» »

Княжая пустынь сакральное место. Княжая Пустынь (Rus)

05.01.2024

Чтобы попасть в заброшенное село Пустынь на реке Княжей, надо идти 7 километров от поселка Советский. Но как попасть в тот Советский? На карте к нему есть дорога от Воймаса (28 км.), но на деле она оказалась безнадежно разбита лесовозами. Пришлось вернуться в Кологрив , где симпатичный отец Алексей из Успенского собора посоветовал добираться через Георгиевское и Николу. Дальше там вроде гравийка не так испорчена. Это был дельный совет. Путь увеличился на 70 километров, но все-таки мы добрались.

В Пустыни мы встретили семью, пришедшую на сенокос из Советского. Мальчик Вова вызвался быть нашим гидом. Привел к церковным развалинам на высоком берегу Княжей. Церквей две - деревянная и каменная. Деревянная осталась еще от времен бывшего в этом месте силы монастыря. Возник он в 1719 году. Помещик Цезырев, охотясь в здешних местах, обнаружил на липе икону Успения . У него было что-то неладно с ногами. Помолившись перед новоявленной иконой, он почувствовал вдруг облегчение. А через некоторое время и вовсе выздоровел. Женский сайт female-happiness.com сайт для женщин Это перепахало помещика: он впал в мистицизм, бросил мирское, постригся в монахи под именем Изекиля и основал монастырь на месте явления Богородицы. Именно тогда и была построена деревянная Успенская церковь, в которой стояла чудотворная икона, пока в 1774 году монастырь не закрыли, а икону не перенесли в Кологрив.

Каменную церковь построили на деньги прихожан в 1842 году. В советское время закрыли. Сейчас в алтарной части прибрано, стоит стол с иконами. На столе рядом с ними - монетки, печенье, конфета. Люди не слишком вникают в духовные тонкости христианства. Они только знают: раз тут место святое, значит надо оставить приношение. Может, будет какая-то польза. Польза бывает. Когда-то к церквям Княжей пустыни вела липовая аллея. Стволы были изгрызены богомольцами. Кора чудесно помогала от зубной боли. Теперь уже лип этих нет. Последняя рухнула где-то в 50-х годах прошлого века. Один из Вовиных родственников еще помнит эту огромную липу около каменной церкви. Обрубок ее (или ее соседки) показывают в Кологривском краеведческом музее.

О здании, в котором обретается музей, рассказывают поучительную историю. Когда в 19-м веке строили железную дорогу из Петербурга на Вятку, линия должна была пройти через Кологрив. И уже построили вокзал, в котором теперь музей, но местные купцы не хотели, чтобы чугунка прошла через их тихий город. У них была налаженная торговля лесом по Унже, четкая инфраструктура. Зачем нужны конкуренты? Собрали деньжат, дали кому надо, и дорога прошла южнее, через Мантурово. А вокзал остался. В легенде, правда, кое-что искажено. Не все Кологривские промышленники были настолько дремучими лешими, чтобы еще и платить за стопор в развитии города. Были среди них и люди вовсе не чуждые мечтаниям о прогрессе и просвещении. Свидетельством тому - жест купца Макарова, предложившего свой собственный особняк под так и не состоявшийся вокзал. Отсюда и пошла гулять байка о городе, в котором нет железной дороги, зато есть вокзал. Мораль из нее: одного лишь желания быть перемолотым жерновами прогресса - слишком мало для того, чтобы это сбылось. Дух места, если захочет, всегда найдет способ воспротивиться цивилизации.

Жуликовато, но не без пользы потратив деньги купцов, гений места сумел сохранить вокруг Кологрива настоящую европейскую тайгу : леса, в которых - не то, чтоб совсем не ступала нога человека, но все же природа осталась нетронутой. Со всеми вытекающими из этого для человека последствиями. Там случаются странные вещи. Люди пропадают порою надолго - блуждают (в Интернете нашлось сообщение про гражданку, которая проблудила целых 11 суток), иногда часы вдруг без всяких причин останавливаются и даже - идут вспять. Ну и, конечно, встречается снежный человек. В Кологривских лесах часто видят анормально крупного дядю - без всяких одежд, но густо покрытого шерстью. Его пытаются изучать, на его поиски снаряжаются экспедиции. Но, естественно, никто ничего не нашел. Потому что принципиальная позиция снежного человека и прочих таинственных чудищ: энтузиастам, пришедшим по их душу, ни в коем случае не показываться.

