» »

История возникновения баптизма. Кто такие баптисты и чем они отличаются от православных? Чем опасны баптисты

05.01.2024

К началу 1500 года в различных странах Западной Европы начали образовываться группы верующих, несогласных с действиями официальной Католической Церкви. Начало XII века и последующие несколько веков стали временем возникновения новых христианских течений в Западной Европе: вальденсы (XII в.), лолларды (Англия, 1380 г.), гуситы (Чехия, 1410 г.), лютеране (Германия, 1517 г.), реформаты (Швейцария, 1520 г.), анабаптисты (Швейцария - Германия, 1527 г.), меннониты (Германия, 1535 г.), гугеноты (Франция, 1570 г.), пуритане (Англия, 1580 г.), сепаратисты (Англия, 1590 г.).

Первая община баптистов была основана в Амстердаме в 1609 году. Члены этой общины ещё не называли себя баптистами, но они определили один из основных элементов будущего баптистского вероучения: приняли крещение, будучи взрослыми, по принципиальным соображениям, ибо считали, что веру человек должен выбирать сознательно.

Первые баптисты были англичанами, которые из-за религиозных преследований эмигрировали из Англии в Голландию. Основателем баптизма и первым руководителем первой баптистской общины стал Джон Смит. В 1612 году, когда в Англии схлынула волна религиозных преследований, часть амстердамских баптистов вернулась на родину. И в этом же, 1612 году, в Лондоне возникла первая баптистская община Англии. Именно в Англии полностью сформировались вероучение и догматы, а также возникло само наименование «баптисты».

Наибольшего развития баптистское движение достигло в Северной Америке. Основу первых баптистских общин составили изгнанники из пуританских колоний, преследуемые за высказывание взглядов о необходимости отделения церкви от государства и отказ от крещения детей. В 1638 году группой таких верующих во главе с переселенцем Роджером Уильямсом была основана новая колония Род-Айленд, где официально была провозглашена свобода вероисповедания, а в городах Провиденс и Ньюпорт основаны первые баптистские церкви. После обретения религиозной свободы, баптистами была развернута активная миссионерская деятельность, охватывавшая, помимо белых колонистов, индейцев и чернокожее население страны. Среди последних данное исповедание получило широкое распространение, вследствие чего до настоящего времени в США существует несколько афроамериканских баптистских объединений.

В 1905 г. на 1-м Всемирном съезде баптистов в г. Лондоне был основан Всемирный баптистский альянс, в который к настоящему времени вошли 214 баптистских объединений, действующих практически во всех регионах мира.

Известные представители

Джон Буньян - английский писатель и проповедник

Чарльз Сперджен - английский проповедник

Мартин Лютер Кинг - лидер движения ненасильственногосопротивления расизму в США

Уильям Кэри - проповедник христианства в Индии, основатель Баптистского миссионерского общества

Билли Грэм - религиозный и общественный деятель в США

Джимми Картер - 39-й президент США, лауреат Нобелевской премии мира 2002 года

Томас Кук - английский предприниматель, основатель первого в мире туристического агентства

Джон Рокфеллер - американский предприниматель и меценат, основатель нефтяной промышленности США

Вальтер Раушенбуш - американский богослов и общественный деятель, отстаивавший идеи общественного равенства и социального Евангелия

На данный момент в мире насчитывается более 40 миллионов баптистов. По данным christianity.com баптисты являются одним из самых больших протестантских направлений в мире! Например, в США Southern Baptist Convention является самой крупной протестантской деноминацией в стране.

Проведя небольшое исследование, я решил предоставить вашему вниманию 10 фактов о баптистах, которые мало кто знает.

* * 1 * *

Слово «баптист» означает «крещённый». Баптисты верят, что водное крещение нужно принимать только в зрелом возрасте и категорически выступают против крещения младенцев.

* * 2 * *

Не все баптисты отрицают дары Святого Духа и не все принимают учение Джона МакАртура:) Лично я считаю его еретиком по причине того, что на своих конференциях «Чуждый Огонь», он, не подбирая слов, принижает Дары Святого Духа в современной церкви.

* * 3 * *

5 президентов Америки являлись членами баптистских церквей, включая Билла Клинтона, Джими Картера и Барака Обаму. Кстати, Джими Картер до сих пор преподаёт в своей баптисткой церкви в воскресной школе.

* * 4 * *

Многие баптистские проповедники знамениты на весь мир. Чего только стоит упомянуть Мартина Лютер Кинга, Чарльза Сперджена, Джона Буньяна и Билли Грэма.

* * 5 * *

Когда появились первые баптисты, трудно сказать. Известно одно, что во времена протестантской реформации возникла группа людей, которая начала практиковать крещение в зрелом возрасте. Их в то время презрительно называли «анабаптистами», что значит «перекрещённые». Первые анабаптисты отрицали это прозвище, так как они считали, что они не перекрещиваются, потому что крещение в детстве для них не являлось крещением, как таковым. С самого начала анабаптистов сильно преследовали, и это происходило не только со стороны католических, но и протестантских церквей. Много анабаптистов были казнены, в том числе Дирк Вильямс и Феликс Манц.

* * 6 * *

Предвестником украинских баптистов являлся подросток по имени Иван Онищенко. Примерно в 1850 году отец подарил Ивану на 17-летие Новый Завет. Старательно читая Слово Божье, парень пришёл к выводу, что ему нужно принять водное крещение в зрелом возрасте. После этого он нашел контакт с немецкими колонистами, проживавшими в херсонской губернии, и со временем, принял через них водное крещение с полным погружением в воду. Движение, начатое Иваном Онищенко, охватило весь юг Украины и стало первым евангельским пробуждением на украинской земле.

