» »

Как пророк мухаммад относился к своим женам. Хадисы о животных

23.03.2024
О милосердии по отношению к животным

8.1. Пророк Мухаммед учил проявлять милосердие не только к людям, но и к животным. Однажды он рассказал поучительную историю о добродетельном человеке и собаке.

Путник долго шел по раскаленной пустыне, страдая от невыносимой жажды. И вот, наконец, он увидел колодец. Но для того, чтобы добраться до воды, ему пришлось спуститься на самое дно колодца. Напившись всласть, он с величайшим трудом выбрался наружу и, освеженный, хотел было продолжить неблизкий путь, но вдруг увидел перед собой приплевшуюся невесть откуда собаку. Изнывающий от жажды пес без сил повалился на горячий песок и от безысходности принялся глотать пыль. Увидев это, путник подумал:

Собака изнывает от жажды так же, как изнывал я сам.

Поэтому он вновь спустился в глубокий колодец, набрал воды в полу одежды и, зажав ткань в зубах, чтобы не расплескать драгоценную влагу, поднялся на поверхность и напоил собаку.

За это Аллах отблагодарил его и простил ему все грехи, - заключил свой рассказ пророк.

Его слушатели спросили:

Посланник Аллаха, а мы получим награду за доброе обращение с животными?

Награда Аллаха даруется за помощь любому живому существу, - подтвердил пророк.

8.2. Пророк Мухаммед поведал об одной женщине, которая рассердилась на свою кошку и продержала ее взаперти до тех пор, пока та не умерла от голода. Вскоре после этого умерла и сама хозяйка кошки. И тогда Аллах напомнил ей о ее жестокости:

Ты заперла ее и не кормила, не давала ей даже воды. Ты не выпустила ее и не позволила ей питаться хотя бы растениями, которые рождает земля.

За это злая женщина попала в Огонь.

8.3. Однажды посланник Аллаха проходил мимо двора, где стоял шум и слышались жалобные крики животного, и доносился запах паленого мяса и шерсти. Хозяин только что приобрел его и решил поставить ему клеймо на самое видное место, то есть морду. Животное кричало от боли, и от его обожженных ноздрей еще поднимался дым. Сердце пророка сжалось при виде этой сцены, и он вскричал:

Да падет проклятие Всемогущего Аллаха на того, кто творит такие вещи. Аллах запрещает ставить отметины на лицо и бить по нему, и это относится не только к людям, но и к животным.

Сам же пророк не клеймил своих животных железом, но метил их смолой.

8.4. Однажды к пророку Мухаммеду пришел человек и сказал:

О посланник Аллаха, я собирался заколоть овцу, но не смог сделать этого.

Почему? - спросил его пророк.

Мне стало жаль ее, - признался тот.

Пророк остался доволен его ответом и дважды произнес:

За то, что ты проявил милосердие по отношению к овце, Аллах проявит милосердие по отношению к тебе. В Судный День Аллах проявит милосердие ко всякому, кто проявляет милосердие, даже по отношению к животному, предназначенному на заклание.

8.5. Однажды пророк Мухаммед увидел, как мальчик нашел птичье гнездышко и взял из него яйца. Согнанная с гнезда птичка отважно бросилась защищать своих будущих птенцов. Она кружилась над головой мальчика и хлопала крыльями, надеясь, что он испугается и вернет яйца на место.

Тогда посланник Аллаха, тронутый горем маленькой птички и ее мужеством, велел мальчику положить яйца на место.

Верни их из милосердия к этой птице, - сказал он.

8.6. Однажды посланник Аллаха со своей женой Аишей ехали на верблюдах. Вдруг верблюд, на котором сидела Аиша, начал упрямиться, не подчиняясь хозяйке, а затем и вовсе остановился. Аиша рассердилась и ударила животное плетью.

Пророк заметил это и сказал:

Прекрати! Животное требует мягкого обращения. Воистину, если человек проявляет мягкость, она служит ему украшением, а если он груб, то это лишь позорит его.

8.7. Посланник Аллаха запрещал мучить животных и срезать с них куски мяса, пока они не умерли. Чтобы образумить нетерпеливых, он говорил:

Любой кусок, отрезанный от живого животного, является мертвечиной и непригоден в пищу.

8.8. Уча своих последователей гуманному обращению с животными, порок Мухаммед говорил:

Не наказывай того, что создано Аллахом!

