» »

Сергей капустник приметы. Сергей капустник

08.02.2024

В этот день православные люди отмечают память величайшего подвижника земли русской — Сергия Радонежского. Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился близ Ростова в семье служилого боярина Кирилла и его жены Марии. После смерти родителей юноша отправился в Хотьковско-Покровский монастырь, где уже иночествовал его вдовый брат Стефан. Однако там он пробыл недолго. Стремясь к уединению, вместе с братом Варфоломей основал пустынь на берегу реки Кончуры посреди глухого Радонежского бора. Позже Стефан, не выдержав аскетичной жизни, уехал в московский Богоявленский монастырь, где стал игуменом.

В возрасте 23 лет Варфоломей принял постриг с именем Сергия. Спустя некоторое время к нему начали стекаться иноки, и образовалась обитель, впоследствии преобразовавшаяся в Троице-Сергиеву лавру. Сергий, ставший ее игуменом, прославился своим смирением и трудолюбием. Известно, что он запретил братии принимать подаяние и велел инокам жить только от своего труда. Позже Сергий основал еще несколько монастырей: Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий и Георгиевский на Клязьме. Настоятелями в этих обителях стали его ученики.

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. По преданию, однажды он даже воскресил умершего ребенка. Люди приходили к нему для исцеления, а иногда и просто для того, чтобы увидеть святого. Сергий был славен также тем, что часто примирял враждующих князей, убеждая их подчиниться Великому князю московскому. Благодаря этому, ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство князя Дмитрия Иоанновича и выступили вместе с ним одним войском. Кстати, отправляясь на битву, московский князь приехал за благословением к Сергию, который предрек ему победу, а также отпустил в поход двух своих иноков — Пересвета и Ослябю.

На Сергея Капустника русские люди по обыкновению рубили капусту, заготавливая ее на зиму. Опытные хозяйки знали, что солить капусту нужно с первыми заморозками — не раньше, иначе она закиснет. Засолкой занимались всей семьей: дети чистили морковь и яблоки, старики их резали. Мужчины и женщины секли капусту, складывали в кадки, засыпали солью, добавляли морковь, яблоки, бруснику или клюкву. На капустном листе пекли вкусные лепешки. Когда тесто клали на лист, молились, чтобы зима прошла благополучно. На стол в этот день подавали и пирожки с капустой.

Второе прозвище, Курятник , досталось святому за то, что он считался хранителем домашней птицы, особенно кур. Правда, почему именно Сергию Радонежскому выпала такая «честь», сказать сложно.

На Сергея судили об установлении зимы. Если наступающей ночью выпадал первый снег, зиму ждали на Михайлов день, а если погода стояла ясной, то и три последующие недели должны были быть такими же. Наблюдали и за ветром: если он дул с севера — это предвещало холодную зиму, если с юга — теплую, если с запада — снежную.

В этот день отмечается народный праздник Сергей Капустник, в который традиционно рубили капусту для закваски, забивали на продажу кур и готовились к свадебному сезону. Также в этот день православные верующие почитают память святого Сергея, игумена Радонежского.

Сергей Капустник 8 октября: главные запреты праздника

На Сергея Капустника наши предки по обыкновению рубили капусту, заготавливая ее на зиму. В народе поговаривали, что солить капусту нужно с первыми заморозками, и никак не раньше, иначе она попросту закиснет.

При этом засолкой капусты занимались всей семьей: дети чистили морковь и яблоки, старики их резали. Мужчины и женщины секли капусту, складывали в кадки, засыпали солью, добавляли морковь, яблоки, бруснику или клюкву. Еще на капустном листе пекли вкусные сдобные лепешки. Наши предки верили, что когда тесто кладется на лист, нужно обязательно помолиться святому Сергею, чтобы зима прошла благополучно. На стол в этот день также подавались пирожки с капустой.

На капустки девушки приходили, чтобы помочь соседям в заготовке на зиму капусты. Грустить в этот день было нельзя, все делалось с весёлыми песнями и плясками. Гостьям подносилось душистое пиво, ставились сладкие меда, подавались разные угощенья. На капустки нередко приглашали семьи, в которых были дочки на выданье. В то же время количество приглашенных гостей зависело от урожая капусты у хозяина дома. Как правило, собиралось не менее 10-15 девушек. А парни всегда приходили незваными.

Стоит отметить, что святой Сергей имеет второе прозвище - Курятник. Оно досталось игумену за то, что он считался покровителем домашней птицы, особенно кур. Правда, почему именно Сергию Радонежскому выпала такая «честь», неизвестно. Возможно потому, что куриный бульон поднимает на ноги тяжелобольных, а старый и молодой организм хорошо усваивает куриное мясо.


В этот день славяне судили о приходе зимы. Если после Сергея Капустника выпадал первый снег, зиму ждали на Михайлов день (21 ноября), а если погода стояла ясной, то и три последующие недели должны были быть такими же. Еще в народе наблюдали за ветром: если он дул с севера - это предвещало холодную зиму, если с юга - теплую, если с запада - снежную.

