» »

Геноцид мусульман в Бирме Араканская резня буддистов и мусульман, Что произошло в Мьянме? Группа чеченцев отправилась в Мьянму на «мирный джихад Джихад в бирме.

22.01.2024

BarcroftMedia/TASS

Миссию возглавил член Совета Федерации от Чеченской Республики Зияд Сабсаби.

Об этом радиостанции «Говорит Москва» сообщил министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров.

«В Мьянму отправились представители благотворительного фонда имени Ахмата Кадырова, сейчас они находятся в 10 километрах от границы, где скопились около 200 тысяч человек. Это мирная миссия, гуманитарная миссия, там раздаются продукты, предметы первой необходимости, оказывается медицинская помощь, и много чего ещё полезного делается. На данный момент там находятся где-то с десяток человек во главе с представителем Фонда, сенатором Зиядом Сабсаби. Так что миссия мирного джихада выполняется. Это слово так напугало людей - просто люди не знают, что это означает. Истинный джихад - это миролюбие, это помощь, это борьба с собственными страстями и грехами, это милосердие, это порядочность и доброта».

По словам Умарова, поездка в Мьянму стала возможна, благодаря митингам, которые прошли в Грозном и Москве, а также благодаря «доброй воле» президента России Владимира Путина.

«Помощь оказывается, на эту проблему, наконец, обратили внимание. Там уже собраны свидетельства очевидцев, фото- и видеоматериалы, и их достаточно, чтобы объявить второй Нюрнберг. О военной помощи речи не было, тогда бы митингов никто не проводил, люди просто поехали бы туда и выполняли эти задачи. Это недопустимо. Мы представители мирного традиционного ислама. Мы не распространяем слово всевышнего на Земле путём насилия и угроз. Мы доказываем значимость нашей религии и её символичность добрыми делами».

При этом, как отметил Умарова, пока сложно сказать, какие объёмы помощи понадобятся.

«Скорее всего, придётся обращаться и к другими гуманитарным организациям - к нашим и иностранным - чтобы поддержать этих несчастных людей. Самый верный способ помощи им - элементарное человеческое внимание и милосердие. Это маленький и очень трудолюбивый народ, они о себе позаботятся, лишь бы их не убивали. Негативные проявления там ещё имеют место, но после речи Рамзана Кадырова и поддержки нашей позиции президентом та напряжённость, которая была, в какой-то мере спала, хотя не все вопросы там ещё решены».

3 сентября у посольства Мьянмы в Москве прошла несанкционированная акция мусульман, выступающих в поддержку народа рохинджа, этнического меньшинства, которое проживает на территории мьянманского штата Ракхайн. Местные жители считают рохинджа нелегальными мигрнатами из Бангладеш.

25 августа боевики движения «Араканская армия солидарности рохинджа» совершили на западе Мьянмы нападения на несколько десятков опорных пунктов полиции. За неделю жертвами столкновений стали более 400 человек.

Современный мир полон сюрпризов и неожиданностей, особенно в плане резкого изменения политического и общественного климата в регионах, которые до того казались весьма сбалансированными с точки зрения накала политических страстей. Сегодня на наших глазах происходят удивительные метаморфозы, творится новейшая история Ближнего Востока. Современное поколение является свидетелем, как на наших глазах рушатся страны и города, стираются с лица земли целые мини-цивилизации со своим укладом жизни и культурой.

Из-за процессов глобализации страдают люди во всех уголках земного шара, и все это делается под якобы благовидными лозунгами свободы и насаждения демократических ценностей. Хотя на самом деле за всеми войнами ушедшего века и века нынешнего лежит чисто экономический интерес, а если быть точнее - желание транснациональных корпораций обладать богатыми природными ресурсами: нефтью, газом и урановыми месторождениями. Как свидетельствуют эксперты, к этому скорбному списку в последнее время добавились и запасы пресной воды. Если ранее народы и государства колонизировались и порабощались с целью добычи золота, алмазов, каучука и рабов, то сегодня мы воочию наблюдаем, как на наших глазах были уничтожены такие процветающие страны Ближнего Востока, как Ирак, Сирия, Ливия. Подобные, заказные и инспирированные извне конфликты, не обошли стороной и нашу страну. К примеру, к таким управляемым конфликтам можно отнести две чеченские военные компании.

