» »

Когда появляются призраки. Иные околоюридические дисциплины: Когда появляются призраки

01.03.2024

Текущая страница: 1 (всего у книги 26 страниц)

ИХ МНОГО

Призраки... Неожиданные, порой пугающие видения. Их совсем не так мало вокруг нас. История их стара, как сам мир. Стоит только вспомнить, сколько ходит по свету рассказов о встречах с чем-то редким, невиданным, «потусторонним».

Во многие из таких историй трудно поверить, еще труднее в них отделить правду от сознательной лжи и подчас нелегко обнаружить материальную, естественную основу увиденного. А рассказы, волнующие человеческое воображение, рождающие древний страх перед неведомым, существуют завидно долго, не переставая питать живительными соками мир суеверий.

Пожалуй, нет на земле такого уголка, где природа поскупилась на то, чтобы иной раз поразить человека чем-то невероятным, порой неуловимым, бестелесным. А между тем представители мира призраков чаще всего пугают нас лишь своей необычной внешностью. Это – «видимое ничто». Иной раз за фантастическим обликом призрака скрываются самые обычные проявления природных сил. И всегда можно обнаружить материальность окружающего нас мира, законы, по которым живет природа.

А призраков много. Самых разнообразных.

Поздний вечер, быстро сгущается тьма. Вы торопитесь домой. По пути надо пройти небольшой лесок. Тропинка пустынная. Вы невольно ускоряете шаг. И вдруг впереди возникает человеческая фигура. В голове проносятся мысли о недобрых людях. Идти навстречу или повернуть назад? Вы делаете еще несколько шагов – и очертания «человека», который так ясно был виден, пропадают.

Перед вами сломанное грозой дерево.

Когда-то (уже давно) в одном из католических храмов-костелов в Польше произошло крайне неприятное для монахов этого храма событие. Во время богослужения в воздухе на фоне кадильного дыма

вдруг появился «враг рода человеческого» – черт. Хотя по размерам он был невелик, все бывшие в храме явственно разглядели у него рога, хвост и ноги с копытами! Попрыгав в воздухе, чертенок исчез. Ужас верующих и монахов, как говорится, не поддавался описанию.

Постепенно об этом происшествии забыли, хотя, конечно, оно многих людей укрепило в вере в потусторонний мир, в ад и рай. Прошло немало лет. И снова в том же костеле показал свою мерзкую рожу чертик!

Правда, на этот раз очевидцем был только один из монахов – привратник монастыря. Но он клялся всеми святыми, что видел черта совершенно ясно и никак не мог ошибиться.

Что же это было? Не торопитесь. Как говорится в древней восточной поговорке, «сверни свой ковер нетерпения и положи его в сундук ожидания».

Широко раскинув руки в стороны, призрак медленно надвигался прямо на женщину. «Бежать! Скорее бежать назад, в дом, где есть люди!» – мелькнуло в сознании, но страшное оцепенение приковало ее к месту. Привидение безмолвно приближалось. Женщина вскрикнула и упала без чувств.

Хотя с тех пор прошло уже много лет, но женщина, с которой произошел этот случай (жительница деревни Новая Распашь Архангельской области), очень хорошо помнит лицо привидения. Она не могла ошибиться: это был незадолго до того умерший сосед. Она очень боялась одна выходить в сумерках в сени, опасаясь встретиться с умершим соседом. И не напрасно! Здесь-то и встретилось ей привидение.

В романе писателя Костылева «Иван Грозный» есть такое место:

«Дрожащей рукой царь Иван отодвинул занавес.

Испуганными глазами взглянул на небо.

Лицо его перекосилось от ужаса: на небе, в темной вышине, застыло крестообразное небесное знамение...

Опираясь на посох, вышел царь на красное крыльцо наблюдать дивное видение, о котором только что сказала ему царица.

Долго молча смотрел он на небо, усеянное густой звездной россыпью, и на этот таинственный крест, смутно проступавший в небесной глубине, и вдруг, зашатавшись от слабости, прошептал:

– Вот знамение моей смерти! Вот оно!»

Светящийся крест на небе – не выдумка писателя. О таких воздушных призраках не раз упоминали летописцы.

А призраки в горах? Вы с ними не встречались? Несколько лет назад их довелось увидеть А. Курсову, живущему на Кольском полуострове. О своей встрече он написал в редакцию журнала «Наука и религия»:

«Дело было осенью. Наступал вечер, когда наша группа подошла к подножию Хибинских гор. Здесь у костра мы и заночевали. Рано утром решили подняться на одну из гор Хибинского массива. К одиннадцати часам дня были уже на вершине.

Погода стояла ясная, прохладная. Низкое осеннее солнце почти не грело. Дул небольшой ветерок, гнавший белые облака с запада на восток. Вдали простиралось плато Расвумчорр. Его отделяло от нас глубокое ущелье.

К половине двенадцатого дня мы подошли к западному склону горы, за которым был крутой обрыв к ущелью.

Вот здесь-то мы и увидели нечто такое, что поразило наше воображение. Никто из нас до сих пор не видел подобных чудес природы. Прямо перед нами из глубины ущелья и высоко над горизонтом, на расстоянии двух с половиной – трех километров, возвышалась группа великанов. Их было столько же, сколько и нас. Каждая из фигур этой группы печаталась темной тенью на туманном фоне. Никаких искажений, изломов – все четко и ясно, как проекция на огромном экране. Каждый из нас в одном из великанов узнавал себя. Трудно определить масштаб увеличения, но, кажется, высота каждой фигуры была метров до двадцати пяти. Вокруг великанов светился радужный ореол.

Мы пробыли на этом месте двадцать минут, и все время группа, напоминающая что-то сказочное, сверхъестественное, приковывала наше внимание. Мы двигались, поднимали руки – и всякий раз каждое наше движение повторяли великаны в радужном ореоле...*

В декабре 1957 года на Плещеевом озере в Ярославской области несколько рыболовов-любителей оказались свидетелями другого редкого явления. Шел снег. Было уже темно. Температура около нуля градусов. Один из рыбаков, поднимая над лункой удочку, вдруг с удивлением заметил на ней голубовато-белый огонек. Недоумевая, он быстро опустил удочку вниз и схватил «огонь* варежкой. Свечение исчезло. Потрогал верхнюю часть удочки – ту, которая «горела*, – она была совсем холодной. Что за наваждение! Рыбак попросил сидящих рядом товарищей поднять вверх удочки. Когда они это сделали, у всех появились голубые огоньки! Стоило прикоснуться рукой к такому огойьку, даже только попытаться поднести к нему руку, как он исчезал. Горящие холодным, неуловимым огнем удочки. Огонь-призрак!

Наконец, вот такую трагическую историю рассказал в своей книге «Тропою легенд* И. И. Акимушкин. Один американский солдат заблудился в джунглях Филиппинских островов. Пробродив много часов по лесу, он лег отдохнуть. Пробуждение было кошмарным: прямо перед ним сидел призрак с оскаленным ртом и с двумя огненными шарами вместо глаз. Обезумевший от страха человек бросился бежать. Когда его нашли, он говорил только одну фразу: «Эти глаза! Эти глаза!»

