» »

Вера православная - бесы. Бес (христианство): описание, значение и изгнание

11.01.2024

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ Т. Ф. ВОЛКОВА Художественная структура и функции образа беса в Кпево-Печерском патерике Киево-Печерский патерик уже был предметом исследования русских и зарубежных филологов и историков. Он рассматривался с разных точек зрения и как исторический источник в сопоставлении с древнейшей русской летописью, и как памятник истории языка и литературы. Основное внимание исследователей было обращено на установление его литературных источников, на изучение истории его текста, состава и соотношения его редакций. 1 Изучению художественной структуры памятника уделялось значительно меньше внимания. Краткая общая характеристика художественных особенностей Патерика была дана И. П. Ереминым; 2 анализ элементов беллетристики в Патерике содержится в работе В. П. Адриановой-Перетц; 3 другие исследователи касались лишь отдельных проблем художественной специфики этого памятника: И. Влашек установил различия в идейной направленности главных циклов патериковых рассказов, Посланий Симона и Поликарпа, 4 Т. Н. Копреева исследовала образ инока Поликарпа, 5 Р. Поп жанр и некоторые мотивы Киево- Печерского патерика, общие у него с переводными патериками. 6 Изображение в Киево-Печерском патерике беса, этого своеобразного «антигероя», до сих пор не было предметом специального исследования. Между тем бесы занимают весьма значительное место в художественном мире памятника, и то, как они там изображаются, каковы их функции, все это тесно связано с центральной в изучении древнерусской литературы проблемой, привлекающей внимание многих современных исследователей, с проблемой изображения человека. 7 1 В. А. Яковлев. Древнекиевскпе религиозные сказания. Варшава, 1875; А. А. Шахматов. Кнево-Печерский патерик и Печерская летопись. ИОРЯС, 1897, кн. 3; Д. И. Абрамович. Исследование о Кпево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб., И. П. Е р е м и н. Киево-Печерский патерик. В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI XIII вв. Л., 1957, с В. П. А д р и а н о в а-п е р е т ц. Сюжетное повествование в жптийных памятниках XI XIII вв. В кн.: Истоки русской беллетристики. Л., 1970, с J. V 1 a s e k. Dablave a knizata v Kyjevopeterskem pateriku. Ceskoslovenska rusistika, l")72, XVII, 1, s T. H. Копреева. Образ инока Поликарпа по письмам Симона и Полпкарпа. ТОДРЛ, т. XXIV. М. Л., 1969, с Р. II о п. О характере и степени влияния византийской литературы на оригинальную литературу южных и восточных славян: дискуссия и методология. American Contributions to the Seventh International Congress of Slavists. August 21 27, Vol. II. Literature and Folklore. Warsaw, 1973, p Я имею в виду прежде всего следующие работы: И. П. Е р е м п н. Новейшие исследования художественной формы древнерусских литературных произведений.

2 ОБРАЗ БЕСА В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОМ ПАТЕРИКЕ 229 Первым обратился к теме беса в древнерусском изобразительном и словесном искусстве Ф. И. Буслаев. Он пришел к категорическому утверждению о «скудости в художественных очертаниях злого духа» в византийском и древнерусском искусстве. 8 Однако фундаментальное исследование Ф. А. Резановского «Демонология в древнерусской литературе», опиравшееся на широкий круг памятников, уже самим подбором материала опровергло суждение Ф. И. Буслаева: древнерусский бес «оказался очень веселым типом, проникающим во многие уголки древнерусского быта». 9 Вместе с тем художественная природа этого образа, его место в структуре древнерусских литературных произведений не стали предметом специального исследования ни в труде Ф. А. Резановского, ни в последующих работах. Можно указать лишь на отдельные наблюдения, встречающиеся в работах современных исследователей древнерусской литературы. Неоднократно отмечалась, например, определенная роль образа беса в беллетризации житийных памятников, 10 отдельные суждения о художественной природе образа беса в Киево-Печерском патерике и в Повести о Савве Грудцыне содержатся в работах И. П. Еремина и и Д. С. Лихачева; 12 чешский исследователь И. Влашек отметил неидентичность изображения беса в разных «циклах» Киево-Печерского патерика в Посланиях Симона и Поликарпа. 13 Попытку определить художественные функции образа беса в структуре Кпево-Печерского патерика, его место и роль в создании человеческих характеров и представляет собой данная работа. 14 Своеобразие беса в Киево-Печерском патерике определяется двумя моментами: его двойственной христианско-языческой природой и художественной много ликостью. Генетическая связь киево-печерского беса с традициями изображения дьявола в византийской агиографии была установлена уже первыми исследователями памятника В. Яковлевым и Д. Абрамовичем. 15 Традиционны наименования дьявола в Патерике и те разнообразные маски, в которых бес предстает перед печерскими отшельниками. 16 И все же под пером древнерусских авторов образ дьявола-искусителя византийской агиографии обретает новую литературную жизнь. Вопрос о соотношении традиционных и оригинальных черт в изображении киево-печерского беса требует специального изучения. В данной статье нами отмечается лишь один из аспектов кажущейся самобытности ТОДРЛ, т. XII. М. Л., 1956, с; Д. С. Лихачев. Изображение людей в житийной литературе конца XIV XV века. Там же, с; В. П. Адрианова-Перетц. К вопросу об изображении «внутреннего человека» в русской литературе XI XIV вв. В кн.: Вопросы изучения русской литературы XI XX вв. М. Л., 1958, с; Д. С. Лихачев. Человек в литературе Древней Руси. Изд. 2-е. М., Ф. И. Б у с л а е в. Бес В кн.: Мои досуги, т. 2. М., 1886, с Ф. А. Р е з а н о в с к и п. Демонология в древнерусской литературе. М., 1915, с Б. А. Романов. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI XIII вв. Изд. 2-е. М. Л., 1966, с. 156; И. П. Крем и н. 1) Лекции по древнерусской литературе. Л., 1968, с. 34; 2) Истоки рѵсскоіі беллетристики. Л., 1970, с И. П. Е р е м п н. Лекции по древнерусской литературе, с Д. С. Лихачев. XVII век в русской литературе. В кн.: XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969, с J. Vlasek. Dablave..., s. IS Мною используется текст изд.: Д. И. Абрамович. Киево-Печерскпй патерик-. У Киеві, Страницы указываются в скобках. 15 См. выше, примеч Ф. А. Р е з а н о в с к и й. Демонология в древнерусской литературе, с

