» »

Система философии Гегеля. Три формы существования Абсолюта

06.02.2024

Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этого процесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой – от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух). Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным.Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая (поэтому философию Гегеля часто именуют панлогизмом). Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса . Выхождение субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса.

Отсюда возникают три части системы Гегеля : 1) логика, изображающая разум или идею в её бытии в себе (An-sich-sein). 2) философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии (Anderssein) и 3) философия духа, изображающая идею в её бытии в себе и для себя (An-und-für-sich-sein). Абсолют или логическая идея существует сначала, как система домировых понятий; затем он спускается в бессознательную сферу природы, пробуждается к самосознанию в человеке, выражает свое содержание в общественных установлениях, чтобы в искусстве, религии и философии возвратиться к самому себе, достигнув более высокой и развитой законченности, чем какою он владел. Поэтому логика должна быть «изображением Бога, каков он есть в своем вечном существе, прежде создания природы и конечного духа». Так как разум есть единственно существующее, так как тот же разум становится и природой и потом самосознающим духом, то логика в философской системе Гегеля совпадает с онтологией или метафизикой, она есть не только наука о мышлении, но и о бытии. «Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно». Метод, которым Гегель развивает содержание логики, т. е. абсолютной идеи, называется диалектическим.



Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действи­тельная истина. Выражением Абсолютного духа являются:

Искусство;

Религия;

Философия.

Искусство - непосредственное отображение человеком абсо­лютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и ото­бразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениаль­ные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолют­ная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия - абсо­лютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - фило­софами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

30. Гегель

Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма.

Исходным методологическим принципом его доктрины явилось положение о том, что истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской системы, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятий в их логической взаимосвязи. "Истинное действительно только как система", - подчеркивал философ. Целостность такой системы призвана была обеспечить диалектика . Как полагал Гегель, диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного развития мысли от одного понятия к другому. Философ называл диалектику единственно истинным способом познания.

Гегель создал грандиозную философскую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы и философия духа. Каждая из них в свою очередь делится на несколько учений.

Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Последняя освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Гегель выделил следующие ступени: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе.

"Наука о праве есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета". Теория права, полагал Гегель, подобно другим философским дисциплинам, приобретает научный характер благодаря тому, что в ней применяются методы диалектики. Предметом же данной науки является идея права - единство понятия права и осуществления этого понятия в действительности.

В противоположность Канту , трактовавшему идеи права и государства как сугубо умозрительные, априорные конструкции разума, Гегель доказывал, что истинная идея представляет собой тождество субъективного (познавательного) и объективного моментов. "Истиной в философии называется соответствие понятия реальности". Или в другой формулировке: идея есть понятие, адекватное своему предмету.

Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически существующего, действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее. Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государства . "Наше произведение, - писал Гегель в "Философии права", - поскольку в нем содержится наука о государстве и праве, будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство, каким оно должно быть..."

Свое понимание предмета и метода философии права Гегель выразил в знаменитом афоризме, который воспринимался многими последующими теоретиками как квинтэссенция его социально-политической доктрины: "Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно".

В политической литературе XIX в. это суждение Гегеля вызвало прямо противоположные интерпретации.

Перенесенный в сферу права, эссенциализм приводит Гегеля к отрицанию основополагающего принципа естественно-правовой школы - противопоставления естественного права положительному . Право и основанные на нем законы, писал философ, "всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью". Гегель продолжал использовать термин "естественное право", однако употреблял его в особом значении - как синоним идеи права. В трактовке, предложенной мыслителем, естественное право оказывалось уже не совокупностью предписаний, которым должны соответствовать законы государства, а философским видением природы (сущности) правовых отношений между людьми. "Представлять себе различие между естественным, или философским, правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, было бы совершенно неверным". Естественное право относится к положительному так, как правовая теория относится к действующему праву.

Идеей права философ считал всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся в идеологии антифеодальных революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. "Система права есть царство реализованной свободы", - указывал он. Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина - соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности - согласована с необходимостью.

Идея права, по мнению Гегеля, в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность.

Первая ступень - абстрактное право. Свободная воля первоначально является сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в отношениях собственности. На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). Абстрактное право, иными словами, охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности. Его общим велением служит заповедь: "Будь лицом и уважай других в качестве лиц".

Абстрактное право имеет формальный характер, поскольку оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения, состава и т.п. Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов.

Основное внимание в этом разделе "Философии права" уделено обоснованию частной собственности. Признавая неограниченное господство лица над вещью, Гегель воспроизводит идеи, получившие закрепление в Кодексе Наполеона 1804 г. и других законодательных актах победившей буржуазии. Лишь благодаря собственности человек становится личностью, утверждал философ. Одновременно с этим Гегель подчеркивает недопустимость обращения в собственность самого человека. "В природе вещей, - писал он, - заключается абсолютное право раба добывать себе свободу". Уравнение собственности Гегель считал неприемлемым.

Вторая ступень в развитии идеи права - мораль . Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные, предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали - внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения.

На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида.

Третья, высшая, ступень осмысления права человеком - нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и государство.

Гегель рассматривает гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни. Оригинальность этой концепции состояла в том, что под гражданским обществом в ней понималась система материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли. Философ относит образование гражданского общества к современной ему эпохе, а его членов называет по-французски "bourgeois" (буржуа). В "Философии права" подчеркивалось также, что "развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства".

Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне - собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники).

Вследствие различия интересов индивидов, их объединений, сословий гражданское общество, несмотря на имеющиеся в нем законы и суды, оказывается не способным урегулировать возникающие социальные противоречия. Для этого оно должно быть упорядочено стоящей над ним политической властью - государством.

Гегель различает в государстве объективную и субъективную стороны.

С объективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти. В учении о государственном устройстве Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критикует идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мнению, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). Перенимая принцип разделения властей, Гегель в то же время подчеркивает недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха.

Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить представительство сословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя - палата депутатов - избирается гражданами по корпорациям и товариществам.

Представительство граждан в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Как считал Гегель, высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя чиновничью бюрократию, Гегель называл ее главной опорой государства "в отношении законности".

Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое. В благоустроенной конституционной монархии, по словам философа, правит закон, и монарху остается только добавить к нему субъективное "я хочу".

С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии. Мы должны, писал он, почитать государство как некое земное божество. Государство- это шествие бога в мире; "его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю".

Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установлению конституционного строя в Германии путем постепенных реформ сверху.

В учении о внешнем государственном праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в то же время оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации. В такого рода представлениях Гегеля сказалась его положительная оценка войны Германии с наполеоновской Францией.

Кант

Воздействие идей Руссо, французской революции заметно сказались на учении о государстве. Государство, по мнению Канта, - это объединение людей в рамках правовых законов. Его цель - соблюдать и обеспечивать действие принципа «справедливости для всех его граждан, отсюда гражданское устройство в каждом государстве должно быть республиканским» (Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963-1966. Т. VI. С. 289).

От Руссо Кант принимает идею народного суверенитета, согласно которой законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. В условиях ее попрания со стороны тирана его низложение справедливо, однако со стороны подданных «в высшей степени несправедливо» путем революций добиваться своего права. «Против законодательствующего главы государства, - пишет Кант в «Метафизике нравов...», - нет правомерного сопротивления народа <...> Малейшая попытка в этом направлении составляет государственную измену <...> изменник может караться только смертной казнью, как за попытку погубить свое отечество». Такая тенденция государственно-правовой теории, при всей своей противоречивости, в сущности, реализовала основные принципы радикального либерализма, генетически связанного с политико-юридическим мышлением, подготовлявшим великие события Франции 1789--1794 г. Как свод категорических требований к властям, она тяготела к форме революционного ультиматума, но личностные установки Канта как политического мыслителя противостояли этому смыслу. Он высказывался тоном просителя, обвиняя тоном верноподданнейшего советника.

Неотъемлемой частью государственно-правового учения, как и всей философской системы Канта, является концепция о неизбежности вечного мира . Согласно этой концепции, развитие общества как единого организма осуществляется в направлении к всеобщему правовому гражданскому состоянию, к некой идеальной республике, а впоследствии, к союзу народов и вечному миру.

История человечества для Канта это область, которую еще «предстоит завоевать для Царства моральных целей», человечество неизбежно приближается к постижению тайны провидения. Именно им поддерживается механизм природы, совершенствующийся по общим законам целесообразности. Категорические императивы морали и права, внедряясь путем просвещения, воспитания через сознание отдельных лиц, призваны преобразовать историю в единый технологический процесс в сторону торжества морали. И назначение развития человеческой природы «заключается именно в этом движении вперед, к будущему великому государственному объединению, упразднению войн, к вечному миру», несмотря на то, что пока нет никакой почвы для этого и пока «господствует не право, а только сила».

Философ приводит две основные формулы категорического императива . Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу – в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания.

Правовая теория Канта тесно связана с этикой. Определяется это тем, что право и мораль имеют у него один и тот же источник (практический разум человека) и единую цель (утверждение всеобщей свободы). Различие между ними Кант усматривал в способах принуждения к поступкам. Мораль основана на внутренних побуждениях человека и осознании им своего долга, тогда как право использует для обеспечения аналогичных поступков внешнее принуждение со стороны других индивидов либо государства. В сфере морали соответственно нет и не может быть общеобязательных кодексов, тогда как право с необходимостью предполагает наличие публичного законодательства, обеспеченного принудительной силой.

Рассматривая отношения права и морали , Кант характеризует правовые законы как своего рода первую ступень (или минимум) нравственности. Если в обществе установлено право, сообразное нравственным законам, значит, поведение людей поставлено в строго очерченные рамки, так что свободные волеизъявления одного лица не противоречат свободе других. Подобного рода отношения не являются полностью нравственными, поскольку вступающие в них индивиды руководствуются не велением долга, а совсем иными мотивами – соображениями выгоды, страхом наказания и т.п. Право обеспечивает, иными словами, внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми, вполне допуская, однако, что последние останутся в состоянии взаимной антипатии и даже презрения друг к другу. В обществе, где господствует только право (без морали), между индивидами сохраняется "полный антагонизм".

По определению Канта право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: .наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке. В практико-идеологическом плане данное определение созвучно идеологии раннего либерализма, исходившей из того, что свободные и независимые друг от друга индивиды способны сами, по взаимному согласию, урегулировать отношения, возникающие между ними, и нуждаются лишь в том, чтобы эти отношения получили надежную защиту.

Согласно философии Гегеля, саморазвитие духа (человеческого сознания) проходит три последовательных, прогрессивных этапа: субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа.

Но и этот этап не становится последним. Организованные институты позволяют людям преодолеть детский антиобщественный эгоизм периода дикости, однако они всё же являются принудительной силой, которая в определённой мере сковывают человеческую свободу, накладывает на неё внешнюю узду. Тяга к полной независимости побуждает дух дополнить найденную и созданную им вовне объективность возвратом внутрь себя, но уже не к первоначальным грубым инстинктам, а к более возвышенным чувствам красоты, добра и знания. Этот новый этап, как бы синтетически объединяющий два первых, но в то же время и преодолевающий их оба на большей высоте, и носит в философии Гегеля название абсолютного духа .

Рассмотрим условия возникновения абсолютного духа и его главные проявления – искусство, религию, философию – более подробно.

Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Портрет работы Я. Шлезингера

Созданное объективным духом моральное здание, которое называется государством, по мнению Гегеля, даже в наиболее совершенной форме, не представляет самой возвышенной сферы духовного движения. Как ни богата страстью и разумностью современная политическая жизнь, она не составляет последнего слова духовной деятельности. Дух стремится еще выше – он желает соединить субъективность и объективность, чтобы стать духом абсолютным .

Свобода, считает Гегель, есть сущность духа, независимость – его жизнь, элемент, без которого он не может обойтись. Дух и свобода – синонимы. Но, несмотря на все противные убеждения политического либерализма, даже самое совершенное государство неспособно дать духу той свободы, к которой он стремится, как птица в клетке. Государство, будь это республика, конституционная монархия или монархия абсолютная, аристократия или демократия, есть всегда государство – могущество внешнее, вооруженное, укрепленное, защищенное, род крепости, в которой дух индивида, отпрыск невидимого и бесконечного, чувствует себя лишенным своего жизненного элемента. Государство, даже самое совершенное, есть вещь земная, одной стороной еще материальная, неизбежная и роковая, как всё, подлежащее чувствам, а дух может подчиняться только духу . Свобода, к которой он стремится, не есть независимость от какой бы то ни было власти, но независимость от всего видимого, внешнего, материального. Не находя в политической жизни того высшего удовлетворения, которого он ищет, он поднимается над нею в свободные области искусства , религии , философии .

