» »

Древнее колдовство. Славянское древнее колдовство: проверенные временем магические действия

24.06.2023

Люди всё время существования рода человеческого пытались понять и объяснить различные проявления окружающего их мира. Поняв мир и его законы, можно было успешнее выживать.

Не все готовы были познавать мир: некоторым было некогда, надо было бороться, другим не дано видеть в силу особенностей психики или тела. Но были те, кто имел возможность наблюдать, замечать, находить взаимосвязи. Они систематизировали опыт своих наблюдений и передавали достойным ученикам. Затем появилась письменность и возможность записывать свой опыт. Так накапливались знания о мире, основанные на опыте поколений.
И были посвящённые в этот опыт - готовые его воспринять и продолжать познание мира.
Для непосвящённых в эти Знания посвящённые казались особенными, наделёнными Силой.
Мироздание действует через человека непрерывно. Однако человек не творит, он открывает. Те, кто постигает законы природы, чтобы опереться на них в своем новом деле, сотрудничает с Мирозданием. Те, кто слепо копирует, - нет. По этой причине новизна заключается в обращении к изначальному.
Ведовство начинается с устроения себя и своего мира. Мир таков, как ты его видишь. Но мир ты видишь не напрямую, а через образ мира в своем сознании. И мир видит тебя таким, каким ты ему себя показываешь. И показывать ты можешь только образ самого себя. Ведовство начинается тогда, когда ты способен видеть мир напрямую. А для этого, нужно уметь в своем сознании создавать ясные образы, сквозь которые можно смотреть и видеть мир реальным.
Помните анекдот:
«Идёт по лесу мужик и видит человека, сидящего на ветке дерева и пилящего эту самую ветку.
- Ты что делаешь? Ты же упадёшь!
- Иди своей дорогой…
Мужик и пошёл. А пильщик рухнул с дерева вместе с веткой. Поднимаясь, посмотрел злобно в сторону ушедшего: „Вот колдун проклятый - наколдовал“.
Каждый сталкивался с подобным. Видя, как кто-то из знакомых „пилит ветку“, вы пытались помочь и были посланы… идти своей дорогой. А потом на вас же ещё и обижались, говоря, что вы сглазили.
А сколько раз Вас предупреждали, но Вы продолжали „пилить свою ветку“?
Причём кому-то достаточно один раз „рухнуть с дуба“, чтобы научиться. А есть и те, кто неспособен научиться, и продолжает „пилить свои ветки“.
Вот так накапливались Знания о мире и передавались тем, кто был способен воспринять - до-стойным (тем, кто способен вы-стоять). От мастера к ученику, от деда к внуку.
Для не-посвящённых в эти Знания - они казались тайной, каковой для них и были. И их называли магией, а практикующих эти знания - магами.
Магия - искусство влияния на объективную и субъективную реальность для управления ею, основанное на знании законов этих реальностей. Как говаривал мой дед: „Магия - это могия, хто могёт, тот и маг“.
Магия была, есть и будет. Она никуда не делась и не исчезла. Просто теперь это называется иначе.
В разные периоды человеческой истории этими знаниями владели разные люди. Некоторые пытались узурпировать владение знаниями, скрывая их, или ограничивая их применение. Другие старались их донести до масс.
Когда-то этим знанием владели шаманы, позже его присвоила церковь и религии. Сейчас владение этим знанием присваивает себе наука. Причём основы искажаются до неузнаваемости, вводятся специальные термины, желательно, на особом языке посвящённых. Например, латынь в медицине. Обучение профанируется, и в итоге мы получаем „специалиста“ с дипломом, могущего просто выписывать рецепты по заученной программе.
Но законы жизни всё те же, и для желающих их познать - нет тайного и сокрытого.

Старики делили магию:

Бытовая - это всё, что помогало в обыденной жизни. От посева - до сбора урожая и приготовления пищи. И всё, что связано с жизнью человеческой. Т.е. были люди, которые просто наблюдали за жизнью и собирали наблюдаемое в некий свод закономерностей. Сейчас этим занимается множество наук: физика, химия, металлургия, агрономия, метеорология, медицина и т.д.
Воинская - умение управлять своим телом, пользоваться различными предметами для защиты или нападения. Сейчас это воинская служба, боевые искусства, искусство разведки и диверсий.
Церемониальная - воздействие на группы людей с целью управления ими. Сейчас это реклама, пиар, театрализованные представления, СМИ.
Каждый вид мог подразделяться до бесконечности. Иногда виды выносили в отдельную категорию. Например, к бытовой относились: промысловая, производственная, лечебная, защитная и т.д. Выделяли магию отношений, к которой относили любовную или приворотную, сексуальную.
Отдельно выделяли вредоносную магию, хотя это раздел боевой магии.
Всё выше перечисленное относилось к ведовству. От слова ведать - знать. И этому можно было научить и научиться. Причём были разные степени погружения в изучаемое. Как, впрочем, и сейчас, можно просто получить среднее или высшее образование, а можно углубиться в тему и стать академиком, профессором и пр. Причём можно быть специалистом широкого профиля или узкоспециализированным. Можно быть практиком или оставаться теоретиком. А можно не иметь официального образования, а просто исследовать, знать и применять предмет глубже, чем иные облечённые медалями и званиями „специалисты“.
Отсюда Ведьма - ведающая мать, мудрая женщина. Или ведьмаг. И разные специализации: колодун (дающий коло - защитный круг) или колдовец (кол вдовец, обычно порчун); ведун - просто ведающий, знающий; знахарь - знаток харь (или личин, образов, обличий), специалист по отношениям, сейчас это психолог; чаровник - специалист наводить чары, очаровывать (например, хороший продажник); травник и т.д.
И был раздел Высшей (вышней) магии. Или искусство общения с высшими силами. И здесь можно было лишь подготовиться, но посредника выбирали сами силы. Это называлось в традиции Волховство. Волховать - обращаться к силам, духам, стихиям.
Волховство разделяли на предсказательное (обращение к силам за советом) и влиятельное (силовое воздействие). Первых называли сивиллами, медиумами или предсказателями, вторых волхвами или заклинателями. Предсказатели были стихийными (просто люди с нарушенным коконом, подверженные влиянию) или специально отобранными (по качеству энергетики) и подготовленными.
Волхвы - либо рождённые, либо обученные. Обучение подразумевало знание многих дисциплин из ведовства, специальный образ жизни и жёсткую самодисциплину.
Мастер всю жизнь искал достойного ученика, которому мог бы передать своё искусство, и считалось большой удачей найти такого.
При этом кандидата подвергали множеству испытаний, проверяя его готовность, силу Духа.
Подготовка волхва подразумевала подготовку тела и психики для общения с миром духов.
По представлениям волхвов мир делился на три пласта:
Верхний или вышний мир, он же мир Прави. Мир Богов и высших сил.
Средний мир - наш проявленный мир, мир Яви.
Нижний мир - мир Нави. Мир предков, а также демонических сил.
Для начала нужно было очистить пласт среднего мира от подселенцев, чужеродных энергий. И наладить связь с духами, оберегающими в этом мире - с Ангелами-хранителями.
Затем чистился слой нижнего мира. Налаживалась связь с предками, родом. Волхв обзаводился духами-помощниками и охранителями.
И потом выстраивалась связь с миром высших сил.
В слободках - общинных поселениях родноверцев (род-ная вера, вера в Рода) было всего 3 закона:
Чти Род. (Сохраняй связь с предками и с нижним миром).
Береги Землю. (Как данный тебе в наследство слой среднего мира).
Держи Небо. (Связь с высшими силами и с Духом).
Это позволяло человеку проживать жизнь, полную смысла, и развиваться. Связь с родом позволяла пользоваться опытом предков и не повторять их ошибок. Бережное отношение к земле род-ной, в виде следования определённым правилам, обеспечивало поддержку и защиту духов среднего мира. А связь с Духом позволяла не потеряться среди соблазнов и не стать пищей для демонов. В итоге люди жили здоровой, Ра-достной (Ра достигающей, светлой), осмысленной жизнью.
И взгляните на жизнь людей, окружающих вас - нарушены все 3 закона, и в результате жизнь в болезни, депрессии, унынии и потеря ценностей и ориентиров.
На вопрос тех, кто „не понял, что делать“, ответ был дан. Но для особо талантливых повторюсь и разжую:
Почистить слой среднего мира. Для этого пересмотреть и изменить свой образ жизни. Убрать из своей жизни чужеродные влияния. Очиститься. В идеале - уехать на месяц минимум из города, туда, где чистый воздух, чистая вода и пища. Туда, где нет телевизора, интернета и мобильных. Баня каждый день и связь со стихийными духами: купаться в природных водоёмах, общаться с ветром и огнём, с землёй. Дача вполне подойдёт, если только это не огородное рабство. Недаром старшее поколение инстинктивно рвётся летом на дачу, да и чувствуют себя там лучше. Потом восстановить защитный кокон и наладить связь с ангелами-хранителями.
Восстановить связь с предками, родом. Убрать все свои обиды и чувство вины. Методов море. Например, сходить на кладбище и привести в порядок могилки предков, ну и попросить прощения, а заодно и помощи. Для желающих практиковать, после налаживания связи с предками, путешествия в нижний мир, для обретения духов помощников и защитников.
Наладить связь с высшими силами. Сперва восстановить связь со своим индивидуальным духом. (Всякие крещения, помазания и прочее - это передача управления собой чужому эгрегору). Для восстановления связи с духом делались специальные обряды. Для начала поклонялись Стихиям как ипостасям Матери Природы - внучки Рода. Через стихии шло очищение и восстановление. Затем славили Род. И Род давал Имя и позицию в Игре, если человек был готов.
Про позицию в Игре под названием Жизнь:
Есть понятие Рок - это движение Индивидуального Духа по колесу жизни. А есть Судьба - это задача на данную конкретную жизнь, связанная с движением Духа по Року. И если человек следует своей Судьбе (дхарме на санскрите) - то субъективно это переживается как состояние Счастья и Благости. А вот если человек отказался от своей Судьбы, взяв себе чужую роль, и предав таким образом задачи собственного Духа, то следствием является Страдание.
Когда связь с Духом восстановлена, человек обретает Смысл, найдя Своё место в игре Рода. В итоге он всегда к месту и ко времени, потому как ведом Духом. И переживается это как Счас-ти-е (Счас (сей час) ти (Ты) е (Есть).
Можно сказать, что ведовство построено на опыте прошлого и исходит из традиции. А волховство - происходит из будущего, работает на озарении, это творчество, не повторяющееся.
В обычной жизни человек может жить, опираясь (неосознанно) на опыт прошлого - и это рефлексия, автоматичность, механистичность. А может жить по импульсу, приходящему от Духа, спонтанно - и это вдохновение, творчество, радость.
Ведовство опирается на Знания как систематизированный опыт прошлого. И в отличии от неосознанной рефлексии, делает это осознанно.
Но мир постоянно меняется. И если опираться на опыт прошлого, то результат в лучшем случае будет 99%.
Волховство же работает с потоком из будущего, или вневременным. И потому успешно на 100%.

Древние книги, открывающие тайные знания.

Людей издревле привлекала возможность использовать некие тайные знания, чтобы получить власть, богатство или стать посвящённым. Именно магическим практикам посвящены 10 древних книг нашего обзора, в которых изложены сложные и таинственные ритуалы, представляющие собой ключ к общению с потусторонними духами.

1. "Чёрная курочка"


В гримуаре "Чёрная курочка", который был написан во Франции в 18 веке, рассказывается о изучении магических талисманов - специальных объектов с выгравированными мистическими словами, которые защищают владельца, и дают ему мистическую силу. Как принято считать, эта книга была написана неизвестным солдатом армии Наполеона, который утверждал, что получил знания от таинственного мага во время экспедиции в Египет.

"Чёрная курочка" включает в себя подробные инструкции о том, построить талисманы из бронзы, стали, шелка и специальных чернил. Также есть подробные описания вызова джиннов, существ из дыма и огня, которые способны принести владельцу настоящую любовь. Если амбиции владельца немного более циничны, то гримуар расскажет, как сделать талисманы, которые вынудят любого молчуна рассказать все свои секреты. Вершина мистического учения книги - создание черной курицы, которая способна отыскивать клады.

2. Арс Алмадель


Книга "Арс Алмадель" является четвертою частью "Малого ключа Соломона", также известного как "Лемегетон". Эта книга, которая является гримуаром демонологии, составленным в 17 веке неизвестным автором, описывает как построить Алмадель-магический алтарь из воска, который позволит общаться с ангелами. Алмадель рассказывает о четырех небесах, или "хорах", на каждом из которых живут уникальные ангелы со своими способностями. В тексте приводятся имена ангелов каждого Хора (например, Геломирос и Афизира), как надлежащим образом направить свои запросы к ним, а также когда их лучше вызывать.

3. Пикатрикс


Пикатрикс - древний гримуар астрологической магии. Первоначально написанный на арабском языке под названием "Гайят Аль-Хаким" в 11-м веке, он состоит из 400 страниц астрологической теории. Также в нем есть заклинания и обряды как направить оккультные силы планет и звезд для достижения личной власти и просветления. "Пикатрикс", пожалуй, известнен больше всего благодаря своим непристойным магическим рецептам. Эти ужасные и потенциально смертоносные рецепты предназначены, чтобы вызвать состояние измененного сознания и "выйти из своего тела". Ингредиенты, используемые в рецептах, явно не для слабонервных: кровь, телесные выделения и мозговое вещество, смешанные с большим количеством гашиша, опиума, и психоактивных растений.

В греческих магических папирусах, которые датируются вторым веком до н.э., были перечислены разнообразные заклинания, ритуалы и гадания. К их числу относятся инструкции о том, как вызвать безголового демона, открыть двери в потусторонний мир и защитить себя от диких зверей. Пожалуй, наиболее желанным из всех заклинаний в книге было описание того, как получить сверхъестественного помощника из потустороннего мира, который будет выполнять все распоряжения заклинателя. Наиболее часто в папирусах встречаются заклинания, которые помогают предсказать будущее. Одним из самых известных обрядов, описанных в папирусах, является "Литургия Митры". Эта церемония описывает, как подняться по семи высших планах бытия и пообщаться с божеством Митра.