Волосатый верзила является только лишь тем, кому до него нет никакого дела - грибникам, охотникам, рыболовам. Всегда внезапно: выйдет из леса, постоит в тишине минуту-другую, доведет очевидца до панической икоты, насладится, может быть, его трепетом и - снова в чащу. Никого ни разу не задрал, ни одну даже женщину не озверил, несмотря на все свое экзистенциальное одиночество. Только какую-то глупую жучку, бросившуюся на него с истерическим лаем, пнул ногой так, что та скулила в полете добрую сотню метров. Да еще медведицу разодрал пополам, но даже ее не попробовал, бросил. Этого, правда, никто не видал, но - какому же еще супермену по силам сделать такое? Только снежному человеку. Вроде и зверю, но - где-то уже гуманисту.

Повествования о волосатых людях в кологривских краях имеют давнюю традицию. Еще когда тамошние лесопромышленники только собирали деньги, дабы откупиться от грязной вонючей чугунки, поблизости от Кологрива были обнаружены люди, от макушки до пят обросшие шерстью. Некоторые из них позднее покинули историческую родину, появились в столицах, где их изучали медики, лицезрела публика. Известны их имена: Андриан Евтихиев и Федор Попов.

Облик Андриана должен быть всем отлично знаком, поскольку его фото тиражировалось едва ли не в миллионах экземпляров в учебниках биологии (как яркий пример атавизма). Андриан вскоре спился, а Федор отправился на гастроли в Америку. Там у него была такая легенда: в России они с отцом мирно жили в лесу, пока их не поймали. Отец (видимо - Андриан) совсем не поддавался дрессировке, а сын - вполне. Вот смотрите: ходит на двух ногах, носит цивильное платье, бегло говорит на трех языках (русском, английском, немецком). Выступал обволошенный Федор под псевдонимом Песья Морда. Возможно, отголоски этой истории стали основой повести Булгакова «Собачье сердце».

В те времена никто не называл волосатых людей - снежными. И не только потому, что тогда еще не было понятия «снежный человек». Даже если б такое понятие было, люди, страдающие гипертрихозом (волосатостью), под него бы не подошли. Потому, что они ни от кого не скрывались. Снежный же человек (по самой сути этого понятия) должен быть неуловим. И в этом смысле он нечто вроде лешего , которого видели многие, но никто не сумел ни поймать, ни сфотографировать. Просто потому, что он из разряда существ нематериальных. Снежный человек - тоже. Он, собственно, и есть форма существования лешего в условиях повального позитивизма и всеобщего среднего образования. В бабушкины сказки верить как-то неудобно, а вот в то, что наука пока не открыла, но обязательно скоро откроет (или докажет, что этого нет), верить не только можно, но даже и нужно. Поэтому и стали называть обычного лешего каким-то снежным человеком. Но прочувствуйте разницу: леший является тому, кто не рассматривает его явление в рамках научной картины миры, а снежный человек - тому, кто рассматривает. Поэтому с лешим можно успешно общаться, а снежного человека можно только безуспешно изучать.

Только не надо воображать, что раз леший нематериален, значит уже и не существует. Нематериальная сущность нематериальна в такой же степени, как нематериальна наша с вами душа. Вряд ли, однако, найдется такой субъект, который бы не испытывал идущего из ее глубины воздействия. И от этого внутреннего воздействия (приносящего - когда пользу, а когда и вред) просто так не отделаешься. Когда в твоей жизни случается пруха или фатальное невезение - это что, неужели просто фишка так выпала? Нет, это кто-то так тебе выбросил фишку. Духи воздействуют на мир через нас, нашу душу, подключенную к богатому событиями и обильно населенному нематериальному миру. В некотором смысле любой человек - тот же леший, но - обладающий плотью. А леший может обойтись и без оной, ибо он - лесной дух, который может иногда явиться в человеческой форме. Но может - и в форме пня, воздушного вихря, волка, снежного человека, змеи.

Судя по байке об отводе на юг железной дороги, кологривский леший является людям, чтобы отвадить их от прогулок по лесу. И многие уже боятся забираться в глухие места, даже просто входить в лес. Вот, например, мальчик Вова не пошел с нами на Святой Ручей, который течет в полукилометре от Пустыни. Я все думал: кого он боится? Нас? Медведя, недавно задравшего у них корову? Волка, на которого сегодня утром пошел охотиться его старший брат? Змей, о которых Вова все болтал, пока мы осматривали церкви? О лешем я в тот момент не подумал.