Значит ли это, что для того, чтобы подняться выше, чтобы достигнуть свободы и осуществиться во всей своей полноте, абсолютный дух должен разрушить те ступени, по которым он к ней взбирается, уничтожить государство, общество, семью? Гегель отрицает это безоговорочно. Создаваемые абсолютным духом произведения искусства, религиозные учреждения, философские и научные работы возможны только в крепко устроенном государстве и под покровом сильного и твердого правления. Художник, священник, философ так же мало могут обойтись без общества и государства, как царство растительное и царство животное не могут существовать без царства минерального. Притом руководящая мировым развитием Гегель подчёркивает, что абсолютная идея, работает ли она под формой природы или под формой духа , никогда не уничтожает своих созданий. Она их развивает, совершенствует, но даже в том случае, когда сохранение их кажется нам бесполезным, она не касается разрушительной рукой первенцев своей работы. Природа, в которой все кажется бесконечным разрушением и переворотом, отличается максимальным консерватизмом. Царство минеральное продолжает существовать рядом с царством растительным; в недрах животного царства самые элементарные типы, самые грубые опыты существуют наряду с типами самыми совершенными. Создание человека, по сравнению с которым все предыдущие создания имели значение опытов, не уничтожает низших образований. Природа сохраняет их и пользуется ими, как пьедесталом для возвеличивания своего шедевра. Высшие творения не только не влекут за собой гибели созданий предшествовавших, но могут возникать и существовать только в силу существования творений низших. Царство минеральное питает царство растительное, животное живет на счет царства растительного или на счёт низшего животного; наконец, растение и животное питают человека, который не может без них обойтись.

То же самое, полагает Гегель, мы видим относительно природы моральной, духа. Из глубины души встает потребность в свободе; из факта свободы, требуемой всеми, рождается право, собственность, уголовные законы. На прочном основании права зиждутся нравственные учреждения, семья, общество, государство. Все эти ступени развития тесно связаны между собою и существуют лишь одно посредством другого. Допустим невозможное: что кто-нибудь вынет один из фундаментальных камней. Тогда рухнет все здание вселенной. Верхние ярусы этого здания, искусства, науки, философия, религия, предполагают ярусы нижние и их абсолютную устойчивость.

Человек сначала был индивидом (субъективный дух), которого ограничивал прирожденный эгоизм. Затем, выходя из самого себя, узнавая себя в других людях, он вошел в общение с другими, и образовал общество, государство (объективный дух). Наконец (и это последняя стадия его развития) он возвращается в самого себя, он открывает в глубине своего существа тройной идеал прекрасного, божественного, истинного, и в обладании этим идеалом он находит ту высшую независимость, к которой он стремится, абсолютную свободу от видимого мира и его оков. Это – ступень абсолютного духа. Идеал прекрасного, божественного, истинного и выражают, по Гегелю, искусство, религия и философия.

Научившись понимать мир, человек на этапе абсолютного духа от него освобождается. Природа и её таинственные силы, социальный порядок, государство, все, что еще недавно являлось для него с характером неумолимого рока, начинает видеться ему совершенно в ином свете, лишь только он прозревает в них то, что они на самом деле. В природе и её эволюциях он узнает продукты духа; в социальных и политических учреждениях – дело духа. Из глубины духа, то есть из каждой индивидуальной души вышли и понятие о праве, и потребность в семейной жизни, и нравственные учреждения, основанием которым служит семья. Авторитет, который налагается на нас под формой Государства, авторитет, который кажется нам суровым, жестоким, неумолимым, когда мы еще не возвысились до понимания вещей, получает начало в индивидуальной жизни и её нуждах, т. е. в нас самих. Он – только внешнее воспроизведение, отражение того морального авторитета, который живет в нас самих. Закон, который управляет нами извне, есть, по Гегелю, лишь отголосок закона, написанного в нашем духе. Внешние власти, которые над нами господствуют, – только органы того могущества, которое царит в нас, органы сознания и разума, подобно тому как внешняя, материальная природа – только бесконечно увеличенный образ логики той духовной природы, которая лежит в нас. Перед лицом оригинала, пишет Гегель, мы чувствуем себя связанными, но не рабами, ибо то могущество, которое господствует над нами изнутри нас самих, как ни отлично оно от наших произвольных желаний, составляет нераздельную часть, бессмертную субстанцию нашего собственного существа. Лишь только абсолютный дух осознал, что природа, закон, право, государство – все это он сам, только под другой формой, что внешние границы – то же самое, что он находит в себе, как эти границы тотчас перестают быть границами; они как бы рушатся. Разум уже не знает иной границы, кроме самого себя, ибо в нас и вне нас все является разумным существом.

На ступени абсолютного духа Я и Вселенная сливаются в бесконечном объятии.

В искусстве , утверждает Гегель, абсолютный дух заранее торжествует победу над внешним миром, которую для него уготовляет наука. Во вдохновении художника мысль и её объект, человеческая душа и бесконечное образуют одно нераздельное целое. Художник отождествляется с объектом своих мыслей до такой степени, что приходит к самозабвению, самоуничтожению, живет лишь чисто объективной жизнью. Он более себе не принадлежит; для него исчезают бедствия и страдания существования, небо спускается в его душу, душа его улетает на небо. Гений искусства есть Божие дыхание, afflatus divinus.

Религия , вторая ступень восхождения абсолютного духа к Богу, согласно Гегелю, восстаёт против преждевременного пантеизма художественной жизни, показывая нам в Боге отличное от нас Существо – бесконечное, трансцендентное, сверхъестественное, которого человеческий гений не в состоянии достичь. Провозглашая дуализм идеального и реального, божественного и человеческого, бесконечного и конечного, религия является с виду как бы возвратом абсолютного духа под внешнее и материальное ярмо. Но в сущности, она – только необходимый кризис, борьба между духом конечным и духом бесконечным, подобная борьбе Иакова с Господом. В этой борьбе абсолютный дух развивает свои силы и, в итоге, возвышается к тому Богу, в объятиях которого он борется. Религия есть столь необходимый фазис в человеческом развитии, что в наиболее совершенной своей форме, христианстве, она сама в Иисусе Христе провозглашает единство, конечного и бесконечного, Бога и Человека, и, таким образом, сама приготовляет высшее развитие духа – философию, науку.