3 230 Т. Ф. ВОЛКОВА этого образа его большая художественная выразительность по сравнению с бесом византийских патериков. Создание Киево-Печерского патерика в эпоху сосуществования утверждающегося христианства с остатками язычества привело к дополнению традиционного образа рядом оригинальных особенностей, связанных с русскими языческими представлениями. Позаимствовав жанровую форму у византийской литературы, создатели Киево-Печерского патерика заполнили ее пестрым материалом устных преданий и легенд. В художественном облике киево-печерского беса иногда явственно проглядывают черты разноликой языческой «нечисти», давно «обжившей» разнообразные жанры устной народной прозы: легенду, притчу, бывальщину, сказку. Еще Ф. А. Резановский отмечал, что в двух эпизодах Патерика бес живо напоминает «добродушного» героя народной демонологии домового. 17 Его проделки на монастырской кухне и в«хлевине, идеже скоть затворяемь», описанные в Житии Феодосия, отчетливо перекликаются с проделками излюбленного персонажа устной былички и бывальщины. 18 Следы влияния жанра былички, устного рассказа обнаруживаются и в тех фрагментах Патерика, где с натуралистическими подробностями описываются последствия «бесовского действа» (например, в эпизоде о многолетней болезни Исаакия Печерника). В быличке и бывальщине аналогичные подробности «служат как бы свидетельским показанием, подкрепляют установку на правду». 19 На связь византийских патериков со сказкой указывал еще И. П. Еремин. 20 Конкретизация этого наблюдения представляется важной, так как наряду с другими видами народного поэтического творчества сказка оставила довольно мало следов в литературных памятниках периода феодальной раздробленности. 21 В Киево-Печерском патерике следы сказки закономерно обнаруживаются именно в тех эпизодах, где бес отчетливо напоминает сказочного черта. В отличие от легенд и бывалыцин, где о нечисти повествуется «со всей серьезностью», 22 в сказке черт рисуется «не столько страшным губителем христианских душ, сколько жалкой жертвой обмана и лукавства сказочных героев». 23 Таким «неудачником» бес предстает, например, в рассказе о Федоре и Василии, где ему приходится молоть муку и таскать бревна на строительство монастырских келий по приказу героя. В ряде патериковых новелл можно обнаружить даже сходство сюжетных функций образа беса с функциями сказочного «антагониста героев» (по терминологии В. Я. Проппа). 24 Устная традиция, участвовавшая в оформлении легенд о киево-печерских иноках, придала исконно «вредительским» действиям дьявола сугубо материальные черты. Бесы Киево- Печерского патерика не только искушают праведных героев видениями. Они то врываются в их кельи скоморошьей толпой, оглушая героя своей бесовской музыкой (с. 40) и заставляя его плясать до полусмерти (с. 186), 17 Там же, с О домовом как герое устной несказочной прозы см.: С. В. Максимов» Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903, с; Э. В. Померанцева. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975, с Э. В. Померанцева. Мифологические персонажи..., с И. П. Еремин. Лекции по древнерусской литературе, с Д. С. Л и х а ч е в. Народное поэтическое творчество в годы феодальной раздробленности Руси до татаро-монгольского нашествия (XII начало XIII в.). В кн.: Русское народное поэтическое творчество, т. 1. Очерки по истории русского народного поэтического творчества X начала XVIII в. М. Л., 1953, с Э. В. Померанцева. Мифологические персонажи..., с А. Н. А ф а н а с ь е в. Народные русские легенды. Изд. 2-е. М., 1914, с В. Я. Пропп. Морфология сказки. Изд. 2-е. М., 1969, с. 31.

4 ОБРАЗ БЕСА В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОМ ПАТЕРИКЕ 231 то появляются под видом каменщиков с лопатами и заступами, угрожая закопать праведника в пещере (с. 188). Иногда они мучают скот в монастырском селе (с. 62) или наводят беспорядок в монастырском хозяйстве {с. 40). В рассказах этого типа у беса те же сюжетные функции, что и у таких «антагонистов» сказочных героев, как черт, Баба-Яга, Кащей Бессмертный и т. п. Приведу несколько примеров подобных аналогий, используя классификацию и определения сюжетных функций сказочного «антагониста», предложенные В. Я. Проппом (Функция VI, «подвох»). «Антагонист» пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ее имуществом. В рассказах о Никите Затворнике, Исаакии Печернике, Феодоре и Василии для достижения этой цели бес прибегает к «переодеванию», появляясь перед героем в таком обличье, которое наилучшим образом скрывает его бесовскую природу. 2. (Функция VII, «пособничество»). Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу. Эта функция прослеживается в тех же рассказах, в которых проявляется и функция «подвох». В каждом из них бесу удается достигнуть цели «обмануть» героя и «овладеть» им. 3. (Функция VIII, «вредительство»). «Антагонист» наносит вред герою или ущерб. Эта функция в сказке имеет несколько разновидностей. Укажем на те из них, к которым имеются параллели из Киево-Печерского патерика. а) «Антагонист» наносит телесное повреждение (Житие Феодосия, рассказы о Ларионе, Иоанне Затворнике и др.). б) Он околдовывает кого-либо (рассказ о Никите Затворнике); состояние, в каком пребывал Никита, находясь во власти беса, можно рассматривать как своеобразную «околдованность», ибо под влиянием бесовского обольщения герой приобретает способности, недоступные обыкновенному человеку, например дар пророчества; бесноватый в рассказе о Лаврентии Затворнике тоже «околдован» бесом: он получает дар «вещания» на разных языках. в) «Вредитель» расхищает или портит посев. В некотором роде аналогом к этой функции «антагониста» в Киево-Печерском патерике могут служить эпизоды из Жития Феодосия, где бес действует как домовой. г) «Антагонист» приказывает убить (рассказ о Феодоре и Василии, где бес по сути дела толкает князя Мстислава на убийство монахов). 4. (Функция XVI, «борьба»). Герой и его «антагонист» вступают в непосредственную борьбу (Феодосии, Иоанн Затворник, Василий). 5. (Функция XVIII, «победа»). «Антагонист» побеждается (во всех рассказах Киево-Печерского патерика, кроме финала рассказа о Феодоре и Василии). 6. (Функция XXVIII, «обличение»). «Антагонист» изобличается. (Примеров множество. Во всех случаях, когда бес вводит в заблуждение героя своей маской, он разоблачается другими монахами, имеющими опыт бесовских искушений). 7. (Функция XXX, «наказание»). Враг наказывается. (Примером может служить «эксплуатация» бесов отцом Феодором в рассказе о Феодоре и Василии). Надо заметить, что приведенные аналогии выявляются только в тех рассказах Патерика, где бес предстает как непосредственно действующее 25 Там же, с Трактовка изображения беса в древнерусской литературе в связи с функциями Проппа была рассмотрена на материале Повести о Савве Грудцыне в статье И. П. Смирнова «От сказки к роману». ТОДРЛ, т. XXVI. Л., 1972, с