Над спуском к Святому Ручью прибита табличка: «Питьевая вода». Внизу нечто вроде садовой беседки - открытая всем непогодам часовня. К ней ведет лестница. Перила ее густо обвешаны ленточками, платками, салфетками, полотенцами. Много я (и уже ) мест силы, в которых люди оставляют мануфактурные и прочие приношения, но такого обилия - нет, никогда не встречал. Впечатление, будто здесь ежедневно бывают сотни паломников, а между тем до этого ручья еще надо умудриться добраться. И все так аккуратно подвязано, даже столбы беседки отчасти задрапированы.

Ручей как бы обтекает беседку слева. Справа от нее бьет родничок, чуть ниже - притекает еще один. Как нам объясняли, один из родников с живой водой, а другой с мертвой. Не разобравшись, какой из них с какой водой, я пил из обоих. Вода у беседки гораздо вкусней.

Дух в лощине у Святого Ручья свежий и влажный. Типичная атмосфера святилища Великого Змея, даром, что рядом стоят иконы и крест. Напрасно их даже и ставят - для духов они не помеха. У меня на Ручье все время было ощущение, что в некоторых местах воздух неуловимо сгущается. Будто что-то готово вот-вот показаться и не показывается. Будто кто-то все время следит за тобой. Чувствуешь взгляд и не знаешь, кто там. Может, просто какой-нибудь зверь затаился, а может - вовсе не зверь. Беспокойно. Вот так же начинались мои тяжелые видения на .

«Видели?» - спросил Вова, поджидавший нас на опушке. А что мы должны были видеть? Он не ответил и стал опять говорить о том, как много здесь змей. Убедить его в том, что змей бояться не стоит, что они стараются избегать человека, было никак невозможно. Он точно знал, что змеи злые, опасные, могут напасть. Говорил возбужденно. Оказывается, пока мы ходили к ручью, гадюка укусила его пса Шалуна прямо в морду. И Вовин папа убил ее. Лопатой. Деяние . Мужик был горд. Тоже что-то бубнил о злых змеях. «Сфотографируй ее на память», - предложил он и стал тормошить хворостиной безопасную, мертвую, почти перерубленную пополам гадюку. При этом руки змееборца дрожали, он был на взводе, как будто змея сейчас бросится, и ему снова придется вступить в смертельную схватку.

Лично я всегда остаюсь на стороне змеи, хотя и, не скрою, всякий раз, как беру змею в руки, испытываю жуть, чувство гадливости, прямо мистическое омерзение. Такова архетипика. Из глубин души прет: раздави гадину. Змеи в лесах и полях очень страдают из-за того, что люди в каждой из них узнают . Всякий плюгавенький мужичонка готов взять на себя роль Змееборца.

Между тем, жены их без особой нужды змей не убивают (вряд ли кто даже слыхал о таком), а иногда и берут их в любовники (в мифах). Что тоже архетипично: Змей живет во влажных недрах Земли, в потаенной женской пещере. Он, собственно, похоть лона Земли, влекущая Змееборца. Змееборец без Змея - бессмыслица, оксюморон, тот самый Иван, что ехал в частушке по лесу: «был мороз трескучий, у Ивана хуй стоял, так - на всякий случай». Но и Змея без Змееборца - тоже, в сущности, нет. Ибо Змей - тот, кого побивают. Эти и существуют, как таковые, только в момент поединка. Кто видел мертвого Змея? Никто. На любом грамотном изображении змееборчества Змей еще жив. А гибнущий за гранью видимости Змей всегда возвращается к жизни, как похоть к оттраханной женщине. Змей - это первоначало, единство Инь и Ян, возникающее между Адамом и Евой. А леший - одна из многих ипостасей Змея post coitum. О чем - как-нибудь в .

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА - АРХИВ МЕСТ СИЛЫ -

Одно время стали было забывать о прекраснейшем из отдаленных уголков Кологривского района - Княжой Пустыни. А ведь в далеком прошлом сюда стекались богомольцы на святые места. Сейчас вновь растет интерес к этой уникальной историко-культурной и природной территории.

Между прочим в прошлом здесь находились огромные глухие леса, которые входили в большую казенную дачу, где все рубки строго воспрещались. Сделано это было из-за имевшейся здесь пустыни - небольшого мужского монастыря, который основал уромский помещик, ушедший в монахи, Фома Данилович Цизарев. Ему на этой святой горе, согласно легенде, явилась икона Пресвятой Богородицы. На этом месте построена в 1719 году деревянная церковь.

По данным краеведа Д. Ф. Белокурова, взятым из материалов Патриаршего приказа: "в Княжой пустыни, на реке Княжой церковь существует более 300 лет, и она сооружена усердием Игнатия Фомича Цизарева (сына Фомы Даниловича)". Такая путаница в датах основания, возможно, произошла в связи с тем, что ранее подобная пустынь имелась ниже по течению реки Княжой.

