» »

Новый русский перевод. Новый русский перевод Даниил 10 глава толкование

14.01.2024

В. Последнее видение (откровение); главы 10-12

1. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРОРОКА (10:1 - 11:1)

а. Обстоятельства, в каких послано было видение (10:1-3)

Дан. 10:1-3 . Последнее его видение посетило Даниила на третьем году правления Кира, царя Персидского, т. е. в 536 году до Р. Х. Не малое число иудеев уже возвратилось в то время из плена на родину и приступило к восстановлению храма. (Сам Даниил оставался в Вавилоне, возможно, по причине своего весьма преклонного возраста.) Пророк говорит, что откровение, полученное им, было, истинно и исполнено великой силы, т. е. он не сомневался, что потрясшие его скорбные видения непременно осуществятся.

Казалось бы, многолетние чаяния пророка исполнились: вавилонское пленение евреев завершилось, Иерусалим вновь заселяется, Но в, дни, когда посетило его последнее его видение, он, Даниил, был в великой печали (в сетовании), которая не оставляла его три недели (три седмицы дней). Примечательно, что это были Пасхальные дни, приходившиеся на начало месяца Нисана, или на апрель ("первого месяца"; стих 4), но пророк воздерживался от вкусной праздничной пищи и в знак "сетования" не умащивал себя елеем, как это принято было у иудеев в праздники.

В чем же была причина этого? Скорее всего в том, что до него доходили слухи о неблагополучном положении в Израиле и в среде возвратившихся туда его сограждан (нам об этом известно из книги Ездры; в частности, Езд. 3:1-2,12-13; 4:1-5). Даниила угнетали мысли о настоящем его родины и ее будущем, которое, предчувствовал он, тоже не сулит ничего хорошего. Очевидно, сетование пророка было и горячей и вместе смиренной (стих 12) молитвой его, которая была услышана.

Птоломеи и Селевкиды в Книге Пророка Даниила (Дан. 11:5-35):

Птоломеи

Селевкиды

Цари "южные", Египет

Цари "северные", Сирия

Даниила 11:5

Даниила 11:5

Птоломеи 1 Сотер, или

Селевк I Никатор

11:6 Лагов (323-285 гг. до Р. Х.)*

(312-281 гг. до Р. Х.)

Птоломеи II Филадельф

Антиох I Сотер

11:6 (281-262 гг.) Антиох II Феос

11:7-8 Птоломей III Евергет

11:7-9 (262-246 гг.)

Селевк II Каллиник 11:10 (246-227 гг.)

11:11-12 Птоломеи IV Филопатор

11:10-11 Селевк III Сотвр

14-15 (221-204 гг.)

13,15-19 (227-223 гг.)

11:17 Птоломеи V Епифан

Антиох III Великий

(223-187 гг.) 11:20

11-25 Птоломеи VI Филометор

11:21-32 Селевк IV Филопатор

(187-176 гг.) Антиох IV Епифан

б. Явление небесного посланника (10:4-14)

Дан. 10:4-11 . По истечении трех недель и еще двух-трех дней Даниил (в сопровождении, может быть, слуг или свиты, стих 7) прибыл на берег реки Тигр (сравните с 12:5), куда и явился с ответом на его молитву небесный посланник. Пророк описывает его льняную одежду, опоясанную золотым поясом (Уфаз предположительно отождествляют с золотоносным Офиром, либо с одноименной рекой в Индии), и в привычных библейских образах говорит о светозарности всего его существа. (Ангелы, обитающие в присутствии Бога, Который есть свет, и сами "одеты светом", неся на себе отблеск славы Его, который и дано было увидеть Даниилу.) Это, по всей вероятности, был Гавриил, которого Бог уже и прежде посылал к Даниилу (8:16).

Некоторые исследователи Библии склонны думать, что посланец неба, явившийся пророку, был Самим Христом в Его предвоплощении. Они основываются на сходстве описания Христа в Откр. 1:13-16 с тем, что находим в Дан. 10:5-6. А также на реакции Даниила и "бывших с ним" на явление ангела (10:7-8), и на том, что человек (в русском тексте муж) здесь и "Сын человеческий" в Дан. 7:13 может быть одним тем же Лицом. Мнение это, однако, опровергается тем, что не мог "князь царства Персидского" (стих 13), будучи демоном (об этом ниже), сколько-нибудь долго и успешно противостоять Христу.