То, что предугадало искусство, что предугадала и религия в тайне Богочеловека, постепенно реализуется наукой и философией . Искусство и религиозный мистицизм всецело основаны на чувстве и воображении; наука же, по мнению Гегеля, есть торжество чистого разума. Посредством науки абсолютный дух постепенно подчиняет себе все области бытия, шаг за шагом побеждает все препятствия материи и осуществляет свое владычество над вселенной.

Так поднявшийся на ступень абсолютного духа гений человечества возводит тройное здание на основе социальной жизни и под покровительством государства. Нам остается несколько подробнее коснуться трёх форм проявления абсолютного духа: искусства и его истории , религии и её развития , науки и её прогресса . Об этом – см. в статьях

Не имеет значения, когда человек живет, если его творение находится в зоне пространственных величин. Только для линейных людей такие люди могут быть историей. Для тех же, кто мыслит и пытается познавать себя, они всегда в настоящем и даже в будущем.

Для меня Гегель - один из основателей теории развития сознания, где он сравнивает субъективный анализ с объективным не для решения вопроса в пользу одного из них, а для выявления абсолютного понятия, где дух и сознание едины. Это позволяет нам познать природно-пространственную связь сознания, что так необходимо для понимания концепции существования человека.

Один из величайших философов своего времени, Георг Вильгельм Фридрих Гегель оказал исключительное влияние на развитие философской мысли как в Западной Европе, так и в России в 40-60-х годах 19-го века. Немецкий философ-идеалист противопоставил господствовавшей в 18-ом веке научной мысли (рассматривавшей объективный мир и его отражение в человеческой психике как систему неизменных и замкнутых в себе элементов) диалектический метод, требовавший изучения окружающей природы и человеческой истории в их движении и неразрывной связи.

С точки зрения Гегеля, нет ничего неизменного и постоянного, все течет, движется и изменяется… И суть этого движения - не законы эволюции, а путь диалектики, т. е. путь развития на основе противоречий. Основа всего существующего, для Гегеля, - это Абсолютный дух, развитие которого по имманентным законам и составляет диалектический процесс.

Биографическая справка

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 в протестантской семье. После окончания гимназии Гегель поступил на богословское отделение Тюбингенского университета (1788–1793), где прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. Друзьями Гегеля здесь стали молодой Фридрих фон Шеллинг, будущий великий философ-идеалист, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. В университете Гегель также увлекался изучением работ Иммануила Канта и произведениями Ф.Шиллера.

В 1799, после смерти отца, Гегель, получив небольшое наследство, смог вступить на поприще академической деятельности, и в 1800 году возник первый набросок будущей философской системы («Фрагмент системы»).

На следующий год, представив в Йенский университет диссертацию «Планетные орбиты» (De orbitis planetarum), Гегель получил разрешение читать лекции. В университете Гегель сумел реализовать свой исследовательско-аналитический талант, параллельно получив статус профессора. Лекции Гегеля были посвящены обширному кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике.

В тот же период у Гегеля четко формируются положения и его первой из главных работ - «Феноменологии духа» (Phänomenologie des Geistes, 1807). В этом труде Гегель разворачивает идею поступательного движения сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения к его восприятию и затем к познанию разумной действительности, что приводит человека к абсолютному знанию. Таким образом, для Гегеля единственно реальным является только разум.

В 1806 году Гегель покинул Йену, чтобы через два года принять пост ректора классической гимназии в Нюрнберге. Здесь, за восемь лет работы, Гегель получил богатейший опыт - и как преподаватель, и как ученый. Он много общался с людьми, читал лекции по философии права, этике, логике, феноменологии духа, различным направлениям философии. Ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии.

В 1811 году он женился на Марии фон Тухер, которая была родом из семьи баварской знати. В этот довольно счастливый для себя период Гегель пишет наиболее важные произведения своей системы (например, «Наука логики» (Die Wissenschaft der Logik, 1812–1816)).

В 1816 году Гегель переезжает в Гейдельберг, получив приглашение от местного университета. Здесь он преподает на протяжении четырех семестров, на основе чего возникает учебник «Энциклопедия философских наук» (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse, первое издание 1817). А в 1818 году Гегель получает приглашение преподавать в Берлинском университете.

Лекции Гегеля в Берлине получили такую известность, что в университет устремились не только немецкие студенты, но и молодые люди из многих европейских стран. Мало того, гегелевская философия права и государственного строя начала обретать статус официальной философии Пруссии, и целые поколения общественных и политических деятелей формировали свои взгляды на государство и общество на основе гегелевского учения. Можно утверждать, что система Гегеля, как философа, обрела реальную силу в интеллектуальной и политической жизни Германии.

К сожалению, сам философ не смог в полной мере почувствовать все плоды своего успеха, так 14 ноября 1831 года он скоропостижно скончался (как предполагают, от холеры).

(Вскоре после смерти Гегеля его друзья и ученики подготовили полное издание его работ, которое было опубликовано в 1832–1845 гг., это были не только уже опубликованные работы философа, но и университетские лекции, рукописи, а также его студенческие записи на самым широкие темы (философия религии, эстетика, история философии)).

Философия Гегеля

Философская система Гегеля строится вокруг того, что реальность поддается рациональному познанию, ибо рациональна сама Вселенная. «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно» («Философия права»). Абсолютной реальностью для Гегеля является разум, который проявляет себя в мире. Соответственно, если бытие и разум (или понятие) тождественны, то мы можем узнавать о строении реальности через изучение понятий, и в этом случае логика, или наука о понятиях, тождественна метафизике, или науке о реальности и ее сущности.

Диалектизм Гегеля заключается в том, что всякое понятие, реализованное до конца, неизбежно ведет к своему антагонистическому началу, то есть реальность «превращается» в свою противоположность. Однако это не простое линейное противопоставление, так как отрицание противоположности приводит к согласованию понятий уже на новом уровне, что ведет к синтезу, где противостояние тезиса и антитезиса разрешается. Но здесь же возникает и новый виток, ибо синтез в свою очередь также содержит в себе противополагающее начало, которое приводит уже к его отрицанию. Так рождается не имеющее конца чередование тезиса антитезисом, а затем синтезом.