5. Гальдрбук


Исландский гримуар "Гальдрбук", который был написан в 16-м веке, является сборником из 47 заклинаний, составленным несколькими магами. Как и большинство исландской магии того периода, Гальдрбук в значительной степени основывается на рунах, которые имеют магические свойства, если их высечь на объектах, а также нарисовать на теле или бумаге. Среди рун, описанных в Гальдрбуке, есть те, которыми можно добиться благосклонности влиятельных людей, вселить страх во врагов и заставить кого-то уснуть.

Большинство заклинаний, найденных в Гальдрбуке, являются "светлыми заклинаниями", предназначенными для защиты колдующего и для лечения различных недугов. К примеру, описано какими рунами лечить усталость, проблемы при родах, головные боли и бессонницу. Другие заклинания носят довольно своеобразный характер. Заклинание 46, под названием "Руна Фарт", насылает на врага дикий приступ метеоризма. Заклинание под номером 27, предназначено для рисовании на чьей-либо пище, после чего жертва заболеет и будет не в состоянии кушать весь день. Руна 30 предназначена для уничтожения животных других людей. Есть также описания рунических жезлов для ограждения дома от нежелательных посетителей, поимки воров, и для того, чтобы выиграть судебный процесс.

6. Магический Арбатель


Составленный в конце 16-го века неизвестным автором, "Arbatel De Magia Veterum" является всеобъемлющим справочником духовных советов и афоризмов. Также Арбатель считается книгой для мистический самопомощи. В книге есть ряд ритуалов, чтобы вызвать семь небесных правителей и их легионы, которые правят над частями Вселенной.

К примеру, правитель Бетель принесет чудесные лекарства, а Фалек поможет воинам добиться славы. Тем не менее, способность выполнять эти ритуалы будет дарована только человеку, который " появился из чрева матери, чтобы творить магию", а для всех остальных он будет бесполезен. В Арбателе также упоминаются прочие полезные духи стихий, которые существуют по ту сторону завесы физического мира, в том числе пигмеи, нимфы, дриады, сильфиды и сагани.

7. Арс Нотория


"Арс нотория" - соломонов гримуар, составленный в 13 веке. Он не содержит каких-либо заклинаний или рецептов зелий. Книга предназначена для сосредоточения внимания на обучении, развитии памяти и осмыслении сложных книг.

8. Псевдомонархия демонов


"Pseudomonarchia Daedonum" была написана знаменитым врачом и демонологом 16-го века Иоганном Вейером, который был очень вдохновлен своим бывшим учителем - немецким оккультистом Генрихом Корнелиусом, более известным как Агриппа. Книга является каталогом 69 благородных демонов, которые занимают значимые места в иерархии Ада, а также методов их вызова. К примеру, маркиз Набериус приходит в виде ворона и "делает человека способным ко всем искусствам". Президент Форас поможет найти потерянные вещи или сокровища. Хаагенти может превратить воду в вино, Шакс уведет любую лошадь, а Абигор способен предсказать исход любой войны и судьбы солдат.

9. Книга Гонория


Также известная как "Liber Juratus Honorii", Заклятая книга Гонория является средневековым гримуаром, в основном посвященным ритуальной защитной магии. По слухам, работа была написана Гонорией Фиванским, таинственной, возможно мифологической личностью, существование которой подвергается сомнению. Книга начинается с резкой критики в адрес католической церкви. Церковь, убежденного врага темных искусств. Она якобы развращена дьяволом, целью которого является обречь человечество, избавив мир от преимуществ магии.

Заклятая книга имеет высокие требования к своим адептам. Всего может быть сделано только три экземпляра этой книги, владеть ей случайно невозможно - чтобы обрести книгу Гонория нужно найти достойного волшебника и унаследовать гримуар на его могиле. Также адепт должен избегать женского общества. Как и многие другие гримуары, ритуалы этой книги направлены, в основном, на призыв ангелов, демонов и других духов, чтобы получить знания и силы.

10. Книга Абрамелина


Написанная в 15-м веке, "Книга Абрамелина" является одним из самых известных мистических текстов всех времен. Это работа Авраама фон Вормса, еврейского путешественника, который якобы столкнулся с загадочным магом Абрамелином во время путешествия в Египет. В обмен на 10 флоринов и обещание быть благочестивым, Абрамелин подарил эту рукопись Аврааму, который затем передал ее своему сыну Ламеху.

В гримуаре описан всего один ритуал, но он очень трудный. Ритуал состоит из 18 месяцев молитв и очищения, и рекомендуется только для мужчин с крепким здоровьем в возрасте от 25 до 50 лет. По поводу женщин исключение может быть сделано только для девственниц. Если в точности выполнить все шаги полуторалетнего ритуала, то адепт войдет в контакт со своим святым Ангелом-Хранителем, который одарит его некромантией, гаданием, предвидением, управлением погодой, знанием секретов, видением будущего и способностью открывать запертые двери.

Этот текст оказал глубокое влияние на знаменитого оккультиста Алистера Кроули, который утверждал, что пережил несколько сверхъестественных явлений после того, как он прошел ритуал и вступил в Герметический Орден Золотой Зари, британский магический орден 19-го века. Кроули позднее использовал книгу в качестве основы для своей системы магии.

Не менее интересные и полезные знания можно получить из - документальных подтверждений событий, происходивших тысячи лет назад.

В этой статье:

Волшебство, колдовство, чародейство – способности людей избавлять от различных порч, реализовывать желаемое путем использования колдовских ритуалов, как правило, без физического влияния – составляли важную часть жизни славянского народа. Славянское чародейство у древних славян считалось священной наукой, неотделимой от религии. Они всегда практиковали как белое, так и черное колдовство, передавая из поколения в поколение магические знания.

Древняя рукописная литература, названная Чернокнижием – Мысленник, Волховник, Чаровница, Путник, Колядница и другие книги сохранились до сегодняшнего дня. Эти книги передавались по наследству или от учителя к его ученику.

В древние времена славянское чародейство носило естественный характер, все кто им занимался, делали это открыто, сегодня же многие скрывают от людей свои колдовские способности. Но, не смотря на это, черное и белое славянское волшебство продолжает жить и существовать.

Славянские чародеи всегда были сильны в любовной, целительской и вредоносной магии. Колдовством, значительно чаще, чем в большинстве других культур, занимались представители женского рода – ворожки, ведуньи.

В целом, славянское чародейство – это народное колдовство, лежащее между европейской традицией и первобытной шаманской магией. Кроме традиционной славянской магии существует еще одно уникальное волшебное явление – славянский шаманизм, распространенный в основном в Сибири.

Славянские календарные ритуалы

На Руси большой популярностью пользовались групповые колдовские действия, упоминание о которых дошли до нынешнего времени в виде описаний и рассказов о языческих празднествах.

Славянская магия тесно связана с календарными ритуалами, которые посвящались божествам и духам, например, обряды проводились в честь Перуна, Мокоши, Купала и т.д.

Таких колдовских ритуалов было большое количество, они разделялись по группам и объединены были с циклами обновления и увядания природы. Это и купальские, и весенние ритуалы, и магические обряды сбора урожая, и русальные празднества и т.д. В них участвовали не только колдуны и колдуньи, но и люди без магических способностей.

