» »

Средневековая схоластика. Средневековая философия

12.04.2024

Основные черты и проблемы схоластики.

Схоластика (от - "школа") - систематическая средневековая философия, представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логикиАристотеля.

Схоластика - главное направление в развитии философии средневековья. Она преподавалась в школах и университетах учителями богословия. В средние века возникло феодальное общество. Значительную роль играло духовенство. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. В условиях жесткого диктата церкви и господствующей власти философия была объявлена «служанкой богословия». Этот тип религиозной философии получил название "схоластики".

Единственная цель жизни – познание Бога – достигается не умствованиями и рассуждениями, а самоотречением, аскезой, смирением, подвижнической жизнью, сознанием своего ничтожества перед бесконечно превосходящим человека Создателем.

Наибольшее влияние оказала философия Аристотеля. Новая рецепция философии Аристотеля и составляет характерную черту высокой схоластики. Ни один крупный мыслитель отныне не проходил мимо основательного изучения текстов Аристотеля.

Отличительные черты:

Составление «Сумм» - всеобъемлющих сокращенных изложений основных положений по тому или иному вопросу.

Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений.

Высокая культура цитирования.

Основные проблемы:

· Отношение знания к вере

Об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их.

Теология (систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии) признаёт религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой Богом. В этом смысле вера отличается от разума и/или знания.

Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Истины разума и веры не могут противоречить друг другу.

· Общее и единичное (проблема универсалий)

Бог един, но троичен в трех лицах - отец, сын и святой дух. Отсюда вопрос об отношении общего к единичному. Спор об универсалиях, о природе общих родов и понятий.



Существуют 2 основных решения этого вопроса:

1.Номиналистическое (Номинализм). Универсалии не существуют реально, независимо от человека. Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания.

Номиналисты (от латин. nomina - имена) доказывали, что реально существуют конкретные вещи, предметы, явления с их качествами и свойствами, а общее, понятия связаны лишь с человеческим сознанием.

Росцелин (ок. 1050 - 1110)

Пьер Абеляр (1079 - 1142)

Уильям Оккам (ок. 1300 - 1350)

Дунс Скот (ок. 1265 - 1308)

2. Реалистическое (Реализм).Общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека.

Фома Аквинский(1225-1274). Средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 г.был причислен к лику святых.

Особенностью философии Фомы Аквинского является то, что он высоко ценил идеи Аристотеля, стремился дать им такую интерпретацию, чтобы создать последовательную систему, связанную с утверждением христианской веры. Своим современникам Фома казался новатором, так как в какой-то мере дал новую трактовку традиционно рассматривавшимся философами проблемам и ввел в употребление новые способы, приемы аргументации, а также отверг некоторые традиционные подходы к осмыслению некоторых вопросов.

Фома Аквинский стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры.

Согласно представлениям Фомы, предметом философии являются истины разума, а предметом теологии - истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, выступающий создателем мира и вдохновителем его развития. Бог, по учению Фомы, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо, это - чистая форма, источник всех возможных форм, благодаря которой из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.

В его произведении “Сумма теологии” приводятся пять доказательств существования Бога:



Бог рассматривается как “неподвижный двигатель”, приводящий все в движение;

Бог рассматривается как первая причина;

Бог является источником необходимости в мире;

Бог есть источник совершенства, сам являясь совершенным;

Бог устанавливает конечные цели и поэтому не может не существовать.

Доказательство бытия Бога

Доказательство существования бога. Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин, мы приходим к необходимости сущесвования бога - верховной причины.

1. Ранняя схоластика (9-12в)

Иоанн Скот Эриугена

Ансельм Кентерберийский

Шартрская школа (Фульберт, Жильбер Порретанский, Тьерри Шартрский, Бернар Сильвестр, Иоанну Солсберийскому, Пьер Абеляр)

Арабская философия (Аль-Хорезми, Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Аль-Газали, Ибн-Рушд)

Еврейская философия

2. Высокая (зрелая) схоластика (13в)

Латинский аверроизм (Сигер Брабантский, Этьен Жильсон)

Доминиканцы (Альберт Великий (Альберт фон Больштедт Мадпиз), Фома Аквинский)

Францисканцы (Бонавентура, Роджер Бэкон)

3. Поздняя схоластика (14-15в)

Иоанн Дунс Скот

Уильям Оккам

Жан Буридан

Джон Уиклиф

ДЕКАРТ КАК ФИЛОСОФ

Ренэ Декарт (1596-1650).
Декарт излагает основы своей метафизика как учения о наиболее общих принципа бытия и знания.
Декарт обосновал метод “картезианского сомнения”: сомневаться во всем, в чем можно усомниться. Одно в чем можно не сомневаться - сам факт существования. - “Мыслю, следовательно существую”. Это выражение отражает существо теории познания. Этот принцип делает мысль более достоверной, чем материю, и свое сознание - более достоверным чем сознание других.
В основе познания лежит интеллектуальная интуиция, которая начинается с сомнения. Положение “Мыслю, следовательно существую” - первопричина исходной интеллектуальной интуиции, из которой выводятся все знания о мире. Далее на основе дедукции разум выводит из интуитивных воззрений необходимые следствия.
Центральное понятие картезианской метафизики - субстанция. Прежде всего Д. разделял Бог и сотворенный им мир.. Субстанцией является только Бог. При этом сотворенный мир делится на два рода субстанций - духовные и материальные. Т.о. Д. допускал три субстанции - Бога, дух и материю.
Духовная субстанция обладает врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Эти идей - воплощение естественного света разума. К врожденным идеям прежде всего относится идея Бога как существа всесовершенного, а также математические и др. научные идеи. Духовные субстанции неделимы. Сущность духовного начала - умозрение.
Материальная субстанция делима до бесконечности. Материальная субстанция отождествляется с природой, главный ее атрибут - протяженность. Все в природе подчинено механическим законам, которые могут быть исследованы с помощью математической наука - механики. Из природы Д. изгоняет понятие цели.
Материальные и духовные начала равны.
Метафизика Д. - это дуализм субстанций (духовной и материальной). На ней основывается два учения - материалистическая физика, как учение о протяженной субстанции и идеалистическая психология, как идея о субстанции мыслящей. Связующее звено между ними - БОГ, который внес в природу движение и обеспечил действие ее законов.
Д. был одним из основателей классической механики. Именно им создано представление о природе, как о гигантском механизме, приводимом в движение божественным “первотолчком”. Так метод Д. (универсальная математика) соединялся с его метафизикой (учением о субстанциях).
Д. расщепляет всю действительность на объект и субъект. Субъект - носитель познаватель действия, объект - то, на что направлено действие. Субъектом является мыслящая субстанция - “Я”.
Рационализм Д. основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания.

ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225\1226-1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя альберта Великого. Как и его учитель, Фома пытается обосновать основные приципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При чем последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие (существование) и сущность, Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности, как субстанции, обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акциденциальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении – что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма – источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояние, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.

На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (caisa formalis); сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis)вещи, которой поэтому присуща целесообразность, названная Аристотелем «растительной душой», как бы формирующей тело изнутри, - таковы растения. Третий уровень – животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficiens), поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя «самосущего». В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфизических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела – мышления и воления; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа – бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, усматривая и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.

В мире Фомы сущими оказываются в конечном счете индивиды. Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого – действие индивидуальных «скрытых сущностей» - «деятелей», душ, духов, сил. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.

Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влияние в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается в 20 веке под названием неотомизма – одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра политологии

РЕФЕРАТ на тему:

«Средневековая схоластика и её проблемы»


Выполнил студент I курса ФБД: Клименок М. А.


Проверил преподаватель: Васильева И. Л.


Минск 2001г.

Список использованной литературы:


1. Введение в философию : Учебник для вузов. В 2ч. Ч. 1

/ Под общ. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. Стр. 118 - 125


2. Шаповалов В. Ф. «Основы философии. От классики к современности»: Учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. Стр. 164 – 169



1. Общая характеристика схоластики

2. Специфика средневековой схоластики

3. Вера и Разум – Парадигма схоластической философии

4. Схоластика и «христианское завоевание мира»

5. Время, люди, мысли

6. Фома Аквинский – Систематизатор средневековой схоластики

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СХОЛАСТИКИ

Средневековая западная цивилизация - огромный по богатству содержания и форм духовно-культурный мир, отмеченный неповто­римыми достижениями и простирающийся во временном диапазоне нескольких столетий. Богатство культуры средневекового Запада не сводится лишь к произведениям схоластического богословия. Однако средние века не только немыслимы без схоластики, но в значитель­ной мере определяются ею. Схоластическое богословие наложило глу­бокий отпечаток на всю культуру западного средневековья. Известно сравнение средневекового готического храма с богословско-философскими сочинениями. Готический храм есть аналог «Суммы теологии» (именно так назывались произведения теологов): та же величавая строй­ность, соразмерность частей и всеохватность. Собор с не меньшей полнотой, чем богословский трактат, выражал совокупность пред­ставлений своего времени. Все христианское учение наглядно развер­тывалось перед глазами верующего. Оно передавалось через внешнюю и внутреннюю архитектуру, через организацию пространства, устрем­ляющую душу человека ввысь, через огромное множество играющих строго определенную роль деталей, через скульптурные изображения. Готический храм - схоластическая теология в камне. Данная анало­гия не может не свидетельствовать о значительности роли схоласти­ческого богословия в средние века.

Схоластика (от греч. «схоле» - спокойное занятие, учеба) - сред­невековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII- IX вв. системой образования на Западе. Вместе с тем это и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике. Он базировался на святоотеческой литературе, являя собой од­новременно вполне своеобразное и специфическое культурное обра­зование.

Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. Второй этап - от IX до XII в. - период интенсивного формирования. Третий этап - XIII в. - «золотой век схоластики». Четвертый этап - XIV-XV вв. - угасание схоластики.

Каждый из этапов можно связать с личностями мыслителей, наи­более рельефно выражающих его особенности. Первый период ярко представляет И.С. Эриугена (ум. ок. 877 г.); второй - Ансельм Кентер-берийский (ум. в 1109 г.) и Пьер Абеляр (ум. в 1142 г.); третий - Фома Аквинский (1225-1274) и Бонавентура (1221-1274); четвертый - В. Оккам(ок. 1285-1349).

Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд сту­пеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. В монастырских и церковных школах изучали «семь свободных искусств». Последние делились на «тривиум» (от числа «три») и «квадривиум» (от числа «четыре»). Ученик должен был сначала освоить тривиум, т.е. грамматику (латинскую), диалектику, риторику. Квадривиум, как бо­лее высокая ступень, включал арифметику, геометрию, музыку и ас­трономию. Учебными заведениями, обеспечивавшими еще более вы­сокий уровень подготовки, были университеты.

Первые университеты возникли в XII в. в Париже и Болонье. В XIII- XV вв. Европа покрылась целой сетью университетов. Потребность в них обусловливалась в первую очередь нуждами и задачами церкви.

В большинстве случаев университеты прямо опирались на поддер­жку церковных властей. Главная цель университетской науки состояла в изучении и истолковании Священного Писания и Священного Пре­дания (т.е. произведений святых Отцов церкви). Истолкование свя­щенных текстов было исключительной прерогативой церкви и свя­занных с ней университетских ученых, с тем чтобы воспрепятство­вать распространению невежественных суждений о христианской вере. К истолкованию допускались ученые не ниже магистерского звания. В соответствии с основной задачей большинство университетов вклю­чало в свой состав два факультета - факультет свободных искусств и факультет теологии (богословия). Первый был необходимой подгото­вительной ступенью ко второму.

Факультет теологии имел целью точное изучение Библии путем ее толкования и систематического изложения христианской доктри­ны. Итогом этой работы были так называемые «Суммы теологии». Магистрами теологии становились лишь те, кто ранее прошел обуче­ние на факультете свободных искусств. Впечатляющими были сроки обучения: на факультете свободных искусств - шесть лет, на факуль­тете теологии - не менее восьми лет. Таким образом, чтобы стать магистром богословия, приходилось затратить на обучение не менее четырнадцати лет. Впрочем, учение не могло не быть увлекательным, поскольку предполагало активное участие в дискуссиях и диспутах. Лекции чередовались с семинарами, на которых учащиеся отрабаты­вали умение самостоятельно применять полученные знания. Высоко ценились логическая дисциплина ума, критическое мышление, ост­рая проницательность.