Как говорится: «Истина видится издалека», и сегодня, спустя время и анализируя происходившее в Чеченской Республике в те не очень далекие, как их принято называть «смутные 90-е годы», события, можно со стопроцентной уверенностью сказать, что основной причиной войны в Чечне так же являлись нефтяные интересы мировой элиты. Впрочем, еще задолго до «смутных 90-х», в самом начале XX века, англичане «положили глаз» на богатства нашего горного края. Нефтяные магнаты Великобритании еще в ту эпоху начали грабительски эксплуатировать грозненские нефтяные месторождения, занимаясь разного рода интригами на Кавказе, чтобы бесконтрольно пользоваться источниками драгоценного сырья. После англичан добраться до источников чеченской нефти и газа пытался и лидеры нацистской Германии, разработавшие план мгновенного захвата СССР «Барбаросса», в который входил и план по захвату месторождений нефти в Чечне под кодовым названием «Шамиль». Как мы знаем из истории, планам нацистов не было суждено осуществиться, но от этого желание новых мировых геополитических игроков обладать этими ресурсами ничуть не уменьшилось, а наоборот, увеличилась в разы.

«Черное золото», как принято называть нефть, стало своеобразным проклятием современного исламского мира. Ведь по воле Всевышнего Аллаха получилось так, что большинство месторождений нефти и газа лежат в недрах земли, где исконно проживают мусульмане, а мусульмане - народ своенравный, и договориться с ним весьма сложно, особенно когда дело касается экономики и финансов. Вот и придумывают мировые элиты, жаждущие мирового господства, разного рода проекты, типа лживых лозунгов: «Борьба за демократию», «Свержение тиранов», «Установление шариатского правления», «Свобода и независимость», чтобы обеспечить себе доступ к этим месторождениям углеводородов, способных дать им то, чего они так страстно желают. То есть неимоверных богатств, посредством чего они хотят править всем миром.

Но в итоге получается, что целые страны, народы и даже континенты, которым было обещано «установление демократии», на деле оказываются ввергнутыми в череду кровавых конфликтов, и в итоге остаются у «разбитого корыта», а богатствами их родины, принадлежащими им по праву рождения, начинают пользоваться заокеанские нефтяные корпорации. Хуже того, в итоге народы этих стран или оказываются депортированными под видом беженцев на какой-то иной континент, или вовсе уничтожаются в результате противостояния с властью и гражданских войн.

Я не знаю, кем и когда был разработан столь универсальный сценарий контроля над мировыми нефтегазовыми месторождениями, но нужно отметить, что сделано это весьма умно.

Вот и сегодня, стоило найти нефть на территории Мьянмы, как вдруг все мусульмане мира увидели, что, оказывается, их братьев-мусульман рохинджа жестоко уничтожают, и это отчасти является правдой. Конфликт там действительно существует, но он протекает уже не первое столетие, и начался с оккупации Мьянмы (Бирмы) англичанами и порабощения буддистов руками ранее порабощенных ими бенгальцев, которые шли им в услужение ради выживания. Хотя общеизвестно, что на горе других свое счастье не построишь!

Конечно же, у коренных мьянмцев эта политика вызывала противодействие и ненависть к людям, которые пришли вместе с английскими «красными мундирами», и эта ненависть закладывалась в души каждого поколения бирманцев. В итоге, когда 70 лет назад Бирма (она же Мьянма), обрела независимость, первым делом они стали ограничивать свободу рохинджа, которые в свое время были орудием порабощения англичанами народа Бирмы.

Конечно же, сказанное не означает, что руководство или народ Бирмы имеет право осуществлять «геноцид» рохинджа, но в связи с этим возникает ряд вопросов: «Где были страны Запада и Востока все эти 70 лет?» и «Почему вопрос гонений на эту этническую группу проживающих в Мьянме возник именно сейчас?»

Ответ, если задуматься, до банальности прост: дело в том, что в Мьянме тоже обнаружили залежи нефти, и залежи эти довольно большого объема. При этом они располагаются на территории проживания народа рохинджа. Но главное не в этом, а в том, что разработкой этих месторождений в Мьянме непосредственно занялся противник США №1 в мире – Китай. Пекин уже инвестировал десятки миллиардов долларов в нефтяные месторождения Мьянмы, что позволит ему, в результате разработки и добычи нефтяного сырья, намного опередить в своем экономическом развитии США и Европу вместе взятые. А это сулит провал столетних планов США и Европы наконец-то стать единственными гегемоном в мире, т.е. создать однополярный мир и единолично править во всем мире. Вполне естественно, что США такая перспектива не устраивает, вот они и начали очередной свой проект, по, якобы, спасению рохинджа от геноцида буддистов, чтобы, развязав войну в Мьянме, привести к власти своих марионеток и добраться до этих нефтяных месторождений. Как это уже происходило и происходит на наших глазах в Ираке, Ливии и Сирии.