Главными элементами совместного колдовства были и остаются ритуальные хороводы и другие танцевальные движения. Хоровод всегда являлся чисто славянским методом направленности колдовской энергии: с одной стороны замкнутый круг создает некую силовую цепь, а с другой – плавные, медленные движения позволяют правильно направить магические силы, заключенные в хоровод. И конечно, в календарном ритуале дело не обходилось без соответствующей песни-заговора.

Вода — превосходный носитель любой информации

Славянское любовное колдовство

В любовной магии славяне чаще всего применяют силу воды. Именно ей, как самому чистому носителю магической энергии, уделялось большое значение. И порча, и различные целительские ритуалы практически всегда проводились с участием этой жидкости.

Ведуньи часто делали любовные наговоры, привороты на воду, которую затем подносили жертве или подливали в питье, еду. В некоторых обрядах в наговоренной воде женщине сначала надо было полностью искупаться, а потом только давать возлюбленному.

Но не всегда в любовных ритуалах использовалась вода, ее заменяли и другой жидкостью, например, молоком. А для опасного и очень серьезного приворотного колдовства, ворожеи использовали кровь женщины, желающей любви. В искусстве приготовления разных любовных снадобий славянская традиция всегда превосходила и превосходит множество других магических практик.

Славянское вредоносное колдовство

Изначально вредоносное колдовство славяне использовали в качестве защиты своих земель от врагов. Немного позднее, когда необходимости защищаться не стало и знания остались невостребованными, разные виды порчи стали насылать на личных врагов. Навести порчу у древних славян, как и другого народа, можно было намеренно или наоборот, случайно.

Однако в отличие от других культур, славяне верили, что ворожее или колдуну не нужно проводить каких-нибудь специальных ритуалов (например, читать заклинания), а достаточно только посмотреть на жертву. Порча, насланная при помощи «недоброго глаза», в славянской культуре называется сглазом, и его боялись больше всего другого чародейства. Именно поэтому особенно наиболее уязвимых к колдовству людей – детей, рожениц, больных людей – всегда старались прятать от чужих глаз.

Другим видом порчи являются заговоры, содержащие ритуальную составляющую. Славянские колдуны в своих магических действиях не использовали фотографии жертвы, для них достаточно было какого-либо предмета, например, пищи (магам чаще всего колдовали на человека через принимаемую им пищу). Также для заговора колдуны могли использовать специальный порошок или прах умерших.


Славянский колдун опасен и непредсказуем

Самым мощным у славян считались колдовские действия, связанные с местом, где жертва спала накануне проведения обряда. На Руси колдуны и колдуньи часто зашивали своим жертвам разные колдовские предметы – женские волосы, спутанные в комок, опаленные иголки и другие подклады.

Другая форма порчи у славян – оговор, то есть слово, сказанное не к месту и не вовремя. В наше время оговор принято называть сглазом. Этот вид славянской порчи может навести каждый человек, причем не специально. Кроме того при неправильных мыслях человек может сам себя случайно оговорить, то есть сглазить.

Духи и защитная славянская магия

Для славян окружающий мир всегда был заполнен духами. До принятия христианства ими являлись русалки, водяные, лешие, домовые и множество других магических существ. Затем к ним добавились бесы и ангелы. В общем итоге недобрых духов было больше, чем хороших, и поэтому появилась необходимость в создании защитного колдовства. Требовались магические защитные действия не только от злых сущностей, но иногда и от своего недоброго соседа.

На Руси славяне в качестве защиты использовали специальные растения. Традиции, касающиеся трав, являлись очень сильными и практически каждая знахарка и колдун могли многое рассказать о каждой травинке: когда и где ее нужно собирать, к какому календарному обряду относится, в какой ситуации может быть полезной и т.д.


Травы — основа основ с славянской магии

Магия трав сохранилась и по сегодняшний день, например, чтобы уберечь свое жилище от злых духов, над дверью или за порог кладут веточку определенного растения-оберега. Эту же травку зашивают в тряпичные мешочки и носят при себе, чтобы отвести от себя злые силы.

Еще один вид защитной славянской магии – заговорные слова. Заговоры, в отличие от вредоносных проклятий, которые говорились скороговоркой и быстрым ритмом, были распевными, мелодичными и неторопливыми. В некоторых случаях защитный заговор усложнялся проведением определенных ритуальных действий, часто «окружением» того, кого необходимо было защитить. То есть объект, нуждающийся в магической защите, заключался в круг или в хоровод.

Славянское знахарство

В славянском знахарстве применялись все известные средства колдовского искусства. Это и самые разные заговоры, часто представляющие из себя разновидность ритуальных действий и молитв, и мощные традиции зельеварения.

Самыми известными являлись такие целительные обряды как «выливание на воск или воду» и «выкатывание яйцом». Яйцо в славянском язычестве считалось реализацией принципа обновления природных сил, а с приходом христианства – стало священным символом Воскрешения. Вода же не только для славян, но и для других народов, обладает мощными чудодейственными магическими свойствами, которые способны исцелять от порчи, заболеваний и многого другого.

1. Древнейшая магия первобытных народов


Согласно официальной версии, первые люди появились в Европе 40000 (сорок тысяч) лет назад. Считается, что это были выходцы из африканских племен. Примерно в это же время в Австралии появились первые ритуальные изображения, вырезанные на скалах. Аналогичные изображения были найдены и в Намибии. Но в отличие от австралийцев, древние намибийцы не вырезали, а рисовали свои изображения. В Европе подобная живопись появилась позднее, примерно 20000 (двадцать тысяч) лет назад на территории сегодняшней Франции. Как правило, незамысловатые картинки содержали сцены охоты и являлись свидетельством достаточно простых мистических действий пещерного человека. Позднее, примерно 17000 (семнадцать тысяч) лет назад появились первые захоронения, выполненные по всем правилам ритуального искусства. Самые древние захоронения содержали множество амулетов, посуду, оружие и другие полезные вещи, которые могли пригодиться на том свете. Уже тогда существовала вера в жизнь после смерти.



Раскопки показывают, что первые разумные действия, которые отличали человека от животного, появились примерно 40 тысяч лет назад. Вначале это были простейшие понятия о странствиях души, и очень примитивная магия…



Примерно в это же время человек «внезапно» научился говорить. Точная дата этого события не известна, но, учитывая, что в современном мире существует около 30 различных групп языков, можно предположить, что речь возникла одновременно практически на всей Земле! Какая-то сила внедрила разум в сознание пещерного человека, и он научился говорить. Конечно, можно было бы предположить, что все было наоборот: то есть сначала появилась речь, используя которую человек копил и передавал свои знания. Но тогда не понятно, почему речь появилась не где-то в одном месте, а одновременно на всех материках. При этом совершенно не важно, что появилось первым: речь или разум. Важнее другое: одновременное появление разума (или речи) сразу у всего человечества не могло произойти случайно. Это стало результатом какого-то внешнего действия, очень похожего на космическое облучение. Необъяснимое происхождение земного разума во все времена порождало всевозможные примитивные домыслы, которые позднее превращались в религиозные мифы о сотворении мира, не имеющие ничего общего с реальностью.