По данным английской википедии в конце 19-го столетия в Украине насчитывались около 300 тысяч баптистов!

* * 7 * *

Первым русским баптистом считается Никита Воронин.

До своего покаяния Никита был большим ревнителем молоканского культа. В возрасте 30 лет его даже выбрали пастором Тифлисской общины молокан (современный Тбилиси). Но однажды, читая Библию, Воронин пришёл к выводу, что учение молокан расходится с Библией, и начал искать Бога.

20 августа 1867 года Никита принял водное крещение в Тифлисе в реке Кура, которое преподал ему немец Мартин Кальвельт. Эта дата официально считается рождением русского баптизма.

* * 8 * *

В 1961 году в баптистском объединении в СССР произошёл большой раскол. Геннадий Крючков обвинил официальный союз ЕХБ в сотрудничестве с коммунистами и призвал всех, несогласных с официальным руководством церкви, отделиться. Новое объединение, известное в народе как «нерегистрированные баптисты» или «крючковцы», получило название Союз Церквей Евангельских Христиан Баптистов (СЦ ЕХБ). Это был самый большой раскол среди евангельских христиан в советском союзе.

* * 9 * *

В советское время слово «баптист» являлось ругательным. Его использовали с презрением, обзывая всех христиан протестантского направления. Интересно отметить, что в тоже время в Америке баптисты становились президентами, занимались крупным бизнесом (чего только стоит упомянуть Труэта Кэти, владельца Chick-fill-A) и вели активную социальную жизнь.

* * 10 * *

И последнее, самое важное: многие современные христианские ученные сходятся на том, что на основании первого послания к Фессалоникийцам 4:16 когда Христос прийдет за своей Церковью, то баптисты воскреснут прежде всех:)

P.S. Для тех кто не понимает юмор, сообщаю что 10 пункт это шутка:)

баптист религиозный вероучение догматика

Секта баптистов получила широкое распространение. Общины находятся в разных странах мира. Православным миссионерам, священникам и мирянам часто приходится сталкиваться с их проповедниками, которые не только приглашают посетить молитвенные собрания, но даже пытаются распространять свою литературу в православных храмах.

Другие названия

Секта баптистов известна также под названиями: - «Евангельские христиане», «Евангелисты», «Штундисты». Все эти названия являются синонимами (Л.74 стр. 95 - 96).

Интересно происхождение термина «штунда». Он возник в России в XIX веке на территориях, заселенных немецкими колонистами, которые для местных крестьян устраивали духовные занятия, называвшиеся на немецком языке stunde . Отсюда и пошло название. В литературе XIX и начала XX века можно часто встретить упоминание о штундистах.

История возникновения

Существует несколько мнений относительно происхождения баптистов.

Некоторые из баптистов относят происхождение секты к первым векам христианства. Это мнение не имеет под собой никаких оснований, кроме разве того, что с апостольских времен погружательное крещение было основной формой, но так как секта кроме возвращения к погружательному крещению ввела перекрещивание и ряд ересей, являющихся основной отличительной особенностью баптизма, возведение корней к первым векам христианства не имеет под собой основания. Не следует забывать, что баптисты появились в результате реформации в Западной Европе и откололись от Римско - католической Церкви.

Другие исследователи связывают зарождение секты с движением германских анабаптистов, а третью считают, что баптисты появились в Англии в период с 1625 по 1649 год.

Принимая во внимание, что идея массового перекрещивания была введена немецкими анабаптистами, а именно перекрещивание совместно с погружательным крещением является отличительной чертой баптистов (погружательное крещение является основной формой крещения у православных и новшеством названо быть не может!) зарождение баптизма следует отнести к анабаптиским временам.

В Англии же произошло организационное оформление секты.

Такой взгляд будет наиболее правильным, так как любое лжеучение имеет период скрытого развития, по завершении которого происходит организационное оформление. К тому же религиозная деятельность основоположников секты имела место в Нидерландах еще до формирования вероизложений в Англии.

В этом отношении интересен взгляд самих баптистов на их происхождение: -

«Здоровое ядро анабаптистов продолжало развиваться под управлением Менно Симонса. Неоспоримо, что анабаптисты являются идеологическими предтечами баптистских общин, но организационные начала баптистских общин следует искать в 17 веке в Голландии, где эмигрировавшие из Англии индепенденты под управлением Джона Смита (1554-1612) установили порядок богослужений баптистских общин. Сам Джон Смит вскоре присоединился к движению меннонитов, но часть членов его общины осталась на позициях баптистского устройства и они под управление Томаса Хелвиса (1550-1616) в 1612 году отправились назад в Англию и там основали первую баптистскую общину в Англии». (Л.77 стр. 12; перевод мой, Н.Т. )

История движения анабаптистов изложена выше в разделе протестантизма. Основателем движения был Томас Мюнцер, казненный в 1525 году, продолжателем - Иоганн Лейденский, казненный в 1535 году. Перекрещивание ввел Томас Мюнцер в 1520 году.

После разгрома анабаптистов в Мюнстере часть их покинула пределы Германии.

В 1536 году к движению примкнул Менно Симонс, организовавший в 1544 году первую общину в Голландии. Члены этих общин называются меннонитами.

В 1609 году Джон Смит в Голландии установил порядок богослужений баптистских общин.

