» »

Истинный воскрес. Во истину Воскресе или Воистину: что это значит и как писать правильно

05.01.2024

— есть величайшее мировое событие , потому христиане и заменили им празднование ветхозаветной субботы.

Праздник Воскресения Христова есть «Праздников Праздник и Торжество из торжеств, Един суббот Царь и Господь «. Воскресение — торжество, смысл и основание нашей христианской веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15 , 14), — говорит Апостол Христов.

Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства, но и самая вера в Бога, в силу добра и правды была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни.

Если бы умерщвленный Христос не воскрес, то не только не было бы никому спасения через Него, — ибо смерть и бессилие кому же могут оказать помощь? — но не было бы в истории худшего торжества и более злой насмешки зла над добром и диавола над всем миром светлого и идеального, как в дни Голгофы и вообще всей земной жизни Господа Иисуса Христа.

И не было бы более сильного и неотвратимого мотива к беспросветному отчаянию, ибо если и сей Праведник оказался бессилен, если такая Величайшая Личность исчезла в бездне небытия, то нам то, каждому, чего ожидать, к чему готовиться? И не была ли бы тогда и вправду жизнь человеческая лишь «пустая и глупая шутка» (Лермонтов), или, по меткому выражению великого писателя-христианина Достоевского — «диаволов водевиль», игра?

Но воскрес Христос — и остался поруган и безсилен «отец лжи, исконный человекоубица — диавол» (Иоан. 8, 44). Жизнь победила, смерть и зло приведены к пустоте и ничтожеству. Христос Воскрес — и в полной яркости засияло Его Божественно-Царственное Величие…

«Удивительно, как могут серьезно люди верить и в такие глупости. И это в двадцатый век … Век науки и опыта … Разум и логика не допускают веры в Воскресение Иисуса Христа», — говорят безбожники.

Исторический факт Воскресения Христова, как и все Его учение, подвергались критике многих ученых людей (рационалистов). Некоторые этому посвятили всю свою жизнь, стараясь доказать, что евангельский рассказ о воскресении есть обман, ошибка или заблуждение.

Первою по времени и по злобе является та басня, которую должны были распространять подкупленные иудейскими первосвященниками стражи после того, как они в испуге рассказали о бывшем у гроба землетрясении, отвалении камня и явлении молниеносного ангела. Басня эта состояла в том, «что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» (Матф. 28 , 13).

Нелепость этой выдумки прямо бросается в глаза всякому, не потерявшему здравого смысла.

Совершенно недопустимо, чтобы, состоявшая из нескольких лиц, стража могла уснуть, где же военная дисциплина? Это, ведь, «стража римская», а римская армия, по своей железной дисциплине и храбрости была одной из самых лучших армий мира. Если воины спали, то не могли видеть, а если видели, значит, не спали.

В таком случае они не дали бы возможности совершить «похищения» Апостолам, напротив, задержали бы похитителей и вместе с поличным — мертвым телом — представили бы начальству. Но если бы похищение и удалось, разве убийцы Христа оставили бы на свободе «похитителей» проповедовать Воскресение Его? Силою своей власти они заставили бы Апостолов выдать им украденное тело, чтобы изобличить их во лжи и обмане и тем в корне пресечь их проповедь о Христе.

На самом деле, если бы ученики украли тело Спасителя, то надо было тотчас же привлечь их к суду, уличить их показаниями воинов и тем воспрепятствовать их проповеди. Но убийцы Христа этого не делают, т. к. не уверены, что воины поддержат на суд их клевету.

Не может быть, чтобы враги Христовы оставили слова воинов без проверки. Они, конечно, не преминули тщательно, хотя и негласно, убедиться в справедливости слов воинов, — первых свидетелей чуда воскресения . Безусловно, они лично, хотя и не в полном составе синедриона, ходили ко гробу Христа и видели его пустым.

После исследования, они не могли не признать, что Христос действительно воскрес. Но отчего же они постыдно молчали о том? Отчего всенародно не исповедали свой тяжкий грех и тем не оградили народ свой от грозивших бедствий?

Да оттого, что этим развращенным людям блага земные были ближе, дороже благ небесных. Они не надеялись покаянием получить прощение, но, вместе с тем, они прекрасно понимали, что покаяние их в убийстве Мессии повлекло бы за собою немедленное избиение их камнями тем же народом, который был вовлечен ими в соучастие в этом злодеянии. В страхе за свою жизнь они молчат.

