» »

Как появились оборотни легенда. Самые первые легенды об оборотнях

13.01.2024

Легенды об оборотнях существуют во многих культурах, упоминания о них были найдены в древнейших трактатах самых разных стран и цивилизаций.



История


В основном легенды об оборотнях возникали в тех странах, где водились волки. И не просто водились, а представляли реальную угрозу для жителей.


Первые упоминания были найдены в древнегреческой мифологии. Аркадский царь Ликаон подал Зевсу, насмехаясь над ним, блюдо из собственного сына. За что бог прогневался на тирана и превратил его в волка.




В скандинавской мифологии волки вызывали скорее восхищение и почтение. Недаром верховный бог Один всегда был в сопровождении двух волков – Джерри и Фрекки. Больше всего упоминаний об оборотнях было в европейских странах, в частности – во Франции, Англии и Германии.


Большинство легенд берет свои корни со времен Инквизиции. В те времена любого, кто был уличен в колдовстве, подвергали казни. То же самое касалось и подозреваемых в оборотничестве. Люди подвергались очень жестоким пыткам и готовы были сознаться в чем угодно, оговорив не только себя, но своих близких.




Процесс превращения в оборотня


Существует три возможных причины превращения в оборотня – наследственность, укус другого оборотня и проклятие мага или бога.


Если проклятие оборотня было получено генетически (от одного или двух родителей, или от более дальних родственников – бабушек и дедушек), то до определенного момента оно может не проявляться.


В некоторых случая – всю жизнь, передавшись только собственным детям. Проявление происходит в основном в каких-то пиковых ситуациях – особого эмоционального состояния, солнечного затмения, парада планет или при угрозе жизни.




Укус же имеет несколько иную природу. Проклятие начинает действовать практически сразу, причиняя сильные мучения и весьма заметную трансформацию. К тому же проявляются такие черты характера, как агрессивность и жестокость.


Симптомами может стать чрезмерная чувствительность к яркому свету и громким звукам, необъяснимое беспокойство. Со временем оборотень с приобретенными способностями учится их контролировать и симптомы уже не столь очевидны, но агрессия и жестокость сохраняются навсегда, может быть чуть в приглушенной форме.


Ставшими оборотнями в результате колдовства могут быть сами маги и боги, наложившие на себя заклятие. В этом случае подобное колдовство не причиняет никаких беспокойств или страданий, и может быть контролируемо. В частности, скандинавский бог Локи мог принимать облик волка по своему желанию.




В обратной ситуации проклятие накладывается на кого-то, ставшего неугодным колдуну или богу. И обычно такая трансформация либо вообще не снимается до конца жизни, либо для ее преодоления потребуется очень много усилий и весьма сложные условия.


В медицине существует термин «ликантропия». В психиатрии его употребляют к людям, уверенным в том, что они являются каким-либо животным: волком, лисицей, кошкой, птицей и любым другим.

Добро пожаловать в настоящий дом магии! Если вы не знаете, с чего начать знакомство с материалом, представленном в больших количествах на этом сайте, я посоветовал бы ознакомиться со статьей о фейри , с которой началось мое знакомство с этим интереснейшим ресурсом.

Легенды об оборотнях в том или ином виде встречаются по всему земному шару. И не только легенды: археологи часто находят доисторические наскальные рисунки, изображающие людей со звериными лапами, с птичьими крыльями и клювами или же с головами кошек, собак, волков, львов. Вряд ли наскальные рисунки изображали жертв какой-то странной мутации. Скорее всего, это мифические существа, боги разного калибра, и необязательно зловредные. Они символизировали силу слияния с природой. Но по мере того, как человек стал отдаляться от природы все больше и больше, возник страх быть полностью захваченным дикими силами и потерять контроль. Быть может, именно так оборотни и стали страшными.

