» »

Зевота при чтении молитвы что означает. Почему зеваешь, когда читаешь молитву — сглаз или усталость

13.01.2024

Всецело сосредоточенного на обращении к .

Во время молитвы ум не должен рассеиваться, блуждать, подвергаться мечтаниям. Внимание должно быть направлено на Того, к Кому обращена молитва, на внутренний смысл читаемых (произносимых, проговариваемых «про себя») слов. Во время молитвы человек может подвергнуться испытанию – борьбе с искушениями со стороны , «падшего человеческого естества», возбуждающих разного рода греховные помыслы, греховные .

Высшая степень духовного внимания - – состояние непрерывного духовного внимания, через которое можно, несмотря на суету и шум внешнего мира, услышать глас Божий.

Необходимость внимания в молитве

Рассеянность на молитве очень ярко свидетельствует о нашей оторванности от Бога. Можем мы себе представить рассеянность при встрече с главой государства, патриархом, известным человеком?

Молитва – это личное обращение, а не чтение текста. Бог знал этот текст ещё до того, как мы родились.

Если мы не слушаем себя сами, во время молитвы, думая о суетном, то почему рассчитываем, что нас будет слушать Бог? Невнимательная молитва – лицемерие перед Богом: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко от Меня» ().

Причины рассеянности на молитве

1. Небрежное отношение к молитве . Сосредотачиваемся мы на том, что нам важно. О чём думаем на молитве, то и является кумиром, заслоняющим Бога.

2. Непонятность текста . Она бывает от непонятности церковнославянского языка и от непонятности используемых в молитвословиях образов.

5. Если во время чтения молитв пришли посторонние помыслы , то возможно:
— остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием (не следует злоупотреблять этим правилом, чтобы не надорваться);
— засечь время по будильнику и не обращать внимания на количество молитв.

Нужно помнить, что самые благочестивые поводы отвлечься – от лукавого. Помыслы нужно отгонять как летающих мошек, без сомнения. Молитва – это время сугубой духовной борьбы.

После потери внимания можно взывать к Богу «Господи, научи меня внимательно молиться».

6. Пропущенное правило не следует после вычитывать задним числом , для смирения полезнее покаяться в этом. Такой совет дает прп. .

7. Произношение молитв . Требуется чётко и не спеша произносить слова целиком, не проглатывая окончаний; не тараторить; делать паузы между предложениями и между молитвами. Очень помогает вниманию чтение молитв нараспев.
Желательно и правильно молитву творить вслух и не тихо. Когда молитва творится вслух, она задействует не только наши речевые рецепторы, но и слух. От такой молитвы сложнее отвлечься.
Для усиления внимания полезно произносить некоторые фразы или слова молитвословий дважды или даже неколько раз.

8. Земные поклоны – молитва тела – их нужно делать по возможности часто. Мы сделаем во время правила 10 поклонов и удивляемся, что молитва у нас невнимательная. Если сделаем 100, то внимание заметно улучшится. Это хороший способ тренировки внимания, запоминания молитв (память тела) и заботе о здоровье тела. Задумался – сделай поклон. Подвижники в пожилом возрасте даже верёвку к полу приделывали, чтобы силой рук можно было вставать.

Тренировка внимания обычно начинает давать плоды через несколько месяцев.

Мой духовный отец мне советовал так читать утpенние или вечеpние молитвы: стал, помолчал, пpедстал пеpед Богом, пеpекpестился: Во имя Отца и Сына и Святого Духа, – не в свое имя и не pади себя самого, а во имя Божие и pади Него. Потом пpочти пеpвую фpазу молитвы, помолчи мгновение, совеpши земной поклон и повтоpи ее, помолчи мгновение и повтоpи ее еще pаз; тогда пеpеходи на следующую фpазу. Это значит, что утpенние или вечеpние молитвы (с поклонами) занимают пpиблизительно два часа с половиной, – но они доходят.
Они доходят, потому что ты услышишь те же слова тpи pаза и заставишь свое тело поклониться и восстать. Конечно, дойдут, сколько возможно, в пpеделах твоей глубины.
Молись так, чтобы сеpдце на них отвечало, а если не отвечает, остановись, скажи: Господи, пpости! я сказал святые слова, а до меня они не дошли… — и подумай, почему. Если тебе покажется, что знаешь пpичину, скажи: Господи, я не могу произнести «оставь долги мои, как я оставляю», потому что у меня в душе гоpечь, злоба, ненависть, непpощение. Пpости!.. Хочу пpостить – не могу; помоги моей немощи!..

«Как же ты прочувствуешь молитву, когда непосредственно перед этим несколько часов сидел у телевизора, поглощал разную информацию, а выключив телевизор, тотчас же приступил к молитве? Хорошо было бы вообще не смотреть телевизор, но если все же смотришь, то, выключив его, сначала согрей свое сердце, прочти главу из Священного Писания или из творения отцов с тем, чтобы постепенно оказаться в месте молитвы (готовым к молитве). Только тогда прочувствуешь молитву. Загруженный проблемами, с ледяным сердцем, не сможешь беседовать с Господом: впечатления дня будут мешать тебе».

«Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве. Тогда похвально количество, когда оно приводит к качеству… Качество истинной молитвы состоит в том, что ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму.
Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтобы прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца.
Молитва нуждается в неотлучном соприсутствии и содействии внимания. При внимании молитва составляет неотъемлемую собственность молящегося, при отсутствии внимания она чужда молящемуся».
«Необходимо во время молитвы заключать ум в слова молитвы, отвергая без разбора всякий помысел – и явно греховный, и праведный по наружности.
Произнося слова молитвы неспешно, не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы».

«Молиться надо так, чтобы ум был всецело собран и напряжен. И если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), как же ты хочешь, чтобы Бог услышал ее? Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву».

