» »

Православие в начале 15 века презентация. Презентация на тему русская православная церковь

09.01.2024

Из истории Русской православной церкви 988г.-крещение Руси 988г.-крещение Руси гг-глава Русской православной церкви - митрополит гг-глава Русской православной церкви - митрополит гг. –синоидальный период гг. –синоидальный период во главе –Святейший Синод с обер- прокурором С 1917г. – по настоящее время-патриарх С 1917г. – по настоящее время-патриарх


Вопросы классу: Какое значение имело для Руси принятие христианства? Какое значение имело для Руси принятие христианства? Охарактеризуйте роль православной церкви в истории России Охарактеризуйте роль православной церкви в истории России Какие идеалы и ценности она несла? Какие идеалы и ценности она несла? Какие древние русские монастыри вам известны? Какие древние русские монастыри вам известны?




Амвросий Оптинский Оптина пустынь ()


Филарет 1827г. – катехизис (наставление) -это учение о православной вере 1.Познание Бога 2. Вера в него 3. Жизнь на добрые дела 4. Знание (на опыте), вера (на доверии) 5. Необходимость веры каждому человеку Принимает участие в составлении текста Манифеста 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян от крепостнической зависимости ()


Святейший Иннокентий (Борисов) на Вологодской кафедре ()




Работа с документом «Из сочинений академика Д.С.Лихачева» Какие мысли и чувства вызывает это высказывание? Какие мысли и чувства вызывает это высказывание? Что по мнению академика входит в понятие «Святая Русь?» Что по мнению академика входит в понятие «Святая Русь?» - - Кирилло-Белозерский монастырь
Закрепление нового материала О каких святых и сподвижниках 19 века мы сегодня познакомились? О каких святых и сподвижниках 19 века мы сегодня познакомились? Чему учили хранители веры православной? Чему учили хранители веры православной? Созвучны ли нашему времени эти мысли, убеждения? Чему они нас учат? Созвучны ли нашему времени эти мысли, убеждения? Чему они нас учат? Иоан Кронштадский Алексий II



Оцарев Эдуард Николаевич

Учитель истории МБОУ «Брацлавская СОШ»

История Росии (17-18 века), Е.В. Пчелов, 2012.

Уровень обучения- базовый

Тема:: Русская православная церковь 16 века.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1 час

Урок № 9Общее количество часов, отведенное на изучение темы Общее количество часов, отведенное на изучение темы

Тема: Русская православная церковь 16 века.

Цели урока.

Образовательные:

    Проследить, что изменилось в положении Русской православной церкви.

    Раскрыть причины спора между нестяжателями и иосифлянами.

    Раскрыть суть ересей XVI века.

    Рассмотреть изменения, произошедшие в РПЦ с установлением патриаршества.

Развивающие:

    Работать над развитием устной речи;

    Развивать навыки работы с учебником, дополнительным материалом.

    Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

    Формировать интерес к истории;

    Воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей Родины.

    Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Основные понятия урока : ереси, стригольники, нестяжатели, юродиевые, вириги, Патриарх.

Тип урока: изучение нового материала.

План изучения нового материала.

1. Монастыри. Нестяжатели и иосифляне.

2. Ереси в XVI веке.

3. Стоглавый собор.

4. Установление патриаршества.

Проведение урока .

Проверка д/з (фронтальный опрос).

Изучение новой темы.

Слово учителя:

В 12 веке РПЦ оставалась единственной силой, которая на Руси противостояла раздробленности и княжеским усобицам. Она стремилась восстановить духовное и политическое единство Руси во времена монгольского нашествия на Русь. Она сохранилась как реальная сила и утешала народ в этом трудном испытании. Русская Церковь играла важную роль в возрождении единства Русского государства.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.(Ответы учащихся).

Запишите тему и план урока.

Особым влиянием в Русском государстве пользовались монастыри. Они оберегали народ от влияний, шедших с запада, сохраняли русскую культуру и национальное самосознание народа.

Постановка проблемы:

Почему одни монастыри были бедные, а другие очень богатыми и приумножали свои богатства разными способами?

Прочитайте в учебнике на стр. …способы обогащения монастырей и запишите их в тетрадь.