Можно предположить, что спутники Даниила, не воспринявшие этого видения, услышали необычайный голос явившегося, и он поверг их в страх, и они разбежались. Так или иначе, но пророк остался один на одни с посланцем небес. При виде ангела его охватила страшная слабость; в оцепенении он пал, на лице свое, и лишь прикосновение ангела вывело его из этого состояния.

Ощущение у Даниила было такое, что он поставлен был на колени (опираясь при этом о землю и руками) рукою ангела. Даниил, муж желаний (т. е. снискавший благоволение у Господа; сравните 9:23 и 10:19), обратился к нему посланец неба, стань прямо на ноги твои, ибо к тебе я послан ныне. И, трепеща, пророк встал.

в. Небесный посланник объясняет причину своего явления (10:12-14)

Дан. 10:12-14 . Аигел говорит Даниилу, что (Даниила 10:15 - 11:1) его смиренные молитвы о том, чтобы узнать и понять, что ожидает народ его, были Богом, услышаны, и, вот, он пришел по молитве (по словам) его, точнее, пришел бы еще раньше (с первого дня трехнедельных молитвенных сетований и поста Даниила), если бы не противодействие этому на протяжении всех трех недель князя царства Персидского. Гавриилу понадобилась помощь одного из первых князей - Михаила архангела, стоящего за еврейский народ (Иуд. 1:9; Откр. 12:7); его называют иногда "князем иудейским".

Он один из тех, кто возглавляет сонм Божиих ангелов, тогда как "князь персидский" - существо демоническое. И тот и другой являются ангелами-покровителями царств и народов и отстаивают (соответственно) противоположные и зачастую враждебные друг другу интересы на земле. в этой связи о делении ангельских иерархий на "начальства и власти, и силы, и господства" в Еф. 1:21. Примечательно, что в роли покровителя языческого, а, значит, богоборческого народа (мидо-персов) выступает ангел сатаны, тогда как покровителем народа еврейского является сам - Архангел Михаил.

Нет сомнения, что и Гавриил тоже (как это следует из Книги Пророка Даниила и из Евангелия от Луки; Лук. 1:11,19,26-37). Перед читающими эти строки в книге Даниила приподнимается завеса над борьбой, которая идет в небесах между ангелами Бога и ангелами сатаны; это о ней ("проецируя" ее на а земную борьбу христиан против зла "мира сего") говорит апостол Павел в Еф. 6:12-13 "Наша брань не против крови и плоти, но против иачальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных".

Итак, демон-покровитель Мидо-Персидской державы всячески противился донесению до Даниила ответа на его молитву. (В земной жизии подобная "деятельность" духов-противников иудеев могла быть причиной трудных коллизий и разного рода препятствий, с которыми сталкивались они, возвратившись на родину.) В данном случае борьба между Гавриилом и "князем персидским" долго не имела перевеса ни в ту ни в другую сторону; ситуация изменилась с появлением Михаила, но какое-то время Гавриил продолжал сражаться вместе с ним (последнюю строку в стихе 13 и обратите внимание на намерение Гавриила продолжать эту борьбу и далее; стих 20).

Но вот ему удалось прорваться на землю, и он пришел к Даниилу, чтобы возвестить ему о будущих судьбах еврейского народа. Он принес ему откровение о грядущих войнах между Израилем и народами ближними и относительно дальними, которые продолжатся, пока народу Даниила не будет дан мир Князем мира, Который придет. Это последнее видение пророка содержит в себе больше "подробностей", которым суждено было сбыться, чем какое-либо из предыдущих его видений.

г. Даниил внимает ангелу, "укрепившему" его (10:15 - 11:1)

Дан. 10:15-19 . И снова, читаем мы, припал Даниил лицом, к земле, обессилев и онемев от самого лицезрения ангела, напоминавшего "сына человеческого" (некто в стихе 16) и от слов его (стих 15; вероятно, от "слов" о борьбе между силами ангельскими и демонскими, задержавшей ответ на его молитву). Вновь прикоснувшись к пророку, ангел укрепил его физически и душевно, и с этой минуты Даниил готов был внимать ему.

1 В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение.

2 В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.

3 Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.

4 А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра,

5 и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.

6 Тело его—как топаз, лице его—как вид молнии; очи его—как горящие светильники, руки его и ноги его по виду—как блестящая медь, и глас речей его—как голос множества людей.

7 И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться.

8 И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости.

9 И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле.

10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих.

11 И сказал он мне: ‘Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне’. Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом.