5 232 Т. Ф. ВОЛКОВА лицо, как персонаж с более или менее выраженной сюжетной нагрузкой, причем использование сходных сюжетных функций происходит как бы в виде устойчивых «блоков» (используются функции VI, VII, VIII, XVI, XVIII и XXVIII, XXX). Образ беса в Киево-Печерском патерике образ сложный, синтетический, составляющийся в сознании читателя из отдельных качеств, которые раскрываются не только в сюжетных действиях беса-персонажа, но заявляют о себе и тогда, когда дьявол только упоминается, когда автор короткой ремаркой лишь констатирует его причастность к описываемым событиям. Эти «неперсонажные» появления беса в рассказах Патерика имеют определенное идейно-художественное назначение. Они заслуживают особого внимания и будут рассмотрены ниже. Однако гораздо больший художественный интерес представляет бесперсонаж, в разных рассказах Патерика несущий разную художественную нагрузку: в одних он участвует в действии на всем протяжении повествования (например, в рассказах о Феодоре и Василии, о Исаакии Печернике), в других только на отдельном его отрезке (в рассказе о святом Григории Чудотворце в экспозиции, в рассказах о Никите Затворнике и Иоанне в кульминационной точке повествования). В одних случаях действия беса описываются (например, эпизоды борьбы с бесами в Житии Феодосия), в других изображаются (в рассказах о Феодоре и Василии, Иоанне Затворнике). Из совокупности этих рассказов киево-печерский бес предстает перед нами вполне сформировавшимся литературным персонажем, вырастающим из традиционного образа, наделенным вполне очерченным характером, в котором отчетливо проступают следы антропоморфических представлений. На страницах Патерика бес зачастую действует как хитрый и осторожный человек. В рассказе о Никите Затворнике он не сразу появляется перед героем в выбранной для этого случая маске. Первоначально он обольщает Никиту «ангельским» голосом и чудесным благоуханием, затем, убедившись, что не опознан, решается заговорить с ним и, лишь окончательно выяснив, что герой обманут, предстает перед ним в образе ангела. Разным людям в Патерике бес вредит по-разному. В этой дифференцированное его сюжетных действий много от человеческого умения «видеть» противника, правильно оценивать его слабости и достоинства. В рассказе о Матфее Прозорливом бес усыпляет «братию», рядовых иноков, еще не достигших духовного совершенства и особенно подвластных «прельщению», прямо в церкви. Когда бес хочет навредить стойким аскетам, уже преодолевшим «бесовские мечтания», он, напротив, лишает их даже того короткого сна, который они по.іволяюг себе для поддержания сил. Другая «человеческая» черта киево-печерского беса болезненное самолюбие: если он терпит поражение, то немедленно стремится всеми средствами вернуть оставленные позиции. Таков он, например, в рассказе о Григории Чудотворце, который «молитвам же паче прилежаніе, и сего ради пріать на бѣсы побѣду» (с. 134). Это и послужило внутренней пружиной подстрекательской деятельности дьявола в рассказе: «Не терпя же старый врагь прогоненіа от него (Григория, Т. В.), не могый чимъ инѣм житію его спону сътворити, научи злыа человѣкы, да покрадуть его» (с. 134). Дьявол в изображении Киево-Печерского патерика необыкновенно изобретателен в своих кознях. Зачастую он выступает как талантливый лицедей, умеющий не только правильно выбрать маску, в которой появляется перед героем, но и полностью войти в роль. Для достижения своих целей он не гнушается никакими средствами, порой выступая как клеветник и доносчик.

6 ОБРАЗ БЕСА В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОМ ПАТЕРИКЕ 233 В совокупности все эти черты «характера» беса представлены, пожалуй, только в одной из патериковых новелл о Феодоре и Василии. Бес в этом рассказе едва лине главное действующее лицо. Все основные моменты композиции рассказа внутренне обусловлены действиями именно этого персонажа. Образ беса является здесь движущим началом сюжета. Новелла композиционно распадается на две части, построенные по одной и той же схеме: завязкой в обоих случаях служит решение дьявола отомстить за свое поражение, а последующее движение к кульминационным эпизодам рассказа все вредин поддерживается сложными ходами этого персонажа. В экспозиции рассказа, повествующей о начале дружбы двух иноков, дьявол еще не действует непосредственно, на его вмешательство в жизнь героя лишь указывается: «Многажды же смущаше того врагь, къ отчаанію хотя его привести нищеты ради истощеннаго богатьства, еже убогым вданное» (с. 162). Сообщение о намерении дьявола «ину кознь» «представить» Феодору, победившему в конце концов «дьявольское наваждение», как бы переводит повествование из прошлого в настоящее. При этом сопровождается оно вполне «человеческой» мотивировкой такого решения: «Велика язва бысть діаволу, яко не възможе того богатъства имѣніемъ прельстити» (с. 162). На сей раз действия дьявола не только описываются: дается их изображение. В облике брата Василия бес успешно «обольщает» героя, при этом древнерусский читатель имеет возможность пронаблюдать, как шаг за шагом происходит «прельщение» Феодора. «Зломудрый враг» действует тонко и расчетливо, стремясь не обнаружить перед героем свою бесовскую природу. Сначала для большего правдоподобия он не без ехидства осведомляется: «Феодоре, како нынѣ пребывавши? Или преста от тебе рать бѣсовъскаа...?» (с. 163). Получив утвердительный ответ и убедившись, что маскарад удался, бес начинает искушать героя «в открытую», а когда тот пытается сопротивляться, побеждает его логикой своих рассуждений: «Печерник же рече: Сего ради просихъ у бога, то аще ми дасть, сіе все въ милостыню раздамъ, яко сего ради и даровами". Супостатъ же глаголеть ему: Брате Феодоре, блюди, да не пакы врагъ стужить ти раздааніа ради, яко же и прежде..."» (с). Чтобы окончательно убедить героя уйти в мир, бес добавляет: «Можеши бо и тамо спастися и избыти бѣсовскых козней» (с. 164). Феодор начинает готовиться к бегству из монастыря, но план дьявола все же терпит провал. Для бесов наступают тяжелые времена: по приказанию отшельника они, «аки раби купленіи», работают на монастырскую братию. Этим «унижением» и мотивируются в Патерике дальнейшие сюжетные действия беса. Нельзя с уверенностью сказать, как конкретно представляли себе беса создатели Киево-Печерского патерика: ни в одном из рассказов нет его словесного «портрета». Касаясь этого вопроса, И. П. Еремин писал: «Надо полагать, что представляли они (авторы Киево-Печерского патерика, Т. В.) себе бесов так же, как древний летописец («суть же образом черни, крылати, хвосты имуще») или современные им живописцы». 26 Для нас, однако, важнее не столько воссоздать «портрет» древнерусского беса, сколько отметить факт, что в Киево-Печерском патерике создан довольно сложный и цельный образ беса фактически литературными средствами создан характер отрицательного героя. Каковы же худо?кественные функции образа беса в Киево-Печерском патерике? 26 И. П. Ере м и н. Лекции по древнерусской литературе, с. 95. Данные Повести временных лет в этом случае особенно важны, так как Киево-Печерский Патерик имеет с ней сходство не только в отдельных образах, но и в целых рассказах о первых печерскпх иноках (о Дамиане, Иеремее и Матфее Прозорливом).