Какие способы вы записали? (Проверка)

Сообщение учащегося о Иосифо-Волоколамском монастыре.

Сообщение учащегося о Ниле Сорском.

Работа по группам:

Разделить учащихся на 2 группы. Одна защищает интересы иосифлян, другая-нестяжателей. Задание: написать защитную речь.

Кому отдала в итоге предпочтение власть великого князя?

2. Ереси XVI века .

Ереси (от греческого слова "ересис") - это отступление от официального вероучения церкви.

На Руси первые ереси появились в крупных городах, связанных с Европой торговыми связями. Это были Псков и Новгород. Еретики выступали против официального вероучения, обвиняли монахов и священнослужителей в жадности, накоплении земельных владений и богатств. Такие люди не могли учить людей вере. Еретики считали, что человек без помощи церкви, сам, может общаться с Богом.

Какую опасность несли ереси?

3. Стоглавый собор.

Самостоятельная работа.

На стр. …читаем пункт «Стоглавый собор».

Проблема: Какую роль сыграл собор в дальнейшей жизни Руси?

Ответы учащихся. (1. Церковь внесла упорядоченность и стройность в свою жизнь. 2. Поддерживала государство. 3.Выступала против насилия и произвола.)

4. Установление патриаршества.

Русская церковь стала в 1589 г. самостоятельной. Глава церкви стал именоваться Патриархом Московским и всея Руси. Московский митрополит Иова был первым избран на этот сан. По своему положению сан патриарха выше сана митрополита. Теперь Константинопольский патриарх не являлся главой Русской церкви. А это значит, что она становится самостоятельной (автокефальной). Русская церковь стала равной в правах с другими церквями – Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской и другими.

Государство теперь возглавлял на Руси не великий князь, а царь.

Рефлексия:

- на уроке я запомнил(а)…

Мне на уроке понравилось …

Я понял на сегодняшнем уроке

Домашнее задание

Выучить параграф, вопросы № 2,3 письменно.

План урока: I Русская православная церковь к началу XV века. II Церковь в период централизации государства: (Теория «Москва-третий Рим».) III Антицерковные движения: 1.Стригольники, жидовствующие и антитринитарии. 2.Нестяжатели и иосифляне(стяжатели). IV Внутреннее устройство и состояние Церкви в XVвеке.


Понятия лекции: Ересь (в пер.-избранный образ мыслей) религиозное направление, отступающее от официально церковной доктрины и вызывающее осуждение, отлучение и репрессии со стороны Церкви и светских властей. Аскетизм – крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ. Символ веры – краткое изложение догматов христианства, которое должен знать каждый верующий. Исихасты – приверженцы мистического учения об исихии – внутреннем покое, отрешённости как способе духовного восхождения к Богу. Автокефалия (буквально) – независимость. РПЦ – Русская православная Церковь. Торговая казнь – вид уголовного наказания, состоявший в публичном битье кнутом на торговой площади и в других публичных местах. Благотворительность - оказание материальной помощи бедным из милости.


I Русская православная церковь к началу XVвека: 1.Церковь в условиях монгольского ига. А. В. Карташев: «Катастрофа монгольского ига – определила рубеж между киевским и московским периодами истории РПЦ» – РПЦ получает правовые и экономические льготы от Золотой Орды – угодья и земли Церкви, церковное имущество признавались неприкосновенными. 1229(1309) – Киевский митрополит Максим переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. 1328(1326) – перенос кафедры киевских митрополитов из Владимира в Москву.


II Церковь в период централизации государства: 1448 – Собор РПЦ, избрание митропалитом Иона – раздел РПЦ на митрополии: Киевскую и Московскую – официальное провозглашение автокефалии РПЦ.






Стригольничестиво Основатель – (по легенде) ремесленник Карп. Распространение с сер.XIVвека. Центры: Москва, Псков, Новгород… Учение стригольников практически освобождало человека от обязательности официальных, узаконенных обрядов, превращая его религиозные взгляды в частное, личное дело каждого. Идеалом была церковь апостольских времён. Они выступали за достоинство человека, его право быть учителем веры в жизни независимо от принадлежности к духовному сословию…Не признавали сущность исповеди. Отвергали догмат о «загробной жизни». В целом это течение характеризуется как городское, выражающее интересы народа.