Монастырь в Княжой Пустыни (вероятно, в те времена весь деревянный) упразднен в 1762 году.

А вот каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы построена на средства Анастасии Степановны Никулиной (потомка Цизаревых) уже в 1842 году. Она, вернее то, что от нее осталось, и остатки деревянной сохранились до сих пор.

К сожалению, снимков вида действующих церквей и кладбища пока не приходилось встречать. Единственные сохранившиеся фотографии Княжой Пустыни у Н. М. Лебедева относятся к 1951 году. К тому времени церкви были уже закрыты и приспособлены под различные социально-бытовые объекты. На снимках хорошо видно, что сняты все купола, тем более кресты, устроены четырехскатные крыши, имеется отопление. В это время здесь работал Пустынский лесоучасток. Зимой строилась ледяная дорога. Лес по ней возили битюги-тяжеловозы по трое саней. В здании кирпичной церкви были столовая, пекарня, магазин, а в деревянной показывали, кажется, кино.

Панорама Святой горы, или как ее еще называют Романихи, примерно та же, что и сейчас. Но церкви уже не используются, разрушаются. Старые захоронения на кладбище тоже пропадают, утеряны надгробные плиты, памятники, но есть и современные, за которыми следят.

По дороге к Пустыни за деревьями слева были конюшни, и к ним уводило ответвление. Где-то между церквями стояли (еще в то время) знаменитые липы, изгрызанные зубами богомольцев для исцеления от зубной боли. Один обрубок липы сохранился в краеведческом музее.

Позднее, 17 сентября 1955 года над рекой Княжой на высоком мысу открылся Советский лесопункт и одноименный поселок лесозаготовителей. В 2010 году ему исполнилось 55 лет. А деревня Пустынь давно приказала жить. Хотя в последнее время в части пригодных домов жили временно приезжие и даже какой-то монах. По его инициативе с помощью лесопункта на Святом источнике устроена беседка-часовня, по типу которой такую же построили на ефимовом ключе. (к сожалению сгорела в 2010 г.)

К северу-востоку от Кологрива, на границе Кологривского и Межевского районов, среди бескрайней тайги, на вершине высокой горы находится Княжая пустынь, бывший мужской монастырь. Здесь удивительная по красоте природа, овеянное легендами и преданиями историческое место. С холма почти двухсотметровой высоты взору открывается неоглядная даль, зеленое море тайги, а прямо под ногами у подножия холма струится речка с красивым названием «Княжая», в которую со страшной крутизны и обрывается склон.
В народе сохранилась легенда о возникновении Княжей пустыни. Основатель монастыря – Цизарев Игнатий Фомич, то ли помещик, то ли купец из г. Кологрива. Во время охоты в этих местах над одной из осин привиделся ему лик Успенской Божией Матери. И дал Игнатий Фомич зарок поставить монастырь. Слово свое сдержал. На его средства в 1719 году был построен монастырь. В 1762 г. неподалеку от монастыря была построена деревянная церковь. В этом же году по ходатайству верующих приход церкви был узаконен, а монастырь закрыт. В настоящее время находится под охраной государства, как памятник старины.
В 1842 г. на средства родственников Цизарева рядом с деревянной была построена двухэтажная каменная церковь в честь Успения Святой Богородицы. Руководила строительством Анастасия Микулина – потомок Цизарева, она и была основной вкладчицей.
На протяжении столетий сюда стремились попасть богомольцы из разных мест Российского государства. В гору, называвшуюся Святой, нужно было подняться пешком, многие паломники при этом несли тяжелые камни. Слева от церквей, в логу, находились святые источники, почитавшиеся целебными. На горе росли огромные святые липы, изгрызенные зубами тысяч паломников – считалось, что кора этих деревьев способна избавить от зубной боли.
В настоящее время Княжая пустынь, словно оправдывая свое название, пустынна и безлюдна. Оба храма в полуразрушенном состоянии. Кладбище при них существует до сих пор. У стены деревянной церкви сохранились две чугунные плиты. Жива и тропинка, проложенная верующими к «Святому источнику». Между церквами и вокруг них сохранились отдельные деревья липовой аллеи. В урочище Княжая пустынь бьет Святой родник – ручей, рождающийся из трех родников. Самой хорошей и целебной считается вода из среднего родника - экологически чистая с элементами серебра влечёт к себе желающих её попробовать и окунуться в купели.
Хочется верить, что это святое и прекрасное место обязательно возродится. Во всяком случае, с каждым годом паломников и туристов становится все больше. В последние годы построена часовня, благоустраиваются святые источники, сделана купальня, построен гостевой дом для паломников. Экскурсии в это намоленное место проводят сотрудники заповедника «Кологривский лес», сотрудники районного центра культуры и досуга Межевского муниципального района Костромской области.