Так, они оказались бессильными против истины . Они вынуждены ограничиться лишь только приказанием Апостолам: «отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса» (Деян. 4 , 18). Запрещая проповедовать об Иисусе Христе, они никогда не спрашивали и не указывали, где находится тело Иисусово? «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали » (Деян. 4 , 20), говорили Апостолы и продолжали побуждать мир своею проповедью Воскресения Христова.

Кроме того, могли ли Апостолы, люди мирные, робкие, даже дома сидевшие на запоре «страха ради иудейска» (Иоан. 20 , 19) и безоружные решиться на такое дерзкое, смелое и при том же бесцельное предприятие, как похищение тела из-под носа стражи? где им было сражаться со столь грозною римскою стражею? Да и подробности не похожи на похищение…

Мысль о похищении прежде всего явилась у самих Апостолов, когда они, позванные Марией Магдалиной, разделяли ее опасения и думали о похищении тела врагами для нового надругательства над Ним. Но, войдя в пещеру гроба, Апостолы увидели, что гроб хотя и пуст, но не после похищения.

Ибо если бы похитители взяли тело Иисуса Христа, то взяли бы его с пеленами, или же порвали бы и в беспорядке побросали все, покрывавшее его. Но пелены лежали свернутыми и сударь, длинный узкий плат, обвивавший голову, не с пеленами лежал, но «особо свитый на другом месте» (Иоан. 20 , 7).

Потому то и оставлена давно эта нелепая иудейская выдумка, на место которой рационалисты выдвинули гипотезу о летаргическом сне и об экскудативном плеврите (в объяснение воды, вышедшей из бока): Иисус Христос находился в сильном обмороке, а может быть летаргии, почему легко был принять за умершего, снять со креста и погребен; по случаю наступления праздника Пасхи с похоронами пришлось спешить и за краткостью времени и поспешностью ни друзья, ни враги не имели возможности исследовать действительность Его смерти.

Действие ароматов, влияние холодного пещерного воздуха привели Его в чувство, Он поднялся, и хотя еще слабый, пытался выйти из пещеры. Его крик и стуки испугали стражу, она бежала. Воспользовавшись бегством стражи, садовник или кто-либо из учеников отвалил камень и дал Ему возможность, выйти из гроба.

Появление Его в белом саване было истолковано в смысле явления ангела — вестника воскресения. 40 дней Иисус Христос провел в обществе учеников, а потом, вернее всего от плеврита, скончался… История совершенно неправдоподобная и не выдерживающая даже самой слабой критики . Евангелия говорят, что из прободенного ребра Господа вытекла кровь и вода. С медицинской точки зрения явление это указываете на паралич сердца, т. е. на бесспорную смерть. Но если бы даже в Иисусе Христе и осталась жизнь, то при недостатке дыхания от плотно завязанной, пропитанной ароматами плащаницы, прекращающей доступ воздуха, она должна была прекратиться.

Слабый и измученный, едва ли был бы в состоянии поколебать камень и произвести крик и стуки, чтобы напугать стражу. Евангелия довольно подробно говорят о беседах Иисуса Христа, о радости, которою Он наполнил сердца учеников своих, еще более, чем при жизни, о хождении с учениками дальнею дорогою и т. д.

Похоже ли все это сколько-нибудь на очнувшегося от обморока или смертельно больного летаргика? Ведь то был жалкий и изнуренный больной, по отзывам специалистов, двух шагов не способный сделать прободенными ногами, ни взять что такими же руками.

Даже такой противник Христа, как Штраус, справедливо заметил, что разочаровать в себе такой полумертвец мог, но вдохновить такую могучую веру, которая облетела весь мир и покорила Ему сильнейшие царства, пробудить энтузиазм до поголовного мученичества всех тех, кто видел Его, — невероятно и невозможно психологически.

Убеждение в воскресении Иисуса Христа Апостолы сохранили на всю жизнь. Если бы воскресение это было мнимое, то рано или поздно последовала бы действительная смерть Иисуса Христа, которая прекратила бы всякую деятельность и расчеты Апостолов. Наоборот, они с такой уверенностью и силой выступили на проповедь, каких не было у них при жизни Христа.

Наиболее устойчивой и распространенной в наши дни является т. н. визионерная теория (от визио — видение). Христос не воскрес, но ученикам действительно показалось, что они видели ожившего и беседовавшего с ними Господа.

Ученики до того были захвачены личностью Иисуса Христа, до того сроднились с мыслью о грядущем царстве Его, что не могли примириться с фактом смерти и вот напряженные болезненные ожидания и разрешились такой массовою галлюцинацией, которую они, поддавшись самообману, и изложили в евангелиях.