В Англии первая баптистская община организована Томасом Хелвисом в 1612 году.

В 1633 году в Англии под руководством Джона Спильсберри образовалась группа лиц, желавшая принять крещение через погружение. Чтобы научиться погружательному крещению, направили уполномоченного в Нидерланды в Ринсбург (недалеко от Лейдена), где тот принял погружательное крещение в 1640 году, потом вернулся в Лондон и крестил 50 человек (см. Л.61 т. 1 стр. 160).

В 1644 году в Англии составлено первое изложение веры баптистов.

В 1689 году в Англии составлено полное изложение веры баптистов и по Акту Веротерпимости (Толерантности) они получили свободу проповеди.

В США в 1639 году первую общину основал Роджер Смит, прибывший из Англии (см. Л.61 т. 1 стр. 160 - 161).

В Германии в 1834 году Иоганн Герхард Онкен (1800-1884) принял погружательное крещение от американского профессора Б. Сирса. Онкен основал первую баптистскую общину в Германии (см. Л.61 т. 1 стр. 161).

В 1832 году основан союз баптистов, а в 1849 году состоялась первая конференция европейских баптистов.

В Латвию баптизм проник в 1847 году, а 2 сентября 1860 года в Мемеле (теперь Клайпеда) были крещены девять латышей и две немки. Это событие является началом баптизма в Латвии.

В 1867 году в Латвии были организованы первые баптистские общины в Саке, Ужаве и Вентспилсе (см. Л.77 стр. 13).

В 1905 году в Лондоне на всемирном конгрессе баптистов организован Всемирный союз баптистов. (См. Л.77 стр. 14)

В Россию баптизм проник 1859 году: - его принесли немецкие колонисты, тогда же появилось название штунда.

В 1867 году основана первая община в Тбилиси. 20 августа 1867 года литовский пастор М. Калвейт крестил первого русского Воронина (Л.77 стр. 12).

В 1869 году был крещен Ефим Цимбел - первый пресвитер из русских. В этом же году Россию посетил Онкен.

Баптизм распространился на территории Таврической, Херсонской, Екатеринославской, Киевской губерний, на Кубани, Дону, Закавказьи, Поволжьи.

В 1884 основан союз русских баптистов.

Евангельские христиане являются ветвью баптизма. Движение основано в 1874 году Редстоком.

В России активным проповедником был аристократ В.П. Пашков. Отсюда название «пашковцы».

В 1909 году последователь Пашкова Проханов основал Всероссийский Союз евангельских христиан.

В 1944 году в СССР объединись с баптистами во Всесоюзный совет евангельских христиан баптистов (сокращенно ВСЕХБ). В 1945 году к ВСЕХБ присоединились пятидесятники, а в 1963 - меннониты.

С января 1990 года Латвийские баптисты отделились от ВСЕХБ и организовали Латвийский союз баптистских общин (см. Л.77 стр. 14).

Латвийские баптисты поддерживают отношения с Всемирным союзом баптистов.

Использованы материалы Л.29 стр. 102 - 104; Л.74 стр. 95 - 96; Л.61 т. 1 стр. 160 - 164; Л.77.

Основные направления баптизма

Баптисты не имеют полного единства по многим вероучительным и обрядовым вопросам. В их среде можно выделяется ряд направлений, отличающихся друг от друга.

Частные баптисты - усвоили учение Кальвина о безусловном предопределении, выступают против присяги, военной службы, судов; тенденции отрицания государства сейчас практически отсутствуют.

Общие или баптисты свободной воли - считают, что Бог предлагает благодать всем людям, и каждый человек отвечает ей решением своей свободной воли. Сформировались в 1827 году. Допускают к причащению и других верующих, совершают открытые коммунии.

Баптисты седьмого дня - вместо воскресения празднуют субботу.

Христианские баптисты - отвергают Троичность, учение об аде и диаволе, не празднуют воскресный день, христианские праздники.

Ветвь безымянная - на основании еврейских апокрифов учат о двух потомствах Евы, одно из которых от дьявола.

Баптисты шести принципов - необходимое для спасения учение Христа сводят к Евр. VI гл. 1 - 2: - «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел в вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном».

Баптисты тункеры - кроме крещения и вечери любви (совершается ночью) совершают еще три таинства - братский поцелуй, омовение ног, помазание больных елеем. Отличаются также особым способом погружения при крещении.

Материал приводится по Л.61 т. 1 стр. 161; Л.74 стр. 95 - 96, Л.77 стр. 12.

Этот краткий обзор показывает насколько разнообразны могут быть различия в учениях баптистов. Поэтому в диспуте можно встретиться с любыми неожиданностями. Так мне однажды баптист сказал, что если человек захотел креститься, но не смог, он будет спасен милосердием Божиим. Говоривший знал цитату из Евангелия о том, что не родившиеся от воды и Духа не войдут в Царство Небесное, а его слова были в глубоком противоречии с требованием обязательного перекрещивания и водного крещения!


Введение 3

1.История возникновения баптизма 4

2.Личная вера 10

3.Конструктивность баптизма 13

3.1.Баптистская концепция морали 13

3.2.О баптистском утешении 13

3.3.Баптизм о смысле жизни 14

3.4.Баптистская община 14

3.5.Обрядовость 15

Заключение 17 Список литературы 18

Введение.