12 Но он сказал мне: ‘не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим.

13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.

14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням’.

15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел.

16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: ‘господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы.

17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне’.

18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня

19 и сказал: ‘не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!’ И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: ‘говори, господин мой; ибо ты укрепил меня’.

20 И он сказал: ‘знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции.

21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.

1 В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение.

2 В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.

3 Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.

4 А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра,

5 и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.

6 Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей.

7 И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться.

8 И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости.

9 И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле.

10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих.

11 И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом.

12 Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим.

13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.

14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням ".

15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел.

16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: "господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы.

17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне".

18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня

19 и сказал: "не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!" И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: "говори, господин мой; ибо ты укрепил меня".

20 И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции.

21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.

1 В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение.

2 В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.

3 Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.

4 А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра,

5 и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.

6 Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей.

7 И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться.

8 И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости.

9 И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле.

10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих.

11 И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом.

12 Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим.

13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.

14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням".

15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел.

16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: "господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы.

17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне".

18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня

19 и сказал: "не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!" И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: "говори, господин мой; ибо ты укрепил меня".

20 И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции.

21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.

Человек, по своей сути, склонен замечать только то, что для него представляется зримым и очевидным. Однако так называемые инсайдеры обращают внимание на то, что происходит «за кулисами». Эта категория лиц встречается в мире бизнеса и политики, а также во многих других сферах. В отличие от инсайдеров, большинство людей могут только догадываться о том, что происходит в действительности.

Тем не менее, когда речь заходит о мире сверхъестественного, все мы оказываемся аутсайдерами. Мы можем лишь догадываться о том, что происходит, но знать этого наверняка мы не можем. Мы ограничены нашим трехмерным пространством и не имеем доступа к знаниям за пределами нашей вселенной до тех пор, пока Сам Бог не откроет их нам.

10-ая глава книги Даниила является уникальной во всем Священном Писании. Она не только представляет нашему взору последнее видение Даниила, но и приоткрывает занавес, чтобы мы могли увидеть еще один аспект Великой борьбы на земле.

  1. Структура видения в Дан. 10-12

Ниже, в общих чертах, представлено содержание 10-12 глав книги Даниила, хотя на данный момент времени мы сконцентрируем свое внимание только на 10-ой главе. Она включает в себя три основные части и помогает нам увидеть контуры последнего видения книги Даниила в целом.

  • Пролог к последнему видению Даниила (10:1-11:1);
  • Видение о царствах (11:2-12:4);
  • Послесловие к последнему видению и ко всей книге (12:5-13);

В начале 10-ой главы Даниил находится в сетовании (10:2-3). В конце видения ему сказано, что он упокоится и будет воскрешён в конце дней (12:13).

Муж в льняных одеждах, упомянутый в Дан. 10:4-9, появляется вновь в Дан. 12:6-7 (13). Возможно, он присутствовал в течение всего видения. Михаил появляется в Дан. 10:13, 21 и Дан. 12:1, что говорит о том, что вводная и заключительная части видения теснейшим образом связаны между собой. Даниил, как пророк, видит то, что придется испытать Божьему народу в будущем. Бог и небесные существа контролируют события на земле и поддерживают Божий народ. В конце концов, наступит воскресение. И в этом заключается главная надежда.

В данной статье мы сосредоточим внимание на 10-ой главе; краткий обзор этой главы поможет нам более ясно увидеть широкую проблему. 10-ая глава может быть структурирована следующим образом:

  • Исторический фон (10:1)
  • Скорбь Даниила (10:2-3)
  • Муж в льняных одеждах и Даниил (10:4-9)
  • Описание Мужа в льняных одеждах (10:4-6)
  • Реакция Даниила на видение (10:7-9)
  • Ангел и Даниил (10:20-11:1)
  • Действия ангела и его речь (10:10-16a)
  • Ответ Даниила (10:16б-17)
  • Действия ангела и его речь (10:18-19a)
  • Ответ Даниила (10:19б)
  • Речь ангела (10:20-11:1)
  1. Обзор 10-ой главы
  2. Временные рамки

Даниил получает видение в 536/535 г. до н.э., в третий год царствования персидского царя Кира. Будучи изгнанным из Иерусалима в 605 г. до н.э., Даниил теперь находится в преклонных годах. Видение, описанное в 11-ой главе, охватывает период времени, начавшийся с персидской эпохи и простирающийся до конца времен.