7 234 Т. Ф. ВОЛКОВА В основе композиционного построения почти каждой патериковой новеллы лежит противоборство двух начал: добра и зла. Добро, как правило, облечено в традиционную для агиографии форму христианского благочестия, смирения, аскетизма. Зло многолико. Мир добра монолитен и имеет четкие границы стены Киево-Печерского монастыря. Мир зла дробен, разноязычен, не имеет четких очертаний. Зло процветает и в княжеских палатах, и в богатых киевских домах, и в монастырских селах, проникает оно и в кельи прославленной Печерской обители. Центральной фигурой этого многоликого и мозаического мира зла в Патерике выступает дьявол. Образ дьявола ключ к пониманию авторской концепции зла, нашедшей художественное выражение в образах и сюжетах Киево-Печерского патерика. Можно выделить две главные функции этого образа, определяемые основной идейно-художественной задачей Патерика создать галерею идеальных образов, достойных подражания: условно назовем первую функцию функцией «контраста», вторую функцией «адсорбции». «Функция контраста» проявляется в тех рассказах Патерика, где образ беса вводится в повествование с тем, чтобы создать препятствия на пути героя. Бес выступает в данном случае как универсальный носитель зла, в борьбе с которым герой обретает венец мученика (этап «испытания») и дар чудотворения (этап «победы», когда герой достигает духовного совершенства). «Функция адсорбции» состоит в перенесении на «антагониста» того зла, которое реально присутствует в герое и от которого он должен быть «очищен» в соответствии с требованиями агиографического жанра, опирающегося на кодекс христианской морали. Рассмотрим, как реализуется каждая из названных функций в художественной структуре произведения. Анализируя проявление «функции контраста», мы пришли к выводу, что художественная структура образа беса в каждом конкретном эпизоде определяется прежде всего местом этого эпизода в житийной биографии героя. Обратимся к тем рассказам Патерика, которые изображают героя на этапе «испытания». В соответствии с композиционной схемой жития, герой на пути к совершенству должен пройти «испытание» столкновение со злом, совершить подвиг «злострадания». Отсюда сфокусированность внимания автора на изображении негативного элемента повествования. Бес как источник зла, направленного на героя, обычно изображается в этих рассказах как персонаж, вступающий в непосредственный контакт с героем. Характер взаимодействия «антагониста» и героя при этом всегда однозначен: бес рисуется насильником и мучителем, заставляющим героя переносить физические страдания. В результате достигается главная цель повествования создание ореола мученичества вокруг героя-подвижника. Таким мучителем бес неоднократно предстает в Житии Феодосия, в рассказах об Исаакии Печернике и Иоанне Затворнике. Рассказ о борьбе с бесами Феодосия до момента обретения им чудесной власти над нечистой силой не развернут сюжетно. События этой части рассказа описываются ретроспективно: «Многу же скръбь и мечтаніе зліи дуси творяху ему въ печерѣ той, еще же и раны наносяще на нь» (с. 39). Когда же Феодосии за перенесенные муки получает от святого Антония «силу» на «нечестивия духы», бесы отступают не сразу, продолжая мучить Феодосия «в мечте». Подобным же образом проходит «испытание бесами» Исаакий Печерник. Интересно, что сама композиция рассказа об Исаакии способствует

8 ОБРАЗ БЕСА В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОМ ПАТЕРИКЕ 235 тому, чтобы тема мученичества прозвучала в нем предельно убедительно, заставив читателя в полной мере осознать всю тяжесть испытаний, пройденных подвижником. Исаакий начинает с того, что впадает в искушение {«поклонися аки Христу бѣсовъскому дѣйству»), затем подвергается прямому насилию («И утомивше его (бесы, Т. В.), оставиша его еле жива суща») и, наконец, как бы поднимаясь по невидимой лестнице мучений, впадает в тяжелую и продолжительную болезнь(«раслабленъумоми тѣлом»). В новелле о Иоанне Затворнике дьявол не только «искушает на блуд» печерского отшельника-мученика, но и активно препятствует его борьбе с этим искушением. Из незримого подстрекателя, каким он выступает в начале рассказа, дьявол превращается в активно действующее лицо, непосредственно участвующее в происходящем. Сначала герой лишь ощущает на себе его «злодейство»: «Нозѣ бо мои, иже въ ямѣ, изо дну възгорѣшася, яко и жилам скорчитися и костем троскотати» (с. 140). Затем дьявол сам является перед Иоанном в фантастическом образе змея-дракона: «И се видѣх зміа страшна и люта зѣло, всего мя пожрети хотяща, и дышуща пламенем и искрами пожигаа мя» (с. 140). Появление дьявола именно в этой его традиционной маске в данном случае художественно оправдано: фантастический лик дьявола-змея более всего подходил для создания наивысшего эмоционального напряжения в кульминационной точке рассказа. В рассмотренных эпизодах дьявол-«антагонист» причиняет вред герою, не прибегая к помощи других персонажей. Однако иногда взаимодействие «антагониста» и героя происходит в Патерике через «посредника». При этом бес теряет черты персонажа. На его причастность к описываемым событиям в таких случаях указывает лишь условная словесная формула-сигнал, а функция «антагониста» передается персонажу-посреднику. Однако тенденция конкретизировать зло, облекать его в убедительную художественную форму сохраняется. Выражается это в том, что персонажи, действующие по наущению дьявола, не превращаются в бездумных марионеток. Это люди с живо очерченными характерами, раскрывающимися в ходе развития сюжета. Таких персонажей-«посредников», действиями которых «руководит» бес, в Патерике несколько. Один из них давно уже привлекал внимание исследователей 27 это образ матери Феодосия, отражающий всю сложность и противоречивость ее человеческой личности. Мать первый человек, который воздвигает препятствия на пути Феодосия. Ее деспотизм по отношению к сыну почти на всем протяжении повествования мотивируется вполне естественными человеческими чувствами: любовью, страхом, жалостью, боязнью насмешек и пересудов. Однако в трактовке автора-агиографа за всем этим стоит все тот же неизменный образ подстрекателя-дьявола: «Но врагь не почиваше, остря ю на възбраненіе отрока о таковѣм смиреніи его» (с. 26). То же переплетение реальной и фантастической мотивировок поведения персонажа-«посредника» можно наблюдать и в рассказе о Моисее Угрине. Герой предстает здесь жертвой «преступной» любви к нему молодой женщины. О том, что ее действиями руководит «враг-искуситель», мы узнаем из лаконичного комментария, сопровождающего очередной поступок героини: «И на другый съвѣтъ діаволь приходить» (с. 143). При этом образ влюбленной женщины, так же как и образ матери Феодосия, не теряет своей жизненной полноты и конкретности. 27 См. например: И. П. Е р е м и н. К характеристике Нестора как писателя. В кн.: И. П. Еремин. Литература Древней Руси. М. Л., 1966, с; А. П. Адрианова-Перетц. Сюжетное повествование..., с. 97.