Правда, и в истории и в действительности нас окружающей встречаются галлюцинации, как у отдельных лиц, так и массовые, хотя последняя довольно редко. Но галлюцинации встречаются у людей, которые хотят что-то видеть и слышать, которые так настроены и всеми своими мозговыми центрами готовы воспринять то, чего так напряженно ожидают. Но обратимся к евангелиям.

Для того, чтобы обмануться, увидеть то, чего нет, нужно именно ждать воскресшего, верить, что воскресение Его близко и будет. У кого из Апостолов была эта вера? Когда Мария Магдалина и другие женщины идут ко гробу, то они думают: «кто отвалит нам камень?» (Марк. 16 , 3).

Когда Мария Магдалина увидела, что гроб пуст, у нее не явилось и мысли о воскресении. Даже когда она видит Господа, она не узнает Его. Почему? Она была уверена, что мертвые не воскресают. Точно также и Апостолы: когда им приносят известие: «Он жив, Он воскрес», показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лук. 24 , 11) Фома не только не верует, когда видит, но ему еще надо осязать, «пощупать руками» (Иоан. 20 , 27). Самая трезвая, самая убедительная проверка факта.

Иисус является мироносицам, Петру, Луке и Клеопе, десяти ученикам, одиннадцати, даже 500 верующих, наконец, ап. Павлу… Как они все могли обмануться? Неужели среди них не нашлось ни одного человека с трезвым, ясным умом, здоровыми чувствами и крепкими нервами?

Пасха Господня, от смерти к Жизни

Как утверждают специалисты, галлюцинации бывают чаще зрительных или слуховых ощущений, реже соединение тех и других и совсем редки галлюцинации в области поверочного чувства, осязания. Чтобы все эти три чувства разом галлюционировали и по меньшей мере у десяти, одиннадцати человек, и даже у 500, и чтобы печеная рыба и мед поглощались кем-то и исчезали, как передает Евангелие (Лук. 24 , 42) — таких галлюцинаций история еще не знала и не знает…

Итак, апостолы видели действительно Воскресшего: исторически факт воскресения несомненен. Рационалисты не могут поколебать евангельского рассказа, они только опровергают друг друга, а иногда и сами открыто признают свое бессилие бороться против Христа.

Немецкий ученый Де-Ветте, в течение десятилетий стоявший во главе, рационалистов, на смертном одре сознался, что «Событие Воскресения, хотя способ его совершения покрыть непроницаемым мраком, представляется, однако, столь же несомненным, как и смерть Цезаря «. Когда полу-рационалист Неандер прочёл признание Де-Ветте, слезы хлынули у него из глаз. После этого Неандер подверг новому основательному исследованию исторические доказательства Воскресения Христова и также принял его.

Обсуждая достоверность чудес Воскресения и Вознесения, физик Бальфур Стюарт говорит: «сохранилось ли в неизменности действие известных сил природы в этих случаях или оно было иногда превозмогаемо высшей силой?

Несомненно превозмогалось, как при Воскресении, так и при Вознесении. Мы обязаны исследовать очевидность этих великих событий, что и исполнено самым достоверным образом: История, повествующая об этих событиях, выдержала испытания настолько хорошо, что всякое предположение о нереальности их приведут нас к величайшей нравственной и духовной путанице».

Почему Иисус Христос по Воскресении не явился между иудеями всенародно? Св. Иоанн Златоуст объясняет это тем, что появление Воскресшего Господа было бы бесполезно для иудеев и что если бы сим способом можно было бы обратить их, то без сомнения Господь не отказал бы в нем иудеям.

Но последствия воскрешения Им Лазаря говорят совсем противное: иудеи стали искать случая убить не только Иисуса Христа, но и Лазаря. Если бы Христос по воскресении явился иудеям, они тем или иным способом решились бы на новое Богоубийство…

Итак, Христос воскрес из мертвых. Самое сильное доказательство факта Воскресения Христова есть тот грандиозный переворот, который он произвёл в апостолах, а через них и во всей вселенной. На нём держится вся культура последних двух тысяч лет. Могла ли её поддерживать мечта 13 фантазеров? Они изменили всю историю.

Без Воскресения Христова мы не имели бы никакого христианства и никакой христианской культуры. История мира приняла бы совершенно другое направление. Без живых сил христианской веры: древний мир разложился бы и погиб. Невозможно допустить, чтобы голое воображение могло принести с собой столь великое и доброе.

Таким образом, падают все возражения против чуда Воскресения Господа нашего Иисуса Христа; Даже самый краткий разбор этих возражений выясняет их полную несостоятельность.

Но злая критика не сдается. «Диавол борется с Богом, а поле битвы — сердца людей», говорит наш великий русский писатель Достоевским.