Жидовствующие: Оформление движения конец XVвека. Основатель – киевский еврей Схария. Учение пришло в Новгород из Литвы. Основано на критике эсхатологических представлений и практики новгородской церкви. «Еретики были строгие монотеисты и отрицали все предметы культа, которые хотя бы косвенно напоминали о политеизме, - иконы, мощи, кресты» Н.М.Никольский.





14 Стяжатели (Иосифляне) Идеолог игумен Волоколамского монастыря Иосиф(). Учение предполагало строгое общежитие, никакой собственности, обязательный труд и отказ от самого необходимого в быту. В то же время был убеждён, что монастыри должны служить центрами просвещения, благотворительности, духовного и нравственного влияния в обществе.





Слайд 1

Во время Второй Мировой Войны

Русская православная церковь

Слайд 2

1) Накануне войны 2) Политика немецких захватчиков 3) Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви 4) «Митрополит Сергий»

Слайд 3

Накануне войны

Советское государство твёрдой рукой Сталина проводило курс на построение безрелигиозного общества. Существовавшие религиозные общины и духовенство подвергались гонениям. В первую очередь это относилось к наиболее крупной из всех существовавших в СССР конфессий – Русской Православной Церкви.

Слайд 4

В 1937 - 1941 годах по стране прокатилась очередная масштабная волна закрытия молитвенных зданий и репрессий в отношении к священникам. В конце 30-х годов обычным явлением "общественной" жизни были судебные процессы над руководителями религиозных объединений.

Слайд 5

Только в 1937 г. было закрыто более 8 тысяч православных храмов, ликвидировано 70 епархий и виканств, расстреляны почти 60 архиереев, замучены десятки тысяч православных священно- и церковнослужителей, а также верующих мирян.

Расстрел священнослужителей

Слайд 6

При этом советское законодательство декларировало равноправие всех граждан, в т. ч. и «служителей культа». Принятая 5 декабря 1936 года Конституция СССР провозглашала «свободу отправления религиозных культов и свободу антирелигиозной пропаганды» для всех граждан СССР. При этом пропагандисты пользовались государственной поддержкой, а верующих преследовали даже за одно упоминание о Боге...

Слайд 7

В апреле 1938 года, когда, казалось, Русская Православная Церковь была уничтожена, её распустили. После этого единственной государственной структурой, занимавшейся религиозными вопросами, оказался «церковный отдел» НКВД.

Тучков Евгений - начальник 6 секретного отдела‘ церковного" ОГПУ/НКВД.

Слайд 8

Политика немецких захватчиков

Слайд 9

Основу любой политики фашистов составляла борьба с инакомыслием. Расследованием деятельности всех враждебных нацизму сил, в т. ч. среди религиозных объединений, занималась тайная полиция (гестапо).

Слайд 10

Раздробление («атомизация») традицилнных религиозных структур; тотальный контроль за всеми проявлениями религиозной жизни. В самой Германии вводились жесткие ограничения на деятельность практически всех религиозных организаций, многие тысячи религиозных деятелей и верующих был замучены.

Основными задачами антирелигиозной политики Третьего рейха были:

Слайд 12

Гитлер вплотную занимался проблемами контроля за религиозной жизнью и считал такой контроль очень важным в деле «управления покоренными народами». В апреле 1942 года в кругу приближенных он изложил свое видение антирелигиозной политики:

Слайд 13

«Нашим интересам соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о Боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы»

Слайд 14

На оккупированной советской территории нацистские СМИ настойчиво обсуждали тему гонений на религию и верующих со стороны большевиков, подчеркивая, что германские власти предоставляют полную религиозную свободу.

Слайд 15

Проведение несанкционированных антирелигиозных мероприятий было запрещено на время войны с СССР особым приказом Гитлера в июле 1941 года. На оккупированной территории началось стихийное возрождение религиозной жизни. Это проявлялось в повсеместном открытии церквей и молитвенных зданий.

Слайд 16

В отчетах РСХА подчеркивалось, что «среди части населения бывшего Советского Союза, освобожденной от большевистского ига, замечается сильное стремление к возврату под власть церкви или церквей».