  1. Отличительные особенности 10-ой главы книги Даниила

Хотя глава заключена в рамки обычного повествования и проливает свет на практическую жизнь верующего, а именно на то, как тот должен относиться к Богу, она включает в себя одно из самых значительных библейских откровений. В главе появляется ряд лиц, хотя не совсем ясно их точное количество. Во всяком случае, в ней присутствуют Даниил, Муж в льняных одеждах, Ангел, который разъясняет видение, Михаил и князья Персии и Греции.

В этой главе упоминаются два видения: видение о Муже, одетом в льняные одежды, и видение о царствах и Божьем народе, которое будет рассматриваться в 11-ой и 12-ой главах.

Примечательно также и описание состояния самого пророка во время видения.

III. Обсуждение главы

  1. Исторический фон

Дан. 10:1 - В то время, как откровения 7-ой и 8-ой глав даются в течение первого и третьего годов правления вавилонского царя, те, что записаны в 9-ой и 10-ой главах, появляются во время первого и третьего годов правления персидских царей. 12-ая глава повествует о том, что Даниил во время видения оказался у реки Тигр (Дан 10:4). Видение напрямую относится к Великой борьбе. Даниил отчасти понял то, что ему было показано и, то, что описывается в последующих стихах, но мы также знаем и то, что некоторые части видения, показанного ему, он не понял. Они были запечатаны «до последнего времени» (Дан 12:4).

  1. Скорбь Даниила

Дан. 10:2-3 - Причины, по которым Даниил находился в сетовании, не указываются. Тем не менее, исторический контекст подсказывает нам, что Даниил, скорее всего, боялся, что указ Кира, позволяющий евреям вернуться в Палестину, не сможет быть исполнен ввиду сопротивления со стороны самарян. Даниил, пребывая в состоянии смятения, искал присутствия Бога посредством молитвы (Дан 10:12) и периодического поста.

  1. Муж в льняных одеждах

Дан. 10:4-6 - В первом видении Даниилу явился Муж в льняных одеждах. Это видение отличается от видения о царствах, описанного в 11-ой главе Даниила. Подобное же видение получил и Иоанн в книге Откровение 1:12-16. В чем сходство между видениями Даниила и Иоанна?

В обоих видениях описывается сверхъестественное существо в образе человека.

Оба облачены в длинные священнические одежды.

Они имеют золотой пояс или ремень, который может указывать на их царственное положение.

Их глаза подобны пламени огня.

Их ноги и ступни, как блестящая медь.

Их лица подобны молнии, или солнцу, светящему в полную силу.

Из Откровения совершенно ясно, что этим мужем является Иисус, и, что Иисус есть Бог. Некоторые из характеристик Иисуса в 1-ой главе книги Откровение аналогичны описанию Ветхого днями (Дан. 7:9; Откр. 1:14). Касательно книги Даниила, мы также можем предположить, что этим мужем является Иисус. Отрывок Дан. 10:4-6 напоминает нам образ Сына Человеческого (Дан. 7:13-14). Таким образом, Даниил встречается с предвоплощенным Иисусом в Его славе.

  1. Реакция Даниила на видение

Дан. 10:7 - Когда Даниил получает видение, люди, бывшие с ним, несмотря на то, что они не видели самого видения, разбегаются в страхе и трепете, что указывает на то, что они, каким-то образом, почувствовали божественное присутствие. Это напоминает нам о видении, полученном Павлом в Дамаске и о том, какое воздействие оно возымело на его спутников (Деян. 9:7).

Дан. 10:8-10, 16-19 - В Священном Писании довольно редко встречается описание физического состояния пророков во время видений. Это обусловлено тем, что акцент делается не на том, какое воздействие оказывало видение на пророка, а на вести, которую тот должен был донести людям. Однако, в случае с Даниилом, отмечается то, что во время видения силы оставили его. Он упал на лице свое, испытывая оцепенение и сильную слабость. То, что Даниил находился без дыхания может означать одно: во время видения он перестал дышать. Поэтому Даниилу необходима была поддержка для того, чтобы он смог стоять (Дан. 10:11). Призыв «не бойся» указывает на то, что Даниил испытывал страх. Подобные физические и эмоциональные феномены напоминают нам то, что испытывала Эллен Уайт во время своих видений.

В 10-ой главе книги Даниила основным элементом видения является не столько «весть», сколько величие самого Иисуса, а также некоторые его действия. Почему в данной главе так подробно описано состояние Даниила во время видения?