9 236 Т. Ф. ВОЛКОВА В рассказе о Феодоре и Василии бес расправляется с героями руками князя Мстислава. Интересно, что сама по себе тяга князя к «злату» остается без всякой мотивировки дьявольскими «наущениями». Бес лишь направляет «природные склонности» Мстислава в нужное русло, сообщая ему о возможности приобрести богатство путем насилия. Выбор князь делает сам. Иным предстает киево-печерский бес в эпизодах «побед» героя, достшшего духовного совершенства и получившего в награду за перенесенные испытания дар чудотворения. Главная задача таких эпизодов доказательство этого факта серией назидательных чудес. В силу этого смещаются и аспекты в изображении двух взаимодействующих полюсов добра и зла. Главный акцент повествования переносится на героя, а бес, исчерпав функцию «исходатая венца», 28 превращается в «подстрекателя», введение которого в ткань повествования создает сюжетную канву для очередного назидательного чуда. В этих эпизодах бес редко выступает как персонаж: его образ лишь просвечивает в сюжетных действиях многочисленных злодеев, над которыми одерживает победу герой уже не просто подвижник, но святой. Персонажи-«посредники» в этих рассказах Патерика теряют свою художественную самостоятельность. Они не имеют ни имени, ни скольконибудь обозначенного характера. Это, как правило, безликие разбойники, «злыа человекы», «мнозии несмыслении». В Житии Феодосия дважды рассказывается о попытках подобных злодеев, подстрекаемых дьяволом, ограбить монастырское село и саму Печерскую церковь. Оба эпизода завершаются назидательным чудом, совершающимся по молитве Феодосия: в одном случае разбойники видят «град высок зело» вокруг села и отступают (с. 66), в другом церковь со всей находящейся в ней братией поднимается на воздух (с). С той же целью показать обретенную героем силу чудотворения вводится образ беса и в рассказ о святом Григории Чудотворце. Здесь функции его столь же определенны вызвать к жизни зло, над которым чудесным образом будет одержана победа. «Злыя человекы», трижды пытающиеся ограбить Григория, столь же безлики, как и разбойники в Житии Феодосия. Однако иногда в эпизодах, описывающих «победу» героя, встречаются случаи, когда бес действует, не прибегая к посреднику, но образ его по сравнению с рассказами, описывающими период «испытания» героя, в этих эпизодах значительно снижен, в облике беса проступают черты фольклорных персонажей: домового былички или сказочного черта-неудачника. Обратимся теперь к тому повествовательному материалу, который дает возможность определить принципиально иную функцию образа беса в Киево-Печерском патерике «функцию адсорбции». Эта функция прослеживается в тех рассказах Патерика, которые запечатлели теневые стороны монастырского быта. Бес появляется почти во всех эпизодах, фиксирующих неблагополучие в нравственном укладе монастыря. Всякий раз, когда описывается какое-либо нарушение монастырского устава, в повествование вводится бес: то как персонаж, то как незримый подстрекатель. Бесу в Патерике приписываются самые разнообразные грехи монастырской братии: неурочный сон во время церковной службы (рассказ о Матфее Прозорливом), беспричинная взаимная ненависть духовных братьев (рассказ о Тите попе и Евагрии дьяконе), уклонение от молитвы (рассказ о Никите Затворнике), бегство из монастыря, лицемерие и ложь, нежелание покаяться в содеянном проступке (Житие Феодосия). 28 В рассказе о Феодоре и Василии лаконичная авторская ремарка прямо определяет сюжетную функцию беса. Приступая к рассказу о трагической гибели героев, автор замечает: «Не вѣдый діиаволъ, яко болъшюу вѣнцю исходатай будетьима» (с. 168).