Запутавшись в собственных измышлениях по поводу своего происхождения, древний человек стал более внимательно наблюдать явления окружающего мира. Так появилась первая наука о природе, которая называлась «магия». Известно, что именно магия стала первой формой доисторической научной мысли и главным проявлением человеческого ума: ни одно животное не способно практиковать что-то подобное.

Именно магия появилась раньше всех других наук. Но протяжении многих поколений она передавалась лишь в устном виде, поскольку письменность была изобретена значительно позднее. По этой причине не сохранилось никаких описаний мистических ритуалов того времени. Имеются лишь причудливые развалины загадочных сооружений в разных частях света и небольшие фрагменты наскальной живописи. Отправляясь на охоту, пещерный человек мысленно настраивался на успешное завершение будущего мероприятия. Рисуя сцены охоты, он просил у духов-покровителей особой помощи, примерно так, как это делают современные североамериканские индейцы в своих культовых обрядах.

Способы древнейших заклинаний были крайне разнообразны. Несмотря на отсутствие письменности, доисторическая магия сохранилась до настоящего времени у многих народов Сибири, Африки, Америки и Австралии. Практически у всех народов имелось множество разнообразных обрядов, которые осуществлялись в зависимости от конечной цели данного мероприятия. В одних случаях заклинатель обращался к какому-либо реальному предмету (фетишу), в который вселился дух. Этот дух слышал все обращения, и по мере своих возможностей старался помочь собраться выполнить намеченное. В других случаях обращение к божественным силам шло «в никуда», предполагая существование духов во всем окружающем пространстве. Иногда практиковали сочетание того и другого метода.



Как правило, древние народы верили в существование Великого Духа или высшего существа, с которым они предпочитали советоваться, а не молиться. Попрошайничество в виде молитвы появилось значительно позднее для привлечения желающих получить подарок от Бога. В древние времена люди были честнее: к богам обращались в знак уважения, за советом, а не за помощью.



Каждый народ почитал своих собственных духов-покровителей. Индейцы поклонялись Маниту, южноафриканские племена банту общались с Модимо. Как правило, простейшие заклинания умел произносить почти каждый член дикого племени. Однако когда дело касалось самых важных вопросов, то всегда использовалась работа опытного профессионального колдуна. Считалось, что именно он являлся особым посредником, который имел очень большие преимущества, пользуясь особой благосклонностью духов. Таких специалистов сибирские народы называли «шаманами», индейцы племени Дакота – «мускихивинини», индейцы племени Винебага – «мадэвинини», африканские Зулусы – «изиниянга», африканцы племени Бечуан – «нгаками».

Древние маги умели многое. Они вызывали дождь, лечили от всяких болезней, предсказывали будущее. К ним обращались по любому поводу, чтобы обеспечить счастливые предзнаменования или благополучный исход войны, отомстить врагам или оградить от опасности. Своим ритуальным искусством маги объединяли общество, вселяя уверенность и силу в души соплеменников.

Существует бесчисленное множество древнейших ритуальных церемоний. Особое место среди них занимают праздничные церемонии или обряды посвящения. Например, в индейском племени Винебага это действие называлось «знахарским праздником» (Medic infest) и посвящалось приему новых членов в сообщество профессиональных знахарей. Праздник мог быть устроен в любое время года, когда находилось несколько кандидатов, имеющих способности к народной медицине.

В канун праздничного мероприятия посылались приглашения старейшим членам сообщества. Остальные приезжали без приглашения и строили огромный шалаш так, чтобы в нем могли уместиться все участники. Будущие знахари перед посвящением должны были поститься три дня. Более того, в течение поста они проходили «обряд потения», – их закутывали в теплые одеяла и со всех сторон окуривали специальным дымом.

В назначенный день собирались гости – наиболее именитые знахари из соседних племен. Главный знахарь-распорядитель отводил посвящаемых в потайное место и посвящал их во все таинства профессионального искусства. Это было что-то вроде «клятвы Гиппократа», которые современные медики торжественно произносят перед началом практической деятельности.



Главная церемония начиналась в большом шалаше, куда собирался народ и рассаживался рядами вдоль стен. В середину выводили посвящаемых и начинали торжественные речи. Периодически речи прерывались темпераментными индейскими плясками, которые внезапно прерывались по сигналу старшего знахаря, и все присутствующие начинали усиленно кряхтеть и кашлять. Особенно старались будущие врачеватели. Они сильно кряхтели и через некоторое время выплевывали заранее спрятанный во рту маленький камушек, который называли «врачебным камнем». Индейцы верили, что врачебный камень постоянно находится в желудке профессионального знахаря и может появляться на свет только в особо торжественных случаях. В конце представления каждый посвящаемый получал знахарский мешок, сшитый из шкур, а в рот ему клали новый врачебный камень. После этого обряд посвящения заканчивался, и кандидат считался принятым в профессиональное братство.

Знахарский мешок содержал множество диковинных вещей: там были коренья, различные части животных и природные минералы. Встречались самородки металлов и даже щепки деревьев. Мешок содержал самые необходимые вещи, которые могли пригодиться для лечения больных.



Старинные методы лечения были очень просты, но оригинальны. Например, самым большим авторитетом у индейских знахарей пользовалось «большое врачебное животное». Это доброе существо, которое помогало лечению любых недомоганий. Его никто никогда не видел. Считалось, что врачебное животное появляется только во сне самого лекаря, помогая ему в профессиональной практике. Появление врачебного животного считалось хорошей приметой. Если оно приснилось, значит, лечение будет удачным.

Само лечение осуществлялось в виде ритуального представления: сначала индейский знахарь несколько раз обходил постель больного, постепенно ускоряя свои движения. Затем он начинал пляску, шумя погремушкой и ударяя в небольшой барабан. При помощи таинственных движений знахарь беседовал с духами, выпрашивая их благословение. Приблизившись к больному, он руками «вынимал» у пациента болезнь и прогонял злых духов из различных частей его тела. Продолжая свою пляску, знахарь доводил себя до экстаза. Пациент и зрители впадали в транс. Всем казалось, что Земля и небо слушают могучий голос лекаря, а вся Вселенная грохочет и раскрывается. В самый разгар веселья лечебная пляска завершалась. Потрясение присутствующих было настолько велико, что болезнь действительно отступала.

Таким же способом дикари мстили и своим личным врагам. Уговорив могущественного колдуна, они просили сделать ритуальное изображение врага, чтобы затем его сжечь, проколоть или уничтожить. При этом вера в магическое искусство была так велика, что когда об этом мероприятии узнавал сам враг, то очень часто действительно умирал от суеверного страха.

Чародеи племени Дакота использовали травянистое растение «Пецхикавуск», которое придавало дополнительную силу воинам в сражениях. Настоем этого растения окропляли оружие и одежду воинов. Воины были уверены, что в случае опасности волшебный эликсир не только даст новые силы, но даже сделает невидимым для врагов.