В наше время выдвинуто новое уже совершенно беспомощное возражение, но для злой, греховной воли, весьма выгодное: «Бога нет. Христа, как исторического лица не было, а значит не было и Воскресения. Евангелие — это миф (т. е. вымысел, не опирающийся ни на какие действительные события), оно есть переложение древних языческих мифологий о легендарных богах».

Прежде всего, «критики» должны знать, что в языческих мифологиях «умирают» и «воскресают» только боги (Озирис, Дионис), но никак не Богочеловек. А о том, что Христос – Богочеловек , мы имеем непреложное свидетельство Св. Евангелия. Но и кроме Евангелия мы имеем свидетельства и от язычников — противников христианства.

Так, например, Плиний , римский проконсул областей Вифинии и Понта в Малой Азии, в своем письме к императору Траяну (около 112 г.) пишет: «собираются они (христиане) и поют гимны Христу, как Богу ; клянутся не лгать, не воровать, не прелюбодействовать». Плиний не написал: «Богу своему, Христу, поют», а, именно, написал: «Христу, как Богу «, потому что он знал, что Христос для христиан не только Бог, но и человек .

Современник Плиния, Тацит , один из точнейших историков, сообщает (около 115 г.): «Христос, в правление Тиберия, прокуратором Понтием Пилатом казнен был смертью «.

Множество свидетельств об Иисусе Христе, как исторической Личности, имеется в еврейской книге Талмуд . Правда, эти свидетельства пышат злобою и ненавистью, называя Спасителя «отступником», «назореем» и проч. Немало говорится в Талмуде и о чудесах «Назорея».

Особенно ярки свидетельства бывшего гонителя христиан Савла, в последствии перво-верховного Апостола Павла .

Подлинность его свидетельств совершенно невозможно оспаривать. Это понимают самые ярые враги христианства. А «сила Павловых свидетельств такова», — говорит один наш крупный писатель и мыслитель, — «что если бы даже не было иных, мы всё-таки знали бы с большею точностью, чем о многих других исторических лицах, не только, что Христос был, но и как Он жил, что говорил, делал, за что умер и как воскрес».

Истина Воскресения Христа Спасителя состоит в том, что воскрес Богочеловек . Он воскресил воспринятую на Себя плоть человеческую и, таким образом, преобразил человеческое естество в духовное, божественное — для вечной жизни с Богом.

В этом и заключается победа Спасителя над смертью для всего рода человеческого.

«Телесное воскресение из мертвых Спасителя есть исторически, реальный факт «, — говорит наш один известный православный миссионер, и указывает следующие пункты по порядку:

1. Христос предсказывал о Воскресении Своем (Мф. 16 , 21; 20 , 19; Мр. 9 , 9).

2. Воскресший Сам свидетельствует об этом событии (Лук. 24 , 46).

3. Он является видимым образом:

а) Утром в Воскресенье Марии Магдалине (Мр. 16 , 9).

б) Тогда же женщинам, идущим от гроба (Мф. 28 , 9).

в) Петру вблизи Иерусалима (Лук. 24 , 34; 1 Кор. 15 , 5).

г) 2 ученикам, шедшим в Еммаус (Лук. 24 , 13).

д) Вечером Воскресения Апостолам, кроме Фомы (Ин. 20 , 19).

е) Через неделю вечером всем Апостолам (Ин. 20 , 26).

ж) Через несколько дней при море Тивериадском 7-ми ученикам (Ин. 21 , 1-3).

з) Немного спустя — на горе близ Галилеи 11 Апостолам (Мф. 28 , 11).

и) 500-ам верующим (1 Кор. 15 , 6).

к) Брату Своему «по плоти» — Иакову и всем Апостолам (1 Кор. 15 , 7).

л) Во время Вознесения на горе Елеонской всем Апостолам (Лук. 24 , 50).

м) Апостолу Павлу (1 Кор. 9 , 1; 15 , 8).

н) Первомученику Архидиакону Стефану (Деян. 7 , 55).

о) До Вознесения в течение 40 дней, с разъяснением Царства Божия (Деян. 1 , 3).

4. Ест и пьет с учениками (Лук. 24 , 42).

5. Показывает руки и ноги, с ранами от пригвождения ко кресту (Лук. 24 , 40).

6. Дает наставления (Мф. 28 , 18; Мр. 16 , 15; Лук. 24 , 17; Ин. 21 , 15; 20 , 21; Деян. 1 , 7).

7. Путешествует с Апостолами (Лук. 21 , 15).

8. Ему поклоняются мироносицы и 11 учеников (Мф. 28 , 9, 17).