Что же это было?

Суеверный американский солдат решил, что увидел самого черта, и от страха сошел с ума.

История народов знает множество подобных примеров, когда психика человека, верящего во всякого рода чертовщину, не выдерживала встречи с «привидениями». Такие встречи не столь уж редки, как может показаться на первый взгляд. Вот почему путешествие в мир призраков может быть полезным для всех.

Прочитав эту книгу, вы узнаете, какие причины порождают этот призрачный мир природы, какова естественная, земная сущность самых разнообразных «привидений», появляющихся перед нами днем и ночью, в доме и в лесу, в небе и на земле.

Часть первая

ЗАСЕКРЕЧЕННЫЕ ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ

Предание рассказывает.

Давно это было. В Шотландии в огромном мрачном замке жил граф Оркни. Это был нелюдимый и жестокий человек. За малейшую провинность он мог приказать затравить человека собаками или заточить его до конца жизни в одну из башен своего замка.

Многие рыцари, известные своей смелостью в бою, старались не встречаться с Оркни, объезжали его владения стороной. Только его жена да несколько слуг жили в замке в постоянном страхе перед своим хозяином. Особенно свирепым становился он, когда нагружался старым крепким вином, что хранилось в подвалах.

В один из таких дней и случилась трагедия. В горах, где находился замок Оркни, разыгралась снежная буря. Рыцарь Томас Лермант, застигнутый бурей, свернул к замку и попросил гостеприимства. Уже захмелевший граф Оркни обрадовался неожиданному гостю и послал слугу за новой порцией вина. Но мирная беседа длилась совсем недолго: пока не вышла к столу графиня. Взглянув на хозяйку замка, рыцарь не мог скрыть восхищения ее красотой. В то же мгновение Оркни бросился на него с мечом. Он видел теперь в случайном госте своих недругов, всех тех, кто не хотел с ним встречаться. Страшной силы удар обрушился на рыцаря. Графиня потеряла сознание.

Медленно приходил в себя убийца. Увидев дело своих рук, он поднял труп гостя и отнес его в потайную комнату, вход в которую знал только он. А затем снова сел за стол...

Скоро он окончательно потерял человеческий облик. В полутемном зале, освещенном бликами каминного огня, ему мерещился поднимающийся с полу рыцарь. Убийца вскакивал со стула, хватался за меч, но тут же снова впадал в хмельное забытье. Но и тогда его преследовали видения. Вдруг он увидел перед собой жену. Но что это? Она склонилась над телом убитого! Озверевший граф бросился к ней, все еще лежащей в обмороке, поднял на руки и, изрыгая проклятия, отнес ее в ту же тайную комнату.

С грохотом захлопнулась массивная железная дверь, оставив несчастную женщину вместе с мертвым рыцарем. «Подыхай вместе с ним!» – крикнул хозяин замка и вернулся к столу, но тут же свалился в тяжелом угарном сне на пол.

Нет, не ужаснулся граф Оркни тому, что совершил в тот вечер! Наутро вспомнил все и... ожесточился еще больше: «Будет так, как я сказал!» Только через два дня он решил, что достаточно наказал жену, и пошел выпустить ее из комнаты. И тут пришло возмездие. Открыв потайную дверь, убийца вошел в комнату и забыл вынуть ключ из пружинного замка. Он успел увидеть лишь безумные глаза жены, и массивная дверь захлопнулась и похоронила его вместе с жертвами.

Какими были последние часы преступного графа и его несчастной жены, история не сообщает. Его проклятия и стоны, доносившиеся словно из подземелья, возможно, слышали немногие оставшиеся у него слуги. Но, не зная секрета потайной двери, они, смертельно испуганные, оставили дом.

Замок перешел к наследникам. Внезапное исчезновение семьи графа осталось для всех загадкой. Прошли века. Один из предков графа решил перестроить заМок. Приглашенный для этой цели архитектор обнаружил потайную дверь и открыл ее. На полу лежали три скелета. Вот тогда и была сочинена легенда о страшной драме, разыгравшейся несколько веков назад в старинном замке.

Но самым неожиданным оказался ее конец. Обнаружив комнату и скелеты и вспомнив россказни суеверных людей о каких-то ночных звуках в замке, владелец сообразил, какую выгоду может ему принести вся эта история. Замок был оставлен в прежнем виде, а в путеводителях по стране появилось еще одно упоминание о доме с привидениями, каких так много до сих пор в Англии.

Показывая туристам потайную комнату, гид говорит заученные фразы:

– Обратите внимание, дамы и госпЬда! Скелет, лежащий в том углу, принадлежит графу Оркни. Рядом – его жена. А вот здесь – с разбитым черепом молодой Томас Лермант. Их души бродят по замку, только когда кругом бушует непогода. В такие ночи рыцарь Томас с мечом в руках ходит по коридорам и комнатам, надеясь встретиться со своим убийцей. Когда они сходятся, слышно, как скрещиваются их мечи, раздаются проклятия, а рядом, ломая руки, тихо плачет призрак графини. Если кто из вас пожелает все это услышать, – продолжает гид, – тот может пожить у нас некоторое время. К вашим услугам все удобства. Цены за комнаты вполне умеренные...

В современной Великобритании, как в стародавние времена, при желании можно встретиться с миром привидений. Сотни замков и домов располагают собственными фамильными призраками. Есть они в больших магазинах, В театрах, в банках.

О том, насколько широко распространена здесь древняя вера в привидения, в мир «блуждающих душ», можно судить по тому, что редкий день в газетах не появляются о них упоминания, заметки, рассказы. Описываются места появления призраков, пересказываются беседы с ними, даются советы, как себя вести при этом. «Научное общество спиритических привидений» дает, например, такой совет: «Если вы увидите внезапно появившееся/ привидение, оставайтесь спокойным, отметьте время и место появления его, а если хотите, чтобы оно исчезло, направьте на него какой-нибудь острый металлический предмет, хотя бы булавку...»

Все это без тени шутки!

В 1963 году в английском городке Бринтвуде состоялась даже охота за призраком некоего Хонтера, убитого в прошлом веке в одной из таверн города. Видимо, в отместку за свою гибель дух Хонтера решил не оставлять в покое посетителей таверны. По словам хозяина, в помещении «громыхает посуда в буфете, загораются сами по себе электрические лампочки, шевелятся стулья, помещение наполняется запахом заплесневелой кожи».

Избавить таверну от неспокойного духа взялся «специалист» по выходцам с того света. Он решил «уговорить» духа покинуть таверну. Рассказывая об этом случае, французская газета «Юманите» дала тогда хороший совет: «Рекомендуйте хозяину таверны подложить клин под одну из ножек буфета, исправить электропроводку, починить ходуном ходящий пол и чаще проветривать шкафы и все помещение».

В январе 1951 года было объявлено о том, что на экранах английского телевидения будет показан призрак пятой жены Генриха У1П. Передача будет проводиться из дворца Хэмптон Керт, излюбленного места появления этого призрака.

Великое открытие науки наших дней – и... привидения!