Даниил является свидетелем теофании или богоявления. Даже явление ангела, такого, например, как Гавриил, вызывает у людей страх (Дан 8:16-17; 9:21; Лк. 1:11-19, 26-29); что уж тогда говорить о Данииле, который увидел Самого Бога.

Лицезреть Бога, пусть и в завуалированной форме, для человека, даже для верующего, довольно непросто. Бог является суверенным Господом, а не просто хорошим другом. Поэтому благоговение, уважение и любовь идут рука об руку. Мы не можем играть в игры с Богом.

Именно это величие небес, явленное во Всемогущем Боге, способно урегулировать все процессы на земле и держать под контролем человеческую власть, а также власть губительных сверхъестественных существ (князья Персии и Греции). Бог способен решать проблемы Своего народа. Хотя эта весть о Божьем могуществе и суверенитете иногда представляется словами, она может представляться и без слов, путем непосредственного явления Божьего.

Даниил, равно как и все последователи Иисуса, нуждаются в укреплении, в тот момент, когда будущее может казаться мрачным. Господь никогда не упускает возможности вмешаться и довести до конца план спасения.

Даниил и ученики Христа должны иметь личные отношения с Господом и осознавать личную ответственность за это.

  1. Ангел

Дан. 10:10, 16, 18 - Трижды небесное существо прикасается к Даниилу. Для большинства людей физическое прикосновение имеет важное значение; благодаря прикосновению других людей, проявляющих заинтересованность и заботу, человек обретает поддержку и успокоение. Здесь Даниил испытывает прикосновение небесного существа.

Был ли это Муж в льняных одеждах или ангел? Между терминологией и образом явления Гавриила в Дан. 9 и личностью, прикоснувшийся к Даниилу в 10-ой главе, есть определённое сходство (например, небесное существо приходит к Даниилу в 9:22 и 10:20, Даниил назван «мужем желаний» в 9:23 и 10:19, Даниилу давалось разумение видений в 9:22 и 10:14). Таким образом, исследователи предполагают, что в этой главе присутствует ангел Гавриил, который, как и в других местах Священного Писания и поясняет смысл видения.

  1. Диалог между Ангелом и Даниилом

Дан. 10:10-11:1 - В ходе последующего диалога Ангел говорит трижды; Даниил говорит только два раза.

Ангел подкрепляет Даниила. Дважды Даниилу было сказано о том, что он является мужем желаний, то есть возлюбленным Божьим (Дан. 10:11, 19). Кто не хотел бы услышать подобное от близких, а тем более от самого Бога? И дважды Даниилу было сказано не бояться (Дан. 10:12, 19). Ему был дарован мир.

Укрепившись, Даниил получил подтверждение того, что его ходатайственная молитва за народ была услышана (Дан. 10:12). Его молитва получила немедленный ответ от Бога. Теперь Даниил призван быть сильным и мужественным (Дан. 10:19).

Его понимание будет расширяться (Дан. 10:13, 20). Даниил не только увидел Сына Божьего до воплощения, но и узнал о том, что за кулисами разворачивается великая борьба, победу в которой одержит Всевышний Господь. Дело не только в самаритянах, которые чинят препятствия евреям, возвращающимся из пленения; против Бога и Его народа ведут войну падшие ангелы.

Итак, Даниилу было показано как настоящее, происходящее «за кулисами», так и будущее народа Божьего. 14-ый стих данной главы является ключевым. Царства, описанные в 11-ой главе, не отражают всю власть в истории земли или же значимых политических фигур, которые могут появиться в будущем. Основное внимание уделяется не столько этим царствам, сколько народу Божьему, живущему «в последние дни».

Дан. 10:16-17, 19 - Даниил, кажется, практически не вступает в диалог с Гавриилом. Почему его немногие слова все же имеют столь важное значение?

Даниил признает свою немощь и выказывает почтение небесному существу. Но именно это и решает исход дела.

Даниил осознает, что всем управляет Бог.

Самое важное здесь то, что Даниил желает слушать весть от Бога.

  1. Михаил

Дан. 10:13, 21 - Ангел дважды сообщает Даниилу о Михаиле. Что мы знаем о Михаиле?

Михаил приходит на помощь Гавриилу, который был вовлечен в духовную борьбу против князя Персидского, очевидно, падшего ангела, если не самого сатаны. Михаил вовлекается в духовную борьбу против сил зла в защиту своего народа. Борьба расширяется и достигает сердца языческого царя. Михаил представлен как один из первых князей (Дан. 10:13).