По учению Отцов, внимание ума при молитве надо направлять не на то, чтобы каким-то своим усилием представлять (мечтать, воображать) себе Божественный мир. Это будет потуга воображения, противоположного вниманию, и дерзость, недопустимая в молитве.
«Знай, что как Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места, есть совершенно безóбразен и безвиден, и хотя везде есть, но есть превыше всего; то Он есть и вне всякого воображения… Отсюда само собою следует, что воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом».

После грехопадения у нас произошло расчленение и распадение сил души; собрать воедино их может только благодать Божия. Поэтому внимательность в молитве зависит во многом от всей нашей жизни – насколько мы стремимся стяжать благодать; а молитва в этом отношении является отражением нашего духовного состояния.

Первый от Господа дар в молитве – внимание, т.е. когда ум может держаться в словах молитвы, не развлекаясь помыслами. Но при такой внимательной не развлекательной молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чувства и мысли разъединены, нет в них согласия. Таким образом, первая молитва, первый дар есть молитва не развлекательная. Вторая молитва, второй дар – это внутренняя молитва, т.е. когда мысли и чувства в согласии направлены к Богу.
Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, погрешительно. Это надо всецело представить Богу.

«Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение; – чтобы это получалось,
1) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев, близко к тому. В древности все читаемые молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь.
2) Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.
3) Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час, сколько обычно выстаиваете, и затем не заботьтесь, что сколько прочитаете молитв, – а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать.
4) Положив это, на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед.
5) Чтоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которые входят в ваше правило, – и перечувствуйте их, чтобы когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.
6) Никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда прерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правильце – самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного. Если иногда какое чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте, так до самого конца положенного времени.
Молитвы творите не утром только и вечером, а и днем почасту кладите по нескольку поклонов без установлений на то часов.
Означенное в 5-м и 6-м пункте сделайте предварительно для одних утренних и наночных молитв. Может быть, больше их и не окажется нужным читать другое что».

Когда мы молимся, мы стараемся сосредоточиться, и эта задача психологически очень сложная. Многие жалуются часто, что во время молитвы мысли разбегаются, внимание трудно удерживать на предмете молитвы – буквально через несколько слов внимание начинает отвлекаться на другие предметы. И действительно, молитва это сложнейший психологический навык. Это внутреннее слово, которое очень близко по своему характеру по своему процессу на процесс мышления. Но внутреннее слово отличается. Оно отличается прежде всего тем, что оно гораздо скоротечнее, чем слово внешнее, слово фонетическое, звуковая речь. И поэтому одна из задач духовного делания, молитвы — это овладеть своим внутренним словом. Без этого, пожалуй, и научиться молитве-то невозможно до тех пор, пока мы не овладеваем своим внутренним словом своей внутренней речью.

Для подвижников, которые учились молитве, которые освоили то великое достижение православного аскетизма, которое называется «умное делание», овладение молитвой было, пожалуй, самым главным достоинством, главным предметом их аскетических трудов. И от этого опыта нам достались, как и учение о молитве, нам досталось очень много поучений о том, как молитву Иисусову совершить нужно в уме своем. В том числе и в нашем обычном молитвослове есть следы этого аскетического опыта. Именно следы, потому что это всего лишь несколько фраз, которые, кто открывал утреннее правило молитвенное Русской Православной Церкви, конечно же, знает. Вот эти фразы:

«Восстав от сна, прежде всякого другого дела, встань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом и совершая крестное знамение, произнеси: во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Затем немного подожди, пока все чувства твои придут в тишину и мысли твои не оставят всё земное, и тогда произнеси следующие молитвы без поспешности и со вниманием сердечным».

Посмотрите: это всего лишь две фразы. Но как много в них опыта, который каждый из нас может иметь в виду и попытаться себе его присвоить.

Но прежде всего: что такое «благоговейно стать?» Конечно же, речь идет не только о телесной позе — ведь можно же молиться сидя, можно молиться даже и лежа, если здоровье не позволяет стоять. Но ведь и сидящий и лежащий человек может стоять благоговейно. Не в том смысле, что только представлять себя стоящим, но переживать тот опыт, который испытывает человек, который стоит. И не просто стоит, а стоит, как здесь сказано, «пред Всевидящим Богом». Всевидящий Бог видит нас всяких. И это Его воля – видеть нас в любой момент нашей жизни. Это Его воля – быть перед нами. А наша воля – быть перед Ним. Мы можем об этом не знать, но Бог рядом. А вот в молитве нам нужно предстать перед Богом. Это сравнить можно с тем, как если путник, совершая длинное путешествие, восходит на вершину горы, где находится некий храм — святилище Богу. Вот он поднимается, он идет, он еще далек от того места, где он будет стоять перед святым алтарем. Он далек, он должен только подойти к этому месту.

Так и человек, вставший от сна, проснувшийся утром — он как бы поднимается в гору. Подъем этот труден. Очень трудно спросонок сразу же оказаться трезвенным и бодрствующим, как это подразумевается в аскетическом правиле. Трудно очень тотчас же собрать и свое зрение, и свой слух, и свою речь, и сделать ее настолько собранной, сосредоточенной, точной, целеустремленной после сна – должно пройти время. А молитвенное правило подразумевает, что «прежде всякого дела». Но какого дела? Прежде, чем заняться какими-то делами, звонками, прежде чем отправиться к компьютеру и посмотреть, что изменилось в новостях в мире за ночь, или какие письма были написаны, или какие строчки за ночь появились в «Фейсбуке»; прежде того, чтобы отправиться по делам, прежде того, чтобы сесть разбираться с книгами, или начать свой рабочий день, или взяться за метлу, или взяться за мытье посуды. Но, несомненно, здесь допустимы такие дела, которые бы способствовали трезвению и бодрствованию.