Недаром так едко и остроумно высмеял это средневековое суеверие замечательный английский писатель Джером К. Джером:

«Привидения... среднего сословия время от времени, насколько я слышал, появляются в другие вечера, в свободное время. В день всех святых и в ночь под Ивана Купалу некоторые из них склонны отмечать своими посещениями какие-нибудь события местного значения, например, годовщину повешения своего или чужого дедушки. Или появляются, чтобы предсказать какое-либо несчастье.

Ах, как он любит напророчить беду, этот рядовой британский призрак! Пошлите его предсказать кому-нибудь горе, и он просто вне себя от счастья. Дайте нашему призраку возможность ворваться в безмятежную семью и перевернуть там все вверх дном, пообещав членам семьи в самое ближайшее время похороны, разорение, бесчестье или иное непоправимое зло, о котором любой здравомыслящий человек не желал бы узнать раньше, чем оно свершится, – и наш дух примется за дело, сочетая чувство долга с большим личным удовольствием.

Он бы никогда не простил себе, если б с кем-нибудь из его потомков приключилась беда, а он за несколько месяцев до того не покачался бы ночью на спинке кровати будущей жертвы или не выкинул бы какую-нибудь чертовщину на лужайке перед домом».

Повесть «Пирушка с привидениями», откуда взят приведенный отрывок, написана несколько десятков лет назад. Но отношение соотечественников Джерома к пришельцам из потустороннего мира не претерпело больших изменений.

Впрочем, будем справедливы. Конечно же, не только на Британских островах верят в существование загробного мира. Старая мудрая поговорка советует нам прежде посмотреть на самих себя. И если у нас уже ушла в небытие вера в таких представителей мира привидений, как, скажем, лешие или домовые, то этого не скажешь о многих других призраках, пугающих и по сей день излишне доверчивых, суеверных людей.

Почему же так живуча древняя и слепая вера в то, что рядом с нами существует мир привидений?

А может быть, эта вера не так слепа?

Можно ли верить собственным глазам?

«Что за вопрос! Конечно, можно», – ответите вы и будете правы.

Однако всегда ли? Проверьте зоркость своих глаз. Перед вами три рисунка. Требуется определить на глаз; в первом случае – какая из фигур – 1, 2 или 3 – больше, во втором – вертикальны ля$ буквы в слове «тень», и в третьем – что вы видите: спираль или круги.

А теперь сравните то, что вы определили на глаз, с тем, что есть на самом деле. Из трех фигур выше последняя. Все четыре буквы в слове «тень» стоят строго вертикально. На последнем рисунке изображены круги.

Глаза подвели вас.

Как и в случае с призраком в лесу, когда перед вами было сломанное грозой дерево.

Но если в первом случае – с фигурами и кругами – мы встретились с чисто оптической, глазной иллюзией, то во втором случае призрак был рожден воображением.

Тот, кто увидел в дереве человека, уже думал о возможности такой встречи. Причем мысли могли быть и не четкими, не ясно выраженными. Человек может подумать о неприятной встрече лишь мельком и тут же, идя дальше, забыть, но в мозгу воспоминание об этом останется. И стоит только глазами увидеть что-то даже весьма отдаленно напоминающее фигуру человека, как в действие вступает воображение, которое почти бессознательно превращает неясные очертания встречных предметов в фигуры людей или животных.

Еще чаще бывает так: стоит подумать о том, что по дороге можно встретить чем-то опасных или неприятных незнакомцев, и эта мысль

уже не отпустит вас, не даст покоя. И тогда ваше внимание ко всему, что появляется по пути, еще больше обостряется. При этом разыгрывается и воображение. Если человек суеверен, то обычный пень оборачивается для него чертом, а низко пролетевшая сова преображается невесть в какую нечистую силу.

На кладбище таким людям мерещатся поднявшиеся из могил мертвецы, в темном лесу иной за каждым деревом видит притаившегося грабителя, а ребенку, возбужденному страшной сказкой, обычные предметы в полумраке комнаты могут показаться притаившимися живыми существами.

Все это так называемые иллюзии. Можно сказать, что при иллюзиях мы сперва настраиваем свои мысли в определенном направлении, – скажем, думаем о воре, забравшемся в дом, и тогда любой предмет, хотя бы отдаленно напоминающий человека, может быть принят за него: ведь наше сознание уже подготовлено к такой встрече, а воображение дорисовывает черты того, кого мы боимся увидеть.

Интересный пример того, как может влиять на наши восприятия определенный строй мыслей, приводит в своей книге «Среди тайн и чудес» Н. А. Рубакин. Священнослужителю и военному предложили (дело было в прошлые века) посмотреть на Луну в подзорную трубу. Оба до того времени ничего не знали о том, как Луна выглядит при увеличении. Труба была неважная, и вместо четкой картины лунной поверхности в нее можно было увидеть только какие-то пятна.

Присматриваясь к ним, военный уверенно заявил, что перед ним укрепленный замок с крепостными стенами и бастионами. А когда подзорную трубу взял священнослужитель, то ему показалось, что он видит на Луне старинную церковь (!).

Иллюзии бывают не только зрительные, но и слуховые, осязательные. Каждый из вас может это проверить. Поставьте на стол три тарелки (глубокие) и налейте в них воды: в левую – холодную, в правую – горячую, чтобы только терпела рука, а в среднюю – той и другой воды пополам.

Теперь опустите руки в крайние тарелки, правую – в правую, левую – в левую, подержите их так несколько минут, а затем перенесите одновременно в среднюю тарелку. Как вы думаете, какой покажется вам вода в этой тарелке?

Для левой руки она будет горячей, а для правой – холодной!

Вот и тут нас подводит одно из чувств.

Сновидений наяву

Иллюзии, пожалуй, самые безобидные из призраков, связанных с нашей психикой. Многие другие призраки уже не столь обычны и не столь безобидны.

У врача сидит женщина:

–Помогите! Я измучилась. Каждую ночь он ко мне приходит.

–Кто именно?

–Мой брат... Умер он в прошлом году. Сильно болел перед смертью... А я возьми да и скажи ему: «Надоело мне с тобой возиться!» Что на меня тогда нашло, сама не знаю... Извелась я вся... Тут и дети, и муж неизвестно где, и он... царство ему небесное! Посмотрел он на меня тогда, словно душу глазами проткнул... «Нехорошо, говорит, сестра. Я ведь скоро умру. И тебя освобожу, и сам успокоюсь. Дай, говорит, мне последние-то дни...»

Женщина судорожно вздохнула и заплакала. Спустя несколько минут она продолжала:

–И вот, как умер он, похоронили, все как положено... с того дня и началось. Каждую ночь ко мне приходит!.. Появится, встанет около кровати и смотрит на меня. А глаза-то, глаза-то... Господи, грешница я!.. Ничего не говорит, но я знаю, зачем он приходит. Обидела я его! Насмерть обидела. Вот и приходит душенька на землю... Куда ей еще! Одна родная сестра была у нее, да и та...

Женщина снова заплакала.

–Обидела я Петра! Сама вижу: смотрит на меня с укором. А что делать-то? Как поправить?.. Уж я и молилась за него, и на могилку ходила, прощения просить. Не помогает.

