» »

Усадьба в мураново икона умиление. Казанский источник в Мураново и «Взыскание погибших

09.01.2024
atlanta_s и Ульяшей посетили, есть домовая церковь во имя Спаса Нерукотворного семей Путят-Тютчевых. Она была построена сыном поэта - Иваном Фёдоровичем в 1878 году. 21 августа 1878 году Софья Львовна Путята написала прошение митрополиту Московскому о разрешении в селе Мураново Дмитровского уезда построить, "на собственное иждивение особым зданием каменную домовую церковь во имя Нерукотворного Спаса, принадлежности которой и вообще все содержание я принимаю на свой счет".

01.


Причины устроения домового храма С.Л. Путята объясняла тем, что "имение… находится от приходской церкви в селе Рахманове в дольном расстоянии, а именно шести верстах. Дальность расстояния от села Рахманова, преклонность моих лет и слабость здоровья, а также малолетство моих внуков Тютчевых, делают для нас всех, и в особенности для меня, сообщение с приходской церковью крайне затруднительным, а осенью, зимой и весной и совершенно невозможным. Тяготясь таким положением, и желая доставить себе и близким моим родным великое утешение посещать церковное богослужение, вознамерилась я, с разрешения и благословения Вашего Святейшества построить в сельце Мураново каменную домовую церковь".

02.

Предполагалось соорудить в усадьбе каменную церковь и близ неё деревянную колокольню. Епархиальное распоряжение о дозволении устроить церковь Спаса Нерукотворного датируется 18 октября 1878 г. Церковь строилась по проекту А.А. Зборжевского, а была была освящена 17 декабря 1878 года.

03.

Особенно торжественно ежегодно отмечался престольный праздник Спаса Нерукотворного 16 августа - перенесение из Одессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа, царские дни и дни именин обитателей Мураново - равноапостольной княгини Ольги, Иоанна Рыльского. В эти дни служили несколько священников, приезжали гости; для деревенских ребятишек устраивались чаепития, раздавались гостинцы; вечером - иллюминация и фейерверк, часто ставились домашние спектакли.

04.

Также ежегодно 15 июля совершалась заупокойная служба и панихида по Ф.И. Тютчеву. 1 августа, в День Всемилостивого Спаса после Литургии совершался крестный ход на колодец и молебен.

05.

Знаменательно, что, как минимум, дважды Мурановскую церковь посетила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, сестра последней императрицы, ныне преподобномученица. Она приезжала сюда в 1909 году почтить память скончавшегося в этом же году строителя церкви И.Ф. Тютчева, а также на крестины его племянника Николая в 1916 году.

06.

После революции последнее богослужение в храме совершалось на Пасху в конце 1920-х годов. В 1930-е годы храм был разорен и передан колхозу, который использовал его под свои нужды.

07. А это печь в церкви

Которая полностью, во всех деталях, отобразилась на стекле киота, находится в храме села Вельяминово (Домодедовский район Московской области). Отображение на стекле напоминает негативный черно-белый фотоснимок.

Об этой иконе был снят фильм «Вельяминовекое чудо», напечатано много статей в газетах и журналах.

Икона Божией Матери Млекопитательница

В этом храме почитается также икона Божией Матери, именуемая Млекопитательница . Это список с прославленной афонской иконы. После закрытия храма безбожной властью икона находилась в алтаре Знаменской церкви села Кузьминское, а 19 августа 1992 года вернулась на свое историческое место.

Гребневская (Гребенская) икона Божией Матери , прославившаяся чудотворениями и находившаяся в храме города Гребня (на реке Чири, впадающей в Дон), была поднесена жителями города великому князю Димитрию Донскому по возвращении его с Куликовской битвы в 1380 году.

В XV веке, после удачного похода на Новгород, великий князь Иоанн Васильевич по обету построил церковь Успения в Москве на Лубянке и в ней поставил Гребневский образ Божией Матери, который он брал с собой в поход. В 1687 году, когда церковь сгорела, икона чудесно сохранилась. По некоторым сведениям, явленный чудотворный Гребневский образ Божией Матери пребывает сейчас в церкви Гребневской иконы Пресвятой Богородицы (Московская область, Щелковский район, село Гребнево).

Чудотворная находится в музее-усадьбе «Мураново».
Эта икона, явленная графине Анне Васильевне Остерман, родственнице матери поэта Ф. И. Тютчева, была семейной святыней, и много раз Божия Матерь подавала Свою благодатную помощь по молитвам пред этим чудотворным образом.

В дальнейшем Корсунский образ Царицы небесной перешел в семью поэта, а затем был перенесен в подмосковную усадьбу «Мураново», принадлежавшую потомкам Федора Тютчева.

