» »

Капернаум ударение на какой слог. Интересные факты о капернауме

12.02.2024

Когда речь заходит о святых местах Израиля, все, безусловно, в первую очередь думают об Иерусалиме. А вот про Капернаум, который, к слову, в Новом завете упоминается даже чаще, чем Иерусалим, вспоминают не сразу. Между тем, это место обязательно к посещению не только туристов, отправившихся в Израиль с целью религиозного паломничества, но и всех тех, кто интересуется описанными в Библии событиями в историческом ключе.

К слову, Федор Михайлович Достоевский в своем «Преступлении и наказании» Капернаум как раз вниманием не обошел. Как многие знают, роман Достоевского наполнен библейской символикой, вот и Сонечка Мармеладова (аллюзия автора на образ Марии Магдалины) снимает комнаты не у кого-нибудь, а у портного по фамилии Капернаумов. Между тем, если обратиться к Библии, то подтверждений тому, что Мария Магдалина жила в Капернауме нет, точно известно, что она была родом из городка по соседству — Магдалы — древнего галилейского города, где сегодня ведутся масштабные археологические раскопки. В Капернауме же, согласно Священному Писанию, нашел приют изгнанный из Назарета Иисус Христос.

На фото: археологический парк Капернаума

Расположен Капернаум на берегу Кинерет — пресноводного озера на северо-востоке Израиля. Озеро немаленькое, оттого в древности водоем именовали Галилейским морем, да и сегодня, кстати, это название по-прежнему широко используется. Впрочем, назвать Капернаум именно городом — тоже в некотором роде пойти против действительности, на самом деле, современный Капернаум — это археологический музей под открытым небом и национальный парк Израиля. Жилых домов же в исторической зоне нет в принципе.

На фото: археологический комплекс Капернаума, руины Белой синагоги

Стоит сказать, что Капернаум или Кфар Нахум превратился в город-призрак уже в VII веке нашей эры, когда после нашествия персов и арабов его покинули и христиане, и евреи. Впрочем, начало заката Капернаума принято датировать аж V веком нашей эры, уже тогда население города составляло всего лишь 1500 человек.

На фото: колонна Белой синагоги в Капернауме

А вот в библейские времена это небольшое по современным меркам поселение на берегу Галилейского моря процветало. Город был основан примерно 2500 лет назад и к первому веку нашей эры достиг пика своего расцвета. Дело в том, что находился Капернаум на границе государства Ирода Антипы, и через него проходили торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии, а, как известно, расположение города на крупных торговых путях — самый короткий и гарантированный путь к увеличению благосостояния его жителей.

На фото: руины Белой синагоги в Капернауме

Когда попадаешь на территорию Капернаума, первое, что видишь, — внушительную статую апостола Петра. Это и неудивительно, именно он жил здесь, а Христос, впоследствии проповедовавший в синагоге Капернаума, нашел приют в доме тещи апостола, которую Спаситель излечил от горячки. Здесь же в Капернауме Иисус обрел и других учеников: Андрея, Левия Матфея и братьев Зеведеевых — Иакова Старшего и Иоанна Богослова.

На фото: статуя Святого Петра в Капернауме

Кстати, любопытный факт — Петр — не имя апостола, как многие привыкли думать, а прозвище, которое дал своему ученику Иисус. Возникло оно от слова Кифа, что по арамейски означает «камень», а в современной традиции восходит к греческой интерпретации этого слова — πέτρος, то есть, «петрос», что, опять-таки, значит «камень». При рождении же апостол Петр носил имя Шимос (ивр. ‏שמעון‎‏‎‎), что в современной традиции соответствует имени Симон, да и родился апостол не в самом Капернауме, а в располагавшемся тут же на озере Кинерет рыбацком городе Вифсаида в семье рыбака Ионы.

На фото: церковь, построенная на месте дома Святого Петра

Сегодня на месте того дома, где по легенде и жил Святой Петр, устроена католическая церковь. Пропустить ее невозможно, поскольку это единственная современная постройка на территории археологической зоны Капернаума. Внутри церковь — максимально простая, но зайти туда все равно стоит, чтобы посмотреть на скрытые под прозрачными полами руины древней восьмиугольной византийской церкви, впрочем, частично их можно рассмотреть и снаружи здания — современное здание, выполненное в виде сложной геометрической фигуры, возвышается над руинами, но не закрывает их.