Реклама

Народный праздник «Сергей Капустник» отмечается 8 октября (по старому стилю – 25 сентября). Православной церковью в этот день почитается святой Сергий, игумен Радонежский. Другие названия праздника: «День Сергия Радонежского», «Курятник», «Капустки».

В этот день толокой рубили капусту для закваски, забивали на продажу кур, готовились к свадебному сезону. По всей территории Руси в 14 веке гуляли татары, а князья занимались междоусобными войнами. Преподобный Сергий, настоятель монастыря, своим смирением и дивной жизнью смог привлечь к себе людские сердца, стал наставником в духовной жизни народа. Он посвятил всего себя поднятию и укреплению нравственных сил людей. Начав с себя, монах показал пример не только инокам, но и лицам, далеким от праведного образа жизни. Для каждого у преподобного находились слова утешения и поддержки. На Сергея Капустника русские люди по обыкновению рубили капусту, заготавливая ее на зиму.

Опытные хозяйки знали, что солить капусту нужно с первыми заморозками, и никак не раньше, иначе она закиснет. Засолкой занимались всей семьей: дети чистили морковь и яблоки, старики их резали. Мужчины и женщины секли капусту, складывали в кадки, засыпали солью, добавляли морковь, яблоки, бруснику или клюкву. На капустном листе пекли вкусные лепешки. Когда тесто клали на лист, молились, чтобы зима прошла благополучно. На стол в этот день также подавались пирожки с капустой. На капустки девушки (капустницы) приходили, чтобы помочь той или иной семье в заготовке на зиму капусты. Это делалось с весёлыми песнями. Гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались разные угощенья-заедки. На капустки нередко приглашали семьи, в которых были дочки на выданье. Количество приглашенных зависело от урожая капусты у хозяина дома. Как правило, собиралось не менее 10–15 девушек.

Парни приходили незваными. Нарядно одетые капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Хозяйка, поздоровавшись и высказав комплименты капустницам, показывала место для рубки. Девушки рубили капусту принесёнными с собой сечками. Через некоторое время приходили парни и развлекали их шутками, комплиментами, помогали закрывать кадки, наполненные капустой, относить их в подполье. Капустки устраивались и в небольших провинциальных городах. И.П. Сахаров писал о капустках: «Это народное торжество, отправляемое горожанками, известно во многих местах.

Второе прозвище, Курятник, досталось святому за то, что он считался хранителем домашней птицы, особенно кур. Правда, почему именно Сергию Радонежскому выпала такая «честь», сказать сложно. Возможно потому, что куриный бульон поднимает на ноги тяжелобольных, а старый и молодой организм хорошо усваивает куриное мясо. На Сергея судили о приходе зимы. Если следующей ночью выпадал первый снег, зиму ждали на Михайлов день (21 ноября), а если погода стояла ясной, то и три последующие недели должны были быть такими же. Наблюдали и за ветром: если он дул с севера - это предвещало холодную зиму, если с юга - теплую, если с запада - снежную.

По погоде 8 октября крестьяне судили о наступлении зимы: по их наблюдениям, первый снег выпадает за 40 дней до начала настоящих холодов.

Народ считал святого Сергия хранителем кур. Теперь уже трудно точно сказать по каким причинам, но многие источники говорят о Радонежском, как о хранителе кур для продажи. Домашняя птица всегда имела большое значение для любой крестьянской семьи.

Куриным бульоном выхаживали больных, курятиной кормили стариков и подросших детей. Без этой доступной мясной еды невозможны были бы тяжелейшие работы в поле. Ни одно крестьянское торжество не обходилось без куриных блюд.

Народ считал, что через эту птицу с ними говорит сам Бог: яйцо – это начало всех начал, а праздник всех праздников – Пасха, невозможна без этого символа возрождения и обновления.

На Сергия рубят капусту и «солят с первыми заморозками, раньше нельзя – закиснет». Заготавливали этот овощ всей семьей. Дети чистили морковь, старики ее нарезали. Остальные члены семьи очищали кочаны, секли их, засыпали солью, толкли деревянной ступой, перемешивали и трамбовали в бочки.

На капустном листе выпекали хлебные лепешки, а когда сажали их в печку, то обязательно просили благополучия грядущей зимой.

Традиционно пекли капустные пирожки, а чтобы и будущий год был урожайным, первый пирожок закапывали еще теплым на капустной грядке.

Основные приметы:

Если выпадет первый снег, то зима установится 21 ноября (Михайлов день).
Если стоит хорошая погода, то она сохранится на три недели.
Если березовые листья к этому дню не опали, то снег поздно ляжет.
Южный ветер – к теплой зиме, северный – к холодной, западный – к снежной.
Через четыре недели от Сергия устанавливается зимний путь.
Если первый осенний снег идет с бураном, то зима пока не установится.
Если первый снег сухой, то лето будет хорошее.
Если первый снег ляжет толстым пластом на сырую землю, то следующий год обещает быть урожайным.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Так, он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Исцеленные прославляли Преподобного Сергия, благоговейно почитали его наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Святитель Стефан не успевал на этот раз заехать туда, а потому остановился на дороге и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время Литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему святой Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле. Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием, митрополитом Московским. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию. Однако святой Сергий по смирению отказался от первосвятительства.
Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 21 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Однажды, глубокой ночью, Преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею: – Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение. Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: – Пречистая грядет!