Университеты, таким образом, решали несколько взаимосвязан­ных задач. Прежде всего, они готовили кадры хорошо обученных и подготовленных идейных защитников христианства. Они же произво­дили богословско-философскую продукцию - трактаты различного назначения, с изощренно-логическим изложением христианского учения. На протяжении веков была создана огромная литература (со­чинения одного Бонавентуры насчитывают 50 томов, при том что изданы далеко не все). Совокупность доктрин (своеобразное «доктринальное тело»), созданных в период средневековья, и принято назы­вать схоластикой в собственном смысле.

Кроме прямых результатов деятельности ученых, развитие уни­верситетов привело к ряду эффектов, которые можно назвать побоч­ными. Однако они имели большое значение для средневековой и пос­ледующей европейской культуры. Во-первых, университеты способ­ствовали сглаживанию социальных противоречий, так как доступ в них был открыт для людей всех сословий и классов. К тому же учащи­еся из бедных семей могли рассчитывать на материальную поддержку на весь период обучения. Многие из них впоследствии достигали боль­ших высот как в учености, так и в социальном положении. Во-вто­рых, студенты и профессора университетов составили в своей сово­купности особое сословие - корпорацию людей, разных по своему происхождению. Происхождение в составе этой корпорации переста­вало играть ту решающую роль, какую оно играло в средневековом обществе в целом. На передний план выходили знания и ум. В этой среде возникло новое понимание благородства - благородство не по крови и богатству, а по уму. Такое благородство связывалось с утон­ченностью ума и поведения, тонкостью психики и рафинированнос­тью вкуса. Наконец, университетская ученость и знания никак не на­страивали на оппозиционность и бунтарство. Напротив, средневеко­вый студент и профессор - именно те, кто в наибольшей мере заинтересован в стабильности существующего порядка и в его посте­пенном нравственном совершенствовании. Университетское сословие было не отщепленным от общества, а представляло собой одну из его фундаментальных опор. Уважение к знанию и культуре, сформиро­ванное средневековыми университетами, сыграло свою роль и в пос­ледующей истории.

СПЕЦИФИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ СХОЛАСТИКИ

Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарица­тельном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.

Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии».

Начиная примерно с XI века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху но­сила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Большое влияние на философов XI-XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего «Кате­гории» Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались ос мыслить «истины веры». Стремление к рационалистическому обос­нованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а рас­членение и тончайшее различение понятий, установление опреде­лений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения. Увлечение таким обра­зом понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10-12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порож­дали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противо­стояли различные мистические течения, а в XV - XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфи­лософии, с другой.

ВЕРА И РАЗУМ - ПАРАДИГМА СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Существование в рамках университетов двух по-разному направ­ленных факультетов создавало определенное напряжение в ученых занятиях. Занятия на факультете свободных искусств не связывались непосредственно с теологией. Свободные искусства изучались на ос­нове античного наследия - трудов Платона, Аристотеля, неоплато­ников. Эти труды стали известны главным образом благодаря арабско­му завоеванию. Арабы же познакомились с ними через византийцев. Свободные искусства представлялись знанием, основанным исклю­чительно на разуме. Переход же к более высокому уровню обучения - изучению теологии - означал господство установки на веру. Отсюда возникало противопоставление веры и разума. Это противопоставле­ние, не доходящее, впрочем, до отбрасывания одной из его сторон, проходит через все этапы схоластической мысли.

Важно иметь в виду, что под верой понималась вера в авторитет Священного Писания и святых Отцов церкви. Поэтому вопрос об от­ношении веры и разума означал разработку различных трактовок со­держания Библии и творений святых Отцов церкви с учетом достиже­ний античной философии. Схоластика стремилась сохранить автори­тет Писания и Предания. В то же время она не могла отбросить учения и труды античных авторов. Отсюда проблема веры и разума станови­лась для нее неустранимой, но не была неразрешимой. Напротив, схо­ластическая мысль предложила множество вариантов ее решения. Само столь длительное существование схоластики есть свидетельство мно­жества возможностей согласования свободы мышления с истинами Откровения. В рамках схоластики вопрос не мог быть поставлен в плос­кости нигилизма - отрицания всякой веры. Речь могла идти только о степени разумности Писания и Предания. Если бы схоластическая мысль пришла к выводу об их полной неразумности (такое можно предположить только гипотетически), то она встала бы перед пробле­мой поиска чего-то иного, что можно было бы положить в фундамент человеческого бытия и мышления. Неизбежность веры и потребность в вере не подвергались сомнению.

Существовал еще один аспект схоластического отношения разума и веры. Он был связан с потребностями обращения неверующих, ког­да необходима аргументация. Схоластика была фактически занята вы­работкой такой аргументации. Это означало выработку доказательств средствами разума истины, которая ведет к вере или, по меньшей мере, непротиворечива по отношению к фундаментальным принци­пам разума.

СХОЛАСТИКА И «ХРИСТИАНСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ МИРА»

Дух эпохи средневековья отмечен контрастностью двух миров - «Града земного» и «Града Божьего». Учение Августина о двух градах приобрело широкую известность. Оно во многом определяло духов­ный климат схоластики. Это учение, отличавшееся возвышенным ха­рактером, было пессимистичным по отношению к земной жизни и земной истории. На земле неустранимо царствуют силы смерти, лжи и лицемерия, поэтому спасение души мыслится здесь исключительно через духовное приобщение к возвышенному «Граду Божьему». Августиновское противопоставление двух миров прочно вошло в саму ткань христианского мировоззрения. Однако с XII в. наряду с ним возникла новая концепция истории, отправлявшаяся от идеи троичности. Она знаменовала переход от традиционной идеи Августина «бегства от мира» к идее «христианского завоевания мира».

