» »

Новое учение феодосия косого. Основные принципы учения феодосия косого

09.01.2024

Положительная сторона проповеди Косого заключалась, по-видимому, в стремлении восстановить христианство в его первобытной чистоте, вернуть его ко временам апостолов . Отрицая весь современный церковный строй и иерархию , Косой учил духовному поклонению Богу, требовал нравственной жизни и деятельности, согласной с евангельскими заповедями . Также, Косой критиковал церковь за тягу к стяжательству, а именно за монастырские землевладения, которые по мнению Косого преступали заповедь нестяжания.

Он учил о равенстве всех людей, независимо от социального положения, национальности и религиозной принадлежности; выступал против любого социального неравенства: «не подобаеть же в христианох властей быти», призывал к отказу от платежа податей, критиковал священников за то, что они учат «земскых властей боятися и даеи даяти им». Очень смелым было выступление Феодосия Косого против войн: христианам «не подобаеть… воевати», а также выступал и против насильственных форм борьбы с социальной несправедливостью.

Суждения учёных о генезисе учения Косого не единообразны. Одни рассматривают это учение как явление самобытное; другие придают много значения иностранному (лютеранскому) влиянию. И те, и другие ставят учение Косого в связь с ересью Башкина и деятельностью заволжских старцев . Ф. Калугину кажется наиболее вероятным, что ересь Косого, «возникшая на почве домашнего критицизма, была резким и уродливым выражением того обличительного направления, какое характеризует всю литературную деятельность Максима Грека и которое, сосредоточившись в заволжских пустынях, наиболее рельефно и резко было заявлено В. Патрикеевым и игуменом Артемием ».

В Литве учение Косого получило теоретическое обоснование под воздействием протестантизма и антитринитарианских идей.

Напишите отзыв о статье "Феодосий Косой"

Литература

  • Статьи И. Емельянова: «О происхождении учения Башкина и Косого», «Учение Феодосия Косого» и «Полемика против учения Косого» (все три в «Трудах Киевской Духовной Академии», 1862);
  • И. Малышевский , «Подложное письмо половца Ивана Смеры к князю Владимиру» (id., 1876, том II);
  • Ф. Калугин, «Зиновий, инок Отенский» (Санкт-Петербургская Библиотека, 1894).

См. также

Примечания

Источник

  • Косой Феодосий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • (на сайте rulex.ru)

Отрывок, характеризующий Феодосий Косой

Стелла смотрела своими большими, круглыми глазами, как будто желая и не смея что-то спросить... Тут я решила ей помочь:
– Ты хочешь, чтобы я пришла ещё? – с затаённой надеждой спросила я.
Её смешное личико опять засияло всеми оттенками радости:
– А ты правда-правда придёшь?! – счастливо запищала она.
– Правда-правда приду… – твёрдо пообещала я...