В годы советской власти «Мураново» было не только не сожжено, не уничтожено, не разрушено и не перестроено, как другие тысячи подмосковных помещичьих усадеб, но здесь был организован музей. Последний владелец имения, внук поэта, Николай Иванович Тютчев (1876- 1949), глубоко верующий человек, стал директором и хранителем музея.

Сейчас эта икона Божией Матери пребывает в усадебном доме, на втором этаже главного корпуса. Силами церковной общины храма Спаса Нерукотворного образа в усадьбе «Мураново» перед Корсунской иконой Божией Матери служатся молебны, многие берут освященное масло, получая от Божией Матери исцеления, помощь в немощах и скорбях.

Чтимая святыня храма усадьбы «Мураново». Это одна из первых копий с чудотворной иконы «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Вместе с чудотворной иконой этот образ хранился в Дивеевской обители до ее закрытия богоборческой властью. Во время гонений на церковь благочестивая инокиня Евдокия спасла этот образ от поругания и хранила его у себя на протяжении нескольких десятилетий.

В 1956 году после кончины инокини Евдокии этот образ переходит к ее племяннице - Пелагее, которая перевозит икону из Дивеева в подмосковный город Ивантеевку и хранит его более тридцати лет.

Летом 1998 года образ был передан в дар приходу, а 14 ноября того же года состоялся памятный крестный ход с этой чудной иконой из храма деревни Артемово в храм усадьбы «Мураново».

Не случайно попала в храм эта православная святыня. Как известно, семья Тютчевых очень почитала преподобного Серафима Саровского: совершались паломнические поездки в Саров и Дивеево, отправлялись денежные и другие пожертвования. В усадьбе хранится старинное изображение преподобного Серафима. Поэтому чтимая икона храма - образ Пресвятой Богородицы «Умиление» - является живой связью Мурановской усадьбы с Серафимо-Дивеевской обителью.

Чудотворная находится в Успенском храме села Стромынь. По преданию, эта древняя почитаемая икона, на которой Богоматерь окружают ангелы с пальмовыми ветвями в руках, а на полях изображены священномученик Антипа и мученица Фотиния, была дана в благословение его ученику Савве при основании монастыря.

Долгое время икона являлась местночтимой, но после случая чудесного исцеления в 1841 году была широко прославлена, а затем установлено ее общецерковное почитание. На праздник Стромынской иконы 22 июля в Успенский храм по традиции собирается множество паломников.

Вышитая бисером икона Пресвятой Богородицы Умиление

В деревне Мураново находится святой источник, посвященный Казанской иконе Божией Матери. Легенда гласит, что воду из этого колодца брали знаменитые владельцы Мураново: Энгельгардты, Путята, Тютчевы. Поэт Федор Иванович Тютчев особо почитал несколько богородичных икон: Казанский образ, Владимирскую Богоматерь и икону «Взыскание погибших» с четырьмя святыми.

Между Софрино и Абрамцево расположены восемь святых источников: князя Даниила Московского в деревне Данилово, Сорока Севастийских мучеников в Артемово, Петра и Павла в Грибаново, Георгия Победоносца в Мартьянково, Иверской иконы Божией Матери в поселке Софрино. В селе Талицы есть источник пещерной церкви мученика Дмитрия Солунского. В разных частях деревни Мураново обустроены два святых ключа: Дмитрия Солунского и Казанской иконы Божией Матери. Большинство перечисленных источников открыли и облагородили в 2000-е годы игумен Феофан Замесов и прихожане церкви деревни Артемово.

Особое место среди этих источников занимает Казанский ключ. Сейчас родник представляет собой целый «городок» из разных бревенчатых построек вблизи реки Талицы. Здесь стоят разной величины часовни, деревянные навесы, беседки, срубы колодцев. Имеются помещения для сторожки и церковной лавки, крытая купель и небольшой храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Кстати, этот храм приписан к старой усадебной церкви Спаса Нерукотворного, построенной Иваном Федоровичем Тютчевым - сыном поэта.

Казанский источник находится в десяти минутах ходьбы от музея-усадьбы «Мураново». Эта усадьба связана с именами поэтов Федора Ивановича Тютчева и Евгения Абрамовича Баратынского. Хотя священник Феофан Замесов и его помощники начали благоустраивать источник в 1990-е годы, верующие считают, что родник имеет давнюю историю. На сайте церковного прихода указано, что источник на этом месте существовал в XIX веке и был известен знаменитым владельцам усадьбы Мураново. На этом основании его называют «Барским колодцем».