На фото: руины византийской церкви, построенной на месте дома Святого Петра

Вторая важная достопримечательность Капернаума — Белая Синагога, по руинам которой можно беспрепятственно гулять, фотографируя внушительные колоны. Как выяснили археологи, построено здание было в III - IV нашей эры, то есть, как минимум спустя два столетия после событий, описанных в Библии, но, тем не менее, стоит синагога на развалинах древнего сооружения, где, если следовать традиции, и проповедовал Христос.

На фото: Белая Синагога в Капернауме

На то, что события, описанные в Библии, соотносятся не только с традицией, но и с историческими фактами, указывает еще один любопытный объект Капернаума. Дело в том, что рядом с Белой синагогой внимательный турист обязательно обратит внимание на древние колонны и другие артефакты, стоящие отдельно от здания.

На фото: руины Белой Синагоги в Капернауме

Одна из колонн, с виду совсем неброская, примечательна тем, что на ней выгравирована надпись «Хальфи (Альфеус) Бар-Зевида (Зебида) сын Йоханана сделал эту колонну». И вот тут-то открывается удивительное, дело в том, что фамилия Бар-Зевида (Зебида) вероятно является еврейским аналогом фамилии Зеведеев, которую носили апостолы Иоанн Богослов и Иаков Зеведеев, так что, вполне возможно, создал колонну один из потомков рода, к которому принадлежали Иоанн и Иаков. Кстати, Иоанн Богослов стал единственным из апостолов Христа, дожившим до глубокой старости, что дополнительно подтверждает теорию о причастности мастера, работавшего над колонной, к роду Зеведеев.

На фото: справа та самая колонна с надписью

Хотя практически вся территория Капернаума, в том числе, и Белая синагога, сегодня принадлежит католикам, тут есть и православный греческий монастырь с Собором Двенадцати Апостолов, основанный в тридцатых годах XX века греческим иерусалимским патриархом Дамианом. Одна из особенностей монастыря в том, что здесь за всем следит один единственный человек — Иринарх из Македонии, он уже взрослым человеком окончил духовную семинарию в Иерусалиме и принял постриг. В Капернаум Иринарх перебрался в 1991 году и путем титанических усилий привел бывшую в запустении территорию монастыря и церковь в порядок. Сегодня греческий монастырь выглядит словно цветущий сад какого-нибудь старинного поместья, а по его дорожкам гуляют гордые павлины. Местный собор — тоже очень любопытен. Его венчают 12 куполов (по числу апостолов), а выкрашены купола в розовый цвет, что удивительно, ведь в Греции по традиции купола покрывают синей краской.

На фото: Собор Двенадцати Апостолов в Капернауме

В финале рассказа о Капернауме хочется упомянуть о местном гастрономическом специалитете, который тоже напрямую связан с именем апостола Петра. Во время поездки в Капернаум, обязательно загляните в один из ресторанчиков, что открыты на берегу озера Кинерет, и закажите там рыбу, которая в научном мире имеет название тиляпия пресноводная, в Израиле же её именуют амнун или рыба Святого Петра.

Считается, что именно эту рыбу ловили ученики Христа, и для подтверждения данной теории имеются весьма серьезные основания. Дело в том, что тиляпию вылавливали в озере Кинерет с незапамятных времен, ее подавали на стол в Иудеи и Галилеи, а в соленом виде рыба амнун даже шла и на экспорт, ее поставляли в Рим и в провинции римской империи, расположенные в Малой Азии. Уже этих данных вполне достаточно для того, чтобы предположить, что именно тиляпию ловили апостолы Петр, Андрей, Иаков и Иоанн Богослов, а также что именно этой рыбой Христос накормил народ в библейском эпизоде о чуде «Умножения хлебов и рыб», однако на то, что в Библии фигурирует именно тиляпия указывает еще один любопытный момент.

«Чудесный улов рыбы», эскиз для гобелена Рафаэля Санти

В Евангелии от Матфея есть следующая сцена. К Петру, вернувшемуся в Капернаум, подходят собиратели дидрахм и просят его дать им монету. Апостол соглашается, Иисус же на просьбу Петра дать монету, говорит ученику: «Пойди к морю и вылови рыбу, а во рту у этой рыбы будет монета статир». Так и происходит. Что любопытно, особенность рыбы тиляпия как раз в том, что она часто хватает ртом блестящие предметы. Рассказывают, что случаи, когда современные жители Израиля находят во рту у рыбы монеты — нередки, так что, гипотеза о том, что именно эту рыбу ловил в свое время апостол Петр имеет более, чем веские основания. Да, на вкус рыба — изумительная, так что, не упустите шанс попробовать её в одном из ресторанов на озере Кинерет, и, кто знает, может быть, вы тоже найдете у нее во рту современный шекель или древний статир?