8.9. Посланник Аллаха проклинал людей, когда они, забавы ради, превращали живых существ в мишени для стрельбы из луков.

Не может быть мишенью то, в чем есть дух! - говорил он.

8.10. Посланник Аллаха запрещал убивать скот и других домашних животных, включая птиц, закидывая их камнями, загнав их куда-то, связывая или удерживая в каком-то месте. Обреченное на смерть животное не должно подвергаться истязанию.

Награда за доброе отношение к животным

8.11. Однажды пророка Мухаммеда спросили:

О посланник Аллаха! Неужто награду можно получить и за доброе отношение к животным?

Всемогущий Аллах непременно наградит вас за доброе отношение ко всему живому, - ответил он.

О блохах

8.12. Однажды, когда мусульмане сидели с пророком Мухаммедом, на одного из них напали блохи, и он, не выдержав, громогласно проклял этих докучливых насекомых.

Не проклинай их, - попросил его пророк. - Однажды блоха вовремя разбудила меня, чтобы я смог сотворить молитву.

О верблюдах

8.13. Легко представить себе, как высоко ценились ездовые животные - верблюды и лошади - в арабском мире во времена пророка Мухаммеда. Поэтому однажды посланник Аллаха сказал:

Тот, кто расходует деньги на содержание лошадей и использует их в праведных целях, подобен человеку, постоянно подающему садаку.

8.14. Однажды мимо пророка Мухаммеда прошел мусульманин, ведя в поводу верблюда. Верблюд выглядел очень странно: шерсть его скаталась в комки, глаза были совсем тусклые, он спотыкался чуть ли не при каждом шаге, с трудом переставляя ноги, но самым ужасным было то, что живот несчастного животного так подтянуло от голода, что он буквально прилип к хребту.

Посланник Аллаха подозвал к себе хозяина верблюда и сурово отчитал его за жестокое обращение с бедным животным, а на следующей же проповеди сказал:

Побойтесь Аллаха в том, что касается обращения с этими бессловесными животными! Вы ездите на них верхом и возите на них грузы, если они здоровы, вы делите их мясо и пользуетесь их шерстью, если они здоровы.

8.15. Однажды пророк Мухаммед зашел в рощу, принадлежавшую одному из ансаров, и неожиданно увидел там стреноженного тощего верблюда. Верблюд тоже увидел пророка, потянулся к нему головой и жалобно закричал. Посланник Аллаха подошел, чтобы успокоить разволновавшееся животное, и увидел, что в глазах верблюда стоят слезы. Пророк ласково погладил его по опавшему горбу и по голове и отправился искать его хозяина.

Чей это верблюд? - спрашивал он каждого встречного.

Наконец, к нему подошел молодой человек из числа ансаров и сказал:

Он - мой, о посланник Аллаха!

Пророк укоризненно взглянул на молодого мусульманина и воскликнул:

Неужто, владея этим верблюдом, ты не боишься гнева Всемогущего Аллаха, отдавшего его в твою власть? Поистине, твой верблюд пожаловался мне, что ты моришь его голодом и истязаешь непосильным трудом!

С тех пор жизнь несчастного верблюда сказочно изменилась, потому что пристыженный молодой хозяин стал заботиться о нем, как полагается.

8.16. Посланник Аллаха понимал, что любое далекое путешествие, тем более по пустыне, тяжело не только для людей, но и для верблюдов. Потому, наставляя тех, кому предстояло пуститься в дальнюю дорогу, он говорил:

Если ваш путь будет пролегать там, где растет трава, остановитесь и дайте верблюдам попастись, и не торопите их. Если же ваш путь будет пролегать по бесплодной земле, ускоряйте там ход и старайтесь побыстрее добраться до места, пока ваши верблюды окончательно не выбьются из сил.

8.17. У пророка Мухаммеда была любимая верблюдица Адба, такая резвая, что никто не мог ее обогнать. Но однажды приехал бедуин на верблюде, который бегал быстрее Адбы. Мусульмане, увидевшие, что их любимый пророк ездит не на самом быстром животном, очень огорчились и утешились только тогда, когда посланник Аллаха сказал:

Воистину, что бы ни возвысилось в этом мире, Аллах обязательно принизит его.