Она испуганно оглянулась на дверь, посмотрела в темный угол и, понизив голос, добавила:

–А когда появляется он, не могу слова сказать. Немею вся! Только смотрю на него. А он на меня! Что делать, доктор? Слышала я, помогаете вы... Заболела я, видно... Или, – женщина снова боязливо посмотрела в дальний угол комнаты, – лечение тут не поможет? Душа приходит!

–Заболели, – ответил врач. – Будем лечить. Лекарство принимать. Но главное вот что: не думайте о брате. Не думайте! Все это вам только кажется.

–Да как же кажется! – изумилась больная и обидчиво добавила: – Напрасно вы, доктор, меня за неразумную принимаете. Думаете, пришла бы к вам, если бы вот так его перед собой не видела? Яснее ясного! Как живого!

«Случай нелегкий!» – подумал про себя психиатр, а вслух сказал:

–Верю. Но волноваться не надо. Не надо!

Для врача картина заболевания была ясна. К нему пришел человек, страдающий галлюцинациями.

Что же это такое?

Если иллюзии могут возникать и возникают у любого человека и не говорят ни о каком заболевании, то при галлюцинациях чаще всего мы встречаемся с болезненной психикой. В редких случаях они наблюдаются и у здоровых людей, но при сильных переутомлениях нервной системы.

Галлюцинации называют сновидениями наяву. И действительно, между теми и другими немало общих черт.

Знаете ли вы, как возникают сновидения? Как и почему наступает сон?

Почти треть своей жизни мы проводим во сне. Сон так же необходим, как пища. Самые сильные, здоровые люди не могут пробыть без сна дольше нескольких суток. Недаром в старое время одной из самых ужасных пыток была пытка бессонницей. Но почему сон так необходим человеческому организму? Многие века это оставалось загадкой. Многие века люди верили в то, что во время сна из тела человека уходит его душа, особый бестелесный и бессмертный двойник, без которого якобы нет жизни. Отделившись от тела, душа совершает различные действия: беседует со знакомыми, в том числе и с душами умерших, путешествует и т. д. А когда она возвращается обратно, человек просыпается. У некоторых народов даже существовал обычай, запрещавший будить спящего: ведь его душа может находиться в этот момент где-нибудь далеко и не успеет возвратиться в тело – человек умрет!

В наше время в слово «душа* мы обычно вкладываем уже совсем иной смысл. Например говорят: «Что-то невесело у меня на душе», имея в виду свое грустное настроение. Про добрых, отзывчивых людей говорят: «Он душевный человек». Душевной, психической деятельностью мы называем наши мысли, желания, чувства.

Во всех этих случаях слово «душа» не имеет того особого значения, какое придает ему религия. Ведь по религиозным воззрениям душа – это нечто сверхъестественное. А такой «души» наука не признает. Замечательный русский мыслитель А. И. Герцен говорил, что верить в существование отделимой от тела души – это значит верить, будто свойства можно отделить от вещи, считать, например, что черная кошка убежала из комнаты, но черный цвет от нее остался.

Теперь мы знаем, что источник всех психических явлений – наш мозг. Наши ощущения и представления об окружающем мире, наше сознание, мышление – результат работы мозга. Без его деятельности нет психики, нет сознания. То, что люди тысячи лет называли душой, – это работа нашей центральной нервной системы, высшая нервная деятельность. Работу этой системы можно изучать, исследовать, что и делают ученые. И теперь уже никак нельзя сказать, что «человеческая душа» есть нечто непознаваемое. Многие и многие ее загадки, в том числе загадка сна, уже раскрыты наукой.

Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, так как прекращают работать те участки коры головного мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления.

Но многие другие клетки продолжают работать. Эта деятельность мозга и вызывает сновидения. В мозгу спящего непроизвольно, без участия его сознания, возникают различные воспоминания о том, что он когда-то видел и слышал и что оставило свой след в клетках коры головного мозга.

Во сне резко сокращается поток сигналов, образов, идущих в наш мозг из внешнего мира, мозг в это время как бы извлекает из кладовых своей памяти былые впечатления, все то, что его волновало, о чем он думал, что обратило когда-то на себя его внимание. Эти воспоминания предстают в ярких картинах и образах, которые, наклады-ваясь друг на друга, создают самые причудливые, фантастические сновидения. Наше сознание не может их контролировать, как это бывает в бодрствующем состоянии.

Сюда же вплетаются и те сигналы извне, которые частично воспринимаются мозгом уснувшего, например шум ветра, лай собаки и т. п. Кроме того, в мозг продолжают идти сигналы раздражения от внутренних органов. Если работа какого-то органа затруднена, например нарушается нормальная деятельность сердца, это тоже сказывается на характере сновидений: человеку снится, что он задыхается, падает в пропасть либо спасается бегством.

Галлюцинации, как уже сказано, можно назвать сном наяву. Но сон этот болезненный. Как и в сновидениях, при этом контроль сознания бывает неполным или даже отсутствует совсем. Рождающиеся в мозгу больного образы и картины нередко переплетаются между собой самым нелепым, фантастическим образом.

Галлюцинирующему человеку кажется, что он видит (или слышит) то, чего на самом деле нет, – это лишь следы представлений, которые мозг сохранил в своей памяти. И если человек суеверный, верит в «нечистую силу», то ему могут «явиться» и черти, и домовой, вылезающий из темного угла. Все это, как уже сказано, происходит обычно тогда, когда психика человека нездорова. Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных нервных переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

Галлюцинации столь явственно предстают перед человеком, что он отказывается поверить в то, что призраки существуют лишь в его болезненном сознании. Он убежден, что столкнулся «лицом к лицу» с потусторонним миром. Часто бывает даже так, что больной решает проверить себя: он открывает и закрывает глаза, затыкает уши, но призраки не пропадают, он продолжает видеть, скажем, умерших людей, слышать их голоса.

По рассказам психически больных людей, верующих в бога, известно, что они не только видели богородицу, святых, ангелов, но и слышали их голоса. В Коране рассказывается о том, что Магомет разговаривал с архангелом Гавриилом (у мусульман он Джебраил), Жанна д’Арк слышала голос, приказавший ей идти спасать свою родину от англичан. Все это, если оно существовало в действительности, было не чем иным, как слуховыми галлюцинациями нервнобольных людей.

Надо заметить, что до галлюцинаций нередко себя доводят фанатически религиозные люди. Бесконечные изнуряющие тело и душу молитвы, посты, непрестанное самобичевание – мысли о греховности», об «адских муках», о «спасении», – и вот результат: человек становится нервнобольным, а с болезнью приходят «видения» – галлюцинации. Ослабевший морально и физически, он может увидеть прямо перед собой лик богородицы или чтимого им святого таким, каким видел и запомнил его на иконах.

Известно также, что появлению галлюцинации сильно способствуют внушение и самовнушение. Другими словами, если человек начинает непрестанно думать или убеждать сам себя в чем-либо, то это «что-то» и может возникнуть в виде образов-призраков в сознании. Вспомните пример с женщиной, которая много думала о том, что она смертельно обидела своего брата. Эта мысль стала у нее навязчивой, она уже не могла об этом не думать. Конечно, главная причина тут – больная, неустойчивая психика; она в конце концов и привела человека к серьезному заболеванию. А толчок к нему дало самовнушение.