Акция

«Кологрив-Княжая Пустынь»: пеший маршрут зовёт

Лучшее время для путешествий по району – погожая золотая осень. Не жарко и не холодно , нет назойливых насекомых, лесные дали, расцвеченные осенними красками, живописны.

Но акция по устройству пешего туристическо-паломнического маршрута из Кологрива до Княжой Пустыни, к сожалению, а может, и к лучшему, состоялась в начале ноября, после первых морозов. Ляги, сырые лесные дороги с водой и жидкой грязью не простыли. А с утра, перед выездом , начал сыпать мелкий снежок, припорашивая землю, бурую траву, лапник елей и сосен.

Поездка получилась, можно сказать, от Успенья до Успенья, по названию храмов в Кологриве и Княжой Пустыни. На призыв принять участие в акции организованно откликнулся коллектив заповедника «Кологривский лес» со своими вездеходами и инструментами. Дело для его работников знакомое - по обустройству дорог и других объектов в лесах заповедника.

Под руководством директора Павла Чернявина на расчистку пешеходного маршрута отправились водители «ТРЭКОЛов» Сергей Невзоров, Игорь Водов, Михаил Майдаков , научный сотрудник Сергей Чистяков, инспекторы Геннадий Невзоров, Сергей Шкаликов, Валентин Смирнов, Сергей Цветков, Валерий Кудрявцев, Роман Шабанов, Андрей Бушков, Сергей Водов.

Вдохновители и организаторы акции - настоятель Собора Успения Пресвятой Богородицы отец Алексий и специалист по туризму отдела культуры Эмиль Тимганов. Именно они несколько лет назад были инициаторами идеи создания этого пешеходного маршрута по так называемой старой дороге из Кологрива в Княжую Пустынь , в древний святой и живописный уголок района.

Тогда небольшая группа с лошадью для перевозки вещей и инструмента провела её расчистку. Но, как поётся в былинах, с тех пор «прямоезжая дорожка заколодела», то есть заросла, захламилась валежником, зимние снега нагнули на неё деревья.

Это интересный маршрут для паломников и туристов. В прошлом именно этим путем в святые места, где был монастырь Успенская Княжая Пустынь, шли пешком паломники-богомольцы из далёких от Кологривского уезда мест. Сюда ездил и запечатлел на литографиях, как выглядели тогда местные храмы в полной их красе среди живописной природы, художник Г.А. Ладыженский.

А когда упразднили монастырь, по этой дороге несли или везли в Кологрив Чудотворную шестилистовую икону Божией Матери , которая, к сожалению, утрачена в годы гонений на религию. Дорога проходит через бывшие деревни Волегово и Баринцево (или Бояринцево), которые считаются одними из древнейших в нашем районе.

Нашу поездку мы начали от Успенского собора через деревню Судилово. На подъёме от речки Алексинка были укреплены на соснах первые два указателя - «Княжая Пустынь». Большинство из нас - охотники, грибники, исходившие или изъездившие эти места. С собой взяли карты и навигатор. После оживлённого обсуждения определили направление движения.

Сначала лесом пошла разбитая дорога с лужами и грязью. Но их вездеходы преодолели. На развилках дорог тоже вывешивали указатели. Урочища Волегово и Баринцево миновали быстро. Под колёсами шевелилась ещё не припорошенная снежком опавшая листва. А когда стали углубляться в лес, всё чаще водители или инспекторы из первого вездехода выскакивали, чтобы срубить нависший куст, распилить упавшее поперёк дороги дерево.

От сыпавшегося с неба снега было сумеречно. Когда миновали урочище Стариковка, впереди оказались завалы и заросли. Вот тут и началась самая жаркая работа. Одни пилили бензопилами деревья, другие топорами рубили молодняк , выросший на дороге. Остальные откидывали на обочину обрубки, ветки и лапник.

Самым захламлённым оказался участок от бывшей высоковольтной линии до развилки дорог от урочища Клиновое. Здесь местами не то что проехать на любом транспорте - пешком идти было трудно.