Об овцах

8.18. Пророк Мухаммед высоко ценил оседлый образ жизни. Он не раз говорил, что гордыня и надменность коренятся в людях, владеющих верблюдами и лошадьми, то есть в представителях кочевых племен, бедуинах. Спокойствие он связывал с народами, ведущими оседлый образ жизни и разводящими овец.

Одна овца в доме - благодать, две овцы - двойная благодать, - говорил он об овцах, неприхотливых животных, дававших и шерсть, и молоко, и мясо, - а еще больше овец - тем более благодать.

О кошках и собаках

8.19. Пророк Мухаммед запретил торговлю кошками и собаками, за исключением охотничьих.

О животных, отданных в залог

8.20. Посланника Аллаха спросили, какие права имеет мусульманин по отношению к животному, отданному ему в залог.

Если верблюд получен в залог, то мусульманин может ездить на нем, пока он содержит его. Если дающая молоко скотина получена в залог, то мусульманин может пить ее молоко, пока он содержит ее. Но тот, кто ездит верхом и пьет молоко, обязан содержать животных.

О крике животных

8.21. Однажды пророка Мухаммеда спросили, отчего иногда ни с того ни с сего кричат животные.

Пророк ответил, что петухи кричат оттого, что видят ангелов, поэтому, услышав пение петуха, нужно просить Аллаха о какой-либо милости. А если вдруг заревет осел или залает собака, то следует немедленно просить Аллаха о защите, потому что эти животные предупреждают о приближении шайтана.

Воистину, - говорил посланник Аллаха, - у Всемогущего Аллаха есть животные, которых он ставит на стражу. Они видят то, чего вы не видите.

О сходстве людей и животных

8.22. Однажды пророку Аллаха рассказали о том, как в один дом приехал гость. У хозяев была собака, которая недавно ощенилась, и по двору бегали ее отпрыски.

Увидев, что к дому приближается незнакомый человек, собака начала лаять, предупреждая хозяев о появлении чужого. Хозяева вышли во двор и сказали ей:

Не лай, это наш гость.

Собака послушалась и умолкла. Но ее щенки продолжали лаять на гостя.

Выслушав эту историю, посланник Аллаха заметил:

Это напоминает общество людей, в которой глупцы одерживают верх над умными.

8.23. Увидев взрослого мужчину, гоняющегося за голубем, пророк с глубоким презрением сказал:

Шайтан гоняется за шайтанкой.

О мышах

8.24. Однажды пророк Мухаммед проснулся среди ночи от слабого шума и, приглядевшись, увидел, что в комнату пробралась мышь. Одна из рабынь тоже заметила мышь и решила прогнать ее, но пророк остановил ее, сказав:

Оставь ее в покое!

Мышь тем временем стащила фитиль и бросила его на ковер. И фитиль тотчас же прожег в нем круглую дырку. Увидев это, посланник Аллаха повелел:

Перед отходом ко сну нужно гасить огонь. Не давайте шайтану возможности устроить в доме пожар.

А зловредную мышь, которая могла погубить всех, кто находился в доме, пророк проклял, после чего дозволил убивать мышей.

В исламе отношения между мужем и женой это крепкая связь, которая подпитывается добротой, любовью и милосердием. Аллах говорит об этом в Коране:

«Среди Его знамений то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом знамения для людей размышляющих» (30:21).

Пророк Мухаммад (мир ему) является примером для мусульман в каждой сфере жизни. Когда ты читаешь об отношении пророка (мир ему) к его женам, ты поражаешься тому уровню заботы, мягкости, любви и сострадания, которое он (мир ему) проявлял по отношению к ним. Следующая коллекция хадисов является отражением наилучшего поведения по отношения к женам:

Она заслуживает лучшего отношения.

«Самой полноценной верой обладает тот из вас, чей нрав самый лучший, и лучший из вас тот, кто хорошо относится к своей жене».

  1. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

«Лучший из вас тот, кто лучший для своей жены, и я – лучший из вас отношением к своим женам».

  1. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

«Пусть ни один верующий мужчина не питает ненависти к верующей жене, так как, если вам не нравится что-либо из её поведения, то довольствуйтесь другими её (хорошими) качествами».

  1. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

«Мирские блага – это временное удовольствие, лучшим из которых является праведная жена».