Человека от животного отличает способность верить, верить в непознанное, невидимое, заполняя верой пустоту, рождаемую сознанием, сакрализируя неясное. Вера в Бога, каким бы он ни был – неотъемлемая составляющая человеческого социума: Бог появляется с рождением сознания и как порождение сознания. Для язычника бог многолик, многофактурен, разнопланов; для язычника человек – есть Бог. Именно язычник, не атеист, - самый демократичный и свободный человек: уважая себя и ценя своих богов, язычник оставляет за другим право верить в собственного Бога.

С укреплением государства, трансформацией ранней государственной демократии в империю, с усилением социального неравенства глобального, экономического расслоения, появляется потребность божественной унификации – объединяющего звена, апофеоза конечного равенства. И тогда на место язычества приходит монотеизм.

Самой распространенной монотеистической религией является христианство. В своем стремлении к унификации, христианство доходит до того абсурда, до которого никогда не доходило язычество. Основываясь на догмате свободной воли, христианство, тем не менее, этой самой свободной воли не приемлет, регламентируя, кто, как и кому должен молиться. Любое инакомыслие, зарождающееся даже в рамках доктрины, приводит, в конечном итоге, к резне: достаточно вспомнить мучительный процесс разделения церквей. Но, тем не менее, уже свершившийся раскол дает богатую почву для зарождения и формирования новых постулатов.

Надо понимать, что религия – суть способ надгосударственной, невластной, моральной организации общества, и новые течения и постулаты рождаются не просто так.

Как правило, государство в лице его руководителей не создает нового течения, но узаконивает уже существующее, максимально отвечающее нуждам общества. Хрестоматийным примером причины и следствия в зарождении новой догмы может служить пуританизм: английское общество времен королевы Елизаветы, погрязнув в разврате, стало банально вымирать от сифилиса. Кроме того, пуританизм, даже в сравнении с протестантизмом, имел массу экономических «бонусов»: ставя во главу угла максимальный отказ от мирских и чувственных благ, пуританизм был дешев. Таким образом, пуританизм может служить одним из самых ярких явлений религиозной целесообразности. Но даже такое монолитное явление как пуританизм (казалось бы, куда уж жестче?) неоднородно. Примером может служить баптизм.

Целями данной работы является изучение особенностей баптизма и раскрытие теоретических аспектов его конструктивности.

1. Разузнать чем вызвана живучесть баптизма

2. Изучить как общество относится людям, исповедующим эту религию

3. Рассмотреть отношение к труду

История возникновения баптизма.

Христианство никогда не было однородным - в нем постоянно возникали соперничающие и враждебнее друг другу церкви, группы, ереси, толки и т.п. Происходило это потому, что христианские идеи неодинаково усваивались различными социальными слоями, выступая как идеологическое оформление их классовых и политических позиций. Но, начиная с XVI в, прежде разрозненные проявления оппозиции католической церкви слились в мощный поток, захвативший Европу и давший начало новой разновидности христианства – протестантизму, в русле которого и возник баптизм.

Истинные побудительные мотивы реформации коренились в социально-политической сфере. Догматы католической церкви, как отмечал Энгельс, приобрели характер политических аксиом. Поэтому борьба крепнувшей буржуазии против средневековых порядков закономерно вела к пересмотру установившихся католических догм. Протестантизм означал реформацию на буржуазных началах католической церкви, приспособившей христианство к сословной средневековой деспотии. Именно эта социальная природа протестантизма позволяет понять особенности его догматики и культа.

Выступая против церкви, как неотъемлемого института феодализма, идеологи протестантизма отвергли и богослужебную практику католической церкви, и те догматические положения, на которых она основывалась.

Обосновывая свои реформы, протестанты ссылались на адекватное прочтение «священного писания», которое они объявили единственным авторитетом в вопросах веры, отвергая «священное предание», закрепившее социальную практику и положение католицизма в условиях феодализма. Протестанты отвергли католическую церковь и большинство церковных обрядов: поклонение иконам, святым угодникам, культ девы Марии. Они ликвидировали институт священства, монашества, пост; из семи церковных таинств они сохранили лишь крещение и причащение. Отрицая католическое учение о церкви как необходимой посреднице в деле спасения людей, «добрые дела и подвиги благочестия» - как непременные ступени к загробному воздаянию, протестантские богословы противопоставили им учение о едино спасающей личной вере. Было выдвинуто иное учение о церкви, изменениям подверглось толкование принципов религиозной нравственности и т.д.

Протестантское прочтение Библии было глубоко обусловлено реальными, земными интересами буржуазии и в религиозной форме отразило ту борьбу, которую она вела против феодального строя. А поэтому степень решительности, с которой в различных странах осуществлялась реформация католической церкви во многом зависела от остроты классовой борьбы в данной стране, от той социально-политической обстановки в которой она проходила.

Особую форму реформация приняла в Англии, на родине баптизма. Окончательное утверждение англиканства произошло в 1563 году, когда королева Елизавета провозгласила так называемые «39 статей» в качестве так называемой религии, непосредственно подчиненной королевской власти. В статьях отвергались католический догмат о чистилище, практика индульгенций, папская власть, почитание икон, мощей и святых угодников, католические святые, обет безбрачия священников и др. С другой стороны, был сохранен догмат о церкви как о необходимой посреднице в деле спасения людей, деление на священство и прихожан. Была сохранена также церковная иерархия. Баптизм возникает здесь в начале XVII вв. как один из продуктов развития так называемого пуританизма – движения, направленного на дальнейшее очищение английской церкви от католицизма.