В Индии есть легенды об оборотнях - тиграх, в Африке - об аниото, людях - леопардах. В кельтской мифологии встречаются рассказы о шелки - людях-тюленях, довольно незлобивых и порой выбирающих себе пару среди простых жителей прибрежных деревень. В Японии живут широко, там целых три вида оборотней: тануки - они приносят счастье, кицунэ - могут приносить как радость, так и горе и бакэнэко - обладают магическими способностями.

В Европе оборотень - это прежде всего существо, превращающееся в волка или в тварь, на волка похожую. Иногда таких созданий называют ликантропами. Это название произошло от имени древнегреческого царя Ликаона. Он якобы предложил Зевсу, верховному богу Олимпа, отведать блюдо из человечины, при этом не сказав о происхождении мяса ни слова. Но Зевс, на то и был богом, что слов ему было не нужно - он мгновенно раскрыл обман и превратил царя в волка.

В Германии оборотень называется вервольф, в Испании - человек - волк, а в Армении - мардагайл (причем это чаще всего могла быть наказанная небом женщина, насильно превращенная в волчицу и вынужденная прожить в этом облике пять лет). На Руси оборотней именовали волколаками, а после Пушкина - вурдалаками. Он в своей поэме, описывающей волколака, ошибся и поименовал того вурдалаком - так и пошло. Вот она, сила гения - вроде бы и ошибка, а как прижилась! Слово “вурдалак” стало более употребительным, чем “волколак”.

Оборотни в славянских легендах встречаются часто. Что и говорить, когда, согласно мифу, оборотень даже успел посидеть на киевском престоле. Речь идет о полоцком князе Всеславе. Жил он в ХI веке и тогда же в ходе междоусобных войн взошел на трон правителя Киевской Руси. Его имя упоминается в “Слове о полку Игореве”. Там же мы находим преданье, будто по ночам князь превращался в волка.

Это - легенды. А в летописях про Всеслава говорится любопытное: будто на своем исконном престоле в городе Полоцке он просидел 57 лет - это аномально долгий период правления, особенно учитывая период междоусобных войн между русскими князьями. Считается, что Всеслав мог стать прототипом былинного героя по имени Волхв Всеславович - это богатырь и по совместительству чародей, который мог превращаться не только в волка но и в рыбу или птицу.

Правда, есть и версия, что легенда о Волхве Всеславовиче намного старше XI века. Тогда с прототипом получается неувязка. Но то, что богатырь тоже описывается как оборотень, нет никаких сомнений. Былина говорит: “Стал Волх расти-матереть, научался Волх многим премудростям: щукой-рыбою ходить Волху по синим морям, серым волком рыскать по темным лесам, гнедым туром - золотые рога рыскать по полю, ясным соколом летать под облаком…”

Интересно, что нет никаких мифов о том, будто былинный Волхв Всеславович и уж тем более, исторически существовавший князь Всеслав были опасны для людей, превращаясь в животных. На двуногих собратьев они не охотились и вообще сохраняли человеческий разум в зверином обличье. Такую способность к самоконтролю обычно приписывают колдунам. И князь Всеслав, и богатырь Волхв Всеславович имели прочную чародейскую репутацию, и умение превращаться в животных было всего лишь одной из магических способностей.

В славянских мифах можно часто встретить сведения о том, что оборотничество - это не проклятие, а, наоборот, тайный дар, которым владели волхвы, то есть люди, умеющие волховать, колдовать. Оборотни могут превращаться в зверей по своему желанию - перекинувшись через воткнутый в землю нож, перекувырнувшись через себя, через лесной пень или через железный обод от бочки. Вариантов множество. Но при этом колдуны сохраняли здравый рассудок, человечины не искали, а занимались своими делами.

Так или иначе, есть целая группа легенд, в которых упоминаются оборотни, но оборотни эти не являются отрицательными персонажами. Тот же богатырь Волхв Всеславович - один из былинных защитников Киевской Руси от врагов. Правда, воевал он, положим, не очень честно. Мог превратиться в горностая, пробраться в чужой лагерь и устроить там диверсию, перегрызя тетиву у луков. Или мог свое войско превратить в муравьев, чтобы те проникли в осажденный город, а за стенами вернуть им истинное обличье и начать бой. Но так или иначе этот богатырь - герой, а никак не враг.