Загруженные «по-горлышко» каждодневными заботами дни сменялись неделями, а я всё ещё никак не могла найти свободного времени, чтобы посетить свою милую маленькую подружку. Думала я о ней почти каждый день и сама себе клялась, что завтра уж точно найду время, чтобы хоть пару часов «отвести душу» с этим чудесным светлым человечком... А также ещё одна, весьма странная мысль никак не давала мне покоя – очень хотелось познакомить бабушку Стеллы со своей, не менее интересной и необычной бабушкой... По какой-то необъяснимой причине я была уверена, что обе эти чудесные женщины уж точно нашли бы о чём поговорить...
Так, наконец-то, в один прекрасный день я вдруг решила, что хватит откладывать всё «на завтра» и, хотя совершенно не была уверена, что Стеллина бабушка именно сегодня будет там, решила, что будет чудесно если сегодня я наконец-то навещу свою новую подружку, ну, а если повезёт, то и наших милых бабушек друг с другом познакомлю.
Какая-то странная сила буквально толкала меня из дома, будто кто-то издалека очень мягко и, в то же время, очень настойчиво меня мысленно звал.
Я тихо подошла к бабушке и, как обычно, начала около неё крутиться, стараясь придумать, как бы ей всё это получше преподнести.
– Ну, что, пойдём что-ли?.. – спокойно спросила бабушка.
Я ошарашено на неё уставилась, не понимая каким образом она могла узнать, что я вообще куда-то собралась?!.
Бабушка хитро улыбнулась и, как ни в чём не бывало, спросила:
– Что, разве ты не хочешь со мной пройтись?
В душе возмутившись такому бесцеремонному вторжению в мой «частный мысленный мир», я решила бабушку «испытать».
– Ну, конечно же хочу! – радостно воскликнула я, и не говоря куда мы пойдём, направилась к двери.
– Свитер возьми, вернёмся поздно – прохладно будет! – вдогонку крикнула бабушка.
Тут уж я дольше выдержать не могла...
– И откуда ты знаешь, куда мы идём?! – нахохлившись, как замёрзший воробей, обижено буркнула я.
Так у тебя ж всё на лице написано, – улыбнулась бабушка.
На лице у меня, конечно же, написано этого не было, но я бы многое отдала, чтобы узнать, откуда она так уверенно всегда всё знала, когда дело касалось меня?
Через несколько минут мы уже дружно топали по направлению к лесу, увлечённо болтая о самых разнообразных и невероятных историях, которых она, естественно, знала намного больше, чем я, и это была одна из причин, почему я так любила с ней гулять.
Мы были только вдвоём, и не надо было опасаться, что кто-то подслушает и кому-то может быть не понравится то, о чём мы говорим.
Бабушка очень легко принимала все мои странности, и никогда ничего не боялась; а иногда, если видела, что я полностью в чём-то «потерялась», она давала мне советы, помогавшие выбраться из той или иной нежелательной ситуации, но чаще всего просто наблюдала, как я реагирую на, уже ставшие постоянными, жизненные сложности, без конца попадавшиеся на моём «шипастом» пути. В последнее время мне стало казаться, что бабушка только и ждёт когда попадётся что-нибудь новенькое, чтобы посмотреть, повзрослела ли я хотя бы на пяту, или всё ещё «варюсь» в своём «счастливом детстве», никак не желая вылезти из коротенькой детской рубашонки. Но даже за такое её «жестокое» поведение я очень её любила и старалась пользоваться каждым удобным моментом, чтобы как можно чаще проводить с ней время вдвоём.
Лес встретил нас приветливым шелестом золотой осенней листвы. Погода была великолепная, и можно было надеяться, что моя новая знакомая по «счастливой случайности» тоже окажется там.
Я нарвала маленький букет каких-то, ещё оставшихся, скромных осенних цветов, и через несколько минут мы уже находились рядом с кладбищем, у ворот которого... на том же месте сидела та же самая миниатюрная милая старушка...
– А я уже думала вас не дождусь! – радостно поздоровалась она.
У меня буквально «челюсть отвисла» от такой неожиданности, и в тот момент я видимо выглядела довольно глупо, так как старушка, весело рассмеявшись, подошла к нам и ласково потрепала меня по щеке.
– Ну, ты иди, милая, Стелла уже заждалась тебя. А мы тут малость посидим...
Я не успела даже спросить, как же я попаду к той же самой Стелле, как всё опять куда-то исчезло, и я оказалась в уже привычном, сверкающем и переливающемся всеми цветами радуги мире буйной Стеллиной фантазии и, не успев получше осмотреться, тут же услышала восторженный голосок:
– Ой, как хорошо, что ты пришла! А я ждала, ждала!..
Девчушка вихрем подлетела ко мне и шлёпнула мне прямо на руки... маленького красного «дракончика»... Я отпрянула от неожиданности, но тут же весело рассмеялась, потому что это было самое забавное и смешное на свете существо!..
«Дракончик», если можно его так назвать, выпучил своё нежное розовое пузо и угрожающе на меня зашипел, видимо сильно надеясь таким образом меня напугать. Но, когда увидел, что пугаться тут никто не собирается, преспокойно устроился у меня на коленях и начал мирно посапывать, показывая какой он хороший и как сильно его надо любить...