Я думаю, что для современного человека очень важно перед тем, как он встанет на молитву, умыть лицо, умыть руки, промыть глаза — а может быть, даже и принять горячий душ (может быть, кто-то и холодный). И это способствует бодрствованию, и это нужно для молитвы. Я знаю: существует практика молиться до утренних своих душа или умывания. Но кому-то – кому трудно проснуться сразу и стать таким бодрым, – кому-то потребно такое водное омовение. И тогда будет хорошо – если умыть лицо и руки, а может быть, и принять горячий душ.

Иными словами, для молитвы человек уже должен быть готов — как тот самый путник, который взбирается на вершину где стоит святилище, он должен встать, он должен дойти до того места, где он встанет перед самим алтарем, перед Богом – перед Всевидящим Богом. Вот это наше утреннее просыпание означает дойти, встать пред Всевидящим Богом. «Встать внутренне» — это означает встать лицом к лицу, ощутить себя перед Богом. Как это – «перед Богом?» – Один на один. Без посредника. Не в храме — перед Богом, Которого никто никогда не видел. Я думаю, что это не только загадка — молитва, это и величайший подвиг- молитва. Я думаю, что это и особая любовь – встать перед Богом. Не просто представить себе некое такое противостояние. Я думаю, что это особый дар, благодатный дар молитвы — стать перед Богом

«А затем немного подожди, — написано в «Молитвослове», — пока все чувства твои не придут в тишину». Тишина чувств – это непременное условие. Но если мы постоянно пребываем в тревоге, в страхе, в страстях – можем ли такой тишины добиться? Думаю, что нет. И это тоже загадка, потому что, видимо отцы наши подвижники- они умели эту тишину в себе создать. Это тишина тварная, эта тишина как психологический навык. Это и внимание, это и трезвение. Это и умение — не подавить чувства, нет — но вместе с тем, что чувства эти как мы говорим, обуревают человека, то есть представляют собой бурю, вместе с тем где-то в этой буре отыскать уголок, где штиль. Может быть,маленький — метр на метр, уголок тишины, уголок в своем собственном сердце. Уголок тишины. В этом уголке как бы замереть. На самом деле молитва — это не замирание, молитва — это очень активное и очень бодрствующее действие. Уголок тишины – на минуту, на пять, на десять — этой тишины.

«И тогда произнеси следующие молитвы без поспешности и со вниманием сердечным». Вот это самое сложное. Что такое «сердечное внимание?» Сердечное – значит, оно с чувствами. Одни чувства мы привели в тишину – чувства земные, чувства страха, тревоги, беспокойства — может быть, торопливости, суеты — ведь надо на работу собираться, на учебу. А другие чувства сердечные можно привести в какой-то степени в возбуждение – чувство умиления, чувство благоговения, чувство любви. Хотя бы на минуту, на пять, хотя бы на десять.

Нельзя сказать, что описанное здесь — это непременное условие молитвы. Молитва бывает разная, молитва бывает всякая. Но это особая красота молитвы – в умилении, в утешении с сосредоточенностью сердечной, с сердечными чувствами умиления и благоговения. Встать перед Богом с благоговением, встать перед престолом Всевышнего Царя, поклониться. И тогда, быть может, слова, которые вы произнесете – они будут священным даром. Слова, которые губы и язык произнесут с благоговением, как бы прикасаясь к этим сокровенным священным словам и звукам: «во имя Отца, во имя Сына, во имя Святого Духа»

Вот такие простые, казалось бы, психологические упражнения, но с них и начинается молитва, и в них и совершается молитва, потому что молитва — это благоговейный дар нашего языка — в тишине, в благоговении предстоя Господу.

протоиерей Андрей Лоргус

См. , ПОКЛОНЫ

Наблюдая за верующими в храме, можно заметить, что некоторые из них периодически зевают. Не так уж редко это делают и сами священнослужители. Разумеется, многие люди задаются вопросом о том, почему во время молитвы хочется зевать.

Интересуются, конечно же, в основном приметами, связанными с этим рефлекторным действием. Это вполне закономерно, учитывая место, в котором возникает данное желание. Да и в народе бытует немало суеверий, связанных с внезапно нахлынувшим желанием зевнуть. Однако далеко не всегда причины этого явления имеют мистические корни. Как правило, человек, задающийся вопросом о том, почему с ним такое происходит, ответ находит в весьма прозаических, физиологических моментах.

Что такое зевота?

Согласно медицинскому определению, это специфический акт дыхания, имеющий рефлекторную основу. Его механика заключается в следующем:

  • происходит глубокий вдох с моментальным, резким выдохом;
  • рот, зев и голосовая щель при этом действии широко отрыты.

Относительно того, почему человек зевает во время молитвы, находясь в церкви, у врачей нет отдельных объяснений. Доктора считают, что рефлекс вызывается объективными и физиологическими причинами, не имеющими никакого отношения к процессу молитвы.

Что думают психологи и эзотерики?

В психологии принято считать, что спонтанно возникающее желание зевнуть появляется в тот момент, когда мозг человека пытается разрушить имеющиеся в сознании зажимы или блоки. В их роли обычно выступают сдерживаемые эмоции, например, обиды, злость, гнев, пренебрежение, брезгливость и прочие. Может вызвать неудержимый рефлекс и длительный стресс.

С эзотерической точки зрения желание позевать - это признак необходимости в очищении энергетических каналов. То есть спонтанное проявление данного рефлекса говорит о наличии какого-либо негатива, от которого нужно избавится.

Позиции мистиков и психологов весьма схожи. Что же касается того, почему во время молитвы зеваешь, то божий храм как раз то место, в котором очищение от накопленного негатива или же избавление от психологических зажимов происходит спонтанно. Как правило, в церквях особенная обстановка, как говорится, намоленная.