9. О воскресении Христа говорят Ангелы (Мф. 28 , 6; Мр. 16 , 6; Лук. 24 , 6).

10. Это событие подтверждают римские воины, караулившие гроб (Мф. 28 , 11).

11. Апостолы называют себя свидетелями Воскресения Христа (Деян. 2 , 32; 10 , 39) и этот действительный исторический факт они полагают в основу всей своей проповеди (Деян. 2 , 22; 3 , 26; 4 , 10; 10 , 39). И в то же время особенно показательно, что Апостолы не излагают самый момент Воскресения Христа. Потому, что сами говорят: «что мы слышали, что видели своими очами…, и что осязали руки наши… мы возвещаем вам…» (1 посл. Иоан, 1, 1-3).

Самый момент Воскресения Христа никто не мог видеть. Даже воины, охранявшие гроб, не видели самого момента воскресения, т. к. воскресший Христос был невидим для них. Тем более Апостолы не могли видеть, ведь они скрывались и запирались в домах своих «страха ради иудейского».

Вот, почему ни в одном из четырёх Евангелий нет описания самого момента Воскресения, хотя при этом подробно изложены все события, предшествовавшие Воскресению и также подробно изложены события — после Воскресения Господа.

Но, мы знаем, если бы Воскресение Христово было вымыслом, то как бы не был гениален писатель, он никак не мог бы пропустить центр и смысл своего сочинения. Он так или иначе, а обязательно коснулся бы своим изложением самого момента Воскресения, потому что этого требует сущность нашей человеческой природы.

Но Апостолы этого не сделали. И это есть самое высшее доказательство истинности их свидетельств. Ибо они не писатели-сочинители, а бесхитростные, простые, под воздействием Духа Святого, действительные свидетели истинного события Воскресения Христова и всей Евангельской истории.

Сами Апостолы говорят: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна (напрасна), тщетна и вера наша». «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (т. е. Он есть начало нашего будущего воскресения) (1 Кор. 15 , 14, 20).

Только тогда Апостолы и первые христиане пошли на смерть, когда убедились в действительном Воскресении Спасителя, — в Его победе над адом и смертью.

Только в этом случае они могли, как говорит поэт: «На казнь идти и гимны петь и в пасть некормленному зверю без содрогания глядеть».

Вконтакте

«Христос воскрес!» - принято говорить на Пасху. Отвечают на это словами «Воистину воскрес!».

Что означают эти две фразы и какой смысл вкладываем в них мы?

Для кого-то это просто традиция, как своего рода пасхальный пароль и отзыв. В таких случаях люди произносят эти слова в день Пасхи, не задумываясь об их смысле, вместо «Привет» или «Здравствуйте».

Однако как слово «здравствуйте» имеет свой смысл и означает пожелание встретившемуся вам человеку быть здоровым, так тем более слова «Христос воскрес!» и ответ на них «Воистину воскрес!» имеют конкретный смысл. Тот, кто говорит «Христос воскрес!», провозглашает тем самым библейскую истину о том, что Иисус Христос, будучи умерщвленным через распятие, затем воскрес. А тот, кто отвечает «Воистину воскрес!», выражает свое согласие с тем, что Иисус Христос действительно был мертв и вновь ожил.

Эти слова слишком серьезны и слишком значимы, чтобы говорить их формально, не вкладывая в них того смысла, который в них в действительности содержится. Ведь в описанных в Библии событиях, связанных со смертью и воскресением Христа, сосредоточена суть христианской веры. Без этих событий христианство было бы просто набором определенных нравственных правил, а самого Иисуса можно было бы рассматривать как одного из мудрецов, философов, выдающихся учителей прошлого.

Но воскресение Иисуса Христа подтвердило, что Он был больше, чем учителем, – Он действительно был Божественным Мессией – тем, чья миссия на земле заключалась в том, чтобы спасти «людей Своих от грехов их» (Матф. 1:21) .

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне…
Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:1-14) .

В процитированном отрывке можно увидеть почти все центральные моменты христианского вероисповедания: признание человеческой греховности и необходимости принесения жертвы за наши грехи, утверждение об историчности Иисуса Христа (то есть его реальном проживании на земле в определенный период времени) и Его искупительной смерти, сведения о погребении Иисуса, его воскресении и явлении после этого большому количеству свидетелей, удостоверивших факт его воскресения из мертвых.

Мы в это верим.

Но почему Апостол Павел из всего перечисленного особенно подчеркивал важность веры именно в воскресение Иисуса Христа?

В том числе и потому, что вера в воскресение является доказательством четырех важных фактов, которые могут иметь решающее влияние на жизнь человека в этом и в грядущем мире.