Михаил, «князь ваш» (Дан. 10:21), князь народа Божьего, который вступает в борьбу с персидскими и греческими царями и, как следствие, со всеми враждебными ему властителями.

Дан. 12:1 вновь называет Михаила великим князем, «стоящим за сынов народа твоего». Он будет спасать всех, кто будет найден «записанными в книге». Здесь описывается будущее воскресение мертвых (Дан. 12:2).

Михаил одолел дракона, сатану, и одержал над ним победу (Откр. 12:7-8; Иуд. 1:9).

Он единственный, кто в Священном Писании назван Архангелом (Иуд. 1:9).

Его имя означает «Кто подобен Богу?»

Иисус вернется на землю при гласе Архангела (1 Фес. 4:16).

Очевидно, Иисус и есть Архангел Михаил, так как Он является Пастыреначальником (буквально «архипастырь», 1 Пет. 5:4). Если этот вывод верен, то Даниил встречается с предвоплощенным Христом - Мужем в льняных одеждах, но он узнает Его и как Михаила, вовлеченного в духовную борьбу против сил зла.

Вывод

В то время как большая часть книги Даниила акцентирует внимание на будущем Мессии, а Дан. 9 даже указывает на время, когда Он явится на землю как человек, 10-ая глава Даниила полностью посвящена Иисусу.

  1. Практическое значение

Вот несколько уроков, которые мы можем извлечь для себя из Дан. 10:

  • Духовная жизнь очень важна. Пренебрегать своей духовной жизнью опасно. День без молитвы может легко превратиться в потерянный день. Нам также необходимо вновь практиковать посты, даже если это неполный или частичный пост. Пост может выходить за рамки простого воздержания от пищи. Нам, возможно, придется отказаться от чрезмерной работы, поглощенности материальными вещами, Интернетом и постоянным пользованием мобильным телефоном, и другими гаджетами, или же от готовности быть доступными в любое время с требованием этого же и от других. Мы должны жить в присутствии Бога, вместо того, чтобы быть постоянно прикованными к нашим техническим девайсам.
  • Посвященность Богу и Его народу имеют важное значение. Наша жизнь не принадлежит исключительно нам; в нее входят и жизни других людей, включая общину верующих. Когда в церкви разлад, люди, как правило, покидают ее. Даниил, испытывая страдания, молит Бога за свой народ. При этом, Даниил не отделяет себя от «общины верующих». Бог услышал молитву Даниила, ободрил его и даровал ему внутренний мир.
  • Бог считает нас Своими возлюбленными детьми, но и нам необходимо любить Его. Формальная религия, простое следование библейским указаниям, и даже строгое соблюдение Божьих заповедей недостаточны, если мы не любим Бога и друг друга.
  • Борьба за кулисами продолжается и сегодня. До конца мы не осознаем и не понимаем всех аспектов этой борьбы, возможно мы и не нуждаемся в ее абсолютном понимании. Но есть Некто, знающий всё. Его нельзя обмануть, и Его план неизменен. Даниил был не способен сражаться в битве, он вверил ее в руки Господа. Сегодня и для нас лучшим решением будет вверить свои битвы в руки Божьи и следовать за Ним всем сердцем, всей душой и всем разуменьем. Он уже одержал победу, и эта победа будет полностью реализована при Его Втором пришествии и после окончания Тысячелетнего царства.
  • Когда силы зла угрожают нам, мы не одиноки (Еф. 6:10-18). Во всех искушениях, страданиях и гонениях Иисус будет с нами, как Он и обещал (Мф. 28:20) - даже до скончания века. Те, кто принадлежат Михаилу, в конце концов выйдут победителями.

Заключение

10-ая глава Даниила посвящена Иисусу - Мужу в льняных одеждах и Михаилу, нашему Небесному Князю, Тому, Кто даровал нам спасение.

«Мы должны помнить о том, что человек грешен и склонен ошибаться, но есть Тот, Кто, обладая всей силой и властью, является нашей крепкой сторожевой башней. При каждой возникшей опасности мы знаем, что это Его битва. Его ресурсы безграничны, и кажущиеся неодолимыми преграды сделают победу еще более величественной».

Ellen Gould White, «Conflict and Courage» (Review and Herald, 1970), 217.

Эккехардт Мюллер
По материалам бюллетеня