Феодосий Косой - один из представителей религиозного движения XVI века, глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты XVI в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя

«Москвитянин, раб единого от честных слуг царевых», Косой бежал (около 1551 года) в пределы Белоозера, принял монашество и вместе с другими бежавшими рабами основался на Новоозере. По-видимому, ещё до бегства Косой успел завоевать особое уважение; сообщают, что «во мнишестве ему бе угождая господин его». В заволжских пустынях Косой познакомился с Артемием, учеником Нила Сорского.

Назначение Артемия игуменом Троице-Сергиева монастыря поставило Косого в положение руководителя и организатора кружка монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдашней религиозно-общественной жизни. Деятельность Косого скоро обратила на себя внимание властей, и его с единомышленниками взяли в Москву на суд. Во время производства следствия, в 1554 году, Косой бежал в Литву, где нашёл благоприятные условия для пропаганды своего учения.

Учения Феодосия Косого

Об учении Косого можно судить, главным образом, по трудам его противника Зиновия Отенского. Полемический характер сочинений Зиновия повёл к тому, что положительная сторона учения Косого осталась мало выясненной. Критика Косого была направлена прежде всего против внешне-обрядовой стороны религии. Считая, что эта сторона обязана своим происхождением церковной иерархии, Косой называл обряды «человеческая преданиа», особой формой идолопоклонства. Поклонение иконам и святому кресту он называл идолопоклонством, почитание мощей Косой отвергал, к таинствам относился отрицательно. Он учил: «к попам не приходите, и молебнов не творите, и молитвы их не требовати, и не кайтесь, и не причищайтесь, и темияном не кадитися, и на погребении от епископов и от попов не поминатися… Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творите, ни на землю падати и поклонятися, ни проскуры, ни капуны, ни свечи приносити». Считая виновниками человеческого предания епископов, Косой подверг их деятельность суровой критике, называя их «идольскими жрецами, ложными учителями».

Отрицательные суждения Косого простирались и на догматическое учение церкви: он отвергал догматы святой Троицы и искупления.

Положительная сторона проповеди Косого заключалась, по-видимому, в стремлении восстановить христианство в его первобытной чистоте, вернуть его ко временам апостолов. Отрицая весь современный церковный строй и иерархию, Косой учил духовному поклонению Богу, требовал нравственной жизни и деятельности, согласной с евангельскими заповедями. Также, Косой критиковал церковь за тягу к стяжательству, а именно за монастырские землевладения, которые по мнению Косого преступали заповедь нестяжания.

Он учил о равенстве всех людей, независимо от социального положения, национальности и религиозной принадлежности; выступал против любого социального неравенства: «не подобаеть же в христианох властей быти», призывал к отказу от платежа податей, критиковал священников за то, что они учат «земскых властей боятися и даеи даяти им». Очень смелым было выступление Феодосия Косого против войн: христианам «не подобаеть… воевати», а также выступал и против насильственных форм борьбы с социальной несправедливостью.

Суждения учёных о генезисе учения Косого не единообразны. Одни рассматривают это учение как явление самобытное; другие придают много значения иностранному (лютеранскому) влиянию. И те, и другие ставят учение Косого в связь с ересью Башкина и деятельностью заволжских старцев. Ф. Калугину кажется наиболее вероятным, что ересь Косого, «возникшая на почве домашнего критицизма, была резким и уродливым выражением того обличительного направления, какое характеризует всю литературную деятельность Максима Грека и которое, сосредоточившись в заволжских пустынях, наиболее рельефно и резко было заявлено В. Патрикеевым и игуменом Артемием».