Популярности этой идеи способствовал переход церкви к актив­ной деятельности в миру. Важным рубежом в политической активиза­ции церкви стали реформы папы Григория VII (XI в.). Им была офи­циально заявлена претензия папства быть выше светской власти. На время Григория VII приходится подготовка крестовых походов, неви­данный ранее факт отлучения императора от церкви, официальное разделение церквей (1054) на римско-католическую и православную (греко-кафолическую). Усиление влияния церкви на политические дела повлекло за собой ее обмирщение. Церковь оказалась втянутой в по­литические распри и интриги, что препятствовало решению собственно религиозных проблем. Реакцией на сложившееся положение и стала тринитарная концепция истории, выдвинутая итальянским аббатом Джоакино да Фьоре (1130-1202).

Согласно этой концепции, история делится на три эпохи: эпоху Отца, эпоху Сына и эпоху Духа Святого. В первую эпоху христианская истина дана человечеству в виде божественного Закона, которому следует только подчиняться. Во вторую - в виде Откровения, предпо­лагающего взаимную любовь Бога и человека. Наконец, следует ожи­дать наступления третьей эпохи - эпохи Святого Духа, когда начнет­ся прямое действие божественного в земной истории. Новая эпоха будет знаменовать собой начало подлинного духовного освобождения людей от страстей и пороков. Тринитарная концепция истории выра­жала тягу к обновлению, освобождению от гнета властных институ­тов и экономического угнетения. Через нее в схоластику вошла соци­альная тема. Вопросам справедливого социального устройства сужде­но было занять важное место во всей последующей философии.

ВРЕМЯ, ЛЮДИ, МЫСЛИ

Хотя схоласты уделяли главное внимание ученым занятиям, они, конечно, были живыми людьми со своими страстями и увлечениями. Судьба многих из них складывалась драматически, а иногда трагически. Широко известна драма жизни одного из выдающихся деятелей XII в. - Пьера Абеляра. П. Абеляр сам описал ее в «Истории моих бедствий». Его жизнь полна напряженной борьбы и страстных переживаний. Большое место в ней заняла «история любви». П. Абеляр стал одним из основате­лей Парижского университета, его лекции собирали множество слуша­телей, а труды отличались безупречностью литературного вкуса, много­гранностью тематики, строгой логичностью. Драматической истории его любви к молодой Элоизе суждено было закончится тем, что возлюб­ленные были разлучены. Она приняла постриг, он стал монахом. Много лет спустя после смерти П. Абеляра Элоиза, согласно ее предсмертному желанию, была захоронена в одной могиле с тем, с кем разлучила ее судьба. В одном из ее писем к П. Абеляру есть такие строки: «Своему господину, а вернее отцу, своему супругу, а вернее брату, его служан­ка, а вернее дочь, его супруга, а вернее сестра, Абеляру - Элоиза... Бог свидетель, что я никогда ничего не искала в тебе, кроме тебя самого; я желала иметь только тебя, а не то, что принадлежит тебе. Я не стреми­лась ни к брачному союзу, ни к получению подарков и старалась... о доставлении наслаждения не себе, а тебе и об исполнении не своих, а твоих желаний». История любви Абеляра и Элоизы стала хрестоматий­ной. В течение многих веков она служила источником вдохновения для поэтов, писателей и художников.

Отличительная черта учения П. Абеляра - в этической направлен­ности. Он обратил особое внимание на мотивы поступков. С нрав­ственных позиций один и тот же поступок может быть оценен по-разному, - в зависимости от мотива его совершения. П. Абеляр выде­ляет инстинктивный план человеческой жизни. Склонности, импульсы, желания возникают самопроизвольно. Их следует рассматривать от­дельно от рационально-сознательной сферы души. В инстинктивном плане не заложено чего-то порочного - похоти, алчности и т.д. Одна­ко он может стать источником злых деяний. Все зависит от умения человека концентрироваться на инстинктивных состояниях души, анализировать их, отделяя доброе от злого. Нет никаких оснований презирать человеческие страсти и склонности, при том что человек, конечно, несет всю ответственность за свои помыслы, поступки и действия. П. Абеляр резко критикует стремление осуждать поступки при полном непонимании намерений и целей. В этой связи он подчер­кивает, что главное - это «дух-движитель» поступков. Философ дела­ет акцент на внутренней стороне нравственной жизни. В этом он идет по стопам Сократа. Не случайно его главный этический труд озаглав­лен любимым изречением греческого мудреца - «Познай самого себя». П. Абеляра интересовала не только этическая проблематика. Как и большинство крупных схоластов, он стремился к созданию всеохва­тывающего учения. Философ был подлинным подвижником мысли. Он видел в служении истине свое предназначение. Ему, несомненно, была близка идея, высказанная другим известным схоластом: «Никто не восходит на небо иначе, чем через философию». Автором этого изречения был один из представителей раннего этапа схоластики И.С. Эриугена.

Вообще говоря, каждый из мыслителей эпохи может быть кратко охарактеризован какой-либо яркой многозначительной деталью. Это может быть факт биографии - как у П. Абеляра, чье имя навеки свя­зано трагической историей его любви к Элоизе, это может быть пого­ворка, закрепившаяся за именем философа. Так, об Аверроэсе гово­рили: «Аристотель объяснил природу, Аверроэс - Аристотеля». Име­лись в виду тщательные и глубокие комментарии трудов Стагирита, написанные Аверроэсом. Кстати говоря, Аристотель был исключи­тельно популярен и высоко ценился в схоластическую эпоху. Его ав­торитет был столь высок, что его называли «Философ» и было понят­но, что речь идет о знаменитом основателе античной школы перипа­тетиков, завершителе античной классики. Глубоким знатоком и автором нового прочтения трудов Аристотеля стал Фома Аквинский.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109) вошел в историю как ав­тор доказательства бытия Бога, получившего название «онтологичес­кий аргумент». В нем делалась попытка обосновать существование Бога посредством понятия о нем - как существа «сверх всего мыслимого». Споры об онтологическом аргументе продолжаются до наших дней. Фома Аквинский отверг доказательство Ансельма, выдвинув вместо него пять новых. В XX в. Б. Рассел с полной уверенностью заявил о логической несостоятельности онтологического аргумента. Спор вы­шел за пределы теологии и перешел в специализированную сферу логической семантики - науки о знаках и объектах. Обнаружилось, что Ансельм верно нащупал одну из фундаментальных семантических проблем, состоящую в невозможности опровержения некоторых умо­заключений посредством сведения их к противоречию или абсурду. Следовательно, они имеют право на существование не только как суждения веры, но и как логические суждения.