Во-первых, ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ИСТИНА СИЛЬНЕЕ ЛЖИ. Согласно четвертому Евангелию, Иисус сказал своим врагам:

«А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего истину» (Иоан. 8:40) , а также говорил своим ученикам: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Иоан. 14:6) .

Иисус пришел с истинной идеей о Боге и добре; его враги же добились Его смерти, потому что они не хотели, чтобы их лживая точка зрения была разрушена. Если бы они преуспели в том, чтобы окончательно уничтожить Его, ложь оказалась бы сильнее истины.

Во-вторых, ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ДОБРО СИЛЬНЕЕ ЗЛА. Иисус говорил своим врагам: «Ваш отец диавол» (Иоан. 8:44) . Силы зла распяли Иисуса, и если бы не было воскресения, они бы восторжествовали. Если бы Воскресения Христова не было, то этот принцип был бы подвергнут опасности, и мы никогда более не могли бы быть уверены в том, что добро сильнее зла.

В-третьих, ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ НЕНАВИСТИ. Иисус был воплощенной любовью Бога. С другой стороны, поведение людей, добивавшихся Его распятия, характеризовалось жестокой ненавистью, настолько безумной, что они Его милосердие и совершаемые Им чудеса приписали дьявольской силе. Если бы не было воскресения, то, в конечном счете, победила бы человеческая ненависть над любовью Бога. Воскресение Христово является триумфом любви над всем, что ненависть могла свершить.

И, наконец, в-четвертых, – самое главное: ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЖИЗНЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ. Если бы за смертью Христа не последовало его воскресенье, это доказало бы, что смерть может взять самую прекрасную и блаженную жизнь, и уничтожить ее. Но воскресение Христово является окончательным доказательством, что жизнь сильнее смерти, и Иисус действительно имел власть, чтобы отдать и принять свою жизнь (Иоан. 10:18).

Тема смерти не оставляет равнодушным никого. Смерть является врагом человека, и все, что связано со смертью, вызывает негативные эмоции.

Страх смерти заставлял многих людей от первобытных племен до наиболее развитых цивилизаций выдумывать и практиковать самые разнообразные обряды, подвергать себя суровым истязаниям, чтобы смягчить те наказания и страдания, с которыми они боялись столкнуться по ту сторону смерти.

Кого-то страх смерти заставлял предпринимать попытки доказать, что после смерти человека ничего не ждет и что смерть – конец всему. И человек, полагающий, что кроме этой жизни ничего нет, и после нее ничего не будет, может вполне сказать: «Станем есть и пить, ибо завтра мы умрем».

Почему люди это делают? В большинстве случаев по двум основным причинам:
1) из-за страха перед неизвестностью относительно того, что наступает после смерти;
2) из-за чувства греховности и боязни предстать перед Божьим судом. Это чувство и эта боязнь интуитивно присутствуют даже у невоцерквленного человека. Если бы человек чувствовал, что мог бы легко предстать пред Богом, то смерть не представляла бы для него такой проблемы.

Целый ряд мест Священного Писания нам говорит о том, что после смерти следует суд:
Книга Откровение, в частности, 20 и 21 главы, в которых мы читаем о суде у великого белого престола;
«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…» (Евр. 9:27) .
«…ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово…» (2 Кор. 5:10) .
«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:30-31) .

Так утверждает Писание, и, что бы люди ни говорили вслух, в глубине души они знают о грядущем суде и боятся его.

Поэтому для уверовавших во Христа так отрадно понимать, что став таким же смертным человеком, как и каждый из нас, умерев на кресте, приняв на Себя наказание за наш грех и освободив нашу совесть от тяготившей ее вины, Иисус Христос избавил нас от будущего гнева Божьего, который испытает на себе всякий, умерший во грехах и не обратившийся к Богу во время своей земной жизни человек. Поэтому христианам больше не нужно бояться смерти:

«…как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14-15) .

Умерев и воскреснув, Иисус показал нам, что Его жертва за нас была принята, и что в Нем Бог принял нас, доверившихся Иисусу, а царство греха и смерти разгромлено и дьявол лишился своей власти над нами.

И пусть сегодня любой христианин будет твердо уверен в том, что Христос прошел тот путь, который открыт теперь для всякого уверовавшего в Него:

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его…» (1Кор.15:22-23) .

Поэтому сегодня каждый из нас подобно Апостолу Павлу, радуясь воскресению Христа и Его победе над ложью, злом, ненавистью и смертью, может воскликнуть:

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? …Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:55-57) .

Дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья, рад вас приветствовать в преддверии праздника Святой Пасхи Христовой.

Многое было уже сказано об особенностях Пасхи в этом году. Она удивительным образом совпадает с Днем космонавтики 12 апреля, и поэтому мы вспоминаем о том, что наш народ всегда ведом был какой-то особой миссией в истории, особым дерзновением, которое нельзя не соотнести с православным миропониманием, с той устремленностью к духовному небу, которая сделала возможным и величайшие свершения по освоению физического неба.

Пасха в нынешнем году — это и день святого Иоанна Лествичника, который как раз и напоминает нам о том, что восхождение по пути доброделания и по пути богопознания — это важнейшее в жизни человека делание, делание, которое вроде бы формально противоречит приоритетам мирских устремлений, но удивительным образом одухотворяет, оживотворяет и делает по-настоящему, истинно успешным любой человеческий труд, любое устроение наших повседневных дел.

Говорится много и сегодня о том, что в этом году празднуется 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и мы опять вспоминаем, как именно крепость и возвышенность народного духа, который неразрывно связан с идеалами Святого Православия, помогли одержать победу над неприятелем, который был во много раз лучше организован, который не перенес тех трагедий, какие перенесло наше общество в 20-е и 30-е годы, который был по всем внешним признакам гораздо мощнее. Но дух оказался сильнее человеческой мощи, и так получилось, что народ, который, несмотря на все господство тогдашней безбожной идеологии оставался воспитанным в православном духе, в итоге проявил себя как более сильный.

Многое говорится и еще будет говорится в эти дни о том, что Пасха Христова — это время, когда разрешаются многие человеческие проблемы, когда стираются различия между социальными группами, поколениями, теми или иными сообществами, в том числе враждующими, на которые себя разделяют люди. В это время мы воспеваем: «Радостию друг друга обымем, и ненавидящим нас простим вся Воскресением».

Пасха — это время примириться с теми, с кем ты ссоришься — быть может, многие годы. Пасха — это время для богатых прийти в жилище бедных, к тем, кто лишен крова, лишен пищи, и помочь разделить христианское братство. Пасха — это время для бедных не обижаться на богатых, а помолиться о них и вместе с ними постараться что-то сделать, чтобы жизнь страны и народа улучшилась.

В дни Великого поста многие люди обращались к Церкви с просьбой о поддержке. Это были люди, которые пострадали, в свое время взяв ипотеку в иностранной валюте, это были фермеры, которое сегодня чувствуют очень неуютно себя перед лицом крупных сельскохозяйственных предприятий и тех правил и регулирующих документов, которые отдают безусловное предпочтение именно крупным сельхозпроизводителям. Обращаются, как обращались уже в течении многих лет, люди которым отказывают в получении некоторых базовых льгот и даже в реализации базовых прав, потому что у них нет электронных документов. Церковь старается ходатайствовать обо всех этих людях. Иногда, приходя в какие-то властные кабинеты, слышишь сначала неприятие, и напоминаешь, что скоро Страстная седмица и Пасха, и надо встретиться всем в храме. И умягчаются злые сердца, и получается, что проблемы, которые сначала отказывались разрешать, потому что они считаются надуманными и глупыми, не имеющими отношения к реальным пожеланиям и чаяниям людей, — вдруг разрешаются или по крайней мере принимаются серьезные усилия для того что бы они разрешились.

Многих примиряют страдание и Воскресение Христово. Всех должна примирить Святая Пасха — в нашем обществе, которое очень разделено, в котором существует вражда, в котором иногда одни говорят о других как о существах «другого биологического вида», — а именно так было сказано одним современным публицистом и общественным деятелем, — в обществе, в котором столь много презрения одних по отношению к другим, столь много желания чуть ли не уничтожить друг друга (вспомним о тех трагических событиях, которые происходят на юго-востоке Украины). Именно в этом обществе — столь непростом, столь разделенном, столь атомизированом, вновь и вновь звучит пасхальное послание: «Христос Воскресе — воистину воскресе», и многие, казалось бы, непреодолимые препятствия, и обиды, и поводы для взаимной ругани и озлобления — вдруг уходят куда-то очень далеко.