Выражайте свою любовь

  1. Анас передал, что как-то спросил пророка (мир ему): «Кто самый любимый для тебя, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Аиша». «А кто из мужчин, посланник Аллаха?» Он ответил: «Её отец, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах».
  2. Аиша сказала: «Ни к одной из жен Пророка, мир Ему, я не ревновала так, как к Хадидже, хотя я никогда не видела ее. Иногда он приносил в жертву овцу, разделывал ее на части и отсылал подругам Хадиджи».

Пророк говорил, что ее любовь была дарована ему Аллахом.

Любовь – в действии

  1. Аиша сообщила, что когда она пила из какого-либо сосуда, он брал этот сосуд, ставил губы туда, где прикасалась она, и пил из него.
  2. Передают со слов Анаса, что у Посланника Аллаха (мир ему) был сосед перс, который хорошо готовил бульон. Однажды он приготовил его для Посланника Аллаха (мир ему), а потом пришел, чтобы пригласить его. Пророк (мир ему) спросил: «А ее ты приглашаешь?», имея в виду Аишу. Тот сказал: «Нет». Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Тогда и я отвечу нет». Потом он снова пришел приглашать его, и Посланник Аллаха (мир ему) спросил: «А ее?» На третий раз тот сказал: «Да», и тогда оба они встали и шли друг за другом, пока не дошли до дома соседа.
  3. Аль-Асвад рассказывал о том, что он спросил Аишу, что делал Посланник Аллаха дома? Она ответила: «Он помогал домашним, а когда наступало время намаза, то совершал омовение и выходил на намаз».

Совместное веселье

  1. Аиша рассказывала, что возвращаясь из похода, она и Пророк (мир ему) отстали от остальных. И они побежали наперегонки, чтобы догнать их. Аиша прибежала первой.

Несколько лет спустя, когда Аиша вновь отправилась в поход с Посланником, возникла подобная ситуация, и он снова захотел состязаться с ней. К тому времени она уже повзрослела, поправилась, и он обогнал ее. Затем рассмеялся и сказал: «Это тебе за тот раз, когда ты меня опередила».

  1. Также Аиша рассказывала: «То был праздничный день и эфиопы играли щитами и копьями, я попросила Пророка (мир ему) посмотреть, и он поставил меня позади себя, так что моя щека касалась его щеки, и сказал: «Продолжайте, сыны Арфада!». А когда мне это наскучило, он спросил: «Достаточно?» Я ответила, что да, и тогда он сказал: «Ну тогда иди!»

Любовь, выходящая за переделы времени

  1. Иногда Пророку приносили дары, он говорил: «Отнесите эти дары к дому такой-то женщины, подруги Хадиджи».
  2. Аиша говорит: «Посланник Аллаха всегда вспоминал Хадиджу, и так часто, что я однажды не выдержала и сказала: «О, Посланник Аллаха! Хадиджа была всего лишь пожилой женщиной. Аллах ведь дал тебе жену лучше, чем она». Пророк, разгневавшись, сказал: «Клянусь Аллахом! Хадиджа была самой лучшей. Она уверовала, в то время как другие пребывали в неверии. Она поддержала меня, тогда как другие отвергли, она предоставила своё имущество в моё распоряжение, в то время как никто не делал подобного. И Всевышний Аллах продолжил мой род через неё…!»

» (Рияд ас-Салихин 183/3; 245/2; Сахих аль-Бухари 13).

Ему же принадлежит высказывание: «Тому, кто поможет своему брату по вере в трудный момент, Аллах поможет в Судный День, ибо Аллах всегда помогает человеку до тех пор, пока он помогает другим » .

Приветствовать других людей – означает распространять мир

Лгать или нарушать обещание является проявлением лицемерия

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, у кого есть четыре качества, является полным лицемером, и у кого будет одно из этих качеств, тот будет иметь одно качество лицемера до тех пор, пока не избавится от него: 1. Когда ему доверяют, он предаёт доверие . 2. Когда он говорит, то лжёт . 3. Когда он заключает договор, то нарушает его . 4. Когда он спорит , то бывает вероломным » .

Пророк ﷺ призывал к умеренности и рациональному мышлению

Он призывал к умеренному образу жизни и рациональному мышлению. Сообщается, что трое мужчин пришли к его дому, чтобы спросить у него о том, как он совершает поклонение Аллаху . Пророка ﷺ не было дома, и его жена поговорила с ними. Из беседы с ней они поняли, что Посланник Аллаха ﷺ не поклонялся так много, как они того ожидали от Пророка ﷺ . В соответствии с их пониманием, они полагали, что набожный человек должен провести жизнь в безбрачии . Также они полагали, что кроме ежедневных пяти молитв , каждую ночь следует проводить, совершая молитву и ﷺ призывал к поддержанию правильного баланса духовного и физического. Тело и душа должны быть равнозначно удовлетворены в рамках дозволенных способов.