«Истина - дитя времени» и «знание - сила» - эти изречения принадлежат Роджеру Бэкону - схоласту XIII в. Он уже предвестник позднего этапа схоластики и ее скорого заката. Постепенно исчерпы­ваются возможности той исходной парадигмы, на которой она стро­ится, т.е. оппозиции «знание (понимание) - вера». Четко обознача­ются две возможности ее решения. Первая констатирует: «понимаю, чтобы верить»; вторая строит вывод в обратном порядке: «верю, чтобы понимать». Однако обнаруживается и третий вариант, состоящий в разведении между собой и проведении разграничительной линии между верой и знанием. Выясняется, что знание не теряет своей цен­ности, будучи выведенным из-под контроля веры. И наоборот, вера в истину Откровения может быть достаточно удалена от развившегося, весьма объемного и многоотраслевого знания. Это, однако, не умаля­ет значение истин Откровения, поскольку между пониманием и ве­рой нет однозначной связи - такая связь многозначна. К тому же в постоянной поверке веры пониманием скрывается недоверие к вере, как и наоборот, - недоверие к знанию. Философия ищет знание ради знания, теология оставляет в стороне некоторые истины, она занята поведением. К такому выводу приходит И.Д. Скотт (1266-1308).

Заметим, что для судьбы Д. Скотта характерна постоянная пере­мена стран, где довелось жить и работать. Об этом гласит надгробная надпись: «Шотландия меня родила. Англия меня приняла. Галлия меня обучила. Кельн меня хранит». Очевидно, что одним из побочных эф­фектов схоластической системы образования стало тесное взаимодей­ствие идей и людей различных стран в рамках Западной Европы. Общ­ность проблематики, единый язык образования (латынь), единство церкви, система университетов, монашеские ордена, распространяв­шие свое влияние независимо от национальных различий, - все это не могло не способствовать культурной общности европейских стран. Средние века внесли свой вклад в складывание цивилизационного единства Европы. Это единство не потеряло своего значения и тогда, когда впоследствии в Европе возникли самостоятельные национальные государства, а церковное единство было разрушено Реформацией.

Не избег вынужденных путешествий по различным странам и В. Оккам (1280-1349) - яркий представитель поздней схоластики. Его имя ассоциируется в первую очередь со знаменитой «бритвой Ок­кама». Так принято называть принцип, выдвинутый мыслителем: «Не следует умножать сущности сверх необходимого». Это принцип эконо­мии разума. Согласно ему, следует избегать усложненных теоретичес­ких построений, предполагающих введение большого числа исходных допущений. Если нечто может быть объяснено наиболее простым спо­собом, то именно этот способ следует считать правильным, отбросив все, что усложняет объяснение. Так, В. Оккам полагает, что две из четырех аристотелевских причин - причина действующая и причина целевая (финальная) - в большинстве случаев излишни и ничего не добавляют к пониманию явлений. Согласно В. Оккаму, движение пред­метов необязательно нуждается в объяснении при помощи аристотелевской любви к Богу, который притягивает к себе мир силой любви, хотя возможно, что так оно и есть. Гораздо более важно определить конкретную причину, действующую на данное тело. В. Оккам призы­вает к отказу от метафизических претензий. Он говорит о доверии факту и только факту. С его точки зрения, вместо того чтобы спрашивать: что это такое? - следует выяснить сначала, как оно бытует. Ина­че говоря, субстанциальному пониманию природы вещей следует пред­почесть функциональное.

Легко заметить, что оккамовский подход составляет эпилог сред­невековой схоластической учености и одновременно является введе­нием к новоевропейской науке. Он открывает новые перспективы изу­чения природы на путях рациональных и экспериментальных. В. Оккаму же принадлежит приоритет теоретической защиты всего индивидуального перед лицом общего. Он одним из первых заговорил о правах и достоинстве личности перед лицом властных институтов. Это роднит его с культурой Возрождения.

ФОМА АКВИНСКИЙ – СИСТЕМАТИЗАТОР СРЕДНЕВЕКОВОЙ СХОЛАСТИКИ


Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схо­ластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (1193- 1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианства опираясь на учения Аристотеля.

При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие Под бытием Фома разумеет христианского бога. сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность (существование и сущность), Фома тем не менее не противопостав­ляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоя­тельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выво­дится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи

простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении - что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма - источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потен­циальное состояния, Фома, рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.

На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда от­носятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступе­ни форма предстает как конечная причина (causa finalis) вещи, которой поэтому внутренне присуща целесообразность, названная Аристотелем «растительной душой», как бы формирующей тело изнутри,- таковы растения. Третий уровень - животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficiens), поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не поги­бает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя «самосущего». В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела - мышления и воления; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души живот­ных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа - бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле прак­тический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизнен­ным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.

В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы. Этот своеобразный персонализм составляет специ­фику как томистской онтологии, так и средневекового естество­знания, предмет которого - действие индивидуальных «скрытых сущностей» - «деятелей», душ, духов, сил. Начиная с бога, кото­рый есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятель­ностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.

Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение воз­рождается и в XX веке под названием неотомизма - одного из наи­более значительных течений католической философии на Западе.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Схоластическая философия возникает в средневекоой европе с XI в. Главной ее целью и стремлением было доказать истины религиозного направления так же и рациональным путем, как разумно необходимое познание.

В этом отношении может быть характерным свидетельством позиция Ансельма Кентерберрийского: Credo ut intelligam - "Верю, чтобы понимать". В первый период это и оставалось ее единственной целью. Схоластика была вполне теологией. Для рационалистической схоластики характерен онтологический метод - доказывать истину предмета, исходя только из его понятия. Но уже с конца XII в. проникают светские интересы: образование школ, полемические диспуты в университетах, сводившиеся зачастую только к технической стороне дела (отсюда внимание к логике и диалектике), интерес к натурфилософии. Знакомство с физическими и метафизическими сочинениями Аристотеля, с чьими произведениями Европа познакомилась через арабские переводы, тогда как на первой стадии схоластика формировалась под влиянием неоплатонизма и немногочисленных переводов из Аристотеля и комментариев к ним Боэция. Петр Абеляр: Intelligio ut credam - "Понимаю, чтобы верить". Постепенно осознается поожения разума как автономного средства постижения истин веры. С XII в образ мысли становится все более эмпиричным, все более и более проявляется скептицизм в отношении соответствия разумного познания и истин откровения, становится очевидной независимость веры от разума.