О чем повествуют народные приметы?

Исстари целители, ворожеи, знахарки, да и простые люди тоже, считали спонтанно возникающую зевоту в божьем храме признаком того, что человека покидает порча или же от него отходит сглаз.

Иными словами, то, почему во время молитвы зеваешь, является симптомом «выдавливания» из себя чьего-то злого влияния. Однако человек может испытывать подобное желание и находясь рядом с подвергнувшимся порче или же стоя вблизи от лица, распространяющего негативную энергию.

Бытует и мнение, что зевающий в божьем храме человек одержим бесами. Это вовсе не означает, что испытывающему подобную потребность необходима помощь экзорциста. Под «бесами» подразумевается не только то, что в человека вселилась потусторонняя сущность, но и наличие каких-либо пороков.

Что думают священники?

Церковнослужители не считают зевоту при молитве признаком одержимости бесами или свидетельством порочности человека. Но и не отрицают возможность этого. К таким же явлениям, как порча, сглаз или иные формы ворожбы, церковь испокон веков относится скептически.

Что же касается бесовских наваждений, то если человек подходит к священнику с фразой: «Зеваю во время молитвы», церковнослужитель обязательно поинтересуется тем, как прихожанин чувствует себя в целом. Спонтанно возникающее в храме желание зевнуть не является единственным свидетельством «бесовщины», под которой в православии понимаются не только непосредственно одержимость, пороки или греховность, но и душевное смятение, состояние испуга, горя и прочие душевные сложности.

По каким объективным причинам может возникнуть зевота?

Когда у человека появляется вопрос: «Во время чтения молитвы зеваю почему?», ему сразу не следует искать ответ в народных поверьях или же в мистике. Вполне вероятно, что рефлекторное желание возникло по одной из таких, весьма прозаических причин:

  • скука, не секрет, что большинству людей, приходящих на богослужения, мало понятно то, что происходит в храме, а монотонное пение священников навевает сонливость;
  • духота или специфический запах, обилие верующих и курящийся ладан способствуют дефициту кислорода, его недостаточному поступлению в организм;
  • недостаток сна, особенно хронический;
  • усталость, как физическая, так и душевная;
  • состояние стресса, нервного переутомления.

Достаточно часто на зевоту во время вечернего богослужения жалуются пожилые прихожане, начиная с поздней весны и заканчивая осенними месяцами. Обычно причиной возникновения рефлекторного желания зевнуть в этом случае оказывается переизбыток свежего воздуха в сочетании с физической усталостью. Как правило, люди возвращаются с дачных участков, то есть приходят в церковь после целого дня, проведенного на природе.

Как понять, что причина в порче?

Хотя церковь и скептически воспринимает заявления о сглазе, порче или иных вариантах негативного энергетического воздействия, большинство людей верит в существование таких явлений.

Если причина того, почему во время молитвы начинаешь зевать, кроется в чьих-то злых происках, то рефлекторно возникающее неудержимое желание будет далеко не единственным свидетельством наличия порчи или же сглаза.

О том, что карма человека подверглась чьей-то злой атаке, говорят такие признаки:

  • непроходящее ощущение усталости, выжатости;
  • затуманенное, затрудненное или искаженное понимание происходящего вокруг;
  • постоянное желание спать;
  • неприглядный внешний вид.

Это те проявления, которые человек ощущает в себе, своего рода симптомы, говорящие об энергетическом нездоровье. Кроме них имеются и другие свидетельства, указывающие на то, что ответ на вопрос, почему во время молитвы зеваешь, кроется в порче.

Что еще говорит о вероятности порчи?

Столетиями существует в народе уверенность, что возникающее при чтении молитв желание зевнуть связано со злой ворожбой или бесовскими происками. Причем, согласно приметам, рефлекс настигает человека не только во время стояния на церковной службе.

Ворожбу исстари считали причиной того, почему во время чтения молитвы начинаешь зевать, находясь дома. Действительно, чем можно объяснить рефлекс, возникающий при обращении к Господу вне церковных стен? Как правило, люди не забывают проветривать свои жилища и курильницы с ладаном обычно не устанавливают, за редкими исключениями.

Кроме позывов к позевыванию при домашней молитве свидетельствовать о сглазе могут такие обстоятельства:

  • череда необъяснимых неудач, как в профессиональной, так и в личной сфере;
  • перемена в отношении близких, родных или же любимых людей;
  • тревожные сновидения;
  • мелкие бытовые неприятности, случающиеся постоянно.

Если подобные события в жизни имеют место, не нужно искать колдунов и требовать снять сглаз. Следует прийти в храм и доверительно поговорить с церковнослужителем, объяснив ему свои опасения.

Что делать, если причина в порче?

В старину, будучи уверенными, что то, почему во время молитвы зеваешь, связано или с бесами, или со сглазом, прибегали к помощи святой воды и серебра. Серебро выступало в качестве своеобразного теста. Считалось, что если серебряный предмет потемнел после суток ношения человеком, то ему требуется срочная помощь. Святой водой же окропляли стены, обходя свое жилище с молитвой и зажженной церковной свечой.

Разумеется, самым действенным способом избавления от негативного воздействия являлась молитва в божьем храме. Считалось, что само пребывание в церкви способствует очищению и от порчи, и от бесовщины. Помогают в такой ситуации защитные молитвы от всяческого зла.

Однако нужно понимать, что то, почему во время молитвы хочется зевать, может иметь физиологические или же психологические корни. Если спонтанно возникающий рефлекс одолевает слишком часто, стоит посетить врачей и убедиться в отсутствии каких-либо заболеваний.

Попробуем разобраться.