Мы не просто расчищали дорогу, а, буквально, прорубались сквозь заросли и завалы. Следом постепенно двигались «ТРЭКОЛы». В одном месте начался густой ельник, показалось, что ещё немного, и работы станет меньше. На разведку выдвинулись Чистяков и Тимганов. Но до развилки, сырой ляги-болотины, шли сплошные завалы. Похоже, большую часть года здесь всегда будет топко. Приняли решение пройти по краю справа, иначе здесь потратили бы весь световой день.

После небольшой передышки и обеда , дорога вышла к реке Ульшма. Здесь, от Клинового, проезжали до нас участники гео-джип-фестиваля «Полная Чухлома». С правой стороны моста со свежим берёзовым настилом сошли в реку два бревна. Но все три вездехода успешно преодолели мост, и участники акции вскоре оказались в урочище Ульшмареченский кордон.

О том, что места эти посещаются лесозаготовителями, свидетельствовали отвалы порубочных остатков. Раньше здесь были сенокосы. Частые гости в этих угодьях - охотники и рыбаки. Вдоль наезженной дороги приходилось убирать нависающие кусты и деревья.

Навигатор уже показывал близость посёлка Советский. Придорожные полосы расширились, и мы увидели дорогу от урочища Великая. На этой просторной развилке отец Алексий с Эмилем Тимгановым с крыши «ТРЭКОЛа» установили на придорожной сосне со стрелкой на северо-запад большой указатель «Кологрив», а под ним – «Княжая Пустынь». На этом фоне сделали общую фотографию участников акции.

Следующий указатель установили уже при дороге от посёлка Советский. Дорога туда была засыпана нетронутым снегом. Здесь пошёл знакомый для большинства из нас перегон с горки на горку в Княжую Пустынь. Толстый лёд в лужах был взломан джиперами. Под берегом темнела в промоинах вода реки Княжая.

В Пустыни мы побывали в каменном храме. Рядом с ним стоял аккуратно построенный, под железной крышей, с пластиковыми окнами и железной дверью, так называемый гостевой домик, возведённый волонтёрами. Внутренние работы в нём ещё не закончены.

У святых потоков стояла новая часовенка. Все желающие испили святой воды , умылись из источников под Святой горой. Водители и инспекторы вскипятили чай из этой вкусной целебной воды. Мы вместе поужинали перед обратной дорогой. Уже в сумерках, ещё раз сфотографировались на память о необычной поездке.

Акцию успели провести вовремя - на следующий день прошёл ледяной дождь! Ехали домой по очищенной дороге, уже по свежей пороше. Все были довольны: поставленная цель была выполнена полностью. В районе появился маршрут для развития паломнического туризма «Кологрив-Княжая Пустынь».

Путь теперь свободен для пешеходов, малой техники, можно организовать даже конный маршрут. Зимой можно путешествовать здесь на лыжах или снегоходах. В основном, дорога почти прямая. Навигатор показал ее протяженность - 25 км. Обратно мы ехали чуть больше двух часов. Почти столько же времени тратится на проезд по дороге через Воймас и Советский, а это 60 км. Но эта дорога никем не содержится и даже не в межсезонье в плохом состоянии.

Пеший поход по живописным местам в любое время года оставит незабываемые впечатления. Весной здесь запоют лесные птицы, засверкают светлые лужицы, зазеленеют листва и травы , распустятся первые цветы. Можно своими глазами увидеть урочища, которые многие знают только по названиям.

И самое главное - побывать в удивительном древнем святом месте - Княжой Пустыни - с её храмами, источниками, которая включена в перечень так называемых «мест силы» Русской равнины (№55), где незримо присутствует наше духовное наследие.

Сергей Смирнов.

Врезки


Историческая справка

Основателем Княжой Пустыни является помещик д. Урма Фома Данилович Цизарев, которому на Святой горе во время охоты явилась на липе икона Божией Матери. Поражённый этим видением и излечившись от недуга, он принял монашество под именем Иезикииля и в 1719 году на этой горе построил деревянную церковь. Здесь образовался небольшой мужской монастырь Успенская (Богородичная) Княжая Пустынь.

В 1762 году монастырь упразднили. Церковь стала приходской, духовно окормляла десяток окрестных селений. А в 1842 году, в основном, на средства наследницы Цизаревых А.С. Микулиной с участием прихожан был построен каменный Успенский храм. Оба храма сохранились в полуразрушенном состоянии и до сих пор привлекают многочисленных паломников и туристов.

Павел Чернявин , директор заповедника «Кологривский лес»:

Всегда стараюсь помочь в начинаниях отца Алексия по возрождению духовности. Вот, и в акции по расчистке дороги в святые места Княжой Пустыни принял участие со своими работниками, техникой. Это мы сделали , прежде всего, для наших земляков и гостей района. Намеченное выполнили полностью.