Пророк ﷺ призывал использовать религию для того, чтобы улучшить и облегчить жизнь , а не для того, чтобы усложнять её. Также он призывал людей следить за своим телом и быть умеренными в употреблении пищи . (Это является частью из наставлений Пророка ﷺ о том, что желудок должен быть заполнен на две трети: одну треть желудка следует заполнить едой, вторую жидкостью и третью сохранить пустой для дыхания .)

Пророк ﷺ был противником насилия

Посланник Аллаха ﷺ никогда не прибегал к насилию как средству доведения до людей слова Аллаха и никому не навязывал религию. Хотя он

Пророк Мухаммад ﷺ уважал мнение других людей. Всякий раз, когда Пророк ﷺ давал своим сподвижникам указания, которые могли быть поняты по-разному, он одобрял все принятые ими решения (при условии, что это решение было в рамках исламского закона).

Когда в адрес Амра бин Аса прозвучала критика в связи с тем, что он руководил молитвой без омовения , Посланник Аллаха ﷺ выслушал его и одобрил его решение. Амр пояснил, что в ту ночь было холодно, и он боялся сделать омовение , полагая, что может заболеть.

Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) сказал, что он служил Пророку Мухаммаду ﷺ в течение десяти лет и Пророк ﷺ ни разу не спросил его, почему ты поступил так и почему не поступил иначе.

Взято из книги «Мухаммад – Человек, Лидер и Посланник Аллаха »

Согласно мусульманскому вероучению Имса ибн Мамрьям аль-Масимх (Иисус сын Марии ) -- пророк и посланник Аллаха. Его зачатие произошло без отца и в этом он уподобляется Адаму Коран, 3:59.

Коран повествует о многих эпизодах из жизни пророка Исы, о его рождении, деяниях и событиях, с которыми он сталкивался. Мусульмане считают, что в настоящее время Инджиль (Евангелие), которое Аллах ниспосылал своим внушением пророку Исе, сохраняет за собой лишь имя, тогда как подлинный смысл его утрачен, поскольку иудееи не приняли призыва пророка Исы, и лишь малое число его сподвижников -- апостолов последовали за ним.

Пророк Иса творил великие чудеса, но при этом напоминал людям, что он совершает это только по воле и соизволению Господа. Число уверовавших в откровения пророка Исы стало увеличиваться, особенно среди униженных и притесняемых. И первосвященники и книжники стали искать пути, как избавиться от него. В Коране утверждается, что Иса не умер на кресте, поскольку Аллах избавил его от палачей и вознес к Себе Коран, 4:157-158. Корану чужда проблематика искупления, поэтому вполне закономерно отрицание распятия, смерти, а следовательно, и воскресения.

Иса - “только посланник, прошли до него уже посланники” Коран, 5:75, но наделенный особыми привилегиями, исключительным достоинством:

“Мессия Иисус, сын Марии, есть только посланник Бога, есть Слово Его, низведенное Им в Марию, есть дух Его” Коран, 4:171.

Ису отличает от других пророков, в том числе и Мухаммеда, то, что он был рожден от Девы, что он был взят Богом на небо живым, и то, что его, как и его мать, не коснулся при рождении сатана:

“Ни один младенец не рождается без того, чтобы не коснулся его сатана, и кричит он от этого прикосновения сатаны, не случилост этого только с сыном Марии и матерью его” А. Журавский. Ислам, с. 150

Также Иса должен вернуться на землю перед концом света, чтобы вступить в борьбу с Джадалом (Антихристом) и победить его, а в день Воскресения он будет свидетельствовать против заблудших иудеев и христиан.

В свою очередь Мухаммед говорит о себе как о мировом вестнике для всего человечеству; в Коране утверждается, что сам Аллах и все ангелы небесные ниспослали ему свое благословение Коран, 33:56; его называют прощением (милосердием) всего человечества (рахматан лилаламин), посланным Аллахом; печатью всех пророков и апостолом Аллаха Коран, 33:40. Мусульмане говорят, что он посвятил всю свою жизнь, самую благородную и правдивую, какую когда-либо проживал человек, служению человечеству.