Преподобного Сергия внезапно осиял неземной свет. Он увидел Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, Преподобный благоговейно склонился перед Божией Матерью.– Не бойся, избранниче мой, – изрекла Она. – Я пришла посетить тебя, услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его… Божия Матерь стала невидима. А Преподобный Сергий долго был в оцепенении. Только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой.

Явление Божией Матери в келье Преподобного Сергия – на месте нынешней Серапионовой палаты – было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками Преподобного Сергия.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

December 26, 2019

Barnabas Vera is a Chartered Accountant and a Registered Public Accountant who completed his articles of clerkship with Deloitte. He holds a Master’s degree in Business Administration from Africa University and a Bachelor of accountancy honours degree from University of Zimbabwe. A Certified Fraud Examiner with the Association of Certified Fraud Examiners – USA, Barnabas… read more »

Astrino Nicoloudakis

December 26, 2019

Astrino Nicoloudakis joined Acsion in 2015. He has been tasked with new deal origination across Europe and Africa, revenue enhancement innovations, photovoltaic rooftop solar installations and Acsiopolis concept design. Astrino Nicoloudakis qualified as a CA(SA) in 2005 and has strong exposure to exponential growth ventures and deal origination.

Ashruf Kaka

December 26, 2019

Ashruf Kaka has been an attorney for more than 25 years, having specialized in commercial transactions and mergers and acquisitions. Ashruf Kaka has held executive management positions since 2006, particularly in the platinum and chrome beneficiation operations with concentration in mining technologies related to beneficiation. Following the acquisition by Newshelf 1005 Proprietary Limited of the…

Серге́й Капу́стник - день народного календаря славян , приходящийся на 25 сентября (8 октября) . Название дня происходит от имени святого Сергия Радонежского . В этот день толокой рубили капусту для закваски, забивали на продажу кур, готовились к свадебному сезону . Девушки и парни собирались на капустную толоку, где много шутили, ёрничали, пели, стараясь «показать себя» .

Другие названия дня

Обряды и поверья

В России рубку капусты начинали с переломного дня (от лета к осени) и в зависимости от местности это был день Воздвиженья (14/27.IX) или Сергея-капустника (25.IX/8.X), а в Сибири - Богородицкий день . У русских во многих сёлах капустенские вечера длились две недели, начиная с Воздвиженья .

На капустки девушки (капустницы) приходили, чтобы помочь той или иной семье в заготовке на зиму капусты. Это делалось с весёлыми песнями; «гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные» . На капустки нередко приглашали семьи, в которых были дочки на выданье. Количество приглашённых зависело от урожая капусты у хозяина дома. Как правило, собиралось не менее 10–15 девушек. Парни приходили незваными .

Нарядно одетые капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Хозяйка, поздоровавшись и высказав комплименты капустницам, показывала место для рубки. Девушки рубили капусту принесёнными с собой сечками. Через некоторое время приходили парни и развлекали их шутками, комплиментами, помогали закрывать кадки, наполненные капустой, относить их в подполье. Капустки устраивались и в небольших провинциальных городах. И. П. Сахаров писал о капустках («капустницах»): «Это народное торжество, отправляемое горожанками, известно во многих местах. В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки в богатых уборах ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь со своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы» .

Каждая девушка, отправляясь на капустки, надеялась, что её заметит хороший парень и посватается к ней после Покрова. По поверью, чтобы это произошло, она должна была в Воздвижение семь раз произнести заклятие: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имя) любовь ко мне, красной девице (имя), чтоб этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы её зима студеная не тонула, чтобы её зима студеная не знобила! Крепкое мое слово, как железо» .

В Польше почти каждый хозяин приглашал для подготовки капусты девушек - чаще всего из соседних домов, которые очищали капусту от верхних листьев до ночи. По завершении работы хозяйка угощала их ужином, после которого приходили парни с вином и рубили капусту. По окончании работы парни ужинали и танцевали с девушками .

Поговорки и приметы

См. также

Примечания

Литература

  • Ганцкая О. А. Поляки // . - М. : Наука , 1978. - С. 174–184. - 296 с.
  • // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - М. , 1879. - Т. 2. - С. 518.
  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах . - СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. - Т. 1. Всенародный меяцеслов. - 691 с.
  • Коринфский А. А. // . - М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. - С. 399-405.
  • Месяцеслов. Сентябрь // АиФ Детская Энциклопедия. - М. , 2003. - № 10 (96) от 31 октября 2003 г. .
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - 765 с. - ISBN 5352021408 .
  • Сахаров И. П. Русское народное чернокнижие. - СПб. : Литера, 1997. - 416 с. -