Существенной для всей средневековой схоластики была проблема универсалий, т. е. проблема существования и способа существования общих понятий. В Средние века сформировались основные позиции возможного разрешения данной проблемы;

Крайний реализм: универсалии прежде вещей, обладают независимым самотождественным существованием.

Умеренный реализм: универсалии в вещах - общее как форма существует в каждой индивидуальной вещи.

Умеренный номинализм (концептуализм): универсалии существуют только в интеллекте, отвлеченные в качестве общих понятий от индивидуальных вещей.

Крайний номинализм (терминизм): универсального не существует, есть только общие имена, обозначающие множества сходных вещей.

В соответствие с этим можно выделить три периода средневековой схоластики, в которых преобладает то или иное направление (умеренный реализм и умеренный номинализм берутся здесь вместе):

1. Первый период XI в. : крайний реализм. Господствует платонизм. Универсалии - условия существования и мыслимости вещей. Ансельм Кентерберрийский, Вильгельм из Шампо, Росцелин (номиналист).

2. Второй период. XII - XIII вв. : умеренный реализм и умеренный номинализм. Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт.

3. С XIV в. номинализм господствует. Совершенное разделение веры и знания: быть в вере мистиком, в науке эмпириком, где надо - скептиком.

Представители:

1)Ансельм Кентерберрийский (д’Аоста) (1033 - 1109) - вера выше разума и является его основанием и оправданием. Догматы - незыблимая истина. Но их можно рационально осмысливать. Доказательства бытия Бога. В том числе - онтологическое: понятие Бога есть понятие о всесовершенном существе, которое одним из своих совершенств имеет существования. Нашего понятия Бога достаточно для того, чтобы доказать его существование.

Благодать и человеческая свобода находятся не в противоречии, а в доверительном согласии. Работы: “Монологион”, “Прослогион”, “Об истине” и др.

2)Петр Абеляр (1079 - 1142) - схоластический метод, разрабатывал диалектику: исследование истины путем рассмотрения различных противоположных утвердений. Проблема res et vox - вещи и имени. Основоположник концептуализма. Отрицал существование общего независимо от единичных вещей. Разум- критическое осмысление догматических тезисов. Главное понятие этики - интенциональность - направленность, намереннсоть действия. Работы: “Диалектика”, “Теология Высшего Блага”, “Введение в теологию”, “Этика, или познай самого себя”, “Диалог между философом, иудеем и христианином”.

3)Альберт Великий (1193 / 1207 - 1280) - пытался выработать философскую теологическую систему. Сильное влияние Аристотеля. Интерес к натурфилософии: наблюдение над растениями, животными минералами. Ему приписывается создание механического человека. Различал философское и теологическое познание. (В пределах разума и выше него). Работы: “Метафизика”, “О растениях”, “О животных”, Комментарии к “Этике”, “Физике”, “Политике” Аристотеля, Комментарии к “Сентенциям” Петра Ломбардского.

4)Фома Аквинский (1221 - 1274) - вершина средневековой схоластики. Разум и философия - преамбула веры, теология не подменяет философию, но они должны быть взаимодополнительными. Разум образует нашу сущностную характеристику. Аристотелизм. Различие сущего и сущности. Бог - сущее, в котором существование тождественно сущности. Но отвергал онтологическое доказательство Ансельма Кентерберрийского. Трансценденталии - Единство, Благо, Итсина. Понятие “ананлогия бытия” - Между Богом и тварным миром нет тождества, как нет и двуначалия: мир - образ и подобие Бога. Но есть отношение подобия и неподобия, аналогии в том смысле, что все приписываемое созданному, принадлежит и Богу, но пр-разному и с иной интенсивностью. (Одновременно и тесная связь и максимальная дистанция). В основе этики и политики положение о том, что “Разум есть могущественнейшая природа человека. ” Различает три типа законов: 1) вечный, 2) естественный, 3) человеческий. Помимо и поверх всего - 4) божественный. Различие естественного и позитивного права. Вера ведет разум. Работы: “О сущем и сущности”, “Сумма против язычников”, “Оначалах природы”, “О вечности мира”, “О единстве теологического интеллекта”, “Сумма теологии”.

5)Иоанн Дунс Скотт (1265 / 66 - 1308) - за размежевание философии и теологии Философия занята бытием как сущем и всем, что к нему сводится и из него выводится, а теология - предметами веры. Требование “однозначности сущего” - простые понятия должны обозначать сущее так, чтобы ни одно из них не могло быть иденифицировано с другим. Однозначное сущее, сущее ка сущее - первый объект интеллекта. Простое сущее доступно для ума и может быть сказано обо всем. Ввел понятие “этовости” - haecceitas. Принцип индивидуации Индивидуальное не сводится к универсальному. Особым образом постигнутая форма. Работты: “О первой причине всех вещей”, “Упорядочивание (Оксфордское сочинение)” и др.

6)Роджер Бэкон (1214 - 1292) - рассматривал причины людского невежества: а) доверие авторитету, b) привычка, с) вульгарные глупости, d) невежество под видом всезнайства. Внимание к опыту - внешний опыт - через чувтсва, истины природы, внутренний - в свете божественного откровения, истины веры. Требование эксперимента. Цель -увеличение власти человека над природой. Знание - сила. Опыт -лучший метод и познания и пребодавания. Работы: “Большое произведение”, “Малое произведение”, “Треье произведение”.