Абу Хурайра рассказывает, что посланник Аллаха (да пребудет он с миром) сказал так: «Из всех людей и пророков, принадлежавших одной религии, я более схож с Иисусом Христом, и ни один пророк не поднимался между мной и Иисусом… Я буду превосходящим среди потомков Адама в День Воскресения Мертвых, и я буду первым просителем и первым, чье прошение будет принято (Аллахом)» Ас-Сахих Муслима, том 4, с. 1230.

Однако с христианской точки зрения сравнивать их просто нельзя, поскольку Иисус является Сыном Божиим и второй ипостасью Троицы.

Христос учил: « Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» Лк. 6:27-28.

Образ же Мухаммеда, несмотря на свое величие, в некоторой степени пострадал от историй раннего ислама, которые повествуют о том, как с его «божественного» одобрения совершались убийства врагов, многие из которых не причинили ему особенного вреда (например, авторов памфлетов, высмеивающих Мухаммеда или полемизирующих с ним). Если добавить сюда военные действия, которые вел Мухаммед, а также количество его жен (их, по разным оценкам, было от 15 до 23), то пророк, опять-таки, с христианской точки зрения, показал, что он в той же степени нуждается в искуплении Спасителя, как и любой другой человек.

Многоженство Мухаммеда долгое время являлось мишенью для критики со стороны западных и христианских ученых. Мухаммеду было около пятидесяти, когда он связал себя узами брака с Айшой, которой, по преданию, было только девять лет. Она была дочерью его ближайшего товарища Абу Бакра. Но ни один брак пророка не вызывает большего количества пересудов, чем его женитьба на своей разведенной двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахш, которая до этого была женой его приемного сына Зейда ибн Хариса.

Мусульмане же, со своей стороны, представляют Мухаммеда идеальным мужем, который всегда относился к своим женам абсолютно честно и справедливо. Вероятно, у жен пророка не было достаточно веской причины жаловаться на него, однако нельзя не заметить, что между женами не утихали разногласия, заговоры и ревность.

Коран порой проявляет самое благосклонное отношение к христианам. В нем предсказана победа византийских христиан над персами-язычниками Коран, 30:4 и описываются ранние христиане. Они представлены как истинно верующие люди. Коран одобряет монахов и священников, охраняющих монастыри и церкви от разрушения, «в которых имя Бога поминается сполна» Коран, 22:40.

Но со временем отношение Мухаммеда к христианам сменилось на антагонизм, вероятно, оттого, что они отказались признать его в пророком и сомневались в достоверности Корана. В Коране стали появляться такие строки:

О вы, кто верует! Себе в друзья и покровители вы не берите ни иудеев, ни христиан, они -- друзья один другому. А тот из вас, кто их берет в друзья, тот сам -- из их числа Коран, 5:51.

В год, когда армии мусульман столкнулись на севере от Медины с военными силами Византии, враждебность Мухаммеда к христианам достигла своего апогея. В предании говорится, что Коран гневно осуждает их куфр (наверие в Аллаха) за веру в божественность Христа, а также за веру в триединое Божество (сура 5:75-76). Куфр -- обвинение, обычно направляемое только в адрес идолопоклонников. Последние записанные слова пророка отмечают рост неприятия Мухаммедом Людей Библии в конце его жизни:

Умар б. ал-Хаттаб повествует, что он слышал, как посланник Аллаха (да пребудет он с миром) сказал: «Я изгоню иудеев и христиан с Аравийского полуострова и никого не оставлю здесь, кроме мусульман» Ас-Сахих Муслима, том 3, с. 965.

Вплоть до настоящего времени часть мусульман с подозрением и недоверием относятся к двум другим монотеистическим вероисповеданиям. Возможно, Мухаммед так и не понял причину отказа иудеев и христиан признать его, в результате чего ислам исторически поставил себя в оппозицию к иудаизму и христианству вместо того чтобы мирно с ними сосуществовать Джон Гилкрист “Мухаммед - пророк Ислама”, гл. 3 Изд. Заман, 2001.