А женщина, которая «встретилась» с умершим соседом? И тут роковую роль сыграли ее неоднократные опасения встречи с мертвецом (суеверие не размышляет!), страх перед такой встречей.

Интересно, что нередко порожденную страхом и самовнушением «нечистую силу» можно «возвратить в небытие» контрсамовнушением. Для этого надо убедить себя, что ты видишь только призрак. Именно к такому внушению прибегает верующий человек, когда он, увидев что-то «дьявольское», осеняет себя крестом и шепчет молитвы. Этим он вселяет в себя уверенность в то, что перед крестом привидение не устоит. Иногда такой метод действует: галлюцинация прекращается.

Происходит смешное явление: сначала суеверный человек самовнушением вызывает у себя галлюцинацию, потом тем же внушением ее прогоняет от себя! В том и в другом случае его сознанием руководит бездумная, слепая вера в потусторонний мир.

Человеку с ослабленной, болезненной психикой нетрудно внушить какие-либо навязчивые мысли со стороны. Вот какой случай описан в книге «Записки психиатра». Ее автор, Л. А. Богданович, рассказывает о женщине, которая страдала серьезным нервным заболеванием. В детские годы на нее угнетающе действовала религиозная атмосфера в семье. Изнуряющие молитвы, церковные службы, запугивание адом – все это привело в конце концов к нервному заболеванию. Она со страхом слушала рассказы фанатически богомольной тетки о сатане. Постепенно в ее сознании сложился яркий образ дьявола. Девочка представляла его так ясно, точно видела перед собой. Ее стал пугать всякий шорох.

Однажды тетка, узнав по ее напуганному лицу, что она «согрешила», зловеще сказала: «Согрешила? Вот явится тебе дьявол».

Ночью мысль о том, что он явится, неотступно стала преследовать девочку. И «дьявол» явился. Явился именно таким, каким она создала его в своем воображении.

Приведенный пример убедительно свидетельствует о том, что образы галлюцинаций, как и в сновидениях, создаются запасом тех впечатлений, которые хранит сознание человека. Верит он в черта, боится его, думает о нем – и тогда, если человек заболевает, ему может явиться тот образ «нечистого», каким он себе его представляет. Так же могут появиться образы родных и знакомых уже умерших. Они могут быть столь же яркими, «живыми», как и те, что мы видим порой во сне, хотя, проснувшись, не удивляемся тому, что видели умерших людей.

ИХ МНОГО

Призраки... Неожиданные, порой пугающие видения. Их совсем не так мало вокруг нас. История их стара, как сам мир. Стоит только вспомнить, сколько ходит по свету рассказов о встречах с чем-то редким, невиданным, «потусторонним».

Во многие из таких историй трудно поверить, еще труднее в них отделить правду от сознательной лжи и подчас нелегко обнаружить материальную, естественную основу увиденного. А рассказы, волнующие человеческое воображение, рождающие древний страх перед неведомым, существуют завидно долго, не переставая питать живительными соками мир суеверий.

Пожалуй, нет на земле такого уголка, где природа поскупилась на то, чтобы иной раз поразить человека чем-то невероятным, порой неуловимым, бестелесным. А между тем представители мира призраков чаще всего пугают нас лишь своей необычной внешностью. Это - «видимое ничто». Иной раз за фантастическим обликом призрака скрываются самые обычные проявления природных сил. И всегда можно обнаружить материальность окружающего нас мира, законы, по которым живет природа.

А призраков много. Самых разнообразных.

Поздний вечер, быстро сгущается тьма. Вы торопитесь домой. По пути надо пройти небольшой лесок. Тропинка пустынная. Вы невольно ускоряете шаг. И вдруг впереди возникает человеческая фигура. В голове проносятся мысли о недобрых людях. Идти навстречу или повернуть назад? Вы делаете еще несколько шагов - и очертания «человека», который так ясно был виден, пропадают.

Перед вами сломанное грозой дерево.

Когда-то (уже давно) в одном из католических храмов-костелов в Польше произошло крайне неприятное для монахов этого храма событие. Во время богослужения в воздухе на фоне кадильного дыма

вдруг появился «враг рода человеческого» - черт. Хотя по размерам он был невелик, все бывшие в храме явственно разглядели у него рога, хвост и ноги с копытами! Попрыгав в воздухе, чертенок исчез. Ужас верующих и монахов, как говорится, не поддавался описанию.

Постепенно об этом происшествии забыли, хотя, конечно, оно многих людей укрепило в вере в потусторонний мир, в ад и рай. Прошло немало лет. И снова в том же костеле показал свою мерзкую рожу чертик!

Правда, на этот раз очевидцем был только один из монахов - привратник монастыря. Но он клялся всеми святыми, что видел черта совершенно ясно и никак не мог ошибиться.

Что же это было? Не торопитесь. Как говорится в древней восточной поговорке, «сверни свой ковер нетерпения и положи его в сундук ожидания».

Широко раскинув руки в стороны, призрак медленно надвигался прямо на женщину. «Бежать! Скорее бежать назад, в дом, где есть люди!» - мелькнуло в сознании, но страшное оцепенение приковало ее к месту. Привидение безмолвно приближалось. Женщина вскрикнула и упала без чувств.

Хотя с тех пор прошло уже много лет, но женщина, с которой произошел этот случай (жительница деревни Новая Распашь Архангельской области), очень хорошо помнит лицо привидения. Она не могла ошибиться: это был незадолго до того умерший сосед. Она очень боялась одна выходить в сумерках в сени, опасаясь встретиться с умершим соседом. И не напрасно! Здесь-то и встретилось ей привидение.

В романе писателя Костылева «Иван Грозный» есть такое место:

«Дрожащей рукой царь Иван отодвинул занавес.

Испуганными глазами взглянул на небо.

Лицо его перекосилось от ужаса: на небе, в темной вышине, застыло крестообразное небесное знамение...

Опираясь на посох, вышел царь на красное крыльцо наблюдать дивное видение, о котором только что сказала ему царица.

Долго молча смотрел он на небо, усеянное густой звездной россыпью, и на этот таинственный крест, смутно проступавший в небесной глубине, и вдруг, зашатавшись от слабости, прошептал:

Вот знамение моей смерти! Вот оно!»

Светящийся крест на небе - не выдумка писателя. О таких воздушных призраках не раз упоминали летописцы.

А призраки в горах? Вы с ними не встречались? Несколько лет назад их довелось увидеть А. Курсову, живущему на Кольском полуострове. О своей встрече он написал в редакцию журнала «Наука и религия»:

«Дело было осенью. Наступал вечер, когда наша группа подошла к подножию Хибинских гор. Здесь у костра мы и заночевали. Рано утром решили подняться на одну из гор Хибинского массива. К одиннадцати часам дня были уже на вершине.

Погода стояла ясная, прохладная. Низкое осеннее солнце почти не грело. Дул небольшой ветерок, гнавший белые облака с запада на восток. Вдали простиралось плато Расвумчорр. Его отделяло от нас глубокое ущелье.

К половине двенадцатого дня мы подошли к западному склону горы, за которым был крутой обрыв к ущелью.