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Вконтакте

Капернаум - древний город, располагавшийся на северо-западном побережье в 5 км к северо-западу от Табхи.

Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова.

NicFer , GNU 1.2

В Капернауме в синагоге проповедовал Иисус Христос и совершил в этом городе много чудес. Население 500 человек.


jawcey , CC BY 2.0

В Капернауме расположены археологический памятник и два монастыря, православный и .

Происхождение наименования

История

Библейский период

Город был основан около 2500 лет назад. К I в. город процветал благодаря своему местоположению на границе государства . Через Капернаум пролегали торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии. После завоевания римлянами в городе стоял отряд легионеров.


David Shankbone , GNU 1.2

В Капернауме, согласно Евангелиям проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа. В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов - Петра, Андрея, братьев Зеведеевых, Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея.

Во II в. Капернауме образовалась община , перешедших в христианство. В следующем столетии в городе была построена церковь и он стал оплотом христианства в районе.

Упадок

К V в. в городе проживало около 1500 человек, но в VII в. после нашествия персов и арабов город покинули христиане и евреи.

Современное состояние

В настоящее время Капернаум относится к системе израильских национальных парков. В 1838 году были обнаружены развалины Белой синагоги, но археологические исследования начались лишь в начале XX века. Синагога была построена в III–IV веках. Здание стоит на развалинах более древнего сооружения, возможно синагоги, в которой проповедовал Иисус Христос. Территория вокруг синагоги принадлежит ордену.


Abraham , GNU 1.2

Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов. Построена в 1930-х годах на части территории евангельского Капернаума. Выполнена в традиции церквей островной Греции, состоящий из кубов и куполов в виде полусфер. Однако, в отличие от собственно Греции, где купола обычно красят в синий цвет, здесь они оказались красными. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы.

Территория монастыря интересна не археологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой патриархального поместья с полузапущенным, но по-южному богатым садом с павлинами. Убранство церкви непривычно яркое и радостное. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из Македонии.

Иисус Христос в Капернауме

В Капернауме, согласно Евангелиям проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа. В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов - Петра, Андрея, братьев Зеведеевых Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея. Здесь Иисус исцелил тёщу апостола Петра, воскресил дочь Яира и сотворил много других чудес. Поэтому Капернаум получил у христиан почетное название «Его город».

«И оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исайю, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и теми смертной воссиял свет (Мф 4, 13-16)».


Berthold Werner , Public Domain

У Луки и Иоанна, в греческом оригинале, сказано географически определенней и нагляднее: не «пришел», а «сошел», «спустился» - с гор, из Назарета, в низину, на берег - в Капернаум. Пришел всей семьей, «малой церковью»: «Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его».(Ин 2,12).


random exposure , CC BY 2.0

Переселение объяснялось религиозным конфликтом: при первых же словах Иисуса в назаретской синагоге: «Дух Господень на Мне», - жители в фанатическом ослеплении пытались сбросить Сына Божия со скалы. Здесь в синагоге он произнес проповедь, начинающуюся словами: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Однако и отсюда его изгоняют, и он горестно восклицает: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься...» Как и все Его пророчества, сбывается и это...

Фотогалерея










Капернаум - древняя рыбацкая деревня на северном берегу Галилейского моря в Израиле, где находится знаменитая синагога византийской эпохи, на месте которой Иисус совершил много чудес.

Мифы и факты

В Библии Капернаум упоминается как "родной город" Иисуса, вероятно, потому что он был домом его первых апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. В Капернаумской синагоге Иисус начал свои проповеди. Люди были поражены его учению, поскольку он учил их как власть имеющий, а не как книжники...

Селение в Капернауме существовало с I века до н.э. по XIII век. Это была бедная еврейская деревня, в которой находилась таможня на торговом пути из Кесарии в Дамаск. Меж жилых домиков из черного базальта стояла белая известняковая синагога. Согласно Евангелиям, здесь проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа.

Во II веке в Капернауме образовалась община евреев, перешедших в христианство. В следующем столетии в городе была построена церковь, ставшая оплотом христианства. Храм был разрушен до исламского завоевания в 638 году.