«Казанским источником» он стал именоваться в память о домовой церкви в честь Казанской иконы, которая находилась при несохранившемся доме первых владельцев имения Энгельгардтов. Предположительно, старая Казанская церковь исчезла в 1840-е годы. В 2003 году на источнике построили новую деревянную Казанскую церковь. В год постройки в России отмечали 200 лет со дня рождения поэта Федора Ивановича Тютчева. Посвящение новой церкви Казанской иконе стало символичным, потому что Тютчев относился к Казанскому образу по-особому.

В семье Федора Тютчева чтили несколько икон Божией Матери. В музее-усадьбе «Мураново» сохранился интересный образ «Взыскание погибших», который стоял в кабинете поэта. Изначально иконой владел воспитатель Тютчева Николай Хлопов, с которым будущий поэт был близок в детстве и юности. «Дядька» сопровождал выросшего Федора в первые заграничные поездки в 1820-х годах. В память об этом периоде, который старый слуга провел рядом с молодым Тютчевым, Хлопов заказал художнику икону Божией Матери. Хлопов умер в 1826 году, и перед смертью завещал передать образ «Взыскание погибших» любимому воспитаннику.

Центральное изображение Богородицы на семейной реликвии Тютчевых обрамляют четыре святых: апостол Варфоломей, преподобный Макарий, преподобный Евфимий Великий и святой Исаакий Далматский. Макарий и Евфимий были первыми египетскими отшельниками, основателями христианского монашества. Исаакий Далматский - раннехристианский святой, обличитель арианской ереси. Именно ему посвящен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Апостол Варфоломей - один из двенадцати учеников Иисуса Христа. Он проповедовал христианское учение на востоке Римской империи, а мученически скончался в Закавказье.

Происхождение иконографии «Взыскание погибших» точно неизвестно. Скорее всего, она появилась XVII веке. Иисус на этой иконе стоит на колене матери в белой рубашке, а Мария облачена в синюю мантию. Она обнимает сына и одновременно складывает руки в молитвенном жесте. Часто Богородица изображалась на иконе «Взыскание погибших» без головного убора, но на тютчевском списке у Богородицы есть платок. Само выражение «Взыскание погибших» взято из христианского литературного памятника VII века «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане». Феофил, согласно этой повести, был оклеветан и изгнан из епископского дома. Он заключил сделку с дьяволом и подписал с ним договор, чтобы отомстить обидчикам и занять высокую церковную должность. Однако Феофил понял, что совершил страшную ошибку. Он молил Богородицу о прощении, и та вернула подписанную им бумагу.

На обратной стороне доски тютчевской иконы приклеены бумажки с текстом, где Николай Хлопов сам подробно расшифровал значение «Взыскания погибших» и четырех святых. Такая композиция соответствовала памятным датам, связанным с совместными поездками за границу в 1822-1826 годы. 5 февраля 1822 года Федор Тютчев приехал с воспитателем в Петербург и вступил в службу. В этот день в церкви праздновалось торжество иконы «Взыскание погибших» (18 февраля по новому стилю).11 июня 1822 года в день апостола Варфоломея Тютчев и Хлопов выехали в Баварию. 19 января 1825 года юный Тютчев хотел сражаться на дуэли в Мюнхене, но 20 января все благополучно разрешилось. В эти дни праздновалась память египетских пустынников Макария и Евфимия. Наконец, в день святого Исаакия в 1825 году Тютчев был произведен в камер-юнкеры. На лицевой стороне иконы тоже была сделана надпись: «Всею душею и мыслию, и сердцем, и устнами тя славлю, насладився твоих великих дарований». Это слова из седьмой песни великого молебного канона Пресвятой Богородице.

Еще две иконы Богородицы особо почитались в семье Тютчева: Владимирская и Казанская. Об этом говорится в статье исследователей С.А. Долгополовой и А.Е. Тарховой «История Тютчевского мемориального собрания». В письмах второй жене Эрнестине, урожденной баронессе Пфеффель, Тютчев сам упоминал эти иконы. В 1866 году поэт по обычаю благословил Владимирской иконой свою дочь Анну перед венчанием с писателем Иваном Аксаковым. Поэт писал Эрнестине: «Еще раз мне пришлось, как в подобных обстоятельствах всем отцам - давно ушедшим, настоящим и будущим, держать в руках образ, стараясь с такой же убежденностью исполнить свою роль».