Развитие буржуазного уклада, укрепление английской буржуазии, требовавшей дешевой и послушной церкви, вызвало движение так называемых пуритан, которые выступали за дальнейшее очищение церкви от «папизма». Речь в частности шла об изменении англиканского богослужения, во многом напоминавшего римско-католическое, об отмене пышного культа и специальных священнических облачений. Пуритане требовали также реформ в организации церкви и замены епископальной системы так называемой пресвитерианской, при которой церковь управляется пресвитерами, избираемыми общинами. Движение пуритан не было однородным.

Наиболее радикальные требования выдвинули баптисты, связанные в основном с мелкой буржуазией. Они выдвинули идею о том, что членом поместной церкви может быть лишь тот человек, который «сознательно» принял крещение, а поэтому бесповоротно отвергли крещение детей. Именно потому, что учение о крещении обозначило отличие новой церкви от родственных ей течений, за ее последователями постепенно закрепилось название «баптисты».

Если остальные разновидности пуританских течений требовали отделения от официальной церкви и самостоятельности в решении религиозных вопросов, то речь шла конкретно об англиканской церкви и королевской власти. В принципе же, они считали, что светская власть ответственна за состояние церкви и должна оказывать ей поддержку, и надеялись со временем такую поддержку получить. Баптисты же в принципе отвергали право светской власти вмешиваться в религиозные дела.

Фактически же история появления баптизма такова. В 1606-1607 гг. две группы английских сепаратистов (одно из направлений пуританства) из Линкольншира переселились в Голландию. Одна из них под руководством Джона Смита нашла приют в Амстердаме и положила начало баптизму.

Смит учил, что крестить следует лишь тех людей, которые смогут представить убедительные доказательства своей преданности Христу. Поскольку все существовавшие в то время церкви Джо Смит рассматривал, как неистинные, то он сам крестил себя обливанием, а затем окрестил своих сторонников, организовав первую в истории баптистскую церковь.

В 1611 голу группа его последователей вернулась в Лондон и образовала первую баптистскую общину на английской земле. Вскоре была опубликована «Декларация веры» новой церкви. В ней нашли отражения те особенности баптизма, о которых мы говорили. Так, например, здесь говорилось: «Магистрат не имеет права вмешиваться в вопросы религии или свободы совести, заставлять или принуждать людей к исполнению той или иной формы религии или учения, но он должен предоставлять христианское вероучение свободной совести каждого». В «Декларации» было также было также четко сформулировано баптистское учение о церкви: «Видимая церковь состоим только из таких покаявшихся людей, которые верят в то, что Христос приносит впредь плоды, способные улучшить жизнь… Видимая церковь есть мистическая форма истинной, духовной, невидимой церкви, которая образуется душами только праведных и совершенных людей».

Баптисты делятся на общих и частных.

Баптистская доктрина вырастала на основе протестантской теологии Лютера и Кельвина. Отвергая претензии католической церкви на роль непосредственной посредницы в деле спасения, Лютер выдвинул учение о том, что спасает лишь личная вера человека. Но вера эта по Лютеру не есть результат благочестия самого человека, она возникает под воздействием святого духа, который тем самым удостоверяет «избранность» данного индивида к спасению. Эти идеи нашли своеобразное отражение в учении Кельвина. Если вера имеет своим источником исключительно благодать божью, рассуждал он, то лишь от нее зависит судьба человека. Допустить же свободу воли – значит поставить промысел божий в зависимость от человека. Отсюда Кельвин формулирует свой известный догмат абсолютного предопределения, согласно которому бог «от века еще раньше, чем они совершили что-либо, благое или дурное», одних людей избрал к вечному спасению, других – к вечному проклятию. Тем самым искупительная жертва Христа распространялась лишь на часть людей – на тех, кто изначально записан в «книге жизни». Такой взгляд получил наименование догмата частного искупления, а баптисты, разделявшие его – частных баптистов.

Но среди протестантов было распространено и другое понимание концепции избранности. Акцент делался на наличие у человека свободы воли, возможность выбора им пути праведности или пути греха. Предопределение понималось, как предузнание. Христос, говорили они, искупил грехи всех людей и дал возможность спастись каждому человеку. Но бог с самого начала знал, кто воспользуется данной возможностью, а кто останется в грехе. Таков догмат общего искупления, а сторонников его среди баптистов называли общими баптистами.

Джон Смит придерживался догмата общего искупления. Он прямо указывал, что «господь не предопределил ни одного человека к уничтожению» Первая баптистская община была, таким образом, церковью общих баптистов. Численность общих баптистов росла медленно. В 1626г. В Англии было лишь пять церквей, которые объединяли около150 последователей. В целом общие баптисты не оказывали существенного влияния на главный поток формирования мирового баптизма.

Другая ветвь баптистов, так называемые частные, баптисты возникла независимо от группы Смита. Первая английская церковь частных баптистов была основана Джоном Спилсбери в 1638 г в Сосворке. Они исповедовали догмат «частного искупления». В 1644 г. Существовало 7 таких церквей, и было принято так называемое Лондонское исповедание веры, состоящее из 50 статей. Оно признавало крещение путем погружения в воду. В итоге долгих споров и взаимного соперничества баптистских церквей в XVIII в. складывается система так называемого закрытого членства, которая впоследствии становится отличительной чертой частного баптизма. Именно частные баптисты оказали наибольшее влияние на последующее развитие баптизма в Англии, США и на европейском континенте.

Личная вера.