Слайд 17

В середине 1943 года на оккупированных территориях действовало 6500 православных храмов, что было почти в два раза больше числа храмов на остальной территории СССР (3329).

Слайд 18

С разрешения рейхскомиссариата Остланд (Восток), контролировавшего захваченную территорию Прибалтики и Белоруссии, Патриарший экзарх Латвии и Эстонии митр. Сергий (Воскресенский) в августе 1941 года организовал «Псковскую миссию» («Православную миссию в освобожденных областях России»), занимавшуюся активной благотворительной, просветительской, издательской деятельностью в занятых немцами юго-западных районах Ленинградской, части Калининской, Новгородской и Псковской областей. Перейти к статье «Митрополит Сергий»

Слайд 19

Коллективное фото "Православной миссии" в Пскове

Слайд 20

В Украине при поддержке националистов викарный Владимиро-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) и архиеп. Александр (Иноземцев) неканонически учредили Украинскую автокефальную православную Церковь.

Слайд 21

Собор епископов УАПЦ в Пинске (1942 г.). На этом (первом) Соборе УАПЦ сидят слева- направо: архиеп.Александр Иноземцев и архиеп.Поликарп Сикорский, более поздний митрополит УАПЦ. Стоят слева- направо: архиеп. Никанор Абрамович(упр. Чигиринский и архиеп. Киевский), упр. Юрий из Береста Литовского и архиеп. Игорь Губа(архиеп. Уманский).

Слайд 22

После оккупации летом 1941 года Эстонии Таллинский митр. Александр (Паулус) заявил об отделении от РПЦ эстонских приходов В октябре 1941 года по настоянию немецкого Генерального комиссара Белоруссии была создана Белорусская Церковь.

Таллинский митр. Александр (Паулус)

Слайд 23

Религиозный фактор учитывался при планировании внутренней политики в районах традиционного распространения ислама, прежде всего в Крыму и на Кавказе. Немецкая пропаганда декларировала уважение к ценностям ислама, преподносила оккупацию как освобождение народов от «большевистского безбожного ига», гарантировала создание условий для возрождения ислама.

Слайд 24

На самом деле ничего святого для захватчиков не было. Об этом свидетельствует история осквернения храмов и монастырей. По далеко неполным данным Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, на оккупированной территории были полностью уничтожены, разграблены или осквернены 1670 православных церквей 69 часовен 237 костелов 532 синагоги 4 мечети 254 других молитвенных зданий

Слайд 26

Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви

Слайд 27

С осени 1941 года практически прекратились аресты духовенства из заключения стали освобождаться десятки священнослужителей В ряде мест религиозным организациям был разрешен сбор средств для фронта распространение патриотических воззваний общественная молитва о победе открыты, хотя и без юридического оформления, молитвенные здания

Слайд 28

В период эвакуации в Москве по поручению Патриаршего Местоблюстителя оставался митр. Николай. Во время битвы за Москву он часто выезжал на передовую, совершал богослужения в московских и подмосковных храмах, произносил проповеди, призывая москвичей не поддаваться панике, стойко защищать столицу.

Митр. Николай

Слайд 29

Подлинным примером мужества является поведение правосл. духовенства и мирян во время 900-дневной блокады Ленинграда. 1) Находясь в осажденном городе, Ленинградский митр. Алексий (Симанский) - впоследствии Патриарх Московский и всея Руси - служил литургии в Никольском Морском соборе и других храмах, совершал отпевания жертв блокады, обращался с патриотическими воззваниями к клиру и верующим епархии.

Никольский Морской собор

Слайд 30

2) Его примеру следовали ленинградские священнослужители, не прекращавшие пастырского попечения о верующих и оказывавшие посильную помощь медикаментами и дровами из приходских запасов.

Слайд 31

Богослужение в Николо-Богоявленском кафедральном соборе в дни блокады

Слайд 32

В первый же год войны в православных храмах стал организовываться сбор денег в Фонд обороны. В 1942-1944 годах широко развернулось движение по сбору средств на строительство танковых колонн. 30 декабря 1942 года митр. Сергий призвал верующих жертвовать средства на сооружение танковой колонны им. Димитрия Донского.