Реальность Гегеля существует в трех стадиях: бытие в себе, бытие для себя и бытие в себе и для себя. Относительно разума, или духа, эта теория предполагает, что дух эволюционирует, проходя три ступени. Вначале это дух в себе, затем, расширяясь в пространстве и времени, он превращается в свое «инобытие», т.е. в природу. Природа в свою очередь развивает сознание, тем самым образуя свое собственное отрицание. Но здесь происходит уже не простое отрицание, а примирение предшествующих ступеней на более высоком уровне. В сознании возрождается дух. В новом цикле сознание проходит три последующие стадии: стадию субъективного духа, стадию объективного духа и, наконец, высшую стадию абсолютного духа.

На основе этого же принципа Гегель производит и систематизацию философии, очерчивая место и значение различных дисциплин: логики, философии природы и духа, антропологии, феноменологии, психологии, морали и этики, включающей философию права и философию истории, а также искусства, религии и философии как высших достижений разума.

Довольно серьезное место в философии Гегеля занимает этика, теория государства и философия истории. Вершиной его этики является государство как воплощение нравственной идеи, где божественное врастает в действительное. По Гегелю, идеальное государство - это мир, который дух создал для себя, или божественная идея, воплощенная на Земле. В исторической же действительности имеются хорошие (разумные) государства и дурные государства.

Гегель полагает, что Мировой Дух (Weltgeist) действует в царстве истории через избранные им орудия - индивиды и народы, поэтому героев истории нельзя судить по обычным меркам. Кроме того, реализация самого Мирового Духа может показаться обычному человеку несправедливой и жестокой, если она связана, например, со смертью и разрушениями, ибо индивиды полагают, что они преследуют свои собственные цели, но на самом деле они осуществляют намерения Мирового Духа, который решает прежде всего свои задачи.

Через призму исторического развития любая нация, как и индивид, переживает, по Гегелю, периоды юности, зрелости и умирания, реализуя свою миссию и затем покидая сцену, чтобы дать дорогу более молодой нации. Конечная цель исторической эволюции - это достижение истинной свободы.

Важная концепция в системе Гегеля - понятие свободы как фундаментального начала духа. Он полагает, что истинная свобода возможна только в рамках государства, ибо только здесь человек обретает достоинство как независимая личность. В государстве, говорит Гегель, правит всеобщее (т.е. закон), а индивид по своей свободной воле подчиняет себя его правлению.

II. 6 «ФИЛОСОФИЯ ДУХА» ГЕГЕЛЯ

С полной версией книги можно ознакомиться, пройдя по ссылке:
http://www.scribd.com/doc/75867476

«Не вы говорите, но Дух Отца вашего говорит в вас»
\ Ев. от Матфея\

Последовательно идею троичности в диалектике саморазвития Духа проведена в немецкой классической философии в начале XIX века Геге-лем, впервые систематизировавшим результаты триадологии, сформули-рованной Кузанским.
Философский трактат «Философия духа» Гегеля \II.2\ подразделяется на три части: в первой исследуется отдельный индивид (субъективный дух); во втором – социальное, общественное начало, проявление индиви-да во внешнем (объективный дух); в третьей части исследуется идея в человеке, идея человека (абсолютный дух). В свою очередь каждая из частей состоит из трех подотделов, которые в свою очередь также дробят-ся на три части и т.д. Это непрерывное дробление, усложнение понятий порождает определённую иерархию уровней и одновременно соподчине-ние низших ступеней, частей высшим. Взятая в историческом процессе становления эта иерархия порождает диалектическое становление, разви-тие высших состояний духа из более простых, частных, низших. Станов-ление в течение многих поколений, смен культур и цивилизаций.
По Гегелю, дух – это идея, осуществляющаяся во времени. Прогресс - смена одних идей другими, высшими. Идея начинает формироваться через обособление в неопределенном понятии идеи, проходит стадию внешнего социального отбора и становления, и реализуется как произведение искусства, религия или как науч-но-философская идея в процессе самопознания. На этой высшей ступени развития дух тождественен абсолютной идее. Идея сначала отчуждается в духе, затем «ов-нешнивается» в ином, и, наконец, «опредмечивается» в самой себе. Духовность с этой точки зрения и есть непрерывное становление в идее, постоянный переход в новое идеологическое качество: отрицание, становление и преображение в идее. Это внутреннее, имманентное субъекту качество духа. Становление духа – смена форм духа через преображение субъекта. Духовность и есть заложенная в духов-ном субъекте способность к самопознанию и само это самопознание.
«Каждый оттенок мысли - круг на великом круге (спирали) развития человеческой мысли вообще».
Диалектика – сведение обнаруженной во внешности, в материи каче-ственности (субстанциональности) во внутреннее, в «идеализирован-ность», в тотальность идеи. С этой точки зрения духовность – способ-ность духа к самоосвобождению от внешней материальности понятия. Поднимаясь от ступеньки к ступеньке, от формы духа к более высокой форме дух постепенно освобождается от природной неопределенности, обособляется, выкристаллизовывается, становится общим и затем всеоб-щим.
Если рассматривать триаду апостола Павла (дух\душа\тело), то по Гегелю дух – высшее, лишенное всякой материальности состояние; душа – материальная реализация духа; тело – лишенное духа материальное, начальная фаза саморазвития духа. При таком понимании нисхождение духа в материальное, во внешнее идет от духа к душе, от неё к телу. Такое движение благодати (истечение духа) и фиксирует направление времени, направление обхода временной оси.
Интересно, как Гегель сравнивает становление духа с возрастными пе-риодами отдельной личности: детство (ребенок\подросток\юноша) – сред-ний возраст (взрослый человек) – старость.
Детство – дух в его природности (душа), в формировании сознания (под-росток), в самоопределении собственного характера и своего трансцендент-ного «я», через создание своего идеального образа мира (юноша). Здесь выяв-ляется дух, как субъект (субъективный дух).
В среднем возрасте дух проявляется как объективный дух, выявляет ус-ловия отношений с другими конечными субъектами, формируются условия самовоспроизводства (вечности, дух как род) и вскрывается объективная ценность данной версии духа-субъекта.
В последней возрастной фазе (мудрая старость) дух выступает в форме познающей себя личности (абсолютный дух). Самопознание освободившего-ся от природности и внешности духа, по Гегелю, реализуются либо через творческое самовыражение в искусстве, либо через утешение и веру в рели-гии, либо через познание в философии.