Правда, образ этого героя, очевидно, языческий, дохристианский. После крещения на Руси волхвов перестали жаловать, и это немедленно отразилось в мифотворчестве. На сцене появляется злой колдун, который может превратить в волка другого человека просто ради жестокой потехи или мести.

Есть народные поверья, будто колдуны или ведьмы, желая кого-либо превратить в волка, набрасывают на него волчью шкуру и нашептывают при этом волшебные слова. Или же колдун может подсунуть под порог избы пояс, скрученный из мочала. Кто переступит через этот пояс, тот и превращается в волка и прежний человеческий образ может получить лишь тогда, когда чародейский пояс протрется и лопнет, или когда кто-нибудь наденет на него снятый с себя пояс, на который предварительно навязал узлы и при навязывании каждый раз говорил: “Господи помилуй”.

Ходили легенды, будто колдун может превратить в волков сразу несеолько десятков человек, например, собравшихся играть свадьбу. Будто бы сам вид людского счастья магу настолько ненавистен, что он готов на самое злое колдовство. Это поверье, надо полагать, имело под собой совершенно конкретные корни. Свадьба - обычай, окруженный массой примет, лишь бы не сглазить. Зная это, на свадьбу могли являться люди, воображавшие себя колдунами, и требовать откупа, в противном случае угрожая навести на молодых сглаз или даже превратить их в диких зверей.

Считалось, что оборотни, павшие жертвами колдовства, существа несчастные, но неопасные - рассудок по-прежнему при них. Но были волколаки и агрессивные - те, кто умерли без причастия и после смерти вынуждены служить дьяволу в шкуре волка. Такие могли нападать на людей. Версия о том, будто ликантропия передается через укус (она часто встречается в современных романах и фильмах фэнтэзи), в славянском мире популярностью как-то не пользовалась. Видимо, это порождение западного фольклора. Он гласит, что человек, получивший укус ликантропа, в следующее полнолуние превратится в оборотня сам, будет бегать в обличие чудовища, не помня себя, и может даже загрызть собственных родных.

Исследователи фольклора говорят, что сказки об оборотнях возникли неспроста, и неспроста именно волк выбран их центральным персонажем. В христианской традиции волка часто сравнивали с дьяволом, существом, который охотится за агнцами божьими. Метафора о коварных силах зла, стремящихся погубить душу, стала читаться буквально, и появились страшилки об оборотнях. Также волк мог олицетворять собой темные, неподвластные силы природы и силы животного начала в человеке, которые могут взять верх и натворить немало бед.

С другой стороны, у легенд об оборотнях были и реальные предпосылки. Например, существует психиатрическое заболевание, когда человек начинает себя считать каким-либо животным, тем же волком. А есть врожденный генетический недуг под названием “гипертрихоз”. Его характеризует обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища. В Средние века люди с такими отклонениями могли попасть в беду из-за обвинений в дьявольской сущности. Впрочем, для этого вовсе необязательно было иметь такой явственный дефект. Известно, что только во Франции в период между 1520 и 1630 годами инквизицией были выявлены более 30 тысяч оборотней, и большинство из них были казнены. Случай врожденного гипертрихоза мог быть у одного - двух обвиняемых из всех - все-таки это очень редкое заболевание. И если люди, никак на оборотней непохожие, погибали на кострах, то страшно представить, какой опасности подвергались те, чья внешность из-за заболевания делалась столь приметной.

Впоследствии эта приметная внешность превратилась в профессию. Например, известна история Федора Евтихеева, так называемого мальчика с песьей головой. Он во второй половине XIX века выступал в шоу знаменитого американского антрепренера Барнума. Заболевание Евтихеева было наследственным - им страдал и его отец. Это случай исторический. А полное задокументированное описание гипертрихоза было сделано не так уж давно - около 30 лет назад.