Слайд 33

На танковом заводе в Челябинске были выстроены 40 танков, которые митр. Николай 7 марта 1944 года передал Красной Армии. Танки из колонны им. Димитрия Донского участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, в составе 516-го полка дошли до Берлина. продолжался общецерковный сбор средств на авиаэскадрилью им. Александра Невского

Слайд 34

Танковая колонна им. Дмитрия Донского

Слайд 35

Православные верующие принимали активное участие в сооружении танков и самолетов по инициативе населения областей, например духовенство и верующие Новосибирска пожертвовали 110 тысяч рублей на строительство сибирской эскадрильи «За Родину».

Слайд 36

Поздним вечером 4 сентября 1943 года в Кремль для встречи со Сталиным прибыли митрополиты Сергий, Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич). В ходе двухчасовой беседы Сталин выразил одобрение патриотической деятельности Церкви и подчеркнул, что Она «может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с Ее организационным укреплением и развитием внутри СССР».

Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич)

Слайд 37

8 сентября 1943 года состоялся исторический Архиерейский собор РПЦ, на котором Патриархом Московским и всея Руси был единодушно избран митр. Сергий.

Слайд 38

По мере наступления Красной Армии становились известными факты патриотических поступков духовенства и верующих на оккупированных территориях. Многие православные священнослужители и миряне являлись связными, соратниками, помощниками партизанских отрядов и групп подпольщиков Сотни патриотически настроенных священнослужителей подвергались арестам, тюремным заключениям, истязаниям, были расстреляны или заживо сожжены Священнослужители и активные верующие начиная с осени 1943 года стали представляться к награждению государственными орденами и медалями.

Слайд 39

Первое большое награждение состоялось в Ленинграде, когда группа духовенства была награждена медалями «За оборону Ленинграда».

Медаль "За оборону Ленинграда" .

Слайд 40

14 сентября постановлением Совнаркома СССР был образован Совет по делам РПЦ. Вопросы открытия молитвенных зданий по ходатайствам верующих и юридической регистрации общин, прежде всего действовавших на ранее оккупированной территории.

Количество православных храмов и монастырей во 2-й половине 40-х годов росло: в августе 1944 года в СССР действовало 8809 приходов, в июле 1945 года - 10 243, в январе 1946 года - 10 547.

Слайд 41

После кончины Патриарха Сергия, согласно его завещанию, в права Местоблюстителя Патриаршего Престола вступил митр. Алексий (Симанский). На последнем заседании Поместного Собора он был избран Патриархом Московским и всея Руси.

Слайд 42

10 апреля 1945 года Сталин принял делегацию РПЦ во главе с Патриархом Алексием. На встрече обсуждались вопросы патриотической деятельности и внутренней жизни Церкви, ее возможное участие в укреплении международных отношений в послевоенный период. Сталин высоко оценил патриотическую деятельность РПЦ в годы войны, свидетельством этого стало присутствие Патриарха Алексия на трибуне Мавзолея Ленина во время Парада Победы 24 июня 1945 года.

Слайд 45

Ему удалось успешно противостоять тактике расчленения церковно-административных единиц, которую преследовали гитлеровцы. Он не только удержал в целостности весь Экзархат, не позволив его разделить на несколько мнимо независимых церквей-епархий, но и смог противостоять местным националистическим тенденциям, которые могли привести к внутрицерковному расколу.

Слайд 46

Ему удалось отстоять церковное единство не только в пределах территории Экзархата, но и его единство с Московской Патриархией. Огромной заслугой митрополита Сергия было его попечение о военнопленных красноармейцах. Фашисты наложили категорический запрет на общение православного духовенства с военнопленными, но на какое-то время митрополит Сергий добился его отмены в пределах возглавляемого им Экзархата.

Слайд 47

Митрополит Сергий взял на себя попечение об оккупированной части Псковской, Новгородской и Ленинградской области, где было открыто свыше 200 храмов. Вильнюсе митрополит Сергий открыл Богословские курсы. Мужество, гибкий ум и необычайная смелость митрополита Сергия позволяли ему почти три года отстаивать интересы своей паствы перед оккупационными властями.

