупа, строительством гробницы, жертвоприношениями и особыми погребальными ритуалами.

В древности посмертная судьба человека определялась главным образом состоянием гробницы и заупокойным культом. Поэтому строительство гробницы было главной заботой тех египтян, которые имели средства на сооружение вечного дома.

Усыпальницы фараонов и «Книга мертвых»

Фараоны начинали строить гробницы с первых дней правления, а многие вельможи в древнеегипетских документах указывали на сооружение усыпальницы как на важнейшее событие своей биографии. К этому обязывала религия древнего Египта .

В связи с этим надо помнить, что гробница для египтян была не саркофагом, не склепом в нашем смысле слова, а - домом. Художники и скульпторы изображали на ее стенах покойника в лучшие годы его жизни, в расцвете сил. Его окружали портреты жены, детей, слуг, красочные картины пиров, плясок, жертвоприношений. Там рисовали виллы и зернохранилища, камыши и птиц, стада коров и овец. Все это, по глубокому убеждению египтян, в известные моменты оживало, и покойник, попадая в привычную обстановку, мог наслаждаться вечным счастьем в своей гробнице-доме.

Позже возникло представление о посмертном воздаянии. Судьба умершего ставилась в зависимость от того, какой приговор вынесет ему Осирис и другие боги, участвовавшие в суде.



Особую проблему представляла дорога на это судилище. Путь умершего пролегал через множество областей подземного мира и через многие чертоги, двери которых охранялись враждебными существами. Ему также необходимо было переправляться в ладье через подземные реки, получать помощь от богов и властителей разных областей.

«Книга мертвых» обеспечивала его текстами и формулами, которые следовало повторять вслух для достижения цели. Но эти формулы оказывались бессильными перед очами всезнающих судий. Тут защитой умершему служила только праведно прожитая жизнь.

125-я глава «Книги мертвых» содержит длинный перечень грехов, за которые следовало наказание. Покойный соответственно должен был уверить судий в том, что он их не совершал.

Он говорил: «Я не делал зла... Я не лгал никому... Я не ловил в силки птиц богов... Я не отводил течение воды... Я не крал... Я не уменьшал жертв… Я не восставал... Я не говорил зла против царя... Я не презирал богов...».

Суд Осириса

Слова его, впрочем, не принимались на веру. На одном из египетских рисунков мы можем видеть изображение загробного суда. Осирис сидит на троне, в короне, с жезлом и плетью царя. Наверху изображены 42 бога различных областей Египта, которые образуют судилище. В центре зала суда стоят весы, на которых боги Гор и Анубис взвешивают сердце покойного.



На одной чаше весов находится сердце, на другой - статуэтка богини правды. Если сердце и правда весили не одинаково, покойника пожирало страшное чудовище Амамат. Но если чаши весов уравновешивались, покойный признавался оправданным и его душа могла вознестись на небо и разделить с богами небесные наслаждения. Причем она не просто пребывала вместе с Ра в его ладье, но и сливалась с ним.

В главе 42 «Книги мертвых» умерший говорит: «Нет членов моего тела, которые бы не были членами бога. Бог Тот соединил мое тело, и я есть Ра день за днем».

Следует подчеркнуть, что по мере расширения представлений о могуществе Осириса, его культ становился все более демократичным. Если в древности Осирис являлся по преимуществу царским богом (и каждый фараон, умирая, уподоблялся Осирису, а его наследник - Гору), то в дальнейшем каждый египтянин, обращаясь с молитвой к своему умершему отцу, называл его Осирисом, а себя Гором.

В позднейших заупокойных текстах любой умерший объявлялся тождественным с Осирисом. Это отождествление имело мистический смысл - в плане причастности всех людей к природе божества. Таким образом, осирическое учение пришло к очень важному представлению о всеобщем равенстве людей перед нелицеприятным судией мертвых.