СХОЛАСТИКА (от греч. учёный, занимаюсь чем-либо, учу, беседую) - господствующее направление философии эпохи средневековья; отличительная особенность схоластики - система спекулятивных, т. е. умозрительных, искусственных, чисто формальных логических аргументов, имеющих целью теоретическое оправдание христианских (в европейской схоластике) догматов. Этой системой логических «доказательств» положений священного писания схоластика отличается от другого направления средневековой эпохи - мистики, которое, отрицая значение разума, логического мышления для постижения догм христианства, выдвигало на первый план откровение, экстаз, сверхчувственное созерцание. Но и мистика и схоластика исходили из признания существования бога, потустороннего мира, загробной жизни, бессмертия души и т. п. Схоластика, являясь философским мировоззрением господствующих классов феодального общества, исходила из принципа: философия - служанка богословия. Естественно поэтому, что схоластика представляла собой религиозно-идеалистическую философию, излагаемую путём комментирования священного писания и тех философских авторитетов, которые были признаны церковью. Схоластика представляла собой оторванное от опыта, от жизни, пустое умствование, когда путём анализа понятий, лишённых научного содержания, путём всякого рода логических ухищрений и ссылок на высказывания авторитетов приходили к выводам, угодным религиозным служителям. Видное место в схоластике занимало «доказательство» троичности бога, сотворения мира из ничего.
Схоласт Ансельм Кентерберийский (1033- 1109) «доказывал» бытие божие, исходя из понятия бога как существа, заключающего в себе все мыслимые совершенства; следовательно, рассуждал он, оно обладает и существованием. Для оправдания христианской догмы о первородном грехе схоласты доказывали, что воля человека абсолютно свободна, т. е. независима от мотивов, ввиду чего Адам и Ева виновны в совершённом ими грехе и, следовательно, должны были понести наказание. Однако признание свободы воли вступало в противоречие с христианкой догмой о предопределении, согласно которой все человеческие поступки заранее предустановленны богом. Стремление с помощью всякого рода логических ухищрений примирить противоречащие друг другу утверждения религии было характерной особенностью схоластики на протяжении всей её истории.
Возникновение схоластики относится примерно к 8 в., её первым крупным представителем был шотландский философ Иоанн Скот Эриугена (810-87). В первый период своего существования схоластика (см. ) развивала применительно к потребностям христианства философию неоплатонизма; в дальнейшем, особенно начиная с 12 в., основным предметом схоластической обработки стала философия Аристотеля; воспринимая его учение о материи и форме, о различных родах причин и т. п., схоластика выхолащивала материалистические и диалектические идеи Аристотеля, искажала его мысли, превращала их в мёртвые догмы. Схоластика не представляла собой единого направления, в ней уже в 10-11 вв. образовалось два противоположных течения - реализм и , борьба между которыми являлась, по существу, борьбой между идеализмом и зарождающимися материалистическими тенденциями. Как указал К. Маркс, приверженец номинализма шотландский философ Дунс Скот (р. ок. 1265 - ум. 1308) был одним из предшественников материализма нового времени. Крупнейшим представителем схоластики и сторонником т. н. умеренного реализма был доминиканский монах Фома Аквинский (1225-74), учение которого канонизировано католицизмом; оно и, поныне является официальной философией Ватикана.
Начиная примерно с 11 в. схоластика господствовала в школьном образовании и обучении. Для схоластической системы обучения были характерны формализм, абстрактность, многословие. Обучение превращалось в заучивание догматических положений, санкционированных церковью, в зубрёжку готовых вопросов - ответов, лишённых жизненного содержания. Признавая необходимость объяснения мира с помощью разума, схоластика в некоторой мере развивала мышление, изощряя умы в выработке классификаций, определений и т. п. Однако в целом влияние схоластики на преподавание было отрицательным. Построенная на отвлеченных рассуждениях, схоластика отвлекала школу от изучения окружающей действительности, уводила в сферу религиозно-философских вопросов, бесплодных умствований. Основное содержание схоластического образования составляли тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Влияние схоластики сказывалось на работе школы не только в период средневековья, но и в последующие века.
Возникновение капиталистических отношений в недрах феодализма, развитие городской культуры привели к появлению внутри схоластики новых и по тому времени передовых учений (англ. философы Р. Бэкон, ок. 1214-94; У. Оккам, ок. 1300 - ок. 1350), а уже в 14-15 вв.- к упадку схоластики. Возникает интерес к естественно-научным знаниям. Мыслители эпохи Возрождения и последующие буржуазные философы 17 в. создают свои учения в борьбе против схоластики. Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) говорил, что схоластика бесплодна, подобно монахине. Французский учёный и философ Р. Декарт (1596-1650) противопоставлял схоластическому книжному мудрствованию «великую книгу мира» - природу. Возникновение и развитие опытного естествознания и связанного с ним материализма 17-18 вв. принесли окончательное поражение схоластике. Само слово «Схоластика» стало обозначением бессодержательного, оторванного от фактов и опыта, основанного на цитатах умствования, бесплодного спора о словах. Однако и в 17-19 вв. отдельные черты схоластической философии были сохранены в реакционных идеалистических учениях. Одним из распространённых течений современной буржуазной философской мысли является неосхоластика, или

Средневековая философия

Основной характеристикой средневековой философии Западной Европы является взаимосвязь религии и философии . Средневековая философия была христианской по своим интенциям (целям) и развивалась преимущественно клириками (церковнослужителями). Христианская картина мира, новые представления о Боге, человеке и причинности оказали определяющее влияние на средневековую мысль и задали ее основную тематику. Это не значит, что в средние века мышление было догматически унифицированным (единообразным). Наличие различных философских направлений, спор между ними, обсуждение их тезисов церковными авторитетами свидетельствуют, что мышление двигалось путями, культурно заданными христианством и независимыми от церкви.

В зависимости от задач, стоящих перед философской мыслью, а также основных вопросов и ответов на них, средневековую философию делят на два больших этапа: патристика (около II -VIII в.) и схоластика (VIII -XV вв.).

Несмотря на то, что первый период развития средневековой философии – патристика – хронологически совпадает с эпохой античности, по своей тематике он относится уже не к античной, а к средневековой культуре. Необходимость размежевания с античной традицией, стремление к защите христианского учения от язычества, укрепление его с помощью античной мысли задают пафос философствования этого времени. Отцы Церкви, чьи произведения позднее стали считаться концептуальной основой христианского учения, решали проблему соотношения христианства и античного философского наследия, используя язык неоплатоников. Последнее привело к тому, что в христианском учении они заметили и вывели на первый план такие идеи, как догмат о Троице, учение о примате души над телом и духовного над тварным.