Эта «странная» зевота, иногда со слезотечением, иногда с икотой и отрыжкой, наступает не сразу, а лишь через некоторое время с момента начала чтения молитв и имеет однотипную динамику во всех случаях. Зевоту невозможно сдерживать, челюсти расходятся очень широко «до треска за ушами», зевотные циклы следуют без остановки один за другим и сильно изматывают, в отличие от сладкой зевоты с недосыпа. Через некоторое время, если человек проявляет твердость и продолжает чтение, зевота начинает ослабевать,
промежутки между зевотными циклами увеличиваются, значительно улучшается самочувствие, правда, на фоне усталости. Затем зевота исчезает вовсе и уже не мешает чтению.

Стоит заметить, что при чтении вслух тем же человеком в течение того же времени любой другой литературы, не имеющей отношения к православной духовности, никакой зевоты не наблюдается. Мало
того. Зевота под влиянием святыни случается не только у человека, но и у животных, что доказывает отсутствие влияния всякого рода самовнушения. В этой связи показателен пример из работы иеромонаха Пантелеимона «НЕВИДИМАЯ БИТВА. КОЗНИ БЕСОВСКИЕ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА» , записанный со слов прихожанки: «Однажды попросил меня посидеть на лошади человек, про которого говорили, что он волхвует. Мне, честно говоря, в это не верилось. Покатался он почему-то только минуты 3-4 и сразу ушел. Вечером коню занемоглось, а на другой день начались у него сильнейшие колики. Позвали ветврачей. Сделали всё возможное и невозможное, но всё безрезультатно. Поставленный диагноз "заворот кишок” требовал немедленного уничтожения животного, дабы прекратить его мучения. И тут появилась мысль, как последнее средство, попробовать использовать крещенскую воду. Влили коню в рот немного крещенской воды. Он тотчас стал зевать, причем зевал непрерывно минут 10, с каким-то подвыванием, невероятно широко раскрывая рот. Колики прекратились. Через полчаса влили в него ещё немного крещенской воды. Зевал, но без звука и уже только 5 минут. Когда спустя час в третий раз дали коню крещенскую воду, зевоты не было совсем, а перед нами стояло совершенно здоровое животное. Прошло больше года с того момента, но животное здорово и никаких последствий этих страшных часов мы не наблюдаем».

Как видите, зевота в случае с пострадавшим животным имеет ту же динамику, что и у человека, прибегнувшего к молитвенному чтению. Вывод напрашивается сам собой…

А вот что говорят бесы устами болящих при отчитке под давлением святыни: – С зевотой – это мы выходим. И вообще – зевота – это наш
крик, только вы (люди) его не слышите. Сдуваемся как мячик, и выходим… А ты представь нас, как капустный кочан. Один зевок – один
лист оторвался. Только до кочерыжки далеко…

Зевота при молитвенном чтении – это на самом деле выход духа злобы через наиболее доступный для выхода канал – через рот. Только не пугайтесь! Это явление типичное и весьма распространённое. Верующих оно пугать не должно. Напротив, должно сподвигать к молитвенной борьбе. Плохо тем, кто понятия о вере не имеет. Для них рот, да и не только он – ворота широко распахнутые, но только для входа…

Велик промысел Божий в отношении человеков, и неспроста даны нам «ризы кожаны», чтобы не видеть безобразия и количества духов злобы, окружающих нас. И любой, ищущий спасения, будет подвергаться нападкам с их стороны, ибо ненавидят они люто и вредят, как могут, но не более, чем попущено Господом за грехи наши.

Поэтому, когда в следующий раз при молитвенном чтении наступит энергичная зевота, знайте, что это такое и не ужасайтесь. Просто читайте дальше, упорствуйте в чтении, читайте, пока зевота не закончится. Или читайте, насколько хватит сил, отдохните, и вновь вернитесь к чтению. А затем окурите дом ладаном и ничего не бойтесь. Пусть боятся вас и вашего молитвенного упорства.

многогрешный р.Б. Владимир.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Зевание — это полезный физиологический процесс, который способен за несколько секунд насытить ваш организм положительной энергией и кислородом. Также зевота может носить и психологический характер, но поверьте, в этом нет ничего фантастического или мистического. Так что это значит?

Почему зеваешь, когда читаешь молитву в церкви?

Многие верующие люди могли даже заприметить в себе подобную привычку во время молитвословия. Многие даже задумываются: «Постоянно зеваю во время молитвы. Со мной все нормально?» Но мало кто не игнорирует тот факт, что очень часто в церковных помещениях очень душно.

Ведь, как известно, во время церковного служения не разрешено открывать окна. Как следствие, содержание кислорода уменьшается, что провоцирует зевоту.

Рефлекторный вдох-выдох способный нормализовать баланс кислорода и углекислого газа в крови человека. Резкий приток кислорода пробуждает работу мозга и всей нервной системы, что вызывает активный прилив сил и энергии. Кстати, это также является причиной, почему человек начинает зевать с утра, сразу после пробуждения.

В храме часто горят множество свеч, которые также сжигают достаточное количество кислорода, что усиливает нехватку воздуха. Поэтому не удивляйтесь, когда хочется зевать во время молитвы. Это нормальный и естественный процесс.

Почему когда читаешь молитву — начинаешь зевать?

Мы уже разобрали основные причины возникновения зевоты во время молитвословия в храме. Все они вполне логичны. Но какие могут быть причины для проявления такого обычного физиологичного процесса, когда читаешь молитвенное обращение в домашних условиях?