Слайд 48

В Москве он был заочно предан суду, «как перешедший на сторону фашизма». Но в реальности митрополит Сергий служил Церкви и Отечеству. 29 апреля 1944 года на пустынном участке шоссе Вильнюс – Рига машина Патриаршего Экзарха Прибалтики митрополита Сергия была расстреляна автоматчиками. Митрополит Сергий и его спутники погибли.

    Слайд 1

    Кто стоял во главе Русского государства? Что представляла собой Боярская дума? Как называется орган, который контролировал поступления налогов? Какие функции выполнял Дворец? Что такое кормление? Какое название получил новый свод законов, принятый Иваном III? Что такое пожилое? Кто и в каком случае его выплачивал? Что такое вотчина? Что такое поместье?

    Слайд 2

    Помните, кто поддерживал Александра Невского, кто вдохновлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву, кто поддерживал князя московского во время княжеских усобиц? ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVI в. План Монастыри. Нестяжатели и иосифляне. 2. Ереси во второй половине XV-первой половине XVI века. 3. Теория «Москва – третий Рим» монаха Филофея.

    Слайд 3

    Новые слова и понятия: Флорентийская уния, синодики, ереси, симония, стригольники, нестяжатели, старчество, дьяк, жидовствующие. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где в 1439 году была подписана Флорентийская уния

    Слайд 4

    До 1448 Русская церковь находилась под управлением Вселенского (Константинопольского) патриархата, составляя отдельную Русскую митрополию. Из-за разорения татаро-монголами Киева митрополичья кафедра в 1299 (по другим данным - в 1309) была перенесена во Владимир, а в 1325 при митрополите Петре кафедру переместили в Москву. В 1448 Архиерейский собор Русской церкви самостоятельно, избрал митрополитом епископа Рязанского Иону, который получил титул митрополита Московского и всея Руси

    Слайд 5

    Монастыри

    Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше - в 1429 году. Основатели - Герман и Савватий. Тро́ице-Се́ргиеваЛа́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкаяСе́ргиеваЛа́вра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским Выяснить: каким образом обогащались монастыри? Стр. 184 (последний абзац)

    Слайд 6

    Иосифо-Волоцкий монастырь

    Слайд 7

    Нестяжатели и иосифляне

    Кого поддержала великокняжеская власть? Стр. 188-189 На церковном соборе (1503г.) – спор о церковных богатствах

    Слайд 8

    Слайд 9

    «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят».(Матфея 24:4-5)

    Ересь стригольников Ересь жидовствующих Что такое ересь? Как в Западной Европе боролись с ересями?

    Слайд 10

    Чем опасны ереси? «Речью глаголю вам, прелестникам и отступникам веры Христовы и всем вашим единомысленникам, мудрствующими с вами злую вашу окаянную и проклятую ересь, что есте чинили в Великом Новгороде злая и проклятая дела неподобная: мнози от вас ругалися образу Христову и пречистые образу, написанным на иконах, а инии от вас ругалися кресту Христову, а инии от вас на многиасвятыя иконы хулные речи глаголали, а инии от вас святыя иконы щепляли и огнем сжигали, а иные от вас крест силололен (крест из дерева алоэ) зубы искусали, а инии от вас святыми иконами и кресты о землю били и грязь на них метали, а инии от вас святыя иконы в лоханю метали, да иного поруганиаесте много чинили над святыми образы написанных на иконах. А инии от вас на самого Господа нашего Иисуса Христа Сына Божья и на Пречистую Его Богоматерь многиа хулы изрекли…» Церковный собор 1490г. (Митрополит Зосима)

    Слайд 11

    Монах Филофей (ок. 1465-1542) - старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря(село Елизарово Псковского района). Предполагаемый автор концепции «Москва - Третий Рим» (q. v.), тезисы которой изложены в его письмах дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Ивановичу.

    Слайд 12

    Шапка Мономаха «…вся христианские царства попраны от неверных... придоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя". И произошло это в осуществление древних пророчеств: "два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти"

    Слайд 13

    Повторим:

    Кто такие нестяжатели и иосифляне? Что такое ересь? О каких ересях в России в кон. 15-нач. 16 в. вы узнали? Что такое Флорентийская уния? Кто был автором и в чём суть теории «Москва – третий Рим»?

Посмотреть все слайды