Суть баптистского вероучения составляет догмат о спасительной миссии Иисуса Христа, догмат, лежащий в основе религиозной жизни общины и каждого члена в отдельности. В баптистской проповеди решительно и настойчиво проводится мысль о том, что человек сам по себе неспособен достичь праведности, добиться морального самоусовершенствования и тем более спастись. Данный пункт рассматривается богословами как основное положение баптистского вероучения. «Какова же эта центральная истина всего Ветхого и Нового завета? Она заключается в том, что человек получает спасение и оправдание от бога не собственными делами, а через веру в жертву, принесенную Христом на Голгофском кресте. Это действительно центральная истина всей Библии».

«Когда человек начинает приготовление к встрече с господом?» - ставит вопрос баптистский проповедник. И отвечает: «Очевидно,- «земной», «плотский» и «душевный» человек, «мертвый по грехам и преступлениям», как таковой не может заботится о небесном царстве – жительство его только на земле – и, следовательно, не способен о горнем помышлять, «где Христос сидит одесную бога», ни ожидать пришествие его с небес». Даже в том случае, продолжает богослов, если человек станет поступать по слову божьему, творить милостыню, даже отдаст себя на муки за веру, его спасение никак не гарантировано. «Оправдывающую веру и спасительную любовь можно получит только от предмета веры и источника любви через действие Духа божьего». Эта идея проходит сквозь все рассуждения баптистских идеологов. «Духовное возрождение - есть рождение от кого-то, от бога…а, следовательно, не самоусовершенствование.». Спасает только бог, воздействие святого духа, который служит причиной «возрождения свыше» человека. Всякая иная вера есть вера человеческая, вера «мирская», она оставляет человека «мертвым» и не может привести его к спасению.

Все люди, по мнению баптистов делятся на «избранных» и «неизбранных» «Избранность» того или иного человека обнаруживается не только в потустороннем мире, а находит свое выражение уже в земной жизни. Присутствие святого духа узнается по действию, которое он производит в верующем. Самое главное при этом «строго различать духовное рождение от простого убеждения в истинах божиих.». Таким образом, содержание баптистской личной веры раскрывается как определенное отношение человека с богом.

Вообще говоря, у баптистов есть схема перехода человека на позиции религиозной веры.

· Первый этап – осознание собственной греховности. Придя к человеку дух святой прежде всего заставляет человека осознать себя грешником.

· Второй этап – начало обращения человека к мысли о погибели, состояние раскаяния покаяние в прежней греховной жизни.

· Третий этап: человек приходит к пониманию, что спастись собственными силами он не в состоянии.

· Четвертый этап – обращение к богу. Святой дух входит в сердце полюбившего Христа.

Итак, человек «обращается» к богу. «Обращение – это акт само вручения себя богу, когда человек начинает жить для Иисуса».

Баптистское «возрождение» направлено прежде всего против «богатого человека», против тех черт - смелости, мужества, уверенности в своих силах, которые делают человека личностью, придают ему индивидуальность, т.к. одно из их главных требований – «возрастать в смирении».

Конечный идеал баптисты проповедуют совершенно отчетливо: «О, если бы мы так выросли в смирении, чтобы превратиться в ноль, чтобы Христос был все и во всем в нашей жизни. Ноль - это отсутствие величины. Пусть у нас не будет ни малейшего величия, собственного величия».

Россия издревле была страной многоконфессиональной. На пышном древе русского христианства росли не только православные, но и заявляли о себе ростки евангельских вероисповеданий. Среди протестантских течений, возникших на русской почве, первое место по численности ныне занимают евангельские христиане-баптисты.

Какие причины послужили основным толчком для возникновения баптистского движения в России? Во-первых, это крестьянская реформа 1861 года, проведенная царем Александром II. После отмены крепостного права у мыслящей части населения России резко усилилась тяга к духовным исканиям. “Сдерживаемый крепостным правом в своих духовных правах, народ, почуяв свободу, с жадностью ищет удовлетворения прежде всего своих интересов,-писал епископ Алексей Дородницын.-Он осознал себя как личность, почувствовал прелесть духовной жизни… Это был поворотный пункт в области духа”.

Всплеск богоискательства не нашел понимания среди казенно-бюрократической части православного духовенства. Напротив, его реакция была враждебной. Это вызвало чувство глубокой неудовлетворенности по отношению к господствующей церкви со стороны жаждущих активной духовной жизни. “Страстное искание народом духовного обновления после того, как он познал в 1861 году обновление гражданское, встретило на пути религиозной восторженности равнодушие и неразвитость своих пастырей”,-замечал известный общественный деятель Анатолий Кони.

Крестьянская реформа, духовный кризис господствующей церкви и перевод Библии на русский язык всколыхнули интерес к первоисточнику христианской веры среди всех слоев русского народа. Повсеместно-в столичных городах и в отдаленных губерниях-стали образовываться кружки и группы по изучению Библии, в которых появились талантливые народные проповедники. Чисто обрядовый уклад церковной жизни уже не удовлетворял неутомимых искателей Высшей Правды. Они стремились служить Богу в духе и истине, устраивая жизнь по примеру древней первоапостольской церкви.

Крупные очаги евангельско-баптистского движения вспыхнули во второй половине 19-го века среди поволжских губерний, на Кавказе, на юге Украины и в Петербурге. В отдаленных районах первые общины формировались из крестьян, ремесленников, купцов, а в северной столице инициатором движения стала высшая петербургская знать. Отставной гвардейский полковник, богатый аристократ В.А.Пашков, графы М.М.Корф, А.П.Бобринский, княгини Е.И.Черткова, Н.Ф.Ливен, В.Ф.Гагарина устраивали публичные духовные собрания с проповедью Евангелия в столичных особняках и в своих родовых имениях.