Дай нам Бог вот эти особые чувства, которые мы переживаем на Пасху, претворить в нашу последовательную, целожизненную, постоянную миссию примирения, в способность пересечь любые человеческие границы, чтобы приобрести друг друга для царствия Божия, чтобы преодолеть рознь мира сего.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в своем сказал о важности подвига, то есть осуществления христианских ценностей и веры самой в жизни человека. И сказал он о том, насколько этот подвиг сегодня может общество изменить. Вот, что было сказано Его Святейшеством: «Через подвиг, неизменно связанный с внутренним усилием и ограничением себя, мы имеем возможность опытно познать, что есть настоящая и совершенная любовь, ибо жертвенность, лежащая в основании любого подвига, есть высшее проявление этого чувства. Господь призвал нас к подвигу деятельной любви, запечатленной в самоотверженном служении ближним, а наипаче тем, кто особенно нуждается в нашей поддержке: страждущим, больным, одиноким, унывающим. Если этот закон жизни, который так ясно был представлен и выражен в земной жизни Самого Спасителя, станет достоянием большинства, то люди будут по-настоящему счастливы. Ведь, служа другим, человек обретает несравнимо больше, чем отдает: Сам Господь входит тогда в его сердце, и через приобщение Божественной благодати меняется вся человеческая жизнь. Как без труда нет святости, как без Голгофы нет Воскресения, так и без подвига невозможно подлинное духовно-нравственное преображение личности».

Подвиг, основанный на вере, подвиг, в котором не может не изливаться истинная вера православного человека, — это то, чего сегодня ждут от Церкви и люди, и целые народы. Иногда пытаются вновь и вновь нам сказать: «Ваша вера не имеет отношение к тому, что происходит в обществе, она говорит о чем-то слишком общем, слишком далеком от конкретных жизненных ситуаций. Оставайтесь там, в этой области далеких высоких и общих слов, не обличайте нашу совесть, не говорите ничего в тех случаях, когда кто-то, особенно облеченный властью, облеченный могуществом, желает грешить так, чтобы его не беспокоили». Но не так действовали апостолы, не так действовала во все века истории Святая Церковь.

Из Писания и Предания мы знаем, что Слово Божие и правда Божия многим не нравились, и тем не менее никогда Церковь не отказывалась от того, чтобы их возвещать, чтобы Христос распятый, Который для иных соблазн, а для других безумие, чтобы Христос Воскресший, Который для многих недостижим в рациональном понимании, но Который меняет жизнь человека, если ты начинаешь общаться с Ним, с живым Богом, — возвещался во время и не во время. Часто говорят, что вера не может сотворить чудеса, и христиане не могут изменить мир, который живет и даже должен жить, как некоторые считают, по законам греха. Но логика смерти и Воскресения Господа Иисуса, логика высочайших чувств Страстной седмицы и величайшей радости Пасхи, совсем другая.

Вот что сказано в послании Святейшего Патриарха: «Когда подвиг становится содержанием жизни не только отдельного человека, но и всего народа, когда в устремлении к горнему соединяются сердца миллионов людей, готовых защищать свою Родину, отстаивать высокие идеалы и ценности, тогда происходят поистине удивительные, чудесные и порою даже необъяснимые с точки зрения формальной логики вещи. Такой народ обретает огромную духовную силу, побороть которую оказываются неспособными никакие бедствия и враги».

Да будет так с нами, да будем мы народом, который действительно стремится жить и живет по слову Христову, народом пасхальной радости, народом постоянной памяти о страданиях и смерти Спасителя, искупивших нас и сделавших для нас открытым небо. Будем народом Божиим, народом Христовым прежде всего, и тогда и на Земле мы устроим свою жизнь достойно — пусть и не всегда богато и не всегда как победители, но именно достойно, — и врата Царствия Божия не будут закрыты для нас.

С праздником Святой Пасхи, дорогие о Господе братья и сестры. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос. Аминь.

Патриархия.ru

Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать - «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус - сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для . К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», - «Бог благословит». Этот вариант не нашел распространения у народа, поэтому используется редко.

Пасхальные приветствия сегодня

Сегодня пасхальные приветствия приобрели немного иное значение, более молодое поколения начало интересоваться религией. С каждым днем набирает все больше последователей. В Пасхальное воскресенье тот человек, который идет из , должен первым сказать «Христос воскресе!», а тот, кто возвращается, должен ответить «Воистину воскресе!». Эти приветствия всегда должны говориться с радостью, ведь спаситель всего живого, сын того, кто подарил жизнь и возможность существования.

Но стоит помнить, что Христос никогда не просил праздновать его воскресение. Произошедшее чудо было лишь подтверждением того, что он действительно сын Бога и носит в себе его божественную сущность. Библия говорит, что празднование Пасхи лишь следствие чуда, и не призывает отмечать ее, но люди рады и любят своего учителя, поэтому воздают ему почести спустя вот уже 2 тысячелетия.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, католическая и православная церковь празднуют Пасху в разные дни. Но несмотря на это, каждый истинно верующий по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.