В Мексике в Гуадаладжаре расположен центр биомедицинских исследований, занимающийся этой проблемой. Доктора пытаются помочь клану Асиево (в нем более 30 человек). Поверхности их тел, включая лица, ладони и стопы, покрыты густой шерстью. У некоторых членов семьи шерсть более густая, чем у других. Заметным отклонением от нормы подверглись также их осанка, голос и мимика.

Местные жители на Асиево смотрят с подозрением и враждебностью, поэтому члены клана были вынуждены заключать внутриродственные браки, и это усугубляло положение. В ходе исследований было установлено, что данная мутация возникла у членов этой семьи еще в Средние века, передавалась от поколения в поколение через Х-хромосомы, но не проявляла себя.

Врачи признают, что помочь семье Асиево не в силах - болезнь неизлечима. Но они надеются, что смогут со временем изолировать ген, приведший к мутации, и будущие представители рода Асиево избавятся от ликантропической внешности.

Верования стран мира насчитывают неисчисляемое количество необычных существ, населяющих континенты и материки. Оборотень - это вымышленный персонаж, способный изменить обличие при помощи магии, обернувшись животным, птицей, предметом или растением.

Общее понятие

Европейский вариант существа - это ликантроп, представляющий собой человека-волка. Славянская мифология повествует о волколаке, который известен еще с древнего времени, а его описание можно встретить в фольклоре Украины, Белоруссии, Молдовы. Славянские легенды представляют оборотня в образе вампира, который высасывает кровь из своих жертв.

Нередко в летописях Древней Руси встречаются описания превращений полководцев в животных. Взяв за пример древнерусскую былину про богатыря Вольга Святославича, можно узнать, что в битве с врагом он оборачивался:

  • львом;
  • птицей;
  • рыбой.

Славянская мифология рассказывает о преображениях Злого духа в человеческий облик для посещения ночью красивых девушек. Женщины, живущие на Руси, не единожды рассказывали о том, что в сумерках видели у изголовья кровати юношу, на котором не было одеяния.

Виды оборотней по способу, которым были получены способности перевертыша:

  • превращение по своему желанию, обладание полным контролем действий и превращений;
  • врожденное заболевание ликантропия, при котором человек не контролирует превращения, свой разум и поступки.

Чтобы избавиться от оборотня, следует нанести ему удар в сердце либо срубить голову. Разоблачение человека в зверином облике довольно просто, следует нанести увечья напавшему на вас зверю, а его раны останутся на человеческом теле. Гоголь в знаменитом произведении «Майская ночь» описывает то, как на панночку напала черная кошка, и в ходе борьбы девушка отрубила ей лапу. На следующий день панна увидела свою мачеху без руки, стало ясно, что та ведьма.

Внешний вид

Вервольф имеет свои отличительные черты от настоящего дикого волка - это задние конечности. У оборотня лапы с вогнутыми, подобными человеческим коленям, суставами, которые позволяют существу быстро передвигаться. Выглядит зверь как волк больших размеров, имеющий способности прямохождения и перемещения на четырех конечностях. Существо получает сверхспособности, заключающиеся в нечеловеческой силе и ловкости.

Волколак имеет близкопосаженные глаза черного цвета. Все тело покрыто волчьей шерстью, морда немного вытянута. В пасти - огромные клыки, позволяющие прокусывать своей жертве шею. Волчий взгляд заставляет трепетать даже бывалых охотников.

Мифы повествуют, что зверь охотится и живет в лесном массиве вблизи жилого района. День оборотень проводит как обычный человек. Женщины очень любят таких мужчин из-за их природной притягательности и часто живут с ними, даже не подозревая об их демонической стороне.

Легенды про оборотней

Легенды Древнего Египта повествуют о том, что оборотни - это боги, управляющие людьми и дающие им наставления. Стая оборотней приближала к себе смертных только при наличии у тех сверхспособностей. Бог-оборотень имеет обличие человекоподобного существа с головой животного или птицы, что свидетельствует о неполном перевоплощении.