10 ОБРАЗ БЕСА В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОМ ПАТЕРИКЕ 237 Зафиксировал Патерик и бунтарские настроения внутри монастыря. Изгнание игумена Стефана в трактовке автора Жития Феодосия прямое следствие вмешательства дьявола: «Такова смятеніе сотона сътвори въ них» (с. 77). «Дьявольским начинаниям» приписывает епископ Симон в своем «Послании» и честолюбивые устремления Поликарпа, его неудовлетворенность своим положением в монастыре (с. 101). Особенно серьезным грехом в стенах монастыря считался грех «сребролюбия». Теме трагической власти богатства над душой человека в Патерике посвящено несколько рассказов. И везде моральная ответственность за содеянное зло переносится с героя (будь то монах или мирской человек) на плечи универсального носителя зла дьявола. Обычно достигается это введением в текст рассказа фразы, приобретающей характер клише: «Уязвен бывь на нь от беса». Исключение представляет рассказ о Феодоре и Василии, в котором бес является не просто персонажем, но главным действующим лицом. В этом рассказе благодаря введению образа беса автору в полной мере удается задача перестановки акцентов в повествовании о греховных заблуждениях Феодора. И само построение рассказа, и та художественная нагрузка, которую несет в нем образ беса-искусителя, способствуют тому, чтобы в образе Феодора предстал не слабый и нерешительный человек, плененный призраком богатства, но скорее трагическая жертва хитроумных козней сатаны. Бес в этом случае изображается изощренным и тонким соблазнителем, использующим такие маски, в которых его труднее всего разоблачить. Выбор их, как и в рассказе об Иоанне Затворнике, вполне мотивирован: образ монаха Василия друга Феодора и ангела «светла же и украшена» наиболее убедительные для героя-отшельника обличья беса. Автор как будто стремится убедить читателя, что человеку, попавшему во власть столь хитроумного и талантливого искусителя, следует скорее сочувствовать, чем обвинять его в греховных мыслях и поступках. В этой группе рассказов ощущается явное противоречие между авторской трактовкой образов и их объективным содержанием, открывающимся современному читателю. Те герои, которые кажутся слабохарактерными, злыми, мстительными, вздорными, а иногда и просто порочными людьми, по замыслу создателей Киево-Печерского патерика не только не достойны осуждения, но, напротив, должны вызывать сочувствие и сострадание. Это наблюдение снова возвращает нас к образу беса, ибо наличие в арсенале художественных средств создателей Киево-Печерского патерика именно этого образа сделало возможным существование столь психологически сложной авторской трактовки далеко не безупречных героев. Образ беса в данном случае как бы адсорбирует, вбирает в себя то зло, которое присутствует в герое и от которого автор стремится его «очистить», ибо он, как всякий средневековый писатель, «смотрел на людей далеко не простым глазом. Его глаз был вооружен особой оптической системой, которая вводила изображаемых им людей и их поступки в оценочное суждение, подчиняла их его идеалам...». 29 Созданию такого «оценочного суждения» способствовали и те художественные функции, которые выполняет в Киево-Печерском патерике сложный и многоликий образ беса. 29 Д. С. Лихачев. Изображение людей в летошіси XII XIII вв. ТОДРЛ, т. XXIV. М. Л., 4969, с. 30.


Аллегория иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие. Аллитерация повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую

МОДУЛЬ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Входит в профессиональный модуль дисциплин. Краткое содержание: Значение и художественное своеобразие древнерусской литературы. Жанр

МКОУ МСОШ 2 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА РУСИ В X-XIII ВЕКАХ» ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 10 КЛАССА КОШКАРОВА КРИСТИНА с. Мокроусово Январь 2015 год ЛИТЕРАТУРА Летопись Слово Житие Хождения Поучения Моление ЛЕТОПИСЬ

2 Рабочая программа учебного предмета «Живое слово» для обучающихся 6 общеобразовательного класса. Планируемые результаты. Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные

«Повесть временных лет» литературный памятник XI XII вв. План: 1. Возникновение летописей. Византийские хроники и русские летописи. 2. Начальное летописание. 3. «Повесть временных лет»: темы, образы, особенности

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (Русская филология) 1.Предпосылки возникновения, специфические особенности и периодизация древнерусской литературы. Понятие о литературном памятнике. 2. Монументально-исторический

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в науку» Направление: литературное наследие и литературное творчество Сопоставление сюжета волшебной сказки с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Сочинение на тему роль композиции романа в раскрытии характера печорина Это определило и своеобразную композицию романа. Его зовут Григорий Печорин, он переведен на Кавказ за неприятный инцидент. Психологический

Учитель: Медведева Е.Е. изучить справочную литературу, повествующую о разнообразных жанрах искусства слова в Древней Руси; выявить исторические события, оказавшие влияние на развитие литературы; оформить

Первое соборное послание святого апостола Иоанна == === 1 === 1 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, -- 2 ибо

Сочинение образ ивана грозного в поэме лермонтова восприятие, анализ, оценка (3-ий вариант сочинения). Поэма М. Ю. Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и понятен интерес Лермонтова

Сочинение на тему идея и натура родиона раскольникова MySoch.ru - Школьные сочинения по литературе Cочинение Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского И в том, и в другом произведении

ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯВ ТВОРЧЕСТВЕ Р. БРАУНИНГА ТекутоваЮ.С. ТГУ им. Г.Р. Державина Сегодня, когда наблюдается активный процесс синкретизации искусств, аналогии и сопоставления являются не только

Аннотация к рабочей программе по литературе. Основное общее образование. Наименование Рабочая программа по литературе. Основное общее образование. программы Составители программы МО учителей русского языка

Е. Ю. Липилина г. Казань Вопросы жанрового своеобразия древнерусской агиографии в исследованиях отечественных медиевистов 1970 1990-х годов Важным направлением в изучении древнерусской агиографии на протяжении

Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим Havlová Zuzana, 392266 устная легенда 12 века об известном новгородском архиепископе Иоанне архиепископ Иоанн пользовался большой

Спецификация контрольно-измерительной работы по литературе в 10 классах 2016/17 учебный год 1. Назначение работы определение уровня подготовки по литературе обучающихся 10-х классов. 2. Характеристика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 11» Приказ 130 от 14.06.2016 Программа принята на основании решения методического объединения учителей русского

Рюриковичи: становление династии (виртуальная книжная выставка) Российское законодательство X-XX веков. Законодательство Древней Руси. Том 1. «Российское законодательство» охватывает период с момента возникновения

Модуль 1. начало родной истории УЧИМСЯ ВЫДЕЛЯТЬ ФАКТЫ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ. УРОК 1. изучение истории и летоисчисление Древняя Русь Московское государство Российская империя СССР РФ 5 Задание 1. Умение определять

Ковалева Т. В. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОД И ЛИЧНОСТЬ ПЕРЕВОДЧИКА Художественный перевод вид литературного творчества, в процессе которого произведение, существующее на одном языке, воссоздаётся на другом.

Аннотация к рабочей программе по литературе 10 класс Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает

С. Е. Любимов, Т. И. Мицук ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И СВОБОДЫ ВОЛИ В ЭТИКЕ ТОЛСТОГО На формирование взглядов Толстого значительное влияние оказала христианская религия. Сначала Толстой ее полностью разделял,

Аннотация к рабочей программе по литературе Класс: 5 Уровень изучения учебного материала: базовый УМК, учебник: Рабочая программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа 38 РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол 1 «29» августа 2016 «СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол

НИЦШЕАНСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО АКМУЛЛИН РОМАН, СУЛТАНОВА АЙГУЛЬ, 202 РО ФФ Цель работы: выявление ницшеанских мотивов в творчестве Ф. М. Достоевского. Объектом исследования являются

Нестор Летописец- «отец русской истории». Цель презентации: Узнать, кем является преподобный Нестор; Понять, почему монаха называют летописцем; Познакомится с величайшим произведением русской словесности

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV) Вступление. 1. Какова тема романа? (Кратко сказать, о чѐм роман, не пересказывая

Урок 2, 8 oоктября 2016 И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? (Захария 3:2) Тема великой борьбы