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал . Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

На самом деле все очень просто. Рассмотрим несколько причин:

  1. Возникновения такого процесса может быть в полном умственном напряжении и полной сосредоточенности молящегося человека. Ведь, как известно, при чтении длинной молитвы или псалма необходима огромная концентрация. Во время такого молитвословия задействуются практически все ресурсы памяти, а мозг работает в очень напряженном режиме. Именно все это и ведет к большей потребности кислорода;
  2. Кроме того, читая молитвословие, человек может находиться в одной позе (стоя или на коленях) на протяжении достаточно длинного времени. Во время этого замедляется дыхание, а как следствие возникает кислотное голодание и замедленность работы нервных окончаний;
  3. Также признаком зевоты могут быть психологические корни. Например, когда верующий читает молитву в душных помещениях, то может даже подсознательно связывать религию, церковь, духовную жизнь или молитву с зевотой. Как следствие человек при любом упоминании этого слова начинает зевать. Для того чтобы разрушить такую связь, человеку нужно осознать что причина этого физиологического процесса не в религии. Это всего лишь привычка.

Справиться с предстоящим зевком Вам помогут несколько резких глубоких вдохов. Психологическую причину победит установка «не зевать» и положительное, позитивное настроение. И всегда старайтесь проветривать комнату или помещение. Свежий воздух помогает бороться с этим конфузом.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите еще и видео о зевании во время молитвы:

Количество записей: 775

Здравствуйте! В Храм я начала ходить совсем недавно. Грешно жила, не задумывалась ни о чем, хотя в Бога верила всегда. Недавно потеряла взрослого любимого сына и мир перевернулся. Наш батюшка нашел для меня в те страшные минуты нужные слова. Утешение я нахожу в молитвах. Но всегда, если я начинаю свой разговор с Господом Богом нашим, я начинаю плакать. Я молюсь и плачу. Если прихожу в Храм и стою в определенном месте, слезы льются просто ручьем. Може, Бог гневается на меня и не хочет принимать мои молитвы? Но они действительно идут от всего сердца! Мне очень хотелось бы иметь наставника в вопросах православия. Много вопросов, а задать их некому. Не хотелось бы набираться разума у бабушек. Они тоже не всегда говорят правильные вещи.

Галина

Галина, в слезах нет ничего плохого, а слезная молитва вообще очень ценна пред Богом. Не смущайтесь по поводу слез, молитесь с твердой верой, что Бог Вас слышит. А вот духовника Вам действительно надо искать. Может быть снова обратиться к тому Вашему батюшке, ведь он уже однажды нашел для Вас те самые, нужные слова.

игумен Никон Головко

Здравствуйте, меня много лет мучает совесть за грех - я в молодости забеременела и пришлось вступить в брак, ребенка я не хотела и будучи беременной думала об этом и не желала, соответственно, ничего хорошего. Теперь моя дочь выросла, я ее очень люблю, но она не может найти ни работу, несмотря на хорошее образование, ни выйти замуж, с 12 лет у нее мысли о самоубийстве. Она крещеная, молится и посещает церковь, ничего не помогает, поклонялись святым мощам, тоже не помогает. Я в отчаянии, что я могу сделать для неё, на исповеди была, молюсь. Как мне искупить мой грех, не представляю. Спасибо.

Елена

Дорогая Елена, если Вы в молодости не смогли подарить своему ребенку материнскую любовь, то сейчас как раз время наверстать упущенное. Не ищите в сегодняшнем положении как-то мистики, проблема в психологическом плане. Ваша поддержка дочери и сердечное участие в ее жизни поможет ей. А покаяние было нужно не для дочери, а для Вас самой. Надеюсь, что Ваше посещение храма и исповеди не было одиночным эпизодом. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Мне 16 лет. В последнее время очень сильно унываю. Пропало желание молиться, даже какое-то отвращение к молитве появилось. Стала очень раздражительной, постоянно в душе волнение, все свои переживания просто "заедаю" пищей. Чувство какой-то пустоты, не хочется ничего делать, чувство будто живу бессмысленно. Пытаюсь себя как-то настроить на хорошее, но не получается. Я раньше с охотой молилась, в течение дня старалась чаще вспоминать о Боге, а теперь вообще не хочу... Помогите мне, пожалуйста.

Мария

Бывает, Мария. Бывает и такое. Нам же никто не пообещал, что, раз уж встали на путь верующего человека, то пойдем по нему легко и непринужденно, всегда будет хотеться молиться и что-то доброе делать. Нет, бывают и другие состояния. Только на них не надо зацикливаться, а напротив - каяться и покаянием их отгонять.

игумен Никон (Головко)

Ирина

Здравствуйте, Ирина! Беременные часто молитвенно обращаются к Божией Матери. Есть икона, которая называется "Помощница в родах". Перед этим образом возносят такую молитву:
"О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою (имя), приди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостью и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царице Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня. Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюся и я испытать на себе, что Ты – Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех, призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь."
Кроме того, (если нет токсикоза) я бы посоветовал Вам чаще причащаться Святых Христовых Таин, хотя бы два раза в месяц. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. Так получилось, что я стала общаться с протестантами, мы вместе посещаем больницы и дома престарелых, помогая, беседуя с людьми. Сама я православная. Перед любым делом они молятся, скажите, могу ли я общаться с ними, не грех ли это? И нужно ли мне молиться с ними?

Света

Дорогая Светлана, не лучше ли Вам организовать свой кружок для посещения немощных и больных? Кроме того, что нельзя одобрить совместную молитву с инославными, Вы еще своим участием помогаете распространять ложную религию среди людей.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Пожалуйста, объясните мне с точки зрения церкви, почему во время чтения молитвы меня одолевает ужасная зевота, с чем это связано? И во время посещения храма тоже самое... Я крещеная, но крестили меня после развода моих родителей. Отец мусульманин. Имеет ли это какое-либо отношение? Спасибо. Благодарю за ответ!