Вот здесь-то мы и увидели нечто такое, что поразило наше воображение. Никто из нас до сих пор не видел подобных чудес природы. Прямо перед нами из глубины ущелья и высоко над горизонтом, на расстоянии двух с половиной - трех километров, возвышалась группа великанов. Их было столько же, сколько и нас. Каждая из фигур этой группы печаталась темной тенью на туманном фоне. Никаких искажений, изломов - все четко и ясно, как проекция на огромном экране. Каждый из нас в одном из великанов узнавал себя. Трудно определить масштаб увеличения, но, кажется, высота каждой фигуры была метров до двадцати пяти. Вокруг великанов светился радужный ореол.

Мы пробыли на этом месте двадцать минут, и все время группа, напоминающая что-то сказочное, сверхъестественное, приковывала наше внимание. Мы двигались, поднимали руки - и всякий раз каждое наше движение повторяли великаны в радужном ореоле...*

В декабре 1957 года на Плещеевом озере в Ярославской области несколько рыболовов-любителей оказались свидетелями другого редкого явления. Шел снег. Было уже темно. Температура около нуля градусов. Один из рыбаков, поднимая над лункой удочку, вдруг с удивлением заметил на ней голубовато-белый огонек. Недоумевая, он быстро опустил удочку вниз и схватил «огонь* варежкой. Свечение исчезло. Потрогал верхнюю часть удочки - ту, которая «горела*, - она была совсем холодной. Что за наваждение! Рыбак попросил сидящих рядом товарищей поднять вверх удочки. Когда они это сделали, у всех появились голубые огоньки! Стоило прикоснуться рукой к такому огойьку, даже только попытаться поднести к нему руку, как он исчезал. Горящие холодным, неуловимым огнем удочки. Огонь-призрак!

Наконец, вот такую трагическую историю рассказал в своей книге «Тропою легенд* И. И. Акимушкин. Один американский солдат заблудился в джунглях Филиппинских островов. Пробродив много часов по лесу, он лег отдохнуть. Пробуждение было кошмарным: прямо перед ним сидел призрак с оскаленным ртом и с двумя огненными шарами вместо глаз. Обезумевший от страха человек бросился бежать. Когда его нашли, он говорил только одну фразу: «Эти глаза! Эти глаза!»

Что же это было?

Суеверный американский солдат решил, что увидел самого черта, и от страха сошел с ума.

История народов знает множество подобных примеров, когда психика человека, верящего во всякого рода чертовщину, не выдерживала встречи с «привидениями». Такие встречи не столь уж редки, как может показаться на первый взгляд. Вот почему путешествие в мир призраков может быть полезным для всех.

Прочитав эту книгу, вы узнаете, какие причины порождают этот призрачный мир природы, какова естественная, земная сущность самых разнообразных «привидений», появляющихся перед нами днем и ночью, в доме и в лесу, в небе и на земле.

Часть первая

ЗАСЕКРЕЧЕННЫЕ ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ

Предание рассказывает.

Давно это было. В Шотландии в огромном мрачном замке жил граф Оркни. Это был нелюдимый и жестокий человек. За малейшую провинность он мог приказать затравить человека собаками или заточить его до конца жизни в одну из башен своего замка.

Книги похожие на Владимир Мезенцев - Когда появляются призраки читать онлайн бесплатно полные версии.

Именно этим объясняются известные в истории «чудесные» исце-ления у различных «святых мест». Так было, в частности, во Фран-ции на могиле католического дьякона Франсуа де Пари, умершего в 1728 году. Первой пришла на могилу мотальщица шелка Мадлена Беньи, у которой отнялась рука. Ее привела сюда уверенность в том, что тело прожившего «праведную жизнь» дьякона получило способ-ность исцелять болезни. Приложившись к могиле, она почувствовала некоторое облегчение и, когда вернулась домой, уже настолько свободно владела рукой, что немедленно приступила к работе обеими руками. После этого к могиле стали стекаться страдающие различ-ными недугами, и некоторые из них действительно исцелились.

Уже свыше ста лет небольшой городок на юге Франции Лурд сла-вится среди католиков «чудесными» исцелениями. Чудодейственной силой здесь обладает якобы водный источник. Искупавшись в нем, можно исцелиться. В действительности продуманная система воздей-ствия на сознание паломников — вот основа лурдских «чудес».

Кто едет в Лурд? Как правило, это люди, которые очень надеются на чудесное исцеление. Ведь о лурдских «чудесах» говорят с кафедр соборов, пишут в газетах, о них рассказывают очевидцы.

И вот больные собираются в путь. С этого времени все внимание, все разговоры — о чудесных исцелениях. А тут уже за паломника бе-рутся «святые отцы». Каждый вагон в поездах, идущих в Лурд, со-провождают монахи, специальные «сестры» и «братья» милосердия. Они знакомятся с каждым больным, с его родственниками, рассказы-вают им всевозможные истории о чудесах Лурда, раздают специаль-ные книжки, фотографии выздоровевших после паломничества.

Когда паломники прибывают в Лурд, их встречают новые церков-нослужители и ведут в «святой грот». Они молчаливы, каждое их слово кажется многозначительным.

Во время молитвы у грота все больные хором повторяют одни и те же слова: «Господи Иисусе! Исцели наших больных! Всемогущая де-ва, спаси нас!» Все с большей верой и надеждой звучат эти слова, нарастает нервное возбуждение, и вот уже в толпе молящихся разда-ются громкие вздохи, истерические выкрики.

Нетрудно видеть, какое большое значение имеет здесь внушение и самовнушение. Создается обстановка, способствующая возникнове-нию гипнотического состояния. В романе «Лурд» Эмиль Золя превос-ходно описал одно такое исцеление в столь прославленном месте:

«...Глаза больной, еще лишенные всякого выражения, расшири-лись, а бледное лицо исказилось, словно от невыносимой боли. Она ничего не говорила и, казалось, была в отчаянии. Но в ту минуту, как пронесли святые дары и она увидела сверкнувшую на солнце да-роносицу, ее словно ослепило молнией. Глаза вспыхнули, в них появи-лась жизнь, и они загорелись, как звезды. Лицо оживилось, покры-лось румянцем, осветилось радостной, здоровой улыбкой. Пьер уви-дел, как она сразу встала, выпрямилась в своей тележке...