Легенды Древнего Рима указывают на оборотня-добродетеля, который в облике волчицы спас братьев Ромула и Рема, что способствовало становлению римской империи.

В Украине ходят легенды об оборотнях-волках, в которых оборачивались казаки, чтобы преследовать противника и выведывать информацию. Сохранились мифы о перевоплощениях казаков в волков, чтобы попасть в иной мир и вернуть на свет божий своих собратьев по полю боя.

Существуют и легенды, где вурдалаки являются богоненавистными людьми, превращающимися в волков. Они охотятся на хозяйский скот, а порой могут убить человека. Стая оборотней могла напасть на село и перебить всю живность.

Последствия укуса оборотня

Укус оборотня провоцирует необратимые последствия в организме человека.

Известны случаи, когда после нападения дикого зверя у людей наблюдались следующие симптомы:

  • судороги лицевых мышц и конечностей;
  • беспричинное падение на пол и мучительное изгибание тела;
  • кусание самого себя;
  • глаза такого человека не могут терпеть дневное освещение;
  • появляется боязнь воды.

Способы превращения человека в зверя

Превращается человек в оборотня посредством кувырка. Если превращение в волчий облик делает маг, то ему следует совершить сальто через старый пень либо через дюжину воткнутых остриями в землю ножей. Мифы повествуют, если вынуть один из магических ножей из почвы, то волчий лик останется навсегда. Обычно человек превращается в оборотня в лесу, что позволяет ему беспрепятственно охотиться и быть незамеченным.

Способности обратиться в зверя могут появиться от проклятия, что означает невозможность снова принять человеческий облик без посторонней помощи. Превращение можно обратить, для этого волколак должен быть накормлен едой, освященной в церкви, зверь не должен учуять человеческий запах. Чтобы ритуал удался и волк принял свое истинное обличье, необходимо кинуть ему на спину сотканный из крапивы фрак.

Как повествует образ современного кинематографа, человек превращается в звероподобное существо после укуса оборотня. Перевоплощение происходит в полнолуние, и если вервольф вырвется наружу, то натворит много бед. Превращенный волк ведет себя органично с природой, проявляя свое кровожадное нутро, но по прошествии ночи вновь обращенный человек не помнит о своих ночных приключениях.

Бессмертные оборотни

Мифы отвергают гипотезу о том, что оборотни бессмертны, но им дана способность регенерации - быстрого заживления ран, которая способствует вечной жизни, к тому же волк-оборотень не стареет.

Оборотни обладают лишь физическим бессмертием, но никак не абсолютным, поэтому, как и все существа на земле, они могут умереть. Убить волколака не так просто, способность к регенерации не дает возможности нанести увечья, которые существенно вредят зверю.

Типы оборотней

Существуют 6 типов оборотней в мифологии и демонологии.

  1. Вервольф - прославленный вид оборотня, который принимает волчий облик, в Западной культуре его наделяют демоническими силами, злыми качествами. Славянская культура склоняется к добрым началам этого существа, которым могут обращаться и девушки, и парни.
  2. Кумихо и кицунэ - виды существ, известные в широтах Китая и Японии, которые имеют облик лисы. Представляют собой звероподобное существо, которым обличаются девушки.
  3. Славянская мифология нередко упоминает об оборотнях-кошках. Ведьмы оборачиваются черными кошками и преследуют своих жертв.
  4. Бакэнэко - оборотень из семейства кошачьих в культуре Японии. Представляет собой образ домашней кошки, которая, перевоплотившись в бакэнэко, вырастает ростом до метра.
  5. Тануки - представляет собой енота-собаку, которая обладает причудливой возможностью увеличивать мошонку до гигантских размеров. В широтах Японии шкуре тануки приписывают магические качества. Ходит поверье, если раздобыть кусочек кожи зверя, то можно увеличить свои доходы.
  6. Птицы-оборотни - более представлены в сказках и легендах славянской мифологии. Белый лебедь является юношей, которого заколдовал злой колдун.