Виктория

Виктория,
зевота вызвана недостатком кислорода в крови во время усиленной мозговой деятельности. Зевают школьники и студенты, зевают дома и на работе.
Молитва же требует от нас особенного напряжения наших душевных и умственных способностей. Глубокий вдох восполняет недостаток кислорода.
Только это имеет отношение к описанному явлению.
Когда крестили, кто отец - не важно.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Может быть, мой вопрос немного странный, но мне очень хочется узнать, дабы быть уверенной, что мои молитвы будут услышаны. Дело в том, что когда я молюсь и прошу о чем-то у Бога, то делаю это про себя (в уме), правильно ли это? И как правильно просить об упокоении души моего умершего мужа? Спасибо.

Оксана

Оксана, то, что Вы молитесь в уме, правильно. Если при этом Вы не слишком отвлекаетесь от слов молитвы, так и продолжайте молиться, это совершенно нормально и естественно.
А в отношении молитв об усопших - есть канон за умершего (или за единоумершего, как его иногда еще называют) и молитва, их можно найти по этой ссылке: http://www.soborjane.ru/index/kanon_za_edinoumershego/0-2237 . Для крещеных усопших обязательно нужно заказывать церковное поминовение и, конечно, не забывать поминать их и в домашней молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, сейчас я болею, и врач сказал не вставать, но когда приходят плохие и пошлые мысли, я встаю и иду к иконе. Скажите, во время болезни (ангина) можно молиться в постели?

Маша

Да, Маша, можно молиться и в постели, если болезнь связана с постельным режимом. Лучше побольше лежите, поскорее выздоравливайте и будете молиться так, как Вы привыкли.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Мне 26 лет. Мы с мужем венчаны, очень хотим детей. Живем 3 года и ничего не происходит. Этим летом специально ездили в Самару, ходили в Крестный ход (3 дня). Посещаем церковь, стали соблюдать посты. Но, к сожалению, ситуация не меняется. Душевное равновесие еще осложняется тем, что уже 4 месяца я не могу найти работу. Иногда посещают мысли, для чего я вообще живу? Стараюсь гнать их, понимаю, что все от лукавого. Но бывает иногда сложно совладать с собой. В последнее время стала задумываться, что надо просто смириться, отпустить ситуацию, положиться во всем на Бога... Просто очень тяжело осознавать, что кому-то дети даются очень просто, часто даже тем, кто их совсем не хочет. Я же, наоборот, всю свою жизнь только и мечтала о семье, детях. О карьере почти и не задумывалась. А сейчас получается так, что ни детей, ни работы... Очень тяжело бывает порой, вплоть до отчаяния. Благо, муж меня поддерживает, спасибо ему огромное. Надеюсь на Ваш совет. Спаси Господи...

Марина

Здравствуйте, Марина! В этой ситуации действительно главное – смирение. Не оставляйте Ваших чаяний и не переставайте молиться, посещать святые места. Можно, например, съездить в Дивеево к преподобному Серафиму Саровскому. Я лично знаком со многими людьми, которым по молитвам батюшки Серафима Господь подавал чад. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Недавно узнала о святых Гурии, Самоне и Авиве, купила иконку и хочу помолиться им. Нашла три молитвы этим святым. Как будет правильно: прочитать все три или выбрать какую-то одну?

Олеся

Олеся, и то, и другое правильно. Поступите в этом случае так, как подскажет Вам душа.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, у меня сложные, но очень важные для меня вопросы, они взаимосвязаны. Уже больше года я через мольбу искренне прошу Бога выполнить одну мою просьбу, она не связана с деньгами или прочими материальными благами, а связана с моим другом. Просьба эта для Бога очень легко выполнима, ничего особенного в ней нет. Почему Бог мне не помогает? Второй вопрос связан с первым, точнее, с этим человеком, моим другом. Уже год, даже чуть больше, я прошу Бога об укреплении дружбы, хотя она и не трещит по швам (хотя об этом далее), она не устраивает, хочется более крепкой дружбы и об укреплении я молю уже год, в целом ничего не меняется, изредка то лучше станет, то хуже.

Вчера я попросил Бога в молитве ответить мне? будем ли мы дружить в будущем, и весьма понятный ответ, если это не совпадение, меня удручил и вывел из колеи, все рушится. Вопросы такие, в дополнение к первому:gПочему Бог не меняет эту ситуацию в лучшую сторону, хотя я уже год в основном об этом его прошу? Я разочаровался в силе молитвы, но не в Боге, как вновь в нее поверить, только когда Бог услышит?

Роман

Роман, не сомневайтесь, Бог, внимая Вашей молитве, уже исправляет ситуацию, как Вы говорите, "в лучшую сторону", будем принимать то, что нам дается, как лучший и наиполезнейший для нас вариант.
Нам бы сподобиться вымолить вечную дружбу со Святыми, чтобы они приняли нас в свой сонм на Небе, а дружба человеческая – вещь преходящая, частенько бывает и не на пользу. Молитесь о вечном.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Большое спасибо за Ваш ответ! Дело в том, что я из Японии, православные церкви далеко от моего города, священники у нас - японцы, японский язык я еще не выучила. Дома у меня есть иконы, молюсь каждый день, но ответа на свои молитвы я не получила.