В Литве учение Косого получило теоретическое обоснование под воздействием протестантизма и антитринитарианских идей.

Литература

  • Статьи И. Емельянова: «О происхождении учения Башкина и Косого», «Учение Феодосия Косого» и «Полемика против учения Косого» (все три в «Трудах Киевской Духовной Академии», 1862);
  • И. Малышевский, «Подложное письмо половца Ивана Смеры к князю Владимиру» (id., 1876, том II);
  • Ф. Калугин, «Зиновий, инок Отенский» (Санкт-Петербургская Библиотека, 1894).

Феодосий Косой (XVI в.) - еретик, вольнодумец, монах Кирилло-Белоозерского монастыря, из беглых холопов. Проповедовал социальное и политическое равенство людей. Создал и проповедовал новое учение, в котором критиковал догматы христианской церкви. В 1553 г. взят под стражу и привезен в Москву, откуда бежал в Литву. Его сочинения не дошли до наших дней.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 535.

Феодосий (Косой) - деятель еретического движения, монах Кирилло-Белозерского монастыря . Глава еретического течения, идеолог крестьянства и город, бедноты XVI веке в борьбе против официальной церкви и феодал, строя. По происхождению - холоп, из беглых. В конце 40-х годов бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи, затем перешёл в монастырь на Новоозере, где с 1551 года начал пропаганду т. н. «нового учения». Феодосий Косой подверг критике основные догматы христианства (о божественном происхождении Христа, о воскресении из мёртвых и др.), отрицал святых и чудеса, призывал не поклоняться иконам, выступал за уничтожение института монашества. Отвергая офиц. церковь, Феодосий Косой проповедовал идеи равенства всех людей, отвергал всю систему феодального господства и подчинения, считал « спасение» человека делом его собств. рук, призывал к ликвидации войн и эксплуатации. В 1553 году в связи с делом М. Башкина заключён в один из московских монастырей, но бежал в Польшу.

Кирилло-Белозерский Успенский мужской монастырь, Новгородская еп.
Фото А.Н. Савельева .

Феодосий Косой (? - после 1575), холоп одного из царских слуг, еретик, создатель «нового учения», известного по названием «ереси Косого».

Был московским жителем, холопом («рабом»). Создав еретическое учение, стал проповедовать его, нашел сподвижников также в холопской среде. В середине 50-х годов был пойман и заточен в одном из московских монастырей. Но Феодосию Косому и некоторым его единомышленникам удалось бежать - сначала на Белоозеро, потом в Великое княжество Литовское. В Литве Косой и его сподвижники примкнули к крайним представителям Реформации - антитринитариям. Они возглавили движение «русских братьев».

Взгляды Феодосия Косого известны по произведениям, написанным его обличителями, - «Послание многословное к вопросившим… на зломудрие Косого» и др. Ересь Косого обличал Зиновий Отенский . Известно, что за еретическую деятельность в Литве Феодосия Косого обличал Андрей Курбский .

Ересь Феодосия Косого - самое радикальное из всех еретических движений Древней Руси. Еретики отрицали Священное Предание, необходимость Церкви и церковного землевладения, православные молитвы и таинства. Отрицали они и поклонение кресту, ведь крест - только дерево. Себя же Федор Косой считал истинным учителем, имеющим «разум духовный».