При необходимости обеспечить удачную охоту древний чародей рисовал изображение медведя или лося. Затем проводил черту от сердца зверя к его морде, обозначая путь, по которому жизнь выйдет из него. Одновременно он пел очень страшное заклинание, которое переводится примерно так: «Зверюга хитрая! Узнай меня, как я могуч! Хитер я, как змея! Я как орел летуч! Я знаю все твои повадки! Тебе не скрыться от меня! Твой дух уйдет из тела, которое вигвам мой приготовился принять! Мое желанье не унять!»

Завершив ритуальное приготовление, охотник немедленно отправлялся в путь. В дороге он периодически останавливался и произносил следующее короткое заклинание: «Духи, будьте ко мне добры и покажите место, где я могу найти медведя». Затем продолжал путь, внимательно всматриваясь в следы диких зверей.

Наиболее выдающимся искусством всегда считалось предсказание будущих событий. Когда какой-нибудь индейский герой отправлялся на подвиги, то предварительно пускал стрелу в воздух. Направление упавшей стрелы указывало путь, где его ожидала удача.

Сибирские шаманы заглядывали в будущее напрямую, вводя свое сознание в особый транс. Обычно это мероприятие осуществляли в помещении. Посреди юрты зажигали яркий костер, вокруг которого стелили черные овчины. По ним размеренным шагом ходил шаман, бормоча таинственные заклинания. Его одежда была сшита из звериных шкур и сверху донизу увешана ремнями, амулетами, цепочками и раковинами. В правой руке он держал бубен, а в левой – длинный лук. Вид у него был страшно дикий и свирепый.

Шаман доводил себя до исступления. Постепенно костер посреди юрты догорал. Оставались только тлеющие угли, распространявшие таинственный полусвет. Шаман падал на разосланные шкуры и несколько минут лежал неподвижно, как будто умер. Затем начинал стонать и издавал какие-то странные звуки. Это напоминало сдавленные крики, производившиеся разными голосами.

Потом огонь снова зажигали, и шаман резко вскакивал. Он ставил свой лук на землю и, придерживая его рукой, лбом упирался в его верхний конец. Затем он начинал бегать вокруг него, сначала тихо, а потом все быстрее. От наблюдения такого верчения у присутствующих начинала кружиться голова. Заметив это, шаман резко останавливался, не проявляя никаких признаков головокружения. Потом начинал руками выделывать в воздухе разные фигуры. Он хватал бубен и, ритмично ударяя в него, начинал бегать вокруг костра, подпрыгивая и дергаясь всем телом.

Периодически шаман останавливался, выпивал какое-то таинственное снадобье, глубоко дышал и продолжал свое верчение. Наконец он впадал в транс, у него кружилась голова, и он падал на землю. Некоторое время шаман лежал, не подавая признаков жизни. Затем его поднимали. Он был ужасен: волосы спутаны, лицо багровело, глаза широко открыты и злобно сверкали.

Еще некоторое время шаман находился в каком-то оцепенении. Затем снова брал свой бубен, громко барабанил и резко бросал его на землю. Это означало, что в шамана наконец вселился нужный дух и теперь можно задавать любые вопросы. Присутствующие подходили по очереди и спрашивали. Ответы на вопросы давались без долгих размышлений, практически сразу. Находясь в состоянии транса, шаман знал ответы на такие вопросы, о которых в нормальном состоянии не имел ни малейшего понятия…

2. Искусство африканских колдунов

Особое место в древней культуре занимает африканская магия. Может быть, это связано с тем, что согласно известной научной теории, все народы, населяющие Землю, вышли из Африки в период от 40 до 10 тысяч лет назад. Вероятно, поэтому именно африканцы имеют очень древние мистические представления, которые не столь наивны, как могут показаться на первый взгляд.



Например, у племени Зулусов, пока все хорошо, вера в бога считается необязательной. Но как только возникают проблемы, то срочно начинается поиск духа-покровителя. Для этого зулус выходит из собственного жилища и идет в произвольно выбранном направлении. Первая вещь или живое существо, которые встречаются страннику, считаются его личным «Богом». Это может быть камень, кусок дерева, кошка или собака. Тут же немедленно новому Богу делают подарки, и, уединившись с ним, богомолец подробнейшим образом рассказывает суть своей проблемы. Для него кошка или случайно найденная коряга являются святыми предметами, мессией, представителями Бога на земле. Обращаясь к своей находке, зулус уговаривает своего Бога оказать ему помощь. При этом он торжественно клянется, что если дело получится, то впоследствии он обязуется верить в нового Бога и всячески ему служить. Если впоследствии проблема решается удачно, то зулус радуется, что нашел себе хорошего и очень полезного помощника. Он всячески о нем заботится, чтобы в следующий раз Бог не оставил его просьбу без внимания. Но если дело не удается, то зулус теряет интерес к своей находке и начинает поиски другого Бога.

Большинство современных африканских народов по традиции предпочитают молиться духам предков. Их просят о дожде, обильном урожае, о здоровье и о том, чтобы духи приняли к себе после смерти. Издавна африканцы верили, что свет ночных звезд – это «дорога богов», которая соединяет два мира. Эта дорога запутанна и извилиста. Там можно легко заблудиться, обрекая душу на вечное странствие. Чтобы этого не случилось, необходимо получить покровительство доброго духа Аматонго. Обычно таким духом являлся умерший отец. Каждый дом имел всегда своего собственного Аматонго, которому отдавалось предпочтение перед духами других домов. Когда в доме появлялась болезнь или другая проблема, то старший сын восхвалял дух отца, давая ему самые почетные прозвища, вспоминая боевые подвиги и всячески выказывая уважение. Потом сообщал свою просьбу.

Для поддержания хороших отношений с Аматонго периодически делали обряды жертвоприношений, напоминающие современные поминки. Для этого убивали жертвенное животное и, вынимая внутренности, восклицали: «Вы, о духи наших предков! Примите наш подарок! Взамен пошлите нам здоровье, вашу милость и покровительство в делах…» Кровь и жир собирали в особую чашу и сжигали вместе с благовониями так, чтобы духи ощутили приятный запах. Потом начинали главное пиршество. Из жертвенного животного готовили угощение и съедали. Один из участников брал циновку с остатками еды и выносил ее из хижины. Выбрасывая объедки, он произносил заветные слова: «Прошу вас, духи наших предков, совершившие для всех столь великие и славные дела, послать нам удачу и счастье! Прошу вас, чтобы вы наполнили наш дом добром, загон – скотом, сараи – хлебами, дворы – детьми! Прошу никогда не покидать нас! Помогайте нам, а мы за это всегда будем помнить о вас!»

На всей территории Африки находят наскальные изображения, которым примерно 40 000 (сорок тысяч) лет. Такие изображения сохранились на территории Намибии, Мали, Судана, Заира, Замбии, Анголы, Эфиопии и в северной части Сахары. Наряду с обычными сценками охоты многие африканские изображения содержали нечто невероятное: рядом с реалистичными фигурками людей нарисованы какие-то мифические чудовища огромных размеров. Таким образом древние маги изображали могучих духов, которыми было наполнено все окружающее пространство.

По традиции, современные африканские колдуны и пророки пользуются большим авторитетом. Как правило, они занимают высокое общественное положение. Среди них особое уважение имеют жрецы-прорицатели, которые в древности находились в свите вождей и правителей, управляя целыми государствами. Стать таким прорицателем может человек, получивший свои таланты по наследству. Обычно после тщательного отбора идет трехлетнее обучение. Затраченные усилия не проходят даром: африканские жрецы – очень богатые люди, так как за любую работу получают щедрое вознаграждение.