В период крестоносцев Капернаум был почти заброшен: «когда-то известный город… ныне только семь домов бедных рыбаков».

В конце XIX века францисканский орден выкупил эти земли. Францисканцы поставили ограждения для защиты остатков строений, посадили пальмы и эвкалипты, чтобы создать оазис для паломников, и построили небольшую гавань. В начале XX века они провели ряд раскопок и реставраций, открыли дом Святого Петра в 1968 году, а в 1990 году на его месте построили современную церковь. Необычный по внешнему виду храм, напоминающий космический корабль, возведен на столбах и имеет стеклянный пол, так что посетители все еще могут увидеть оригинальную церковь ниже.

На холме поодаль восстановлена старая синагога, основанная предположительно в II-V вв - это храм Двенадцати апостолов. Белые известняковые стены под красными куполами резко контрастируют с остальными строениями деревни из черного базальта, что придает особый статус храму.

В настоящее время Капернаум является израильским национальным парком, открытым для посещения общественности.

Что посмотреть

Восстановленные синагога и церковь (описанные выше) стоят довольно близко друг к другу у берега, с руинами строений I-VI века между ними. Кроме того, на территории комплекса вы найдете много резных камней с древними надписями и новый греческий православный храм неподалеку.

Капернаум

Город на сев.-зап. берегу Тивериадского озера (Мф 4:13) , в земле Геннисаретской (ср. Мк 6:53 с Ин 6:22,59) , на границе владений Филиппа и Ирода Антипы. В К. находилась таможня, где собирали пошлины (Мф 9:9) , там же было расквартировано подразделение рим. воинов под командованием сотника (Лк 7:2) . Название города происходит от евр. кефар нахум ("деревня Наума" ; кто был этот Наум, неизвестно). Вероятно, холм Телль-Хум (новоевр. Кфар-Нахум) и есть древний К. Археологи обнаружили здесь остатки синагоги (ок. II в. по Р.Х.), построенной на месте более древней синагоги - той самой, где Иисус исцелил одержимого нечистым духом (Мк 1:21 и след.) и человека с иссохшей рукой (Лк 6:6 и след.) , а также произнес речь о хлебе жизни (Ин 6:59) . К. был для Иисуса Его городом (Мф 9:1; ср. 4:13) . Здесь Он исцелил тещу Петра (Мк 1:29 и след.) и расслабленного, к-рого друзья спустили к Нему через отверстие в кровле дома (Мк 2:3 и след.) . В этом городе жили сотник, раб к-рого исцелился по слову Иисуса (Мф 8:5 и след.) , и царедворец, сына к-рого Иисус исцелил, находясь в Кане Галилейской, т.е. на расстоянии 26 км (Ин 4:46 и след.) . В К. также жили Иаир, отец девочки, воскрешенной Иисусом (Мк 5:22 и след.,35 и след.) , и мытарь Левий, принимавший Учителя в своем доме (Мк 2:14 и след.) . У гор. пристани К. собралось однажды так много народа, что Иисусу пришлось говорить с людьми из лодки, в то время как народ стоял на берегу (Мф 13:2) . Но все величайшие деяния, совершенные здесь Иисусом, не смогли обратить жителей этого города к Господу, и "вознесшийся до неба К. был низвергнут в ад" (Мф 11:23) : в средние века город подвергся разрушению.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Капернаум" в других словарях:

    - כְּפַר נַחוּם Руины Капернаума. На заднем плане Белая синагога … Википедия

    - (селение Наума, или село утешения) (Мат.4:13 , Мат.11:23 , Мар.2:1 , Лук.7:1 , Иоан.4:46 и др.). Капернаум упоминается только в Нов. Завете и о нем часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса, во время Его земной… …

    Капернаум - Кфар Нахум Капернаум, город в Галилее на западном берегу Тивериадского озера (Мат. 4:13; Иоан. 6:24). В этом городе была синагога, где Иисус часто учил (Иоан. 6:59, Лук. 4:33, Map 1:21), она была построена сотником римского отряда, который, по… … Словарь библейских имен

    Капернаум - город, который часто упоминается в книгах Нового Завета как главное и любимое место пребывания Иисуса Христа. Капернаум был центром Его деяний в Галилее. Этот город расположен на берегу Геннисаретского озера, здесь Господь поселился после того … Православная энциклопедия