Отец Алексий , настоятель Собора Успения Пресвятой Богородицы:

Продолжаем обустраивать Княжую Пустынь, которую с каждым годом посещает всё больше паломников, несмотря на её запустение. Маршрут от Кологрива пройден и обозначен указателями. Дорога через Воймас и Советский длиннее и не всегда проезжая. А теперь паломники и жители района могут даже пешком побывать в святых местах, на целебных источниках.

Если будем постоянно следить, то дорога не зарастёт. В Пустыни у потоков поставлена новая часовня, продолжается строительство дома для паломников. Надеюсь, придёт время и для восстановления храмов.

Эзотерик Николай Рерих в очерке «Сердце Азии» рассказал об одной из своих экспедиций в Гималаи. Там же он написал: «Недавно в Костроме умер старый монах, недавно ходивший в Индию».

Исследователь Игорь Минутко в книге «Искушение учителя. Версия жизни и смерти Николая Рериха» поясняет, что упомянутый Рерихом монах преставился в 1925 году. И только через многие годы удалось узнать, что в середине 1880-х годов целая группа костромских старообрядцев-монахов совершила паломничество в Индию и Тибет. Они побывали в древних монастырях, в священном для всех буддистов городе Бенарес в Индии, несколько лет общались с тибетскими мудрецами. Там костромичи получили такие обширные сведения о Вселенной и человеке, какие обычному человеку недоступны. Они получили на руки стелы с вырезанными на них тибетскими идеограммами (символами), где было изложено древнее учение тибетских мудрецов, оно называется «Дюнхор», или «Калачакра».

Вышел на этих «посвященных» в начале 1920-х годов профессор, оккультист Александр Барченко. В 1925 году он возглавил сверхсекретную нейроэнергетическую (оккультную) лабораторию при ОГПУ по изучению паранормальных явлений - биоэлектроники, экстрасенсорики и телепатии. Костромской историк и журналист Константин Воротной утверждает: он встретился в Москве с выходцем из Юрьевца Михаилом Кругловым. В столицу тот приехал, имея при себе стелы с тибетскими идеограммами - письменными знаками, условно изображающими понятие (в отличие от букв, обозначающих звук).

Круглов доложил ученому-чекисту о человеке, который был допущен к святыням Тибета и Индии, а потому обладал знаниями, куда более обширными, нежели сам Круглов. Человек этот жил в Костроме, звали его старец Никитин. В сентябре 1924 года Барченко прибыл в Кострому и лишь только в ноябре встретился со старцем в его доме на улице Сенной.

Никитин смотрел с пониманием

Игорь Минутко описывает пребывание Барченко в Костроме: «Едва появившись в городе, ученый привлек своим «нездешним видом» бдительных работников местного ОГПУ. И хотя стражам революционной законности были предъявлены все необходимые документы, учёный был арестован «до выяснения обстоятельств». При аресте у подозрительного путешественника были изъяты книги по оккультизму и мистике и револьвер системы «смит-вессон». Больше всего смущало оперативников то обстоятельство, что гражданин Барченко прибыл в Кострому без всяких видимых причин - никем не командирован».

И разыскивает ученый какого-то старика Никитина, а это очень подозрительно. Но арест оказался недолгим, уже вечером того же дня Александра Барченко выпустили на свободу. Кто-то явно помог.

На следующее утро в номер коммунальной гостиницы «Серп и молот» постучали, и перед профессором возник молодой человек в новой милицейской форме.

Идемте, гражданин, - приказал он.

Они прошли через весь город и оказались на окраине: низкие домики, канавы со стоячей водой.

Милиционер привел Барченко в покосившийся домик. На крыльце их встретил высокий худой старик в облезлой шубе и в валенках. На морщинистом лице все черты как бы застыли, только глаза смотрели зорко и с пониманием.

Со старцем Барченко провел в Костроме больше месяца - в долгих беседах, а случалось, и спорах. Его собеседник принадлежал к секте старообрядцев-бегунов, вернее, к ответвлению этой секты: «Мы называем себя голбешниками». В разных местностях России они называются по-разному: не только голбешники, но и бегуны, пустынники, скрытники.

В странничестве они организовали целую сеть конспиративных квартир, которая, как рассказывал Никитин, к началу ХIХ века раскинулась от Белого моря до Индии и Тибета. В одной только Костроме полиция обнаружила в середине XIX века более сотни таких явок.

Однако всех тайн этого учения, его практическую сторону старец раскрыть профессору так и не успел - в середине 1925 года Никитин скончался и был похоронен на одном из старых старообрядческих погостов, утверждает Константин Воротной в статье «В поисках Беловодья».