Участникам евангельского движения в народе присваивали всевозможные клички: “штундисты”, “пашковцы”, “сектанты”. Несмотря на некоторые различия в обрядах и формах служения, всех серьезных исповедников Христа объединяло вероучение и мировоззренческие принципы церкви христиан-баптистов. Слово “баптист” вытекает из греческого текста Нового Завета и происходит от “баптисмы”, то есть крещения, или омовения, через полное погружение в воду. Духовные истоки церкви христиан-баптистов восходят к земной жизни Господа Иисуса Христа и связаны с евангельским учением о крещении. “Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Кто будет веровать и креститься, спасен будет” (Мф. 28, 19; Мар. 16,15-16). Баптисты отвергают крещение младенцев, исповедуя сознательное, осмысленное крещение по личной вере при наличии твердых христианских убеждений и действительного отказа от греховного образа жизни. В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства. Все христиане равны перед Богом. Пресвитер общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих, конференциях. Богослужения носят творческий характер и состоят из проповеди, пения в сопровождении музыкальных инструментов, сердечных мпровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.

Стремясь воссоздать живой дух христианства первых веков, евангельско-баптистское движение всегда на первое место ставило апостольское служение, то есть широкую проповедь Евангелия. Поэтому с самого начала своего возникновения русские христиане-баптисты известны как поборники духовного просвещения. В далекие и самые глухие районы Российской Империи они в большом количестве доставляли Священное Писание.

Все крупные христианские движения неизменно порождали выдающихся духовных деятелей. На небосклоне русского протестантизма наиболее ярко сияют три имени, три самобытные личности: В.А.Пашков (1831 — 1902), В.Г. Павлов (1854 — 1924), И.С.Проханов (1869 — 1935). Петербургский аристократ В.А.Пашков основал в 1876 году “Общество поощрения духовно-нравственного чтения”. Пашков и его сотрудники-граф М.М.Корф, княгиня Е.Г.Черткова, графиня Е.И.Шувалова-на свои средства за восемь лет издали более 200 наименований различных книг и брошюр духовного содержания. Общество выпускало сборники стихов для пения, богословские трактаты, проповеди, назидательные рассказы, а книгоноши эту литературу распространяли по всей России. Большую популярность среди народа обрел ежемесячный журнал “Русский рабочий”. Его тоже издавали друзья Пашкова. На страницах журнала публиковались рассказы из Священной Истории, проповеди Иоанна Златоуста, беседы Тихона Задонского, очерки на духовно-этические темы.

В 1884 году Пашков созвал первый в России съезд общин евангельско-протестантского исповедания. За активную духовно-просветительскую деятельность Пашков, вместе с Корфом, по инициативе Обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева был изгнан из России и закончил свою жизнь на чужбине.

“Патриарх” русского баптизма В.Г.Павлов стоял у истоков евангельского движения, нес правозащитное служение, всю жизнь отдал на дело проповеди Евангелия, за что был постоянно гоним, побывал в сорока царских тюрьмах, пережил две тяжелейшие ссылки, где лишился жены и троих детей. Маршрут его миссионерских путешествий пролегал от Кавказа до Дальнего Востока, от Одессы до Америки.

Религиозно-общественный деятель И.С.Проханов трудился как проповедник, организатор книгоиздательского дела, системы духовно-протестантского образования, христианского кооперативного движения. Он выступал на Государственном Совещании, организованном Временным Правительством в августе 1917 года, с обширной программой интеллектуального, нравственного и духовного просвещения русского народа.

В истории русского баптизма мало было спокойных лет. Наиболее жестокие преследования обрушивались на головы христиан-баптистов в эпоху Победоносцева. Религиозные собрания вне православной церкви считались крайне опасным вольномыслием. Браки русских протестантов не регистрировались, детей не принимали в школы, проповедников ссылали на каторжные работы в районы Закавказья и Сибири.