Заключение

Это легендарный образ, подразумевающий перевоплощение людей в животных. Самым распространенным видом оборотня является волчий облик. Превращение позволяет приобретать качества зверя: силу, храбрость, кровожадность.

Для понимания феномена оборотней очень важно проследить, как образ человека-волка изменялся со временем.

Как и у любого другого чудовища, у оборотней внушительная история, корни которой уходят далеко в доисторические времена, и разные ее аспекты отражены почти во всех уголках мира.

Неясные отголоски этой традиции мы находим в преданиях и легендах на древней родине первых индоевропейцев, там, где сейчас находится южная часть России. Когда более трех тысяч лет тому назад началась эпоха великих переселений, кочующие племена забрали свои знания Магии Волков .

Часть их отправились в Европу, где постепенно сформировались кельтские, германские, италийский, греческий, славянский и балтийский народы. Другие индоевропейские племена обосновались в Азии, в Персии и большей части северной Индии, рассеялись по азиатским степям, а на территории сегодняшней Турции основали империю хеттов.

Первоначальная форма этой древней традиции сегодня никому неизвестна, существует лишь множество догадок. Предполагают, что юные воины, жаждущие посвящения, уходили в дикие места и жили как волки: носили шкуры и ели сырое мясо. Если они с успехом проходили такое испытание силы и смелости, то старейшины племени открывали им секреты древней Магии Волков.

По-видимому, даже в те времена к воинам-волкам относились неоднозначно. Ключом к этому могут послужить предания о медвежьей магии, которая оставила след даже в английском языке (например, современное слово berserk, которое переводится как «неистовый человек, зверь», восходит именно к этой традиции).

Дело в том, что во многих источниках более поздних времен упоминается, что такие воины слишком часто не контролировали свои животные инстинкты и отличались страшной жестокостью. Древнее индоевропейское слово vark («волк») можно проследить во многих дочерних языках индоевропейской семьи: в санскрите — vrikas, в древнеперсидском — varka, германском — warg, древнескандинавском — vargr, старославянском — velku, хеттском — hirkas. Все эти слова имеют два значения: «волк» и «преступник, человек вне закона, дикий зверь».

Во многих исторических источниках также часто встречаются упоминания о древней магии волков. Названия многих племенных групп индоевропейцев переводятся как «люди волка». Греческий историк Геродот упоминает кочевое племя, невры, в котором каждый человек раз в году превращался на несколько дней в волка.

Другое племя, которое упоминается в древнеперсидских преданиях, называлось хаомаварга, что в буквальном переводе означает «волки-сомы».

Сома — это ритуальный дурманящий напиток, который много раз упоминается в санскритских и древнеперсидских текстах. По-видимому, связь между превращением волка и использованием опьяняющего напитка является далеко не случайной.

В полной мере, однако, индоевропейская магия волков появляется в древнескандинавских источниках. В основном такие предания сохранились в Исландии, где даже после прихода христианства монахи гордились своей родной культурой и традициями и записали старые саги в нетронутом виде. Некоторые из этих поэм относятся к древним временам, например, «Сага о Вёльсунгах» частично основана на исторических событиях, которые имели место задолго до падения Рима.

Постоянный мотив этих сказаний — превращение людей в животных. Многие герои-воины были оборотнями, а их приключения и подвиги в образе зверя являются одним из главных сюжетов фольклорных преданий. Несмотря на то что волк и медведь — самые популярные образы, в древнескандинавских легендах о превращениях также упоминаются лебедь, выдра, лосось и другие животные.

Стоит также обратить внимание на то, как проявляли себя воины, меняющие свой облик. В одном из источников рассказывается история о Бедваре Бьярки, одном из воинов Хрольфа Краки, короля Дании. Во время последней битвы короля Бедвар куда-то исчез, и долгое время его нигде не было видно.