Раскрытие каждого понятия на любом уровне дробления у Гегеля на-чинается с раскрытия его субъективного многообразия (в виде выяснения ещё формального, идеального смысла множества тождественно-неразличенных). На следующей стадии понятие раскрывается в его кон-кретной внешности, в его объективной единичности, в его конкретных и потому частных реализациях. Здесь на первый план выступает внешняя различенность. И, наконец, на завершающей стадии раскрытия понятия оно предстает в своей всеобщности и универсальности, где за счет снятия субъективного многообразия объективное различенно-единичное высту-пает как необходимая часть единого, всеобщего и единственного. Здесь снимается различенность, как абсолютное качество и выявляется внут-ренняя связь различенных определений.
В основе гегелевской триадологии лежит основная триада (субъ-ект\объект\единое), что в графическом представлении имеет вид ориен-тированной триады типа А:

А В С
В триаде типа В объединены категории, оттеняющие внешний аспект гегелевской диалектики: заложенная в субъекте потенциальная множе-ственность идей, образов; совокупность их конкретных единичных реа-лизаций в объектной, материальной форме; проявляющееся в них и их объединяющее смысловое содержание, единое.
В триаде типа С раскрывается гносеологический, самопознающий ас-пект: здесь заложена как тождественность первоидей в субъекте; так и различенность их конкретных реализаций в субстанции; а также и срав-нение их в едином, их сопоставление, соподчинение, иерархия.
При выявлении любой триады коррелирующих понятий необходимо раскрывать все три основные аспекта (А\В\С): какая из частей триады вы-ступает в данном случае субъектом, какая объектом, и что содержит в себе их единое содержание. Одно и тоже субстантивное понятие может быть в одном случае субъектом, а в другой триаде проявлять себя как объектная реализация.
Диалектика саморазвития Духа в материальной субстанции, в мате-рии, от низшей природной формы – рефлексирующей души – через ста-новление его в социуме конкурирующих единичных, частичных самоот-чужденных и самоопределившихся субъектов к высшей форме духа, как абсолютной религиозной идеи или познающей философии в развернутом виде представлена на Рис.II.6.1
Такое представление саморазвития Духа – переформулировка третье-го, последнего тома гегелевской «Энциклопедии философских наук» в терминах метода ориентированных триад (развиваемого нами из метода календарного хронотопа) и он даёт полную наглядную картину иерархии различимых категорий (субстантивных сущностей), через формирование которых проходит Дух в процессе его эволюции.
Отметим, что первые два тома этой «Энциклопедии» посвящены ча-стному вопросу – саморазвитию категории «Религия», которая, как мы видим, формируется на определенной стадии становления Духа (на ста-дии окончательного формирования Духа, как Абсолютной идеи).

Рис.II.6.1 Общая структура категории “Дух” по Гегелю.

Так, согласно представлениям Гегеля, Дух формируется в отдельных субъектах, реализуя свою потенцию множественных проявлений и в кон-це этой фазы становления выступает как отдельный, субъективный дух (категория 2-го порядка; начальная стадия основной структурной триа-ды).
На второй стадии он проявляется внешне, как независимый и свобод-ный, проходя горнило столкновений и борьбы с другими, собранными в социум. Он проходит эту стадию, если удовлетворяет определенным, вы-работанным им самим, но внешним для него критериям (естественное право, закон, мораль, нравственность-государство). На этой стадии из бесконечного множества версий его саморазвития выделяется группа субъектов, удовлетворяющих определенным критериям.
На последней третьей стадии становления эта группа конкретных единичностей подвергается творчески-религиозно-философскому соеди-нению внутреннего (субъективного) и внешнего (объективного) содержа-ний духа в высшую стадию самопознания Духа. В итоге на каждом таком витке спирали Дух, проходя все стадии становления, достигает всё новых степеней совершенствования, приближаясь к какому-то Абсолюту – творческой, религиозной, себя познающей Личности-философу (по Геге-лю).
Т.о. диалектика становления духа проявляется в непрерывно повто-ряющейся цепочке:
- … - и т.д.
Если вернуться к знаменитой в среде философов-антитеистов и атеи-стов формуле Гегеля: «Бог умер!», то приходится только посочувствовать их скоропалительным и не всегда додуманным до логического конца вы-водам и оценкам гегелевской философии. Умер человек-бог, объявивший себя наследником и заменителем Бога. Этот всезнайка и хвастун, идеа-лист-прогрессист действительно умер, запутавшись в собственных со-мнительных построениях досужего и тщеславного разума. А тот внутрен-ний Бог, тот, укрывшийся от праздного умничания скептиков остался, спрятавшись в контекстах и в метаструктурах. Его можно видеть и не за-мечать, его можно слышать и не понимать, его можно осязать и не чувст-вовать. Да и сам Гегель не высказал мнения о самовырождении веры в Бога, наоборот, он выразил мнение о смерти искусства, но не о смерти религии. И теперь интересно наблюдать этот процесс самовырождения искусства и наоборот, самовозрождения религии.
Главное в вере - постоянное преображение человека, его очищение от греха и исправление. Это возможно только на пути следования своему внутреннему голосу, совести. Путь такого преображения - всегда ставить перед собой более высокую в духовном плане цель, чем прежде.
Продолжая анализ гегелевской структуры на Рис.II.6.1 рассмотрим дальнейшие ступени дроблений в иерархии более частных понятий (на-пример, категории 3-го порядка), которые уточняют и раскрывают бо-лее общее понятие, например, понятие «Религия», структура которой ис-следована Гегелем в первых двух томах указанной выше «Энциклопедии философских наук». Среди категорий этого уровня также устанавливает-ся своя иерархия качеств. Категория «Религия», по Гегелю, стоит выше, например, категории «Арт» (Искусство), но и сама предваряет более высший уровень саморазвития Духа – самопознание Духа в категориях чистого разума - «Познание» (Философию). По Гегелю, именно Познание (как высший уровень сознания) выражается в постоянном преображении Духа, в личностном становлении.

Если вернуться к аналогии с человеческой жизнью, то в детстве ребенок живет в гармонии с миром, с внешним, всецело ему подчиняясь. Это неразде-ленное существование в боге ещё несовершенно, неразвито. Он начинает с веры в богов вне себя, со страха перед ними, с постепеного разделения ста-новящегося «своего» и познаваемого во всей его связи «внешнего». Во взрос-лой жизни, в результате непрерывного самосовершествования как внутрен-него так и внешнего, через страдания и чувственность, через грезы самоотде-ления и нравственное преображение, он в конце концов восстанавливает в самом себе то первоначальное внутреннее единство и целое с внешним, но уже прочувствованное им, познанное и развитое, им самим созданное \II.3, стр.167\. Это непрерывное, в течение всей жизни погружение в отношения (Отец\Сын\ Святый Дух) и означает, по Гегелю, быть верующим, быть в Боге и в Духе, жить в божестве.