Колдунов всегда боялись, считая, что они действуют бессознательно, управляемые неведомой потусторонней силой. Их никогда не преследовали, опасаясь рассердить духов-покровителей. К колдунам всегда либо обращались за помощью, либо старательно избегали. Но без них не могли обойтись, так как существовало поверье, что против злого колдовства может подействовать только встречное колдовство.

В качестве дополнительной защиты в Африке используют от злого колдовства всевозможные амулеты, волшебное магическое оружие, заклинания и различные жертвоприношения. Очевидцы утверждают, что африканский колдун способен летать по воздуху, становиться невидимым, двигаться пятками вперед и головой вниз.

Колдовство проявлялось во всем. Если, например, в деревне кто-то внезапно умирал, то все, конечно, подозревали чье-то злонамеренное колдовство. Как правило, чтобы найти виновного, приглашали местного колдуна, который устраивал собственное расследование – ритуальный «допрос покойника». Для осуществления этого важного мероприятия все деревенские жители сходились на главной площади. Туда же приносили носилки с покойником. В середину толпы выходил колдун-следователь и, обращаясь к трупу, громко спрашивал: «Скажи, кто враг твой? Этот или тот?» При этом он ходил по кругу, поочередно указывая на разных людей. Некоторое время ничего не происходило. Но внезапно носилки с телом покойника наклонялись. Это был знак, что виновный найден. Обычно изобличенный в злобном колдовстве сначала просил прощения умершего, а затем выплачивал компенсацию его семье. На этом инцидент считался исчерпанным, и все мирились.

В старые времена в Западной Африке был очень популярен известнейший культ Зомби (Zombie). По сути – это были тайные церемонии с жертвоприношениями: сначала главный колдун (мбаца) выбирал достойного соплеменника, которому предстояло стать очередным зомби. Ночью на большой поляне разжигали костер и под ритмичный бой барабанов совершали неистовые ритуальные пляски.

Под утро к костру выводили будущего Зомби. Уколом колючки рыбы-пузана ему вводили особый яд (тетрадоксин), который был сильнее цианистого калия. Иногда для этой же цели давали выпить специальный настой ядовитых растений. Отравленный человек падал и «умирал». Колдун громко выкрикивал заклинание: «Ты заключил союз со смертью! Тебя ждут духи наших предков! Они научат и помогут! Они вернут тебя на землю!»

Покойника уносили и в течение следующего дня торжественно хоронили. Сначала тело полностью засыпали землей, но затем торжественно откапывали. Колдун своим заклинанием возвращал человека к жизни: «Приди назад ты, тот, кого вернут нам духи! Мы ждем тебя! Вернись в наш мир и дай нам силу! Дай силу духов мертвых всем живым!» Если это заклинание не действовало сразу, то колдун повторял его снова и снова.

Внезапно глаза Зомби открывались, и он приподнимался. Соплеменники выли от восторга и ужаса. Зомби ставили на ноги, и он начинал движение. «Живой мертвец» действовал, как робот, – неуклюжей походкой шел на свет костра или факела. Оглушенный ядом рыбы-пузана, он ничего не слышал и мог видеть только яркий свет. Колдун зажигал специальный факел и следовал впереди, приводя Зомби на место будущей казни. Воскресший послушно следовал за ярким светом факела. Возле жертвенного алтаря колдун останавливался, тушил свет и ударом ритуального ножа вторично убивал Зомби, принося его в жертву богам. Соплеменники падали на колени и благодарили духов за их милость.

На Гаити издавна практикуют известный культ Вуду (Voodoo). В древности одним из обрядов этого культа было зомбирование. Но, в отличие от описанного выше ритуала жертвоприношения, гаитянское зомбирование было предназначено только для демонстративного «спасения» умершего соплеменника. Сначала из ткани дохлой протухшей рыбы колдун готовил специальный наркотический порошок. Затем ночью совершал тайный «ритуал разбрасывания», рассыпая порошок на дороге. Утром кто-нибудь из соплеменников шел по «заколдованной дороге» и случайно наступал на зараженную землю. Через некоторое время он заболевал и впадал в кому. Дыхание останавливалось, родственники считали, что человек умер. Они обращались к колдуну с просьбой о спасении. Тот давал противоядие, и Зомби оживал. Этот трюк укреплял веру соплеменников в могущество духов и лично колдуна.

С древнейших времен африканцы уважают умерших и очень боятся чем-нибудь вызвать их гнев. Для того чтобы задобрить душу покойника, устраивают самые торжественные обряды погребения. В разных местах хоронят по-разному, но всегда стараются продемонстрировать максимальное уважение к представителям потустороннего мира. Одни африканские народы осуществляют жертвоприношения, другие оставляют в могиле богатые подарки или оружие. Чаще всего хоронят в земле или сжигают. В древности некоторые племена оставляли умерших в пустыне на съедение зверей. У них существовала примета, что если по истечении нескольких дней умершего не съели хищники, то значит, его душа не покинула землю и находится где-то рядом. Считалось, что такая душа будет находиться где-то рядом и не упустит случая навредить живым. Если же тело покойника скушали звери, то это означало, что он был очень хорошим и его душа добралась до Рая. По этому поводу все радовались и устраивали пышные поминки.

Колдуны (ладжоки) делились на три категории: Тал («кто танцует ночью»), Абиба («верный друг»), Иер («дурной глаз»). Наиболее сильными считались мужчины, получившие магическую силу в наследство от отца. Но достаточно часто магией занимались и женщины. Злое колдовство было шести видов: кауро типо («поимка тени жертвы»), лаувала («порча»), аома джок («летающая сила»), аволау («отравление»), макобо ола («уничтожение»), логага («ядовитое прикосновение»).

Если произошло какое-либо событие, которое не входило в перечисленный список, то его объявляли злым роком, или судьбой. В остальных случаях любое событие объясняли колдовством. Существовали многочисленные табу, описания воли предков и другие запреты, следуя которым удавалось избегать колдовства и опасностей. Если дело представлялось совсем не понятным, то отправлялись к жрецу-прорицателю, который отвечал на любые вопросы, толковал правила поведения, сообщал имена тайных врагов и другие полезные сведения.

Гадание занимало особое место в жизни древней Африки. Это было самое уважаемое ремесло. Если колдунов просто боялись, то к гадателю относились с глубочайшим почтением. К нему обращались, чтобы узнать волю богов, выяснить причину несчастий, растолковать сон или получить совет. Обычно искусство гадания передавалось по наследству. Иногда, чтобы стать гадателем, проходили через жестокие испытания и даже пытки огнем или голодом. В некоторых случаях способности пробуждались неожиданно, когда человек впадал в транс и начинал делать невероятные поступки.