Самым значительным и влиятельным представителем христианской философии эпохи патристики был Августин Аврелий (354-430 н. э.). Его пронизанные неоплатонизмом произведения являются одним из основных источников средневековой мысли. Кроме того, в его размышлениях об опыте, сознании и времени уже присутствуют подходы, во многом задающие тематику философствования Нового времени и современности.

Августин предлагает собственное решение значимого для всей средневековой традиции вопроса о соотношении веры и знания: в вере человек может развивать свои познавательные возможности, знание же подтверждает веру. Поиск предпосылок познания приводит Августина к убеждению в том, что знание обосновывается внутренней самодостоверностью сознания . В поисках знания не следует идти наружу. Углубившись в себя самого, человек найдет надындивидуальные и вневременные истины (например, идею единства, представление о равенстве, принципы логики), источником которых является не чувственный опыт, а божественное излучение (иллюминация) .

Философия эпохи схоластики

Схоластика (от лат. schola - школа) возникает как рационализация христианского вероучения. Цель схоластики - упорядочить догматику и сделать ее легкой для восприятия «простецами» (неграмотными людьми). Основным средством упорядочения христианской догматики по следующим причинам была признана философия:

При помощи разума легче проникнуть в истины веры;

Используя философские аргументы, можно избежать критики святых истин;

При помощи философии можно придать религиозным истинам систематическую форму и создать полностью доказательную систему философского вероучения.

Античные источники схоластической мысли - это неоплатоническая традиция, Августин, Боэций. Позднее I нормативными стали «переоткрытые», вновь прочитанные сочинения Аристотеля.

Ранняя схоластика связана с возрождением интереса к знанию. Мышление в это время характеризовалось большей самостоятельностью в постановке вопросов.

Среди основных проблем ранней схоластики были следующие:

Отношения веры и знания;

Проблема универсалий;

Согласование аристотелевской логики и других форм познания;

Согласование мистики и религиозного опыта.

Наиболее известный мыслитель ранней схоластики - Ансельм , архиепископ Кентерберийский (1033-1109). Согласно Ансельму, истинное мышление не может противоречить вере. Истины веры обосновываются естественным разумом. Вера, тем не менее, должна предшествовать разуму. Ансельму принадлежит онтологическое доказательство бытия Божьего .

Интерес к работам Боэция вызвал спор об универсалиях . Соответствуют ли всеобщие определения, т. е. роды и виды, реальности самой по себе или они существуют только в мышлении? Этот спор вел к распространению схоластического метода и стал основной темой философствования на несколько столетий. В дискуссии было высказано в конечном счете три точки зрения:

крайний реализм , который утверждал (продолжая тем самым платоновскую линию философствования), что универсалии, т. е. роды и виды, существуют до вещей, в качестве реальных сущностей;

крайний номинализм (от лат. nomen - имя), который настаивал (восходя к стоической традиции), что роды и иды существуют после вещей, в качестве общих имен;

умеренный реализм , который опирался на аристотелевскую традицию - роды и виды существуют в самих вещах.

Расцвет схоластики (XIII в.) связан с возникновением университетов. Создание и развитие этих высших учебных заведений, существование квалифицированных преподавателей обусловили появление крупных систематических сочинений.

Образ высокой схоластики формирует рецепция (заимствование и приспособление) трудов Аристотеля, произошедшая благодаря новому знакомству с его текстами по переводам с арабского, а затем и непосредственно с греческого. Труды Аристотеля вместе с арабскими сочинениями о самом философе, а также комментариями к его трудам входят в университетский обиход. Арабская неоплатоническая рецепция самого Аристотеля и неоплатонистские положения сочинений, приписанных Аристотелю, привели к пантеистическому восприятию ученого. Церковные авторитеты выступали против такого понимания Аристотеля, вплоть до запрещения чтения и комментирования его трудов. Но без основатель нового знания Аристотеля не мог обойтись уже ни один мыслитель. Таким образом, развитие высокой схоластики отмечено «спором об Аристотеле». В этом споре друг ДРУГУ противостояли члены католических орденов францисканцы , ориентированные на августианство, и доминиканцы аристотелевской направленности. Помимо этого, в схоластической традиции следует отметить развитие неоплатонического, естественнонаучного и логического направлений.

Слитые воедино аристотелизм, неоплатонизм и августианство стали основой учения великого систематика средних веков Фомы Аквинского (1225-1274), пред принявшего влиятельную попытку упорядочения связи аристотелизма и христианской философия.

Фома дал собственный ответ на вопрос о соотношении веры и разума. Вера и разум не могут противоречить друг другу, поскольку и то, и другое исходит от Бога. Тео логия (богословие) и философия не могут прийти к раз личным выводам. Они отличаются, однако, подходами: философия идет к Богу от сотворенных вещей, теология от Бога к тварному миру. Откровение Божье сообщает людям лишь те истины, которые необходимы для их спасения. Следовательно, остается пространство для самостоятельного исследования вещей, которые не объясняются откровением. Это пространство и осваивает философия, обеспечивая и защищая основания веры.

Основной идеей томистской (от лат. Thomas - Фома) онтологии является полный порядок всего бытия . Каждому сущему предоставлено Богом его положение и определена его цель в порядке бытия. Всему созданному присуща разница бытия и сущности. Только в Боге его бытие совпадает с его сущностью.

Эпоху поздней схоластики можно описать как эпоху упадка средневекового философствования. Номинализм подверг критике метафизические системы старых школ, но не дал новых идей. Старые школы в споре о природе общих понятий защищали позицию умеренного реализма. Они были представлены как поздними томистами (последователями учения Фомы Аквинского), так и школой Иоганна Дунса Скота (ок. 1266-1308). Номинализм пришел к идее снятия синтеза веры и знания. Английский философ и церковно-политический писатель Уильям Оккам (ок. 1285-1349) высказал предположение, что предметом реальных наук являются не сами вещи, но термины предложения в качестве представители вещей.

Развитие номинализма сопровождается расцветом естествознания, особенно в Париже и Оксфорде. Кроме того, необходимо отметить, что развитие схоластики на этом не прекращается. Несмотря на то что новоевропейская схоластика все в большей степени утрачивала непрерывность традиции, она продолжала разрабатываться в течение XVI и XVII вв., особенно в Испании и Италии, как реакция на Реформацию и Ренессанс. В XIX в. возникает так называемая неосхоластика .