Однако люди увидели, как огромный медведь ринулся в битву, опередив людей короля Хрольфа. Он сражался как безумный, поражая воинов и коней врага.

Один из друзей Бедвара, наконец, увидел, что тот неподвижно сидит в своей палатке и поднял его; в тот самый момент медведь неожиданно исчез из вида.

Чаще, однако, воины-оборотни лично присутствовали на поле боя, хотя сражались примерно так же, как призрачный медведь Бедвара. В XIII в. исландский поэт Снорри Стурлусон в своей «Саге об Инглингах» писал: «...эти бесстрашные воины без кольчуги ринулись в бой и сражались отчаянно, будто псы или волки, вдребезги разбивая свои щиты. Они были сильны, словно медведи или быки, и отмахивались от людей, как от насекомых. Казалось, что им не страшен ни огонь, ни железо». Как раз это и называется «сорваться с цепи».

Появившееся понятие «сражаться как зверь», по-видимому, выпало из обихода с усилением влияния христианства в Европе. К тому моменту, когда на смену Средневековью пришла эпоха Возрождения, часть старых традиций сохранилась лишь в изолированных сельских районах Западной Европы.

Вплоть до 1500 гг. сообщения об оборотнях поступали из горных районов Германии и Южной Франции. В более поздние времена активность оборотней, кажется, пошла на спад. В Восточной Европе — совсем другая история, и на это есть много исторических причин. В некоторых районах Балканского полуострова древняя магия волков, по-видимому, сохранялась достаточно долго, и вполне возможно, жива до сих пор.

Мировая история хранит множество преданий и легенд о людях-оборотнях, обладающих уникальной способностью перевоплощения в животных. Что в народном творчестве правда, а что - плод воображения? Существуют ли подобные особи, или это чья-то разыгравшаяся фантазия? Давайте попробуем разобраться.

Первые сообщения о людях в зверином обличье относятся к античным временам. Как правило, преображение людей в «братьев наших меньших» происходило при полной луне. Иногда для этого применялись крем или мазь, обладающие уникальными свойствами. Их нужно было втирать в кожный покров. Нередко процесс трансформации совершался безо всякого использования колдовских средств, как только на небе появлялась .

Те, кто принимает звериный облик

Редкие люди обладали уникальной врожденной способностью принимать звериный облик самостоятельно. Чаще вервольфами и волкодлаками люди становились после укуса подобных существ. Вновь обращенные обладали невероятной силой, были крайне злы и коварны. Они представляли собой сочетание человеческого разума с животным проворством, когтями и клыками.

В средневековых трактатах встречаются описания оборотней, какими их видела инквизиция. Обвинить в превращении в дикое животное можно было практически любого человека при наличии у него кустистых бровей, которые срослись на переносице, повышенного волосяного покрова на теле, нестандартных зубов, острых на кончиках ушей.

Даже если у человека не наблюдалось вышеперечисленных недостатков, то ему всегда можно было предъявить обвинение в том, что он утолял жажду из родника, облюбованного волками. В те времена считалось, что для обращения в зверя этого вполне достаточно.

В существование человека-зверя верило абсолютное большинство жителей Европейского континента. На подозрительных людей устраивались облавы. После поимки их пытали, судили и обычно сжигали на костре. Если какому-либо зверю случалось загрызть домашнее животное или человека, так крестьяне сразу находили «волкодлака» или «вервольфа» из числа своих сограждан. Обычно жертвой становился человек, который выделялся нестандартным образом мышления или обликом.

За сто лет во Франции нашли, осудили и казнили около 30-ти тысяч человек. Сколько из них было «вервольфов», одному Богу известно. И другие страны старались от Франции не отставать. В Германии 17-го века в подобном грехе обвинили сразу несколько десятков человек. Их обезглавили по приговору суда, а останки сожгли.

Существовала легенда, что для превращения в волкодлака человек-оборотень должен был вывернуть наизнанку свою кожу. , отличавшиеся редкостным «гуманизмом», нередко пытались найти волчью шерсть под кожей своих жертв. Что закономерно, после таких «экспериментов» никто не выживал.