Урок 8, 23 февраля 2019 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Откровение 12:11) 12-я глава книги Откровение - это краткое изложение развития

Итоговый тест по литературе в 10 классе. 1 полугодие А.Н.Островский 1. Почему действие драмы Островского «Гроза» начинается и кончается на берегу Волги? а/ Волга играет существенную роль в сюжете пьесы,

10 класс. Промежуточная аттестация по литературе: сочинение Пояснительная записка Экзаменационный комплект будет включать пять тем сочинений (по одной теме от каждого открытого тематического направления),

УРОК 24 ПОБЕДА ВО ХРИСТЕ Урок 24. Победа во Христе Кажется, что семинар по Откровению начался только вчера. Но сегодня у вас в руках наш последний урок. Изучая Книгу Откровение, мы могли увидеть нашего

Памятки по предмету «Литературное чтение» 2 класс Как готовить домашнее задание по литературному чтению. 1. Прочитайте текст, отметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки. 2. Прочитайте

Планируемые результаты (в рамках ФГОС общего образования- личностные, предметные и метапредметные) освоения учебного предмета изобразительное искусство в 7 классе. Личностные результаты освоения изобразительного

Сочинение на тему в чем идейный смысл финала евгений онегин Евгений Онегин Пушкин в кратком изложении: краткое и полное содержание, сочинения, аудиокниги. Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин.

Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшею развития и успешного обучения. Формирование потребности

Выполнил работу: Ильдеев Никита ученик 4 б класса Руководитель: Субботина С.И. На уроках литературы мы изучали былины. Тогда я выдвинул следующее предположение. Гипотеза Мне кажется, что Илья Муромец был

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10-11 КЛАССЫ Базовый уровень Пояснительная записка Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего

Аннотация к рабочей программе по литературе Рабочая программа по литературе для 5 9 классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе и программы по

СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА 1 Реальный профиль Задание А (40 баллов) Nr Задание Вариант ответа Критерии оценивания Общее количеств о баллов 1. Замените словосочетание «художественный смысл» другим, близким

Какие традиции русской классики ощутимы в прозе булгакова >>> Какие традиции русской классики ощутимы в прозе булгакова Какие традиции русской классики ощутимы в прозе булгакова Булгакову удалось соотнести

Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс (основное общее образование) Составитель: Чудова М.В., учитель МБОУ Тарутинская сош от 30.08.2014г Нормативно методические материалы Реализуемые УМКа

Л. Н. Ларионова НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ Преступления против жизни и здоровья влекут наступление весьма серьезного физического вреда потерпевшему, который выражается

Путь к станции «Я» (нравственный облик человека в древнерусской литературе и в литературе ХХ века) Проект выполнили учащиеся 7б класса Штырова С. и Щукина М. Руководитель:Макарова И.Б. Проблемный вопрос

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. 5 класс. Словесность, в широком смысле слова, это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях,

Тема 44. Жанр рассказа. Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» Сегодняшний урок будет посвящен необычному рассказу и типу рассказов, которые называются СВЯТОЧНЫМИ (или рождественскими). Традиция

В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ Опорная схема сочинения Несколько полезных советов 1. Главное условие успеха в этой части ЕГЭ чёткое знание требований к написанию сочинения. 2. Необходимо скрупулезная

Тема 25. Подготовка к написанию сочинения по роману А. С. Пушкина «Дубровский» на выбранную тему Маршрут 1 Тема сочинения: «Владимир Дубровский русский Робин Гуд» Маршрут 2 Тема сочинения: «Жестокие и

МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ олимпиады школьников «ЛОМОНОСОВ» по литературе 2015/2016 учебный год http://olymp.msu.ru Олимпиада школьников «Ломоносов» Литература 2015-2016 Отборочный этап 5-7 классы Задание 1 1.

Учебник по литературе 7 класс 2 часть сухих >>> Учебник по литературе 7 класс 2 часть сухих Учебник по литературе 7 класс 2 часть сухих Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их

Древнерусская литература Г.Н.Айзатуллина 6-й класс 1 Причины возникновения Древнерусской литературы ВОЗНИКЛА Конец 10 начало 11 века ПРИЧИНА 988 г. принятие христианства ОСНОВАТЕЛИ ПИСЬМЕННОСТИ Кирилл

Критерии оценивания вступительного испытания по русскому языку и литературе (9 ГУМ 2018) За вступительное испытание по русскому языку и литературе абитуриент может получить 50 баллов, из которых 25 за

План. 1.Происхождение Древнерусского государства. 2. Ростовская земля в конце X- начале XI в. 3. Ярослав Мудрый. Основание Ярославля. 4. Социально-экономическое развитие края в XI веке. Нестор IX век в

А К А Д Е М И Я Н А У К С С С Р ТРУДЫ ОТДЕЛА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНСТИТУТА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIII М. О. Скридиль НЕКРОЛОГ 16 января 1957 года скоропостижно скончался крупнейший советский литературовед,

Конспект урока по литературе 7 класс (Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.

В.О.11 = "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему"… около 99% генов человека соответствуют генам мыши, …50 процентов генов человека и червя сходны.:-)))

Понимаю, трудно избавиться от материалистического миропонимания.
Но всё же, обратите внимание на существование таких нематериальных объектов как разум, мысли, любовь, сострадание, милосердие, а также вдохновение, вера, чувство прекрасного.
Их носители (люди) живут в материальном мире – и потому материальны, но высокие мысли, чувства принадлежат другому миру – духовному.
Человек – одновременно материальное существо (это роднит его с животным миром) и духовное (и это роднит его с БОГОМ).

Образ животного – всё, что вы перечислили, и всё то, что есть в человеке, направленное на выживание особи, размножение и выживание рода.
У животных тоже есть душа, и у некоторых из них есть чувство привязанности, зачатка любви и преданности. Возможно, и они знают Бога. Но они лишены духовности и возможности оБОжения. Разве только через человека.

Но в духовности человека таится и опасность. Иногда человек падает ниже животного, и в нём появляется образ беса. Лицо искажается злобой и холодным презрением, в выжженной грехами и страстями душе – безумная гордыня, ненависть к БОГУ и к людям. Всё, что дал Господь, одержимый бесом обращает во зло. Духовность превращается в противоположность - бес-духовность. Душа его гибнет. Он – живой труп.
Страшна участь гордецов и богоненавистников – гореть им вечно в огненном озере вместе с диаволом.