Перевезенцев С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

Феодосий Косой (годы рождения и смерти неизвестны) - глава одного из радикальных еретических течений, идеолог крестьянства и низов посада в борьбе против феодального строя и официальной церкви в России середины 16 века. Будучи холопом, Феодосий Косой в конце 40-х годов 16 века бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи. Обосновавшись затем на Новоозере, в 1551 году начал пропагандировать созданное им так называемое "Новое учение". В 1553 году привлечен по делу Матвея Башкина и заключен в один из московских монастырей, но бежал в Литву. "Новое учение" Феодосия Косого оказало влияние на формирование радикального течения в среде польско-литовских антитринитариев. В своем учении Феодосий Косой подверг критике основные догматы православной церкви (о божественной природе Христа, об искупительном характере его жертвы, о посмертном воскресении мертвых и др.), отрицал святых и чудеса, необходимость поклонения иконам и кресту и призывал к уничтожению монашества. Феодосий Косой отвергал не только феодальную церковь с ее иерархией, догматами и обрядами, но и всю систему феодальной эксплуатации, выступал против войн, проповедовал равенство всех людей. "Новое учение" Феодосия Косого свидетельствовало об идейном оформлении крестьянско-плебейских еретических движений в России.

В. И. Корецкий. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Корецкий В. И., К вопросу о социальной сущности "Нового учения" Феодосия Косого, "ВМГУ", 1956, No 2;

Зимин A. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958;

Клибанов А. И., Реформац. движения в России в XIV - первой пол. XVI вв., М., 1960.