Следуя своей идее бесконечной структурированности мира, Гегель иллюстрирует её на примере дальнейшей структуризации более частного понятия (чем, например, категория Абсолютный дух). Общая структура этой гегелевской категории «Религия» (категории 3-го уровня для «Духа») в рамках формализма ориентированных триад имеет следующий вид:

Рис.II.6.2 Общая структура понятия “Религия”.

1. Исходная структура этой категории в своей субъектности включа-ет естественные религии, обожествляющие природные силы и явления во всем их многообразии. Это религии непосредственного сознания (ани-мизма – веры в колдовство \человеко-божество\, суеверия, обожение зве-рей) и пантеизма (даоизм, индуизм, буддизм), включая дуалистические религии доброты и природы (религия «света» – Зороастризм, религия «страдания» – Финикия и религия «загадки» – Египет). На этой стадии реализуется вера в абсолютную мощь природного субъекта, вера в его способность к власти над видимой природой. Здесь многобожие выступа-ет как множество независимых божеств.
2. Во второй, объективной фазе, категория «религия» проявляется во внешней конкретности и единичности через стадию бога-в-себе (иуда-изм), устанавливающего внешний «Закон» для всего сотворенного им Мира, но утверждающего красоту только в боге; стадию бога-во-всем (Греция), где формальное многобожие выступает реализацией качеств Всеобщего Единого, и где красота как основной внешний критерий блага; и завершается стадией религии целесообразного (Рим, поздний элли-низм), как категория 5-го порядка для «Духа», которая формируется на основе рассудочного целеполагания высшей цели – господства (в форме государства, как всеобщего союза одинаково-бесправных перед этой высшей целью индивидов-граждан). Так получается римская триада (цель \ господство \ рассудок). Перед высшим божеством Рима – Юпитером - все остальные боги равны и пусты. Лишены всякой силы и могущества. Это уже не семейная иерархия богов - олимпийцев, как у греков, а отри-цание других богов в общем пантеоне. Это пантеон рационально-полезных божков. Это религия господства всеобщей цели – самого гос-подства – при нивелировке индивидуальности и личной свободы. Т.е. господство через рассудочное целеполагание. По Гегелю идея Рима – всецелое подчинение единичного всеобщему, господство всеобщего (в понятиях ограниченного рассудка) над единичным. Т.о. на этой объек-тивной стадии реализации категории «Религия» внешнее, актуализируясь, тотально доминирует над внутренним, субъективным, индивидуальным, подавляя его.
3. И наконец, в третьей, завершающей, высшей фазе самораскрытия категории «Религия» выделяется религия откровения (Христианство), где Единый Бог (Творец и Демиург\ устроитель-законодатель\, породив-ший всё из себя, являясь в созданный им мир, и выстрадав его страдания во плоти \ и тем самопознав и себя, и муки всего им сотворенного\, т.е. на себе испытав действие данного им «Закона» для тварного Мира, дал в откровении пути спасения для мира, объявил о своем конечном приходе и дал надежду для всякой твари. На третьей высшей фазе становления этой субстантивной категории абсолютного господство множественной субъ-ективности частично компенсируется и компенсирует тотальное домини-рование внешнего для него «Закона», установленного всеобщей внешней причиной. Бог не только сотворив мир, дает ему Закон, с неизбежностью приводящий к грехопадению твари (как результат изначально заложен-ной свободы выбора), но и на собственном примере показывает пути спа-сения. И этот собственный его пример, не снимая абсолютности его Зако-на, порядка, примиряется с такой же абсолютностью его свободной субъ-ективности и самости им сотворенного.
Мы говорили о структуре категории «Религия» на 1-ом уровне по от-ношения к высшей категории «Абсолютный Дух».
На Рис.II.6.2 стрелки выделяют триады категорий более низкой сту-пени, на которые дробится высшая категория. Так, доминантная катего-рия «Религия» на первой ступени дробится на три значительные катего-рии; (пантеизм\субъективность\ откровение). При дальнейшем дроб-лении, на второй ступени, например, значительная категория «Пантеизм» дробиться на триаду; (непосредственное сознание\монизм\дуализм). На третьей ступени дробления (рефлексии сознания) в категории «непосред-ственное сознание» выделяются триада третичных субстантивных поня-тий; (магия-колдовство\суеверие\бог-зверь).
В иной форме рассмотренное гегелевское дробление субстантивных категорий, отражающее структурированность реального Бытия, согласно Гегелю, можно представить в виде ступенчатой лесенки дроблений:

; «откровение» ;

«Религия» ;; «субъективность» ;
; «дуализм» ;
;«пантеизм»;; «монизм» ; ;бог-зверь
; «непоср. созн.»;;суеверие
;магия

Однако, такое представление страдает недостатком линейности пото-ка времени, невозможностью циклизации текста и получаемой структуры и, как результат, невозможностью привязки этой иерархической структу-ры категорий к годовому сакральному кругу, т.е. невозможностью связать получающуюся структуру дроблений с конкретным религиозным обря-дом. Метод ориентированных триад, разработанный в настоящей работе, лишен этих недостатков. По сути, в настоящем разделе мы только пере-формулируем результаты Гегеля в терминах развиваемого нами подхода, делая их более наглядными и убедительными.
Рассмотрим дальше, как пример дальнейшего дробления понятий по Гегелю, структуру категории 6-го порядка для «Духа» \ Эта же категория, рассматриваемая как часть понятия «Религия» выступает как уже понятие 4-го уровня рефлексии\: Религия света (Зороастризм). Мы выделим в приведенной выше лесенке дробления понятий цепочку: «Дух»; «Абсо-лютный Дух» ; «Религия»; «пантеизм» ; «дуализм» ; «свет\тьма» ;
И приведем структуру языческой религии индоарийцев. Триадное представление гегелевского анализа этой религии представляется в сле-дующей формуле:

Рис.II.6.3 Структура религии “Света” (зороастризма)