Свидетельства прошлого

Трансформация человека в оборотня описана в средневековых трактатах следующим образом:

«Первое время такое существо ощущает некоторый озноб и жажду. Затем появляется необычайная головная боль, удлиняются и отекают руки, огрубевает кожный покров, все тело покрывается испариной. Существо начинает рычать или реветь, одежда на нем трещит и рвется, кожный покров темнеет и зарастает шерстью. Монстр испытывает ненависть и лютую жажду крови».

Существуют свидетельства, что в некоторых случаях оборотня удавалось убить простым ружьем. Правда, есть одна оговорка - пули применялись освященные в церкви или серебряные. Для выявления оборотня достаточно было нанести ему ранение в район конечности в тот момент, когда он существовал в зверином обличье. Впоследствии нужно было всего лишь найти человека с раненной рукой или ногой.

Волчья лапа - рука жены?

Эта история произошло во Французской провинции Овернь, в конце 16-го века. К знатному господину по имени Санрош заехал в гости известный на всю округу охотник Фероль. Он пригласил своего друга на охоту, но Санрош был занят и вынужден отказаться от любезного предложения.

Санрош принял ожидающего его адвоката, отобедал и пошел встречать своего товарища с охоты. Он нашел Фероля в плачевном состоянии. Все тело охотника было в крови, а одежда его была разорвана в клочья. Израненный мужчина рассказал, что в лесной глуши на него набросился огромный свирепый волк - попасть в него из мушкета было не возможно, точно зверь был заговоренный. Пришлось защищаться от этого монстра внушительного размера ножом. В какой-то момент Фероль изловчился и одним ударом отсек зверю переднюю конечность. Тот взвыл и словно растворился в воздухе.

По окончании рассказа охотник хотел продемонстрировать знакомому боевой трофей, он распахнул свою сумку и изумился. Там, где должна была лежать звериная конечность, находилась отрубленная человеческая кисть. На одном из пальцев виднелся именной перстень.

Теперь Санрошу пришлось удивиться - он без труда узнал перстень, который в прошлом подарил своей жене. Санрош бросился домой, где в спальне на кровати нашел свою жену, всю залитую кровью. Ее рука была отрублена почти по локоть. Прошло немного времени, и женщина призналась, что она - оборотень. Ее муж долго боролся с собой, но затем все-таки выдал несчастную властям. После непродолжительного следствия и суда женщина-волк была сожжена.

Как появилась вера в оборотней

Интересно, почему вера в оборотней была особенно сильна в давно ушедшие времена? Как удалось выяснить ученым-антропологам, это убеждение было присуще практически всем народностям нашей планеты. Только хищник, в которого превращался оборотень, был у каждого народа свой. Например, в Индии это был король джунглей - тигр, а в европейской части суши - волк.

По какой же причине возникали подобные предания? Когда-то в Европе волк являлся тотемным животным, шкуры этих зверей носили на себе многие люди. Геродот писал о племенах, населявших территорию современной Белоруссии и Литвы, что жители тех краев - колдуны. По мнению историка, они каждый год на короткое время обращаются в волков, а потом снова становятся людьми.

Есть ученые, считающие, что появлению мифов о вервольвах способствовало такое заболевание, как гипертрихоз. У людей, страдающих этим недугом, наблюдается повышенное оволосение. Некоторые больные прибивались к различным циркам, а большинства из них был единственный путь - смерть через сожжение. Многие родители, если у них рождался ребенок больной гипертрихозом, относили несчастного в лес и бросали там. Так появлялись европейские Маугли.

Но есть еще одно уникальное расстройство психики - ликантропия. Страдающие этим тяжелым недугом люди уверены в том, что они животные. Они могут мнить себя кем угодно: лисами, собаками, волками. Больные ликантропией передвигаются на четвереньках, могут рычать и лаять, проявлять агрессию.