Наталья

Здравствуйте, Наталья! Прямого ответа Вы и не можете получить. Господь действует не напрямую, а через людей, через различные обстоятельства.
Вот список православных приходов в Японии, где можно исповедоваться на русском языке - например, в храме св. Александра Невского (принадлежность: Московский Патриархат; расположение: Япония / Мэгуро; адрес: Tokyo, Meguro-ku, Simo-Meguro, 6-2-2; Тел.: +81 3 3947 9404, факс: +81 3 3947 9404, mail: [email protected]; причт: протоиерей Николай Кацюбан; стиль: старый;
Язык богослужения: церковнославянский) или св. Николая Чудотворца (принадлежность: Московский Патриархат; расположение: Япония / Токио; адрес: 2-12-17 Hon-komagome Bunkyo-ku Tokyo 113, Japan; тел.: +81 3 3947 9404, факс: +81 3 3947 9404, mail: [email protected], сайт: www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie; причт:протоиерей Николай Кацюбан; стиль: старый; язык богослужения: церковнославянский), или если это далеко – Вы можете им позвонить, там подскажут, возможна ли где-то еще в Японии исповедь на русском языке.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшки! Недавно на одном сайте был выложен ролик с православной молитвой к Божьей Матери - прекрасное исполнение под музыку. Много замечательных отзывов, и я поблагодарила исполнителей. И тут - ложка дёгтя: какая-то совсем молодая девчонка давай оскорблять верующих, я не сдержалась и пыталась её вразумить, но нарвалась на такой гадкий поток с её стороны - хула на Бога в чистом виде, вспоминать противно, что она писала. Угомонить её попытались ещё несколько человек, но безрезультатно - ну, это и понятно. Вопрос: стоит ли вообще реагировать на таких людей как в интернете, так и в жизни - переубедить их невозможно, но и позволять поносить имя Бога тоже нельзя (отсюда вырастают пуссирайоты). Как правильно себя вести?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! Надо помнить, что Бог поругаем не бывает, и отвечать за свои дела придется каждому. Вступать в подобные споры с людьми неверующими и явно агрессивно настроенными против Бога и Церкви я не советую, потому что они изначально не настроены слушать и принимать аргументы. Такие споры бессмысленны и приносят духовный вред.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, во время месячных как и где можно молиться, и можно до иконы дотрагиваться?

Мария

Здравствуйте, Мария! Молиться можно и дома, и в храме. Главное - нельзя принимать участия в Таинствах и прикасаться к святыням: иконам, Кресту, мощам святых угодников Божиих.

иерей Владимир Шлыков

Скажите, пожалуйста, святой отец! Когда читаешь молитву дома, надо ли голову прикрывать платочком?

Галина

Большинство благочестивых женщин молятся и дома, как в храме – с покрытой головой.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня! 30 сентября у меня умер отец, раб Божий Александр. В последнее время он говорил, что не доживет до 47 лет, будто чувствовал. Я православная, верующая, но, как это бывает в наше время или в силу возраста, в церковь ходила редко, молитвам меня никто не учил. Хочу узнать у Вас, всё ли я делаю правильно: папу мы отпели в небольшой церкви, на 3 и 9 день заказывали панихиду. В 7 церквях и храмах я заказала сорокоуст, каждый день читаю литию перед иконами, в том числе и перед той, с которой папу отпевали. Каждое воскресенье езжу в церковь, оставляю еду там и кормлю птиц. Как ещё мне можно помочь моему родному человеку? Он так мучился при жизни, очень нервничал, выпивал от этого. А последний год у него одни неудачи были и сердце не выдержало…

Евгения

Евгения, вы все правильно сделали. Есть, конечно, некие "народные" веяния в том, что Вы делаете, например, сорокоуст именно в семи церквях или обязательное кормление птиц, но и эти дела очень хороши, если не придавать им излишне мистического значения, а совершать в простоте и в память об усопшем.
Вам еще нужно подать заказную записку на Литургию в сороковой день и совершить панихиду. И не забывайте о милостыне в его память: даже кормление птиц – это милостыня, но надо совершать милостыню и для людей.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я человек верующий, крещенный. Каждый день дома читаю утренние и вечерние молитвы, по возможности читаю каноны, акафисты и молитвы. В двунадесятые и великие праздники хожу в храм. Во время Божественной Литургии и Богослужения в храме, примерно от начало службы и до середины, мне становится плохо (головокружение, кисти рук потеют, зеваю и такое состояние, что я вот-вот упаду, хочется выйти из храма, чтоб подышать свежим воздухом), примерно после пения Символа Веры мне становится хорошо, нормализуется состояние. При чтении молитв дома такого плохого состояния у меня нет. Пожалуйста, подскажите, почему так происходит со мной и что мне делать, чтоб избавиться от такого плохого состояния? Заранее благодарен Вам.

Георгий

Георгий, во-первых, не бойтесь того, что с Вами происходит и не отступайте от молитвы и храма. Это – действие падших духов, бесов, которые не терпят от нас ничего доброго и препятствуют всеми своими силами, когда мы идем по пути спасения. Это состояние со временем должно пройти, только не поддавайтесь на их "провокации" и не уходите со службы.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Раб Божий Георгий обращается к Вам. Вопрос у меня такой. Я крещен уже 20 лет назад. Считал себя христианином, но в церковь ходил только по праздникам (и то не всегда), заповеди Божьи, можно сказать, не исполнял. На исповеди и причащении за это время был всего только один раз. Был подвержен всем грехам. И вот, настало сейчас то время, когда продолжать жить так стало для меня невозможным. Я, как блудный сын, вернулся к Господу нашему Иисусу Христу. Начал с покаяния. Сейчас стараюсь жить по его заповедям. Посещаю раз в неделю церковь. Стараюсь соблюдать посты. Утреннее молитвенное правило соблюдаю перед иконостасом, который сделал себе. А вот вечернее правило соблюдать перед ним(иконостасом) нет возможности. Поэтому я ложусь в постель. На моем сотовом телефоне есть аудиозапись вечернего правила. Я включаю его и вместе со священником, который его читает, молюсь. Можно ли считать, что я соблюдаю вечернее молитвенное правило? Ведь я перед Богом в постели. Чувствую себя нарушающим. Не является ли это нарушением? Спасибо!