В то время, когда единомышленники Победоносцева клеймили неправославных христиан как отщепенцев, наиболее образованная и широкомыслящая часть русской интеллигенции вставала на сторону гонимых, защищая свободу совести, и видела в преследуемых опору нации, людей самобытных, благородных, обладающих христианскими качествами души. Один из потомков славного рода Волконских, известный деятель русской культуры князь Сергей Михайлович не раз выступал перед общественностью России и западных стран с критикой религиозно-националистических взглядов. <169>Как можно запретить человеку причислять себя к тому или иному верованию? — вопрошал Волконский. — Да я завтра сделаюсь баптистом, разве я от этого перестану быть русским? Сколько у нас, благодаря смешению терминов “русский” и “православный”, проникло в жизнь логически абсурдного и нравственно жестокого. Насилие над другими имеет развращающее влияние на совесть того большинства, ради которого оно творится. Яд, направленный против других, имеет возвратное действие. Смешение понятий внедряется в общественное сознание все более: только православный истинно русский, неправославный уже не настоящий патриот”. Слова эти были написаны около 100 лет тому назад, но ощущение такое, как будто упали они с неостывшего пера в наше время сложного переплетения разнородных идей. Стремление превратить учение Христа в некое узко-идеологическое кредо — не ново в мировой и русской истории. Подлинные христиане не помышляют о создании единой господствующей церкви, ибо Христос учил не властвовать, а смиренномудренно служить всем в любви. Не случайно общехристианская молитва начинается со слов “Отче наш”. Неужели Всемогущий Господь есть Бог только одних православных? Или Бог баптистов? Бог католиков? Творец неба и земли — Отец всего рода человеческого, и во всяком народе чтущий Его заповеди свободен от духа обособления. Для христиан культурных, духовно воспитанных, живущих по Евангелию, не существует проблем межнациональных и межконфессиональных. Они легко общаются друг с другом, так как обращают внимание прежде всего на то, что объединяет, а не на то, что разделяет. Христиане-баптисты и верующие православных церквей почитают и признают одну и ту же Библию в качестве вероучительного документа, исповедуют Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя души, разделяют Библейское учение о Триедином Боге, веруют в бессмертие души и воскресение тела. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, как и его предшественники, проводит регулярные встречи с руководящими служителями Союза церквей христиан-баптистов. Патриарх неоднократно делает публичные заявления по поводу того, что Московская патриархия не имеет никаких претензий к христианским конфессиям с историческими корнями в России и не благословляет выпуск недружелюбных брошюр. Что касается всевозможных экзотических культов и западных религиозных организаций с модернистским богословием, умаляющим божественное достоинство Иисуса Христа, то они вызывают естественную обеспокоенность со стороны христиан всех традиционных конфессий. Не соглашаясь с искажениями Евангелия, баптисты в то же время признают право каждого человека на свободу выбора и отрицают всякие методы принуждения и насилия над личностью в духовно-воспитательном процессе.

При советском режиме острые проблемы возникали у христиан-баптистов во взаимоотношениях с органами власти. Живая динамика баптизма, вольный дух открытого исповедания своих христианских убеждений часто наталкивались на глухую и жесткую ограду законов, позволяющих верующим лишь “отправление религиозного культа”. Являясь инструментом тоталитарного государства, изобилуя бесчисленными запретами, законы о религии, принятые в 1929 году и существовавшие почти без изменений до 1989 года, гасили всякую искру доброты, сковывая духовную и творческую жизнь верующих. Без контроля извне шагу ступить было невозможно. Детям категорически запрещалось присутствовать на богослужениях. Хочешь избрать служителей, нужно “благословение” властей. Ну, а если молодой человек или девушка заявляли о своем желании стать христианами, их принимались “воспитывать” по месту работы, всячески стараясь заглушить влечение к христианской вере.

В 1961 году выходит специальная Инструкция о порядке применения законодательства о религии, затем формируются комиссии по контролю за соблюдением закона при исполкомах местных Советов. Положение верующих еще более усугубилось. Пресвитеров заставляли подавать списки новообращенных христиан в органы власти, крестить молодежь до 30-ти лет не разрешалось, талантливых проповедников блюстители закона старались не допускать до церковной кафедры, всякие проявления живой веры за пределами молитвенных домов строго пресекались. Политика властей, направленная на грубое ущемление прав верующих, вызвала мощное движение протеста в недрах баптистских церквей. Тут же, повсеместно, была пущена в ход государственная репрессивная машина, которая с небольшими перебоями работала до 1989 года. Над активными верующими организовывали судебные процессы, отправляли непокорных в лагеря и ссылки. Молясь за своих гонителей, не держа на них зла в сердце, верующие просили у Бога терпения и стойкости для защиты права на свободное исповедание Христа.

Эпоха глобальных перемен, пришедшая в нашу страну за последнее десятилетие, изменила положение христиан-баптистов в обществе. Исполняя повеление Христа, баптисты России в меру сил и возможностей развернули духовно-просветительскую и благотворительную деятельность в медицинских, исправительно-трудовых и образовательных учреждениях. Баптисты уверены в том, что утверждение евангельских идеалов в душах людей поведет к всестороннему улучшению общества. Изменился сейчас и сам состав верующих, во многих церквах он помолодел, озрос образовательный уровень. Ежегодно в церкви христиан-баптистов вливаются 8 — 9 тысяч новых последователей Иисуса Христа.

Исконно благочестивому русскому народу всегда было присуще космическое, вселенское сознание и широта души. Русские баптистские общины исстари были открыты для христианского сотрудничества с единоверцами из-за рубежа. Мосты к христианам Европы строили видные проповедники И.С.Проханов, В.Г.Павлов, В.А.Фетлер. Братские международные контакты расширяли духовный горизонт верующих без утраты собственного самобытного лица.

В целом русский баптизм представляет собой своеобразное явление в истории мирового христианства. Это многомерный сплав русской и западной духовности, органичное сочетание христианства Запада и Востока.

Благородные евангельские принципы христиан-баптистов обрели уважение во всем цивилизованном мире. Передовые страны Европы учились у баптистов демократии и духовной свободе. История баптистов не запятнала себя преследованием инакомыслящих. Баптисты провозглашают лозунг: “Свободная Церковь в свободном Государстве”. Баптисты убеждены в том, что духовную культуру народа созидают не только религиозные конфессии, имеющие высокий государственный статус в обществе, но и все живые души, искренне любящие Господа и ближнего своего. “Толкуйте народу Евангелие неустанно, ибо гибель человечеству без Слова Божия”, — эти слова Достоевского, произнесенные устами старца Зосимы, близко к сердцу принимают духовно возрожденные христиане всех конфессий и баптисты в том числе. Потому и неудержимо стремились во времена гонений и в дни свободы сеять разумное, доброе, вечное ради спасения человека и восстановления в нем образа и подобия Божьего.