В этом же письме Тютчев упоминал Казанскую икону своей матери. После отцовского благословения Анну повели к бабушке. «Затем я проводил Анну к моей бедной старой матери, которая удивила и тронула меня остатком жизненной силы, проявившейся в ней в ту минуту, когда она благословляла ее своей иконой знаменитой Казанской Божией Матери». За восемь лет до этого в письме Эрнестине 1858 года Тютчев тоже упоминал икону матери: «Я вернулся в Петербург. Я еще раз простился с матерью и еще раз сделал три земных поклона перед ее Казанской иконой Божией Матери». Таким образом, Казанская икона имела для Тютчева особенное значение, она была памятью о матери.

Несколько раз в году на Казанском источнике в Мураново совершается крестный ход и обряд освящения воды: на Крещение, на праздники икон «Живоносный источник» и «Казанской», а также в престольный день усадебной церкви Спаса Нерукотворного. Поездку к этому святому месту можно связать с посещением музея «Мураново», где хранятся вещи и семейные реликвии Федора Ивановича Тютчева.

Церковь
Действует.
Престолы
Спаса Нерукотворного Образа
Год постройки
1878.
Архитектор
Н.А. Зборжевский
Адрес:
Московская область, Пушкинский район, Мураново, 4 км от пл. Ашукинская, усадьба «Мураново» (на территории усадьбы)
Рядом деревянная звонница.

Описание

Храм Спаса-Нерукотворного музея-усадьбы «Мураново»

Этот храм был построен в 1878 году стараниями И.Ф.Тютчева, сына великого русского поэта.
31 августа 1878 года С.Л. Путята, владелеца усадьбы написала прошение Московскому митрополиту Иннокентию (Вениаминову) о разрешении построить «на собственное иждивение особым зданием каменную домовую церковь» 18 октября было дано епархиальное распоряжение, а 17 декабря незадолго до Рождества Христово церковь была освящена.
Столь краткие сроки объясняются тем, что под церковь было приспособлено здание кладовой амбара XVIII века.. По проекту архитектора Зборжевского А.А было сооружено перекрытие, несущие высокий барабан, увенчанный традиционной луковичной главкой.
Церковь была приписной к храму Вознесения Господня села Рахманова. Она просуществовала до 30-х годов XX-ого столетия. В 1928 году храм был закрыт и упразднен, а стоящая неподалёку колокольня была разрушена. В этот период церковное здание использовалось под разные нужды: колхозная лавка, зернохранилище и фондохранилище. Восстановление церковной жизни началось с 1998 года. Первая литургия была отслужена в престольный праздник 29 августа 1998 года иеромонахом (ныне игуменом) Феофаном(Замесовым). С тех пор в храме регулярно совершаются богослужения.
По благословлению правящего архиерея Московской области — митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 1998 году Мурановская церковь стала приписной к Страстной церкви д.Артемово. Храм был освящен 5 декабря 2002 года епископом Видновским Тихоном (Недосекиным) викарием Московской Епархии. В храме много святынь. Основные из них: Крест-мощевик с частицами мощей русских и местночтимых святых; икона «Умиление» по преданию находившаяся в одном из храмов Дивеевской обители и чудесным образом сохраненная до наших дней; частица мощей Киприана и Иустинии пред которыми каждую субботу читается акафист и служится молебен об избавлении от бесовских сил.





Церковь во имя Спаса Нерукотворного в Мураново была построена Иваном Федоровичем Тютчевым, сыном поэта, в 1878 году. Храм предназначался для пользования семьей Путят-Тютчевых.

21 августа 1878 г. Софья Львовна Путята (урожд. Энгельгардт) подписывает прошение митрополиту Московскому о разрешении в с. Мураново Дмитровского уезда построить, «на собственное иждивение особым зданием каменную домовую церковь во имя Нерукотворного Спаса, принадлежности которой и вообще все содержание я принимаю на свой счет». Будучи вдовой действительного статского советника Н.В. Путяты, по указу от 5 октября 1723 г., она имела право на устройство домовой церкви. Причины устроения домового храма С.Л. Путята объясняла тем, что «имение… находится от приходской церкви в селе Рахманове в дольном расстоянии, а именно шести верстах. Дальность расстояния от села Рахманова, преклонность моих лет и слабость здоровья, а также малолетство моих внуков Тютчевых, делают для нас всех, и в особенности для меня, сообщение с приходской церковью крайне затруднительным, а осенью, зимой и весной и совершенно невозможным. Тяготясь таким положением, и желая доставить себе и близким моим родным великое утешение посещать церковное богослужение, вознамерилась я, с разрешения и благословения Вашего Святейшества построить в сельце Мураново каменную домовую церковь». Предполагалось соорудить в усадьбе каменную церковь (10 кв. аршин внутри) и близ неё деревянную колокольню. Епархиальное распоряжение о дозволении устроить церковь Спаса Нерукотворного датируется 18 октября 1878 г.