] Хрестоматия. Автор-составитель: К.И. Беляев. Общая редакция: Владимир Андреевич Мезенцев. Художники: В.В. Викторов, В.И. Гинуков, А.А. Озерская. А.Т. Яковлев.
(Москва: Издательство «Просвещение», 1970)
Скан: AAW, обработка, формат Djv: DNS, 2012

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    (Статьи, отмеченные звездочкой, написаны К.И. Беляевым)
    К читателю (3).
    ЯНВАРЬ
    Страничка календаря (6).
    * «Религия есть опиум народа» (8).
    Кровавое воскресенье. О.А. Прокушева (9).
    Молитва доброго буржуя. В. Казин (11).
    * На кого походят боги (12).
    Боги древних греков. Я.А. Кун (13).
    * Почему люди от многобожия перешли к единобожию (18).
    * Современные религии и их боги (20).
    * Было ли рождество Христово? (22).
    * Забавный малыш (25).
    * Безбожие народов (26).
    Бог и люди. Пословицы и поговорки разных народов (27).
    * Обличение (28).
    * Писатель-революционер (29).
    Две божьи матери. А.С. Серафимович (30).
    Раздел по-божески. Дагестанская народная сказка (32).
    * А.П. Чехов (33).
    Канитель. (Инсценировка рассказа А.П. Чехова.) В.А. Попов (34).
    Иностранный юмор (36).
    * О работе юных атеистов (36).
    ФЕВРАЛЬ
    Страничка календаря (40).
    Что такое свобода совести. Ф. Олещук (42).
    «Свобода совести» по-американски (43).
    Я - настоящий безбожник. В.П. Чкалов (44).
    * Когда и как возникла вера в бога (45).
    * О религиозных праздниках (48).
    Находчивый мельник. Дагестанская народная сказка (49).
    О небо, к подлецам щедра твоя рука... О. Хайям (49).
    * Лючилио Ванини (50).
    * Великий ученый (51).
    * Ватикан и римские папы (52).
    Из истории папства (53).
    «Науке и ученым - анафема!» (53).
    * «Крестовый поход» против СССР (54).
    Джордано Бруно. В. Фриче (55).
    Костры еретиков. Ю. Друнина (58).
    Народ о святых и святости (58).
    * Николай Коперник (59).
    * Выдающийся атеист-ленинец (60).
    Е.М. Ярославский о религии (60).
    Как мы узнаем о религиозных верованиях древнейших людей. Е.М. Ярославский (61).
    Н.К. Крупская о религии (63).
    * Голод и церковь (64).
    Богатства церквей и монастырей (64).
    * Хамелеоны (65).
    Сон муллы. Турецкая сказка (66).
    Разбойник. Украинская сказка (67).
    Козни «домового». Ф. Смирнов (67).
    Необыкновенное в обыкновенном (690.
    * Работа юных атеистов (70).
    * Словарь юного атеиста (71).
    Бог и религия - оковы народа (72).
    МАРТ
    Страничка календаря (76).
    * Женщина и религия (78).
    О матери (79).
    Наше счастье - земное (80).
    Об истинной и мнимой любви к человеку. М.П. Гапочка (81).
    У дьячка. Т.Т. Шевченко (83).
    Тарас Шевченко в памяти народа (84).
    * Парижская коммуна (85).
    Коммунары живут!.. П. Бровко (85).
    * Эжен Потье (86).
    Интернационал (87).
    Яблоко Ньютона. (Отрывок.) Э. Потье (88).
    Спор черта с богом. Русская сказка (89).
    Белый голубь. А. Кулик (90).
    * Масленица (94).
    Колхозные частушки (95).
    Оставлять людям только хорошее. (Из письма сыну Максиму.) А.М. Горький (96).
    Яшка. (Сказка.) А.М. Горький (97).
    Два бога. (Из повести «Детство».) А.М. Горький (100).
    * Вот это молитва! (103).
    * Работа юных атеистов (103).
    АПРЕЛЬ
    Страничка календаря (106).
    На путях к небу, к звездам (108).
    Все познать... Я. Райнис (109).
    Незабываемое. Ю.А. Гагарин (110).
    Навек! В. Инбер (113).
    Летит корабль просторами Вселенной... С. Зиеу (113).
    Юным атеистам-ленинцам Страны Советов. В. Николаева-Терешкова, Г. Титов и др. (114).
    Песня юных астронавтов. Слова В. Коркина. Муз. Е. Туманян (116).
    Здравствуй, космос! С. Смирнов (117).
    * Необыкновенные небесные явления (117).
    Глаз астронома (118).
    Разговоры с детьми. А.И. Герцен (119).
    Кормчие страха. П. Неруда (124).
    По страницам журнала «Наука и религия» (126).
    * В честь христианского бога (127).
    * Кровавая пасха (128).
    Вера в бога - результат невежества (128).
    Точное суждение о Новом завете... Д. Бедный (129).
    «Христос воскресе». (Басня.) Д. Бедный (129).
    Ленин. Н.К. Крупская (130).
    Из воспоминаний о В.И. Ленине (131).
    «Неопалимая купина». П. Щукин (134).
    Вскрытие мощей. В. Клишко (135).
    Попали в точку (138).
    Цена молитв. Народные пословицы и поговорки (138).
    Монастырь в Бецкове. Я. Гашек (139).
    Как мы помогали обращению в христианство африканских негров. Я. Гашек (142).
    * Работа юных атеистов (145).
    МАЙ
    Страничка календаря (148).
    Маркс о религии (150).
    Историческая справка о «тайне исповеди» (151).
    Что ж ты наделала, бабонька! (Из рассказа «Бунт».) А.С. Серафимович (151).
    Открытие Дженнера. И. Жерневская (154).
    Сперва под игом Русь стонала... Н.А. Добролюбов (155).
    Слово советским ученым (156).
    Пословицы и поговорки (157).
    Идол. Е. Евтушенко (158).
    Смерть пионерки. Э. Багрицкий (159).
    У истоков суеверных примет. Е. Маят (161).
    Притча о вере. И. Франко (165).
    Приметы. С. Маршак (166).
    Невыдуманные истории (168).
    Баллады о Робин Гуде (169).
    Они навсегда порвали с религией (173).
    * Работа юных атеистов (176).
    ИЮНЬ
    Страничка календаря (182).
    * Пустая надежда (184).
    Кто, служа великим целям века... Н.А. Некрасов (186).
    Дал клятву я... М. Джалиль (186).
    * Пушкин-атеист (187).
    Сказка о попе и о работнике его Балде. А.С. Пушкин (188).
    Вурдалак. А.С. Пушкин (193).
    Памяти Пушкина. П. Кудрявцев (193).
    Начало безбожия. А. Лахути (194).
    Злой и неудобный старичище. (Отрывок из «Повести о детстве».) Ф.В. Гладков (195).
    Смутьян. П.И. Замойский (196).
    * Инквизиция (198).
    * Крестьянские восстания и церковь (198).
    Когда б я властен был над этим небом злым... О. Хайям (199).
    Уж как шел кузнец... К.Ф. Рылеев (200).
    Мужик. Я. Колас (200).
    * Троица-загадка (201).
    * Причащение (202).
    Бог и хомут. Белорусская сказка (203).
    Рассказ о том, как Мбасса победил дьявола. Г. Фенстель (203).
    Сознательные шаманы (208).
    * Чего стоят предсказания кукушки (208).
    Английский народный юмор (209).
    Бушуют в келиях, мечетях и церквах... О. Хайям (209).
    А свет был и раньше. М. Скибицкий (209).
    Гонения на шашки. М. Скибицкий (210).
    * Работа юных атеистов (2100.