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    - (иноск.) о беспорядочном сборище, бестолковом обществе, (собств.) страна тьмы и невежества Ср. C est un Capharnaüm. Ср. (Иисус) пришел и поселился в Капернауме... народ, сидящий во тьме, увидел свет. Матф. 4; 13, 16. Ср. Исайя. 9, 1 2. Ср. И ты,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Капернаумъ (иноск.) о безпорядочномъ сборищѣ безтолковомъ обществѣ, (собств.) страна тьмы и невѣжества. Ср. C’est un Capharnaüm. Ср. (Іисусъ) пришелъ и поселился въ Капернаумѣ... народъ, сидящій во тьмѣ, увидѣлъ свѣтъ. Матѳ. 4; 13, 16. Ср. Исаія … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    КАПЕРНАУМ - XIX в. 1. Трактир Лондон на углу Литовского проспекта и Курской улицы. 2. Трактир на Владимирском проспекте, 7. Ср.: ДАВЫДКА. < Согласно Библии, Капернаум место, где совершается чудо … Словарь Петербуржца

    Капернаум - Каперна’ум (село Наума или утешения) (Мат.4:13 ; Мат.8:5 ; Мат.11:23 ; Мат.17:24 ; Мар.1:21 ; Лук.4:23 ; Лук.7:1 ; Лук.10:15 ; Иоан.2:12 ; Иоан.4:46 ; Иоан.6:17 ,24,59) город в Галилее, который был расположен на северо западном берегу… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Капернаум - А. Служение Иисуса в Капернауме центр служения Иисуса в Галилее: Мф 4:13–17; Ин 2:12 Иисус учил там: Мк 1:21,22; Лк 4:31,32 Иисус говорил о хлебе жизни там: Ин 6:24 59 Б. Чудеса, совершенные Иисусом в Капернауме изгнание бесов: Мк 1:21–27; Лк… … Библия: Тематический словарь

    - (с евр. селение Наума) один из городов, лежавших по берегам Галилейского, или Тивериадского, оз. В Ветхом Завете о нем не упоминается; отсюда ясно, что он сравнительно позднейшего происхождения и вырос в город из рыбачьей деревни, благодаря… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Капернаум – небольшой город в северной части Израиля – Галилее, расположенный на берегу Галилейского моря (озеро Кинерет). Название на иврите звучит как «Кфар Нахум», т.е. буквально «деревня Наума». Первое поселение было здесь уже 2500 лет назад. В Ветхом Завете город не упомянут, скорее всего, в силу своего небольшого размера. Однако в 1-м в. н.э. здесь находился значимый населенный пункт. Он был расположен на границе государства Ирода Антипы, через него шел торговый путь из Кесарии в Дамаск. В древнем Капернауме была таможня, контролировавшая торговлю. Также здесь находился рыбацкий поселок, поскольку воды Галилейского моря всегда изобиловали рыбой.

В Новом Завете Капернаум не раз упомянут как место, где разворачивались важные евангельские события. Здесь Иисус призвал своих первых учеников – апостолов Петра, Андрея, Иоанна, Иакова, Левия Матфея. В Капернауме Христос совершил немало чудес, например, исцелил тещу Петра и воскресил дочь Яира. Иисус проповедовал в древней синагоге, однако его слова не нашли понимания у большинства современников, и он был изгнан из города. С этим событием связано проклятие, которое произнес Иисус: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься!» (Мф, гл. 11, ст. 23). Можно сказать, что в какой-то степени пророчество сбылось: в 7 в. нашествие персов и арабов разорило город, а населявшие его к тому времени христиане и евреи вынуждены были бежать. Тем не менее, часть жителей поверила в проповедь Иисуса. Таким образом, последователи Христа во 2 в. сформировали иудео-христианскую общину, а в 3 в. была построена церковь.

Сейчас город входит в систему национальных парков. В 1838 г. в Капернауме были обнаружены остатки Белой синагоги 3-4 вв., которая построена предположительно на фундаменте еще более древней синагоги, где, возможно, проповедовал Иисус. Сохранились также руины домов римского периода, образующие целые улицы. Более подробные археологические исследования проводились здесь в 20 в., и было обнаружено много интересных находок. В 1894 г. в Капернауме был построен католический францисканский монастырь. В 1930-е г. на берегу озера была основана греческая православная церковь Собора 12-ти апостолов. Сейчас Капернаум входит в паломнические туристические маршруты как место поклонения для христиан.