Церковь строилась по проекту А.А. Зборжевского. Основной объем церкви составляло здание каменной кладовой (амбара XVIII в.). Этот амбар фигурирует в описи имения 1827 г. Церковь была освящена 17 декабря 1878 года.

Особенно торжественно ежегодно отмечался престольный праздник Спаса Нерукотворного 16 августа (Перенесение из Одессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа), царские дни и дни именин обитателей Мураново — равноапостольной княгини Ольги, Иоанна Рыльского и др. В эти дни служили несколько священников, приезжали гости; для деревенских ребятишек устраивались чаепития, раздавались гостинцы; вечером — иллюминация и фейерверк, часто ставились домашние спектакли. Также ежегодно 15 июля совершалась заупокойная служба и панихида по Ф.И. Тютчеву. 1 августа, в День Всемилостивого Спаса (Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня) после Литургии совершался крестный ход на колодец и молебен.

Знаменательно, что, как минимум, дважды Мурановскую церковь посетила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, сестра последней императрицы, ныне преподобномученица. Она приезжала сюда в 1909 г. почтить память скончавшегося в этом же году строителя церкви И.Ф. Тютчева, а также на крестины его племянника Николая в 1916г.

После революции последнее богослужение в храме совершалось на Пасху в конце 1920-х годов. В 1930-е годы храм был разорен и передан колхозу, который использовал его под свои нужды.

В 1950-х годах здание церкви возвращено музею и служило фондохранилищем.

В 1998 г. директор музея-усадьбы «Мураново» В.В. Пацюков обратился к митрополиту Московской области с просьбой возобновить богослужения в храме. Распоряжением Владыки храм был сделан приписным к церкви в честь Страстной иконы Божией Матери в деревне Артёмово. С июня 1998 г. перед храмом стали совершаться молебны.

Первая Божественная Литургия была совершена в Мурановском храме на престольный Праздник Спаса Нерукотворного 29 августа 1998 г. Сразу же начались ремонтно-восстановительные работы. На сегодняшний день внутренний интерьер церкви почти полностью воссоздан. Проделаны значительные работы по налаживанию гидроизоляции и устройству дренажных систем.

К числу храмовых святынь относится чтимая икона «Умиление Пресвятой Богородицы», которая когда-то пребывала в Серафимо-Дивеевской обители — одна из первых копий с чудотворной иконы, перед которой молился старец Серафим. В храме также хранятся частицы мощей многих Святых Угодников. Некоторые иконы, когда-то находившиеся в храме, были возвращены. В частности, краеведческий музей города Пушкино передал образ Спаса Нерукотворного, который ранее пребывал в храме Мурановской усадьбы.

Осенью 1999 г. командующий Главным штабом ВВ РФ генерал-полковник Б.Н. Мансин передал в дар храму образ «Спаса Нерукотворного» — икону, которая на протяжении 10-ти лет не раз спасала его во время боевых действий в горячих точках нашей страны и за её пределами.

К 2000-летию Рождества Христова в Мурановской усадьбе рядом с храмом была полностью воссоздана утраченная в 1920-е годы колокольня. Осталось только три фотографии старой звонницы, однако стараниями опытных специалистов был создан проект, и колокольня обрела своё второе рождение. Сейчас её украшают девять колоколов, отлитых на Урале. В общине храма есть профессионально обученные дипломированные звонари.

Рядом с усадьбой расположен святой источник «барский колодец». Своё название он получил оттого, что все поколения обитателей усадьбы брали воду только из этого родника. Стараниями церковной общины это святое место было благоустроено — воздвигнуты храм-часовня и купальня. Трижды в году сюда шествуют Крестные ходы и совершается освящение воды: на Праздник Крещения Господня, в день чествования икон Божией Матери «Живоносный источник» и Казанской иконы Божией Матери, а также в Праздник Спаса Нерукотворного.

Совместно с сотрудниками музея-усадьбы «Мураново» общиной храма была издана книга, рассказывающая об истории усадебной церкви и о духовной жизни обитателей усадьбы.

Богослужения в храме Спаса Нерукотворного совершаются не только в субботние и воскресные дни, но, по возможности, и в будни. При храме действует Воскресная школа. Имеется благотворительная столовая. Рядом с храмом имеется небольшое хозяйственное подворье, где содержатся лошади, коровы, козы и прочая живность. Церковная библиотека насчитывает около 1500 книг духовного содержания. В усадебном храме регулярно проводятся встречи с потомками великих русских поэтов, с именами которых связан музей-усадьба «Мураново»: Евгения Абрамовича Баратынского и Фёдора Ивановича Тютчева.