Века полемики, несомненно, наложили свою печать на отношение мусульман к Христу христиан et vice versa. Необходимо понять, что в лучших образцах своего благочетия ислам не столько полемихирует с христианством по поводу Христа, стремясь, как это кажется христианам, умалить Его достоинство, сколько ревнует о Христе, о своем Христе, как и о своей Марии. Как бы ни были чужды для христиан эти взгляды, необходимо понять, что Иисус для мусульман значительно больше, чем один из пророков, посланных Богом к народам Израиля (как это может показаться при поверхностном чтении Корана), больше рядового эпизода в истории пророков. Как второй Адам, Он объемлет все человечество; как знамение для миров и людей вместе со Своей Матерью, Он освещает всю историю человечества, включаи и историю мусульманской общины; как знамение Часа, Он завершает на земле божественный замысел истории А. Журавский. Ислам, с. 164.

Как и вся жизнь Пророка (мир ему и благословение), так и его отношение к женам является примером для каждого мусульманина

Пророк (мир ему и благословение) относился к своим женам с уважением

Пророк(мир ему и благословение) уважительно относился к своим женам. Ценил иуважал их мнение, говорил им об их хороших качествах, о достоинствах ивсемерно выражал свою любовь и нежность. ОН сажал их рядом с собой.Когда Он видел какую-нибудь из своих жен плачущей, Он нежно успокаивалее, вытирая слезы своими руками.

Когда Пророк (мир ему иблагословение) был в одном из своих путешествий, черный мальчик,которого звали Анджюша, припустил ведомое им животное вскачь. ТогдаПосланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ему: «Анджюша,потише! Вези (моих жен) как хрусталь!». Настолько бережно Он относилсяк своим женам. После полуденного намаза Пророк (мир ему иблагословение) посещал каждую из супруг, справлялся об их здоровье иделах. Он не пропускал ни одного дня, чтобы не посетить своих жен. Дажев день, когда Он женился на Зейнаб бинт Джахш, то зашел к каждой своейжене, интересуясь состоянием ее дел. И каждая Его супруга поздравилаЕго. Если же ночью Он вставал и шел к одной из жен, чтобы узнать, какона себя чувствует, то, не желая кого-нибудь обидеть, заходил и кдругим, стараясь одинаково ровно относиться ко всем. Айша рассказала отом, что после совершения Сунны утреннего намаза Пророк (мир ему иблагословение) разговаривал с ней, если она проснулась, а если непроснулась, то ложился и ждал, когда провозгласят икамат в мечети.

ПророкМухаммад (мир ему и благословение) вместе со своими женамиприсутствовал на праздничных торжествах, чтобы они отдохнули иразвеялись. Он также уделял большое внимание их воспитанию иобразованию, что также свидетельствует о высоком уважении к ним.

Пророк (мир ему и благословение) советовался со своими женами

Несмотряна то, что Пророк (мир ему и благословение) не нуждался в советах своихжен, так как опирался на откровения Всевышнего, Он, тем не менее,обсуждал с ними разные проблемы и по-дружески советовался с ними. Такимобразом, Он хотел собственным примером показать, как следует относитьсяк своим женам. Так во время Худайбийского договора Пророк (мир ему иблагословение) приказал, чтобы каждый паломник зарезал жертвенноеживотное (гьадью) и снял с себя паломническую одежду. Его последователив надежде, что Пророк (мир ему и благословение) изменит свой указ, неторопились исполнять его даже после того, как Он снова повторилтребование. Они ждали другого указа.

Пророк (мир ему иблагословение), предчувствуя, что исход договора можно было изменить,вошел к себе и стал советоваться со своею женой по имени Умм Салама.Конечно, Умму Салама прекрасно понимала, что муж не нуждается в еемнении, однако она отдала должное Его праву советоваться с ней. Онапосоветовала Пророку (мир ему и благословение) самому зарезать барана иснять облачения паломника - чтобы люди видели, что приказ окончателен.

Пророк(мир ему и благословение) показал, что к жене можно обратиться засоветом, что нет ничего предосудительного в том, чтобы советоваться сженщиной, как полагали, да и сегодня полагают, некоторые мужчины. Редкокакой правитель стал бы обсуждать критическую ситуацию со своей женой.Пророк (мир ему и благословение) учил других быть внимательными кмнению своих жен.

Пророк (мир ему и благословение) былмягким и чутким со своими женами. Однажды Умар зашел к Пророку (мир емуи благословение) и застал того улыбающимся. Пророк (мир ему иблагословение) объяснил свою улыбку так: «Я смеюсь над этими женщинами.Они только что сидели возле меня и разговаривали, но, услышав твойголос, сразу же разбежались». Женщины же ответили Умару, что «тот сурови резок».