Образ БОЖИЙ – светлый разум, свобода воли, способность любить и творить.
Но часто из-за грязи грехов и страстей в человеке Образ БОЖИЙ не виден. Если этот процесс запустить, то тогда и появляется во тьме души образина нечистого.
Чтобы этого не случилось, нужно очищать душу от греха покаянием, бороться со страстями, обращаться к БОГУ за помощью, соединяться с ХРИСТОМ в Таинстве Святого Причащения.

Перед человеком поставлена цель – очиститься от всего низменного, бес-духовного, животного и обрести БОГОподобие, стать подобным ХРИСТУ.

Рецензии

Вывод - прекрасен.
Но.
Не следует путать Образ Божий и Подобие.
Образ даётся с рождения.
Бесы тоже имеют образ божий
А Подобия надо достичь - это и есть Христос.
Надо вспомнить.
У древних
Были 7 ступеней достижения Подобия.
Азы (Христы), Человеки, люды, смерды, бесы, нелюди, нежить.
На каждой степени - свои труды и свои пределы...

Спасибо за рецензию. Вы совершенно правы, что Образ БОЖИЙ и Подобие не следует путать, но вроде бы в статье в этом вопросе нет никакой путаницы.)) Что касается Образа БОЖИЯ, то возможно, что Он даётся с зачатия, хотя единого мнения нет.
Бесы имеют Образ БОЖИЙ, но в них гораздо большее место занимает образ сатаны. Сомнительно, что бесы, нелюди, нежить когда-нибуть достигнут Подобия.)) О 7 ступенях достижения Подобия - не помню, чтобы встречал что-то похожее. Интересно, где Вы это нашли?) С уважением

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В любой религиозной культуре существуют антагонисты божественных сущностей. В христианстве - Сатана, Дьявол, в исламе - Иблис, Шайтан, в Индуизме - Кали (демоница, богиня зла и порока). Даже у древних шумеров противостояли друг другу Мардук и Тиамат.

Бесы - это слуги Дьявола. В христианской культуре бесами объявлены бывшие ангелы Бога. Те, кто восстали против Него и были низвергнуты вслед за мятежным Люцифером из рая в ад. Однако, не утратили при этом многих своих особенностей. Они все также мудры, могущественны. Способны сохранять невидимость. Но в то же время и могут изменять образ и являться человеку в различных обличиях.

Семантически слово «бес» восходит к древнеславянским корням, означающим «страх», «вселяющий ужас», «бояться». В старославянской церковной литературе слово «бес» перевели как греческий эквивалент слова «демон». В современном русском языке слова «бес», «демон», «черт» и другие являются синонимами.

В церковной литературе бесами именовались все злые духи, что является не совсем корректным, т.к. «злыми духами» были также объявлены все языческие божества. Считается, что бесы являясь слугами Сатаны олицетворяют собой все порочное и их основная задача склонить человека к грехам. Именно они являются искусителями, проповедующими блуд, чревоугодие, пьянство, гнев, гордость, праздность. Особенного внимания удостаиваются люди, ведущие праведный образ жизни: монахи, аскеты, святые, отшельники. Жития святых так и пестрят всяческими ухищрениями бесовского искушения.

В восточной мифологии бесы названы «Девами» и « ». Они также не пригодны ни для каких договоров, планирующих доброе дело и благополучный исход. Во всех известных иллюстрациях они представлены невероятно неприятными, уродливыми созданиями.

В западной культуре их изображают похожими на древнегреческих сатиров, фавнов: рога, копыта, хвостик. Зачастую, в память о бытности ангелами, в изображениях бесы наделены крыльями, иногда это крылья летучей мыши, по мифам животного нечистого. Впрочем, утверждается, что слуги Дьявола, при появлении способны перевоплощаться и предстать в различных образах. Они могут предстать животным, птицей, насекомым, а в отдельных случаях и людьми. В мифологической литературе описываются случаи соблазнения людей демонами в образе мужчины (), либо женщины (). Некоторых святых даже пытались ввести в заблуждение представ перед ними в образе Иисуса Христа. Собственно, образы черного кота и черного пса также считаются каноническими для нечисти. Недаром ведь черный кот во всех рассказах о ведьмах присутствует, и удивительно если его нет.

Одним из признаков близости беса является тошнота. Отсюда и русское выражение «тошная сила». Один из сеансов экзорцизма, проводимых Христом, сопровождался тошнотой одержимого, которую тот никак не мог преодолеть. Когда же Иисус помог больному - того вытошнило огромным червем, поползшим в сторону. Сын Божий взял два камня и размозжил червю голову, а человеку посоветовал отныне вести праведную жизнь во имя Бога, чтобы Сатана не вернулся в тело его и не начал вновь мучить, как долги годы до этого.

В наши дни образы бесов присутствуют повсюду. В литературе это и стихотворение Пушкина, и роман Достоевского, и Данте, написавший «Божественную комедию», две трети книги описывал ужасы ада и чистилища. Тут же вспоминается доктор «Фауст» Гете и бесчисленные подражатели-продолжатели этой темы. «Мастер и Маргарита» и «Дьяволиада» . Не говоря уже о романистах XX века. Особенно после 1969 года, когда в Сан-Франциско Антоном Шандором Лавеем была основана 1я официальная церковь Сатаны.

В живописи это бесконечные Босха, Шонгауэра, Веронезе, Грюневальда, Яна Госсарта, Лукаса Лейденского и многих других. Зачастую бесовские образы появляются в картинах искушения всяческих святых. Самым нелогичным представляется изображение демонов в росписях и архитектуре храмов, соборов и церквей. Особенно этим грешит готический стиль.

Кинематограф также не обошел стороной эту тему. На данный момент не менее 8 фильмов и сериалов называются «Бесы», и не все они экранизируют роман Достоевского. К тому же бесчисленные фильмы ужасов пестрят разнообразными воплощениями нечисти. «Изгоняющий дьявола», «Изгоняя Дьявола из Эмили Роуз», «Омен», «Константин» и прочие иллюстрирую одержимость.

Музыка не обошла внимание тему демонизма. Многие хеви-метал группы предстают в бесовском образе, воспевают их в текстах песен, изображают на обложках. Но не только рок-музыка подверглась очарованию. Блюзовые исполнители считают демонов главными вдохновителям своей музыки. Основная легенда всех блюзменов: в полночь нужно выйти на пустынный перекресток, встретить Дьявола и в обмен на свою душу подписать контракт о славе, благополучии и умении играть как никто другой. Что касается современной «хорошей» поп-музыки, то обнаженные певицы, пьяные певцы и песни, прославляющие секс, красивую праздную жизнь и прочие прелести жизни, не оставляют сомнения под чьим влиянием находятся исполнители и авторы.

В любом случае, как говорили на Руси «не буди лихо, пока оно тихо».