    ИЮЛЬ
    Страничка календаря (214).
    * Религия и здоровье (216).
    Здоровья бог не прибавит. Народная мудрость (217).
    Знахарка. Г. Шингалевич (217).
    * Средняя продолжительность жизни населения (217).
    По рецептам суеверной бабки. О. Вишня (218).
    Продолжительность жизни некоторых животных и растений (219).
    Враги своего здоровья. Н. Зубков (220).
    Мысли Дидро о религии (221).
    «Обезьяний процесс». (Отрывок из романа «Сотворение мира».) В. Закруткин (222).
    * «Обезьяньи процессы» продолжаются (224).
    Слуга господень. Ж. Грива (225).
    * Поэт-трибун и боец (229).
    Долой. В.В. Маяковский (230).
    Прошения на имя бога - в засуху не подмога. В.В. Маяковский (231).
    Товарищи крестьяне, вдумайтесь раз хоть - зачем крестьянину справлять пасху? (Отрывок.) В.В. Маяковский (233).
    * В.Г. Короленко (234).
    Святая водица. Белорусская сказка (235).
    Возвращение из смерти. А. Харьковский (235).
    * Животные и бог (236).
    Пушистый предсказатель. Ф. Смирнов (239).
    Сады знаний. И. Сосновский (240).
    * Бионика (240).
    Среди невидимок (241).
    Богомольный охотник. Сказка (241).
    По патенту улитки. А. Шилейко (242).
    Гонители кино. М. Скибицкий (242).
    О всемогущем, что зря воспет, о вездесущем, которого нет. А. Безыменский (243).
    * Словарь юного атеиста (251).
    * Работа юных атеистов (252).
    АВГУСТ
    Страничка календаря (254).
    * Неиссякаемый источник раздоров и вражды (256).
    Крестили огнем и мечом. Свидетельство Иоакимовой летописи (257).
    Варфоломеевская ночь. (Из романа «Хроника царствования Карла IX».) П. Мериме (258).
    Где за веру спор... И.В. Гете (262).
    С нами бог. А. Иркутов (263).
    * Что такое библия (265).
    * Кому же верить? (266).
    Евангельская заповедь. Чешская сказка (267).
    Не говори «дай». Кабардинская сказка (268).
    Обедня на корабле. (Отрывок из романа «Цусима».) А.С. Новиков-Прибой (268).
    Кто такие сектанты? В. Лентин (271).
    Рассказ бывшего сектанта. А.А. Комм (273).
    О человечности. М. Джалиль (275).
    Пять «почему», или рассказ о некоторых церковных обрядах и обычаях. И. Жерневская и Л. Ласкина (276).
    В царстве химии (281).
    Хлеборобы. Г. Приходько (282).
    * Работа юных атеистов (282).
    СЕНТЯБРЬ
    Страничка календаря (286).
    * Религия и народное просвещение (288).
    Цифры и факты (289).
    О знании и невежестве. Народная мудрость (290).
    * За что Л.Н. Толстой был отлучен от церкви (291).
    О религии. (Из «Детской мудрости».) Л.Н. Толстой (292).
    Анафема. (Отрывок из рассказа.) А.Я. Куприн (293).
    Средневековые учебники (295).
    Разум не приемлет бога. К.Э. Циолковский (297).
    Церковноприходская школа. С. Гусев-Оренбургский (298).
    Набожный ксендз. Белорусская сказка (299).
    Павкина вражда. (Из первой главы романа «Как закалялась сталь».) Н. Островский (300).
    Последние путы. (Отрывок.) Д. Бедный (302).
    Закон божий. Б. Нушич (303).
    * Америка без прикрас (304).
    Надгробное слово. Негритянская песня (306).
    Учитель. А. Барбюс (306).
    Чей бог лучше. Русская сказка (310).
    Мужество. С. Большакова (311).
    Атеисты. Г. Усач (313).
    * Работа юных атеистов (314).
    ОКТЯБРЬ
    Страничка календаря (316).
    Быть учителем у нас почетно. Л.И. Брежнев (318).
    Быть застрельщиками атеистической работы. К.Д. Радина (319).
    * Пламенный безбожник (320).
    Что такое вера. И.И. Скворцов-Степанов (321).
    Спиритизм. Е. Маят (322).
    Тайна. А.П. Чехов (324).
    Народ об аде и рае (328).
    * Поэт в аду (328).
    На пути к разгадке тайн небесных планет. В.А. Мезенцев (330).
    Космонавт отвечает пионерке. Л. Козлова (335).
    * Великий преобразователь природы (336).
    Частушки (337).
    Земледельцам с богом не по пути. Народная, мудрость (337).
    Помолебствовал. А.С. Серафимович (337).
    Пережиток. Я. Каурычев (342).
    Цель должна быть благородной. Т. Сэйдзо (342).
    Я и папа. Я. Галан (344).
    В поисках бога. Я.Я. Скворцов-Степанов (346).
    Все люди - безбожники. Я.Я. Скворцов-Степанов (347).
    * Работа юных атеистов (347).
    НОЯБРЬ
    Страничка календаря (350).
    Ленинское слово. Б. Кежун (352).
    Коммунистическая партия. Ф. Белкин (353).
    * Как церковь и духовенство встретили Советскую власть (353).
    Свет новой жизни. Пословицы и поговорки (354).
    Случай в лавре. К.П. Синозерский (355).
    Выход из мрака. В. Реймерис (359).
    Звездный дом. В. Комаров (360).
    Огоньки. А. Пришелец (361).
    Из поэзии М.В. Ломоносова (362).
    Проповедник. Д. Хилл (363).
    На амвоне. Украинская народная сказка (365).
    Энгельс о религии (366).
    Крылья холопа. (Инсценировка в пяти картинах по одноименному роману К.Г. Шильдкрета.) А.И. Розанова (367).
    Занимательная космонавтика (374).
    Так думал Марк Твен (376).
    Любознательная Бесси. М. Твен (377).
    Подальше от библии (380).
    О свечах (381).
    Безбожная шутка (381).
    * Работа юных атеистов (381).
    ДЕКАБРЬ
    Страничка календаря (384).
    Из статьи В.И. Ленина «Социализм и религия» (386).
    * Развивай свои способности и таланты (386).
    Путь к счастью - в творчестве. Я.Н. Семенов (387).
    Цифры и факты (388).
    * Иконы (389).
    * Будут ли люди знать «все-все» (390).
    Интересно знать. К. Бобошко (391).
    На Волге. (Отрывок.) Я.А. Некрасов (393).
    Смерть Прокла. (Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».) Я.А. Некрасов (394).
    Не все сразу. Украинская народная сказка (395).
    * Художники-передвижники (395).
    Наука против суеверий. В.А. Мезенцев (397).
    И оттого только страх всех смертных объемлет... Лукреций (402).
    Брось свои иносказанья... Г. Гейне (403).
    Невольничий корабль. (Отрывок.) Г. Гейне (404).
    Всевышний. Бонопхул (406).
    Черт помог. (Комедия в одном действии.) М. Скрипка (409).
    Покормите птиц. А. Яшин (418).
    * Работа юных атеистов (418)

Аннотация издательства: «Книга юного атеиста» - это хрестоматия-календарь, рассчитанный в основном на учащихся среднего школьного возраста и призванный дать им материал для чтения и организации внеклассной атеистической работы.
Весь материал книги разбит на двенадцать разделов (по месяцам года). Книга иллюстрирована рисунками, фотографиями и репродукциями картин.