При этом Умар был вежлив с женщинами и не былсуров или резок, просто его отношение к женщинам при всем этом невыдерживало сравнения, потому что Пророк (мир ему и благословение) былочень добр и мягок к сними. Известно также, что Пророк (мир ему иблагословение) шутил со своими женами, играл с ними. Так, с Айшей Онсоревновался в беге. Один раз она обогнала мужа, а на следующий разПророк (мир ему и благословение) обогнал ее и сказал: «Это тебе за тотраз».

Пророк (мир ему и благословение) защищал своих жен и умел быть строгим

ВысокочтимаяСафийа по своему происхождению была иудейкой. Из-за ее национальностиона часто подвергалась насмешкам и обидам. Пророк (мир ему иблагословение) заступался за нее. Когда одна из жен обратилась к ней:«Эй, дочь иудея!», – Сафийа рассказала о своей печали мужу, и тотутешил ее.

При этом Пророк (мир ему и благословение) могнаказать своих жен, если те проявляли высокомерие или непослушание.Так, Зайнаб была отлучена от постели на некоторое время за своевысокомерие по отношению к Сафийи. Хафса также однажды разгневаласвоего мужа и была наказана. Но при этом Пророк (мир ему иблагословение) всегда был чуток к своим женам, стремился понять ихчувства и положения, умел прощать.

Пророк (мир ему и благословение) давал своим женам свободу выбора, но при этом всегда поступал благородно

КогдаСавда с появлением других жен в доме Пророка (мир ему и благословение)поняла, что Он женился на ней из жалости и из почтения к ее стойкости,она была опечалена. Кроме того, она уже состарилась, и выполнениенекоторых обязанностей было уже тяжело для нее. Чтобы избавить ее отгруза забот, Пророк (мир ему и благословение) предложил ей отпустить еепрекрасным образом. Когда же та попросила остаться под сенью брака сПророком (мир ему и благословение), отдав свой день Айше, тот исполнилее желание.

Когда Пророк (мир ему и благословение)почувствовал беспокойство Хафсы, Он сказал: «Если она захочет, яосвобожу ее». Это короткое высказывание сразу навело Хафсу наиспугавшую ее мысль, что муж оставит ее, тогда она стала поститься имолиться. И в итоге Мухаммад (мир ему и благословение) оставил Хафсу всвоих женах.

Мы видим, что Пророк Мухаммад (мир ему иблагословение) никогда не удерживал возле себя жен против их воли ивсегда давал им возможность самим решать, как им поступить в случае,если они чем-то были недовольны. Получая эту свободу выбора, женыПророка (мир ему и благословение) выбирали Пророка (мир ему иблагословение).

Известно, что жены Пророка (мир ему иблагословение) жили бедно, хотя многие из них происходили из знатногорода и прежде жили в иных условиях. Вероятно, некоторые из них хотелилучшей жизни – лучшей пищи, одежды, имущества. Такие желания кажутсявполне естественными, однако особое положение обитателей дома Пророка(мир ему и благословение) не позволяло женам поступать подобнымобразом. Как только Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)почувствовал эти настроения, Он удалился в дальний угол дома.

Безусловно,обычная женщина может испытывать подобные желания, но жены Пророка (мирему и благословение) отличались особым статусом - на них была возложенаособая миссия, поэтому важно было, чтобы каждая из них сама определиладля себя приоритеты. Понимая это, Пророк (мир ему и благословение)обратился к каждой из своих жен с вопросом, на который не торопил ихдавать ответ.

Он цитировал им аят (смысл): «О, Пророк, скажитвоим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее прикрас, то приходите- я дам вам насладиться и отпущу вас (дав развод), прекрасным способом.А если вы хотите Аллаха и Его посланника и последнего жилища, то Аллахуготовал добродеющим из вас великую награду» (33:28-29).

Каждаяиз жен ответила, что выбрала Аллаха и Его Пророка (мир ему иблагословение). Каждая прошла это испытание и удостоилась быть сПророком (мир ему и благословение) в обоих мирах.

Такимобразом, все жены добровольно согласились на то положение, в котором ипрожили всю свою жизнь. Ни одну из них Пророк (мир ему и благословение)не принуждал терпеть те лишения и испытания, что выпали на их долю.

Нет похожих записей.