Известно, что африканские гадатели лучшие в мире. В древние времена гадатель мог предсказать будущие события лишь по звуку мелких камешков, которые он тряс в бутылке. Только африканские предсказатели могли правильно объяснить значение следов на песке, которые оставляла рука медиума, погруженного в бессознательное состояние. Весьма популярным был способ гадания при помощи черного петуха, которого убивали и бросали в реку. Потом наблюдали, как течение его уносит и как ведут себя рыбы. Очень часто гадали по поведению диких зверей и по различным явлениям природы. Ничто не могло ускользнуть от внимания опытного гадателя. Измеряли повышение уровня воды в озерах или рост травы, изучали следы насекомых, слушали крики птиц и зверей. Информацию умели получить даже там, где ее никогда не было…

Особого успеха древние африканские чародеи добились и в лечении различных тропических болезней. Для лечения варили лекарственные смеси, делали настойки из корней деревьев, трав и листьев. То, что сейчас называется гомеопатией (растительной медициной), в Африке было известно уже несколько тысячелетий назад. Несмотря на полное отсутствие письменности, многие лечебные рецепты сохранились и до нашего времени. Известно, что от тропических болезней африканский знахарь лечит лучше, чем обычный врач.

В самые древние времена африканцы не знали богов и поклонялись только силам природы (грому, молнии, дождю или граду). В качестве ритуальных мест использовали горы, реки, водопады, холмы и скалы, одинокие деревья и отдельные камни. Все духи имели собственные имена. Например, дух Леибе олицетворял огонь и Солнце, дух Олокун владел рекой и морем, дух Одудуа ведал всей землей, а Нгаи был дождем, грозой и небом.

Эти духи жили во Вселенной, которую африканцы представляли в виде большой перевернутой корзины, которая накрывала сверху всю землю. По четырем сторонам Вселенной-корзины было расположено по 10 ступенек, ведущих к вершине. На каждой ступеньке размещались символы всех растений и животных. Внутри жили люди, а снаружи светило яркое Солнце. Каждый вечер заботливые боги накрывали Землю этой корзиной. Считалось, что свет ночных звезд – это проблески света в маленькие дырочки между прутиками большой корзины.

По мере развития цивилизации эстафета практического взаимо- действия с «иным миром» от шаманов передавалась магам и жрецам. Различия между этими двумя профессиями на заре истории были не существенны. Жрецы, как организаторы и распорядители религи- озных обрядов одновременно были и магами, то есть владели навыками взаимодействия с «иным миром».

Магия как искусство с помощью сознания воздействовать на окружающий мир целиком и полностью в своей основе опирается на тысячелетний опыт шаманизма. Однако с течением времени возникли и характерные отличия. И некоторые из них имеют принци- пиальный характер: в магии стало использоваться слово.

Термин «маг» восходит к общему для всех европейских языков индоевропейскому корню, означающему «высокий, большой». Отсюда, как считают ученые, произошли русские слова «могу- щество, мощь, я могу» (то есть «я способен что-либо сделать»). Древнерусское слово «мощи», то есть «тело, останки», также произошло от этого корня. Более того, оно указывает на источник силы или могущества - это человеческое тело.

Магия в жизни древних обществ, будь то Древний Египет или Месопотамские государства, занимала огромное место. Практически ни одно из общественных мероприятий: строительство, изготовление предметов быта, сбор урожая, военные действия или быт, - не обхо- дились без соответствующих магических действий и ритуалов.

В III тысячелетии до нашей эры древнеегипетские жрецы уже отчетливо представляли себе значение и роль человеческого слова. В исследованиях известного русского востоковеда Б. А. Тураева приво- дятся замечательные примеры древнейших монотеистических конструкций мироздания. По мысли одного из жрецов города Мемфиса, «все сущее получило бытие сначала в сердце». Именно сердце в глубокой древности рассматривалось как вместилище души и орган мышления верховного бога и человека. Рожденные там мысли превращаются в реальность, материализуются «во все суще- ствующее от богов до червей» с помощью языка, то есть слова. Однако мы допустили бы ошибку, рассматривая связь «мысль-слово» слишком поверхностно и однозначно. Квинтэссенцией такого недальновидного подхода являются суждения о том, что древние люди воспринимали слово в качестве непосредственного совершения действия. «Высказанное слово имеет цену действия», - вот обычное примитивное суждение об отношении наших далеких предков к использованию слова в магических действиях. Это заблуждение основывается на смешении двух различных способов использования слова. Первый - это применение его в качестве «волшебной палочки» для совершения конкретного действия по воздействию на окружающий мир. Такие слова, или заклинания, в Древнем Египте назывались «хекау» - управляющими словами. Известен арабский рассказ, сообщающий о способе постройки Великой пирамиды, где есть указания на использование «хекау»: «Под камни подкладывали большие листы папируса, на которых было написано множество

тайных слов. Потом по камню ударяли палочкой, и он передвигался по воздуху на расстояние полета стрелы. Таким образом он в конце концов достигал пирамиды».

Само по себе использование для магических действий управ- ляющих слов никогда не являлось секретом. Все дело в том, кто, когда и в каких условиях их применяет. Слово приобретало силу в устах настоящего мага и только у него. Однако он мог временно передать эту силу вместе со словом и другому человеку. О таком случае поведал древнегреческий писатель Лукиан в своей повести.

Некий грек Эвкрат предпринял путешествие в Египет с целью познакомиться с возможностями местных магов. В Мемфисе он встретился с магом высокой квалификации, который двадцать три года обучался ремеслу в подземном храме. Путешественник был поражен тем, что маг мог управлять рыбами и животными, обита- ющими в Ниле. Он, например, катался на огромных крокодилах. В доме волшебника Эвкрат не обнаружил слуг. Но в них, как оказалось, не было необходимости. Когда нужно было что-либо сделать по дому, маг вешал на дверной запор платье или метлу, произносил управляющие слова и предмет выполнял нужную работу. После чего хозяин снова произносил заклинания и «слуги» возвращались на свои места.

Как-то раз Эвкрат подслушал магическое заклинание и решил проверить его действие в отсутствие хозяина. Он приказал толкуше - деревянному ведру, принести воды. Когда повеление было исполнено, Эвкрат попытался отменить приказ, но толкуша продолжала носить воду. Путешественник не знал заклинания, отме- няющего первоначальный приказ! В отчаянии Эвкрат сломал толкушу пополам, но обе половинки взялись за кувшины и продолжали носить воду. Дому грозил бы настоящий катаклизм, потоп, если бы маг вовремя не возвратился и не отменил заклинание.

Аналогичный сюжет можно встретить в волшебных сказках разных народов. Есть он и в русском фольклоре: вспомните сказку о Емеле «По щучьему велению, по моему хотению». Однако чем дальше мы отодвигаемся от древних времен, тем все больше иска- жений вносится в такие рассказы. И уже в русском пересказе роль слова становится совершенно непонятной. Так в чем же первона- чально заключалась сила повелевающего слова? Маг мог совершить над ним действие, которое можно приблизительно охарактеризовать современным термином «зарядить», то есть придать слову новые свойства, ранее в нем отсутствовавшие. Только в этом случае слово становилось эквивалентом действия! Произнесение «заряженного» слова вызывало действие, которое могло быть совершенно несовме- стимо со смысловым его значением, а было «запрограммировано» магом. Таким же образом могли быть «заряжены» и любые предметы: палочки, талисманы, амулеты и т. д. И в этом смысле слово ничем не отличалось от этих предметов.