После знакомства с костромскими старообрядцами у Барченко утвердилась мысль совершить экспедицию в Тибет и Индию в поисках тайных знаний, но из-за интриг в руководстве ОГПУ она не состоялась.

Что осталось в Княжей Пустыни

Костромские старообрядцы ходили не только «за три моря». У них, как считают некоторые костромские исследователи, был свой интерес и на севере губернии, в глухих кологривских лесах. Например, в Княжей Пустыни. Кстати, «пустынь» означает уединенное место, обитель. Во времена правления царя Алексея Михайловича, когда начала реформироваться церковь, старообрядцы, спасая свою веру, селились в глухих местах. Вот и в Княжей оказался старец-отшельник.

Эту мысль развил костромской писатель и журналист Владимир Шпанченко. В его книге «Путешествие в Княжую Пустынь» говорится: «В начале 90-х годов, когда стал относительно свободным доступ журналистов в архивы КГБ по Костромской области, мне показали закрытые прежде документы. Так я узнал о заброске немецких диверсантов на территорию нашей области близ Антропова. Среди диверсантов были бывшие кадровые военные РККА из предателей. Были и немецкие офицеры из Анненербе («Наследие предков»). Куда они шли? С какой целью появились в окрестностях Святой горы? Это осталось загадкой. Ясно одно, что эсэсовские ученые из «Наследия предков» если и шли к Святой горе у Княжей Пустыни, то не с целью притащить камни на верхушку горы, как это делали паломники. Перед ними стояли какие-то другие задачи».

Константин Воротной предполагает, что можно было там найти: «Кологрив стоит на отрогах Северных увалов - легендарных Рипейских (Гиперборейских) гор. Именно здесь находилась легендарная страна наших предков - Беловодье. Кологрив был одним из святилищ Беловодья. Лишь многие века спустя географическое положение этой страны переместилось на юг, в Тибет и Индию».

Не исключено, что фашисты планировали найти в Княжей Пустыни хотя бы частичку древних знаний, которые, возможно, до сих пор хранятся внутри самой Святой горы. Знаний, оставшихся как от гиперборейцев, так, возможно, и от костромских старцев, которые когда-то были вхожи к тибетским ламам.

Портал в Гиперборею

Владимир Шпанченко не однажды рассказывал, что видел в Святой горе какой-то вход: «Спустился немного вниз. Держась за кусты, сделал несколько шагов в сторону - и передо мной вырос замшелый монолит четырехугольной формы, высотой метра в три. Впечатление такое, что этот монолит закрывал вход в таинственные пустоты горы. Глядя на него, трудно поверить в то, что он появился естественным образом в отвесной стене».

Исследователя отвлекли, и он махнул рукой на этот самый вход, мол, в следующий раз его найдет. Видел потом еще два раза. Но не получалось его хорошенько рассмотреть. Видимо, не судьба. Даже сфотографировать этот вход Шпанченко не догадался, хотя с аппаратом не расставался. А потом этот самый монолит и вход в гору найти не мог. А ведь, казалось, запомнил: находится недалеко от деревянной часовни, сбоку от старого погоста. Но и другие люди проходят рядом и не видят прямоугольный камень в три человеческих роста. В приватных разговорах с автором этих строк он называл вход в Святую гору порталом гипербореев…

Он же рассказывал, что местные жители Михаил Крутиков и Александр Жиганов однажды во время охоты наткнулись на валун, на котором был виден четкий отпечаток правой человеческой стопы. А уроженец Княжей Пустыни Чистов подростком лазил вместе с друзьями в глубокий колодец. В его стенках ребята обнаружили два прохода, между которыми лежала доска. Судя по всему, там располагался некий тайник. Позже Чистов, плутая по лесу, вдруг увидел дверь в склоне Святой горы. К ней вели каменные ступеньки. Открыть дверь не удалось.

В 1719 году здесь был открыт женский монастырь. Сейчас он не сохранился. Говорят, когда умирала его последняя монахиня, она сказала: «Будут люди ходить по кладу, но никогда его не найдут».

Старожилы рассказывали, что иногда вода в потоках Святой горы светится какими-то блестками. Брали ее на анализ, который определил наличие кристаллов какого-то металла. Возможно, серебра? Однако исследователи думают не о драгоценном металле, они уверены, что глубоко в горе хранятся древние знания, к которым когда-то имели отношение (в том числе доступ) костромские старцы. Всему свое время. Возможно, когда-то и тайна Святой горы будет разгадана.