Мы видим, что гегелевское непрерывное дробление категорий дохо-дит до 9-го уровня в иерархии выделяемых (различаемых) субстантивных понятий. Это означает, что гегелевская рефлексия категории «Дух» дохо-дит до 8–ми кратного последовательного триадного дробления. С фило-софской точки зрения мы говорим здесь об исхождении структуры (поня-тий) из всеобщих, универсальных к частным, низшим. Каждое, более вы-сокое понятие включает в свое определение (и состоит) три ближайшие низшие. В выделенной структуре остановимся на частной цепочке дроб-ления понятий (см. указанное направление стрелками) в религии «Света»:
;жизнь
«Свет» ; «добро» ; «содержание»;;мертвое
;мир добра

Таким образом мы выделили в процессе анализа категорий одну из множества цепочек соподчиненных понятий, низшие из которых раскры-вают (уточняют) содержание понятий более высокого уровня:

«Дух»; «Абсолютный дух» ; «Религия»; «пантеизм» ; «дуализм» ; «свет\тьма» ; «добро» ; «содержание» ; «мир добра»

С математической точки зрения легко подсчитать количество катего-рий этого уровня: их ровно 3 в степени 7. Общее число различных катего-рий порядка р в рассматриваемом методе триадного дробления равно: S(p) =3 в степени (р-1). Полное число категорий различного уровня для иерархической структуры порядка р определяется итерационной форму-лой: Q(p) = 1+3Q(p-1).
В настоящем разделе мы ограничились рассмотрением (в рамках метода ориентированных триад) ступеней дробления категории Дух; Религия; Зороастризм (религия Света).
На структуре более сложных религий (например Православия) мы ос-тановимся более подробно в другом разделе настоящей работы.

* * *
В Приложении – 3 приводятся структуры различных календарей. В основу развиваемой в настоящем разделе триадологии мы взяли христи-анскую календарную триаду (календарь Сифа), которая разбивает год на три периода: от Троицы до Рождества Богородицы; от Рождества Бого-родицы до Рождества Христова; от Рождества Христова до Троицы. Именно такие триады с соответствующей ориентацией осей на календар-ной плоскости используются выше при реконструкции работы Гегеля (см. так же Приложение-4).

История-процесс самопознания абсолютного духа, развернутый во времени. Абсолютный Дух познает, что есть свобода, и насколько он сам свободен.

Если в природе изменения происходят путем бесконечных повторений, то человеческая история способна к совершенствованию и прогрессу.
Гегель был уверен, что в истории царит закономерность, что для нее характерны связи прошлого и будущего через настоящее. Всемирная история предстает как единое целое, где нет случайных ступеней и этапов. В целом процесс истории духовен, а господствует в нем Абсолютная идея, обретая в человечестве средство собственного познания. Критерием прогрессивности всемирной истории выступает постижение необходимого, то есть степень свободы.
Сложность истории связана с разнообразием человеческой деятельности, множественностью интересов, многогранностью целей, богатством вкусов, силой страстей, особенностями сложившихся обстоятельств. «Всемирная история не есть арена счастья. Периоды счастья являются в ней пустыми листами, потому что они являются периодами гармонии, отсутствия противоположности».
Если идея составляет основу истории, то страсть выступает в ней путеводной нитью. Поэтому действия людей довольно часто осуществляются неосознанно. Великие же личности играют в истории важную роль, ибо воплощают в себе дух своего времени, «народный дух». Для любого исторического сообщества людей характерны особый уровень культуры, состояние бытия, господствующий государственных строй, лидирующая форма религии и другие параметры. Но для каждого временного периода свойственно наличие исторического народа, господствующего над всеми остальными, так как он есть носитель целей всемирного духа своего времени. Остальные народы либо изжили себя, либо не развились еще в достаточной степени и потому должны обладать меньшими правами.
В связи с этим мировая история подразделяется Гегелем на три эпохи: восточную, античную и германскую. История, начавшаяся на Востоке, связана с полной несвободой людей (так, в Китае разум еще спит, в Индии начинает только грезить, в Вавилоне и Египте дух начинает себя ощущать). В этот период осознает себя только один человек - глава государства. В античный период осознание свободы свойственно уже некоторым множествам людей. Те, кто своей свободы осознать не в состоянии, пребывают в рабстве. В связи с этим тирания восточного типа сменяется демократическими режимами. Высшим и последним этапом этого процесса является «христианско-германский мир», где все люди сознают свою свободу сообразно христианским принципам. Прусская конституционная монархия предоставляется Гегелю оптимальным вариантом общественного устройства, а «Европа есть безусловный конец всемирной истории...».
Что Гегель понимал под свободой? Свобода-это осознанная необходимость. Познав законы общества, человек может им подчиняться и быть свободным. Познание А.Д. себя реализуется через самопознание общества, народа, который неотделим от самопознания личности. Человек для познания А.Д. должен вступить в противоречие с природой. Люди делятся на господ(аристократов духа) и рабов. Господа не смиряются с природой, подчиняя ее себе. Они достигают высот в познании А.Д. Значительная часть людей-рабы, они не конфликтуют с природой, подстраиваясь под нее(разводит костер, когда холодно). Раб способен познать А.Д. Он создает «вторую природу», очеловечивание его сущности. Эта природа и создает противоречие, делая возможным познание.

Высшей целью философии истории является демонстрация происхождения и развития государства в ходе истории. Для Гегеля история, как и вся действительность, является царством разума: в истории все происходит согласно разуму. «Всемирная история есть всемирный суд». Мировой Дух (Weltgeist) действует в царстве истории через избранные им орудия - индивиды и народы. Героев истории нельзя судить по обычным меркам. Кроме того, сам Мировой Дух порой кажется несправедливым и жестоким, неся смерть и разрушение. Индивиды полагают, что преследуют свои собственные цели, но на самом деле осуществляют намерения Мирового Духа. «Хитрость мирового разума» заключается в том, что он пользуется человеческими интересами и страстями для достижения собственной цели.

Исторические народы являются носителями мирового духа. Всякая нация, подобно индивиду, переживает периоды юности, зрелости и умирания. Какое-то время она господствует над судьбой мира, а затем ее миссия заканчивается. Тогда она покидает сцену, чтобы освободить ее для другой, более молодой нации. Однако история является эволюционным процессом. Конечная цель эволюции - достижение истинной свободы. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». Главной задачей философии истории является познание этого прогресса в его необходимости.