КОСОЙ ФЕОДОСИЙ

Косой, Феодосий - один из представителей религиозного движения XVI века. "Москвитянин, раб единого от честных слуг царевых", Косой бежал (около 1551 года) в пределы Белоозера, принял монашество и вместе с другими бежавшими рабами основался на Новоозере. По-видимому, еще до бегства Косой успел завоевать особое уважение; сообщают, что "во мнишестве ему бе угождая господин его". В заволжских пустынях Косой познакомился с Артемием, учеником Нила Сорского. Назначение Артемия игуменом Троице-Сергиева монастыря поставило Косого в положение руководителя и организатора кружка монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдашней религиозно-общественной жизни. Деятельность Косого скоро обратила на себя внимание властей, и его с единомышленниками взяли в Москву на суд. Во время производства следствия Косой бежал в Литву, где нашел благоприятные условия для пропаганды своего учения. - Об учении Косого можно судить, главным образом, по трудам его противника Зиновия Отенского (см. XVIII, 732 - 733). Полемический характер сочинений Зиновия повел к тому, что положительная сторона учения Косого осталась мало выясненной. Критика Косого была направлена прежде всего против внешне-обрядовой стороны религии. Считая, что эта сторона обязана своим происхождением церковной иерархии, Косой называл обряды измышлением человеческим, особой формой идолопоклонства. Поклонение иконам и святому кресту он называл идолопоклонством, почитание мощей Косой отвергал, к таинствам относился отрицательно. Он учил: "к попам не приходите, и молебнов не творите, и молитвы их не требовати, и не кайтесь, и не причищайтесь, и темияном не кадитися, и на погребении от епископов и от попов не поминатися... Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творите, ни на землю падати и поклонятися, ни проскуры, ни капуны, ни свечи приносити". Считая виновниками человеческого предания епископов, Косой подверг их деятельность суровой критике, называя их "идольскими жрецами, ложными учителями". Отрицательные суждения Косого простирались и на догматическое учение церкви: он отвергал догматы святой Троицы и искупления. Положительная сторона проповеди Косого заключалась, по-видимому, в стремлении восстановить христианство в его первобытной чистоте, вернуть его ко временам апостолов. Отрицая весь современный церковный строй и иерархию, Косой учил духовному поклонению Богу, требовал нравственной жизни и деятельности, согласной с евангельскими заповедями. Суждения ученых о генезисе учения Косого не единообразны. Одни рассматривают это учение как явление самобытное; другие придают много значения иностранному (лютеранскому) влиянию. И те, и другие ставят учение Косого в связь с ересью Башкина и деятельностью заволжских старцев. Ф. Калугину кажется наиболее вероятным, что ересь Косого, "возникшая на почве домашнего критицизма, была резким и уродливым выражением того обличительного направления, какое характеризует всю литературную деятельность Максима Грека и которое, сосредоточившись в заволжских пустынях, наиболее рельефно и резко было заявлено В. Патрикеевым и игуменом Артемием". В Литве отрицательное направление Косого получило теоретическое обоснование под воздействием протестантизма и антитринитарианских идей. - См. статьи И. Емельянова, "О происхождении учения Башкина и Косого", "Учение Феодосия Косого" и "Полемика против учения Косого" (все три в "Трудах Киевской Духовной Академии", 1862); И. Малышевский, "Подложное письмо половца Ивана Смеры к князю Владимиру" (id., 1876, том II); Ф. Калугин, "Зиновий, инок Отенский" (Санкт-Петербургская Библиотека, 1894).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОСОЙ ФЕОДОСИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОСОЙ ФЕОДОСИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    еретик, беглый холоп, укрывшийся в монастыре на Белом озере, где принял монашество; по поводу ереси Башкина (см.) был привезен в …
  • КОСОЙ ФЕОДОСИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? еретик, беглый холоп, укрывшийся в монастыре на Белом озере, где принял монашество; по поводу ереси Башкина (см.) был привезен …
  • КОСОЙ в Словаре воровского жаргона:
    - 1) поп, 2) …
  • ФЕОДОСИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • ФЕОДОСИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (около 1470 v начало 16 в.), русский живописец. Сын Дионисия, к творческой манере которого был близок в собственных работах. …
  • КОСОЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое; кос, коса, косо, косы и (разг.) косы. 1. Расположенный наклонно к горизонту, к поверхности, не отвесный; К. …
  • ФЕОДОСИЙ
    ФЕОД́ОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (ок. 1036-1074), один из основателей и игумен Киево-Печерского мон. (с 1062), писатель. Первым ввёл на Руси общежительный монастырский …
  • ФЕОДОСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОД́ОСИЙ КОСОЙ, еретик, монах Кирилло-Белозерского мон., из беглых холопов. С 1551 распространял "Новое учение". Отвергал офиц. церковь, осн. догматы, обряды …
  • ФЕОДОСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОД́ОСИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 424-529), христ. монах, архимандрит Палестинского монашества, один из основателей общежительного …
  • ФЕОДОСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОД́ОСИЙ I, или Великий (Theodosius) (ок. 346-395), рим. император с 379. В 380 утвердил господство ортодоксального христ-ва, преследовал ариан и …
  • КОСОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОС́ОЙ КАПОНИР, укрепление (построено в 1844) Киево-Печерской крепости в Киеве. В 1860-х гг. и в нач. 20 в. воен.-полит. тюрьма …
  • КОСОЙ
    косо"й, косы"е, косо"го, косы"х, косо"му, косы"м, косо"го, косы"х, косы"м, косы"ми, косо"м, …
  • КОСОЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    косо"й, коса"я, косо"е, косы"е, косо"го, косо"й, косо"го, косы"х, косо"му, косо"й, косо"му, косы"м, косо"й, косу"ю, косо"е, косы"е, косо"го, косу"ю, косо"е, косы"х, …
  • КОСОЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Крамаров в паре с …
  • КОСОЙ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • КОСОЙ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: асимметричный, наклонный Ant: …
  • ФЕОДОСИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • КОСОЙ в словаре Синонимов русского языка:
    боковой, выпивши, готов, заяц, искривленный, косенький, косоглазый, косящий, кривоглазый, кривой, навеселе, наклонный, недоверчивый, недружелюбный, нетрезвый, опьянелый, перекосившийся, перекошенный, подвыпивший, подгулявший, …
  • КОСОЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. разг. 1) Тот, кто страдает косоглазием; косоглазый (1*2). 2) Тот, кто имеет раскосые глаза; косоглазый (1*1). 2. м. …
  • КОСОЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    кос`ой, -`ого (о …
  • КОСОЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    косой, -ого (о …
  • КОСОЙ в Орфографическом словаре:
    кос`ой, -`ого (о …
  • КОСОЙ в Орфографическом словаре:
    кос`ой; кр. ф. кос, кос`а, к`осо, …
  • КОСОЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    == кривой N1 Косая рама. косой == косоглазый К. мальчик. К. заяц. косой расположенный наклонно к горизонту, к поверхности, не …
  • КОСОЙ в Словаре Даля:
    непрямой, неравнобежный с тем направлением, о котором идет речь. Косая стена, столб, неотвесный, наклонный, покляпый: косой пол, притолока, лежащий не …
  • ФЕОДОСИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Угличский (ум. 1609), преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) …
  • КОСОЙ
    косого, м. (простореч., обл.). Заяц. - А сколько (у крестьянских детей) рассказов! Попался косой, поймали ежа... …
  • КОСОЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    Косая, косое; кос, коса, Косо. 1. расположенный наклонно к горизонтальной плоскости, не отвесный. Косой Дождь. Косые лучи солнца. Дождь падал …
  • КОСОЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    косой 1. м. разг. 1) Тот, кто страдает косоглазием; косоглазый (1*2). 2) Тот, кто имеет раскосые глаза; косоглазый (1*1). 2. …
  • КОСОЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I м. разг. 1. Тот, кто страдает косоглазием; косоглазый I 2. 2. Тот, кто имеет раскосые глаза; косоглазый I 1. …
  • КОСОЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. разг. 1. Тот, кто страдает косоглазием; косоглазый I 1.. 2. Тот, кто имеет раскосые глаза; косоглазый I 2.. …
  • ФЕОДОСИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Полоницкий-Углицкий) (+ 1696), архиепископ Черниговский, святитель. Память 5 февраля, 9 сентября …
  • ФЕОДОСИЙ ТОТЕМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Суморин), Тотемский (ок. 1530 - 1568), преподобный. Память 28 января. Родился в …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий Печерский (ок. 1036 - 1074), игумен, преподобный. Основатель общежительного монастырского устава и …
  • ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ, КИНОВИАРХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий Великий (ок. 424 - 529), киновиарх (основатель общежития монахов), преподобный. Память 11 января …
  • ФЕОДОСИЙ I ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Феодосий I Великий (около …
  • ФЕОДОСИЙ (ШИБАЛИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Шибалич) (род. 1963), епископ Липлянский, викарий Рашско-Призренской епархии. В миру Живко Шибалич, …
  • ФЕОДОСИЙ (ХАРИТОНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Харитонов) (+ 1607), архиепископ Астраханский и Терский, святитель (местночт.). В миру Феодот, сын …
  • ФЕОДОСИЙ (НАГАСИМА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Нагасима) (1935 - 1999), архиепископ Токийский, митрополит всея Японии. В миру …
  • ФЕОДОСИЙ (ЛАЗОР) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Лазор) (род. 1933), митрополит, б. предстоятель Православной Церкви в Америке, архиепископ Вашингтонский …
  • ФЕОДОСИЙ (ГАНИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Ганицкий) (1860 - 1937), епископ Коломенский и Бронницкий, священноисповедник. Память …
  • ФЕОДОСИЙ (ВАЩИНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Ващинский) (1876 - 1937), епископ. В миру Димитрий Васильевич Ващинский. В большинстве …
  • ФЕОДОСИЙ (БЫВАЛЬЦЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Бывальцев) (+ 1475), митрополит Московский и всея Руси, духовный писатель. В 1453 году …
  • ФЕОДОСИЙ II, ФЛАВИЙ в биографиях Монархов.
  • ФЕОДОСИЙ УГЛИЦКИЙ
    Феодосий Углицкий - святой архиепископ черниговский. Происходил из древнего рода дворян Полоницких-Углицких; отец его был священником. С наибольшей вероятностью местом …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Феодосий Печерский - преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Родился в Василеве (ныне уездный город Васильков, …

Феодосий Косой Феодо́сий Косо́й

еретик, монах Кирилло-Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 распространял «Новое учение». Отвергал официальную церковь, основные догматы, обряды и таинства, проповедовал идеи равенства людей. В 1553 привлечён по делу М. Башкина, бежал в Литву.

ФЕОДОСИЙ Косой

ФЕОДО́СИЙ Косой, лидер движения еретиков (см. ЕРЕСИ) в России 16 века; по происхождению холоп. В конце 1540-х годов Феодосий Косой бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи, затем перешел в монастырь на Новоозере, где с 1551 года начал пропаганду «Нового учения». Феодосий Косой подверг критике основные догматы христианства: о божественной природе Христа, о воскресении мертвых, отрицал святых и чудеса, призывал не поклоняться иконам, выступал за уничтожение института монашества. Отвергая официальную церковь, Феодосий Косой проповедовал идеи равенства всех людей, отвергал систему феодального господства и подчинения, считал «спасение» человека делом его собственных рук, призывал к прекращению войн. Учение Феодосия Косого подвергалось критике со стороны Зиновия Отенского. В 1553 году Феодосий Косой в связи с делом М. Башкина был заключен в один из московских монастырей, но бежал в Польско-Литовское государство, где оказал влияние на формирование радикального движения антитринитариев.


Энциклопедический словарь . 2009 .

  • Феодосий Великий
  • Феодосий Печерский

Смотреть что такое "Феодосий Косой" в других словарях:

    ФЕОДОСИЙ КОСОЙ - еретик, монах Кирилло Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 распространял Новое учение. Отвергал феодальную церковь, основные догматы, обряды и таинства, проповедовал социальное и политическое равенство людей. В 1553 привлечен по… … Большой Энциклопедический словарь

    Феодосий Косой - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Феодосий Косой один из представителей религиозного движения XVI века, глава еретического течения, идеолог крестьянс … Википедия

    Феодосий Косой - еретик, был холопом одного из московских бояр. "Улучив свободу мужеством и разумом своим", он бежал от господина на коне и с "имением" (так как занимал среди господских холопов видное положение.) к заволжским старцам в… … Большая биографическая энциклопедия

    Феодосий Косой - (гг. рождения и смерти неизвестны) глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты 16 в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя. По происхождению холоп. В конце 40 х гг. бежал из Москвы на Белоозеро и… … Большая советская энциклопедия

    ФЕОДОСИЙ КОСОЙ - (гг. рожд. и смерти неизв.) глава одного из радикальных еретических течений, идеолог крестьянства и низов посада в борьбе против феод. строя и офиц. церкви в России сер. 16 в. Будучи холопом, Ф. К. в конц. 40 х гг. 16 в. бежал из Москвы на… … Советская историческая энциклопедия

    ФЕОДОСИЙ КОСОЙ - (гг. рожд. и смерти неизв.) – представитель крест. плебейской ереси сер. 16 в. Будучи холопом, в конце 1540 х гг. бежал из Москвы от своего господина на Белоозеро, где постригся в монахи. С 1551 начал выступать как религ. реформатор и… … Философская энциклопедия

    Феодосий Косой - ФЕОДÓСИЙ КОСÓЙ, еретик, монах Кирилло Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 распространял Новое учение. Отвергал офиц. церковь, осн. догматы, обряды и таинства, проповедовал социальное и полит. равенство людей. В 1553 привлечён по… … Биографический словарь

    Косой, Феодосий - Феодосий Косой один из представителей религиозного движения XVI века, глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты XVI в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя «Москвитянин, раб единого от честных слуг… … Википедия

    Косой - Косой: Прозвище Василий Косой великий князь московский Вассиан Косой вождь нестяжателей Феодосий Косой богослов XVI века Часть фамилии Василий Иванович Косой Оболенский Заяц Косой другое название персонажа мультфильмов Заяц См.… … Википедия

    КОСОЙ ФЕОДОСИЙ - см. Феодосий Косой. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 … Философская энциклопедия