Сами они не могут просто взять и вторгнуться в страну из-за нефти, вот они и «вытащили из рукава» свою козырную карту в виде призыва мусульман на «джихад», как уже не раз было в истории. Дабы руками мусульман разжечь внутрибирманское противостояние до такого масштаба, чтобы жители этой страны, словно звери из горящего леса, бежали из Мьянмы, забыв про свои земли и оставив недра для свободного доступа американским нефтяным корпорациям. Весьма хитрый подход! Ведь какой мусульманин в здравом уме сможет сказать, что мусульмане не должны помогать угнетаемым братьям в Мьянме? Если кто-то и решится на это, то его мнение будет отвергнуто, а сам он будет предан «анафеме» всеми мусульманами, что отчасти верно, так как обязанностью каждого мусульманина является оказание помощи своим братьям и даже иноверцам, нуждающимся в помощи. Главное в этом вопросе - четко понять и определить: «Какая помощь сегодня нужна нашим братьям рохинджа?»

Если мы посмотрим на ситуацию с точки зрения опыта прошедших войн на Ближнем Востоке, когда сотни и тысячи молодых мусульман со всего света ринулись на вооруженный джихад в Сирии и Ираке, то убедимся что, те, кого они хотели спасти, в итоге оказались самыми пострадавшими и проигравшими. Мусульмане, съехавшиеся на вооруженный джихад в Сирию и Ирак, в итоге подставили под удар разрушительной военной машины тех, кто больше всего нуждался в мире.

Если бы мы сегодня имели возможность спросить те сотни тысяч погибших сирийцев и иракцев, как бы они поступили, видя, что произошло с их страной, то уверен, что они бы предпочли правление Саддама Хусейна, Башара Асада и Каддафи той вакханалии, которая сегодня творится на этих землях. Однако этого уже нельзя сделать, ведь люди, ради которых, якобы, начали процесс «демократизации» и «освобождения от тирании», в итоге оказались мертвы или депортированы из страны под видом беженцев в далекие страны и даже острова в Тихом и Атлантическом океане, с которых вряд ли они когда-нибудь возвратятся домой. Вот и получается, как в поговорке: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда».

А чтобы не получалось все «шиворот-навыворот», нужно сто раз подумать, прежде чем принимать решения, которые ставят под угрозу жизни сотен и тысяч людей, в том числе семей тех, кто уходит защищать мусульман ради якобы их блага, когда их об этом особо и не просят. Если бы эти погибшие люди могли говорить, то они, вероятно, ответили бы, что им не нужна свобода такой большой ценой, ценой их собственных страданий, крови и жизни!

Что же тогда остается делать мусульманам в таких случаях, безропотно наблюдать?.. Ведь сказано в хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Если кто увидит несправедливость, то остановите это своей рукой…», и сказано, чтобы мусульмане помогали друг другу в беде! Да, это именно так! Однако помощь бывает разная!

Старая восточная мудрость гласит: «Лучше 50 лет тирании, чем один год смуты», так как от тирании страдают тысячи, а смута косит всех без разбора. Нет никаких сомнений, что нынешний «проект рохинджа» - это новый проект США и Великобритании с целью не допустить увеличения темпов развития как Китая, так и всей Юго-Восточной Азии, и в этом проекте нет добра для мусульман. Мусульмане вновь останутся обманутыми, как это уже было в Ираке и Сирии, когда «западная коалиция» сами уничтожает своих союзников по борьбе. К тому же Мьянма - это не Сирия, КПД наших «добровольцев», если даже они попадут на якобы «джихад» в Бирму, будет минимальный. Они там и месяца не продержатся и будут умирать от экзотических тропических болезней типа малярии. Так что игра не стоит свеч.

Если кто действительно переживает за народ рохинджа и хочет помочь в их беде, то лучшим джихадом в этом ситуации является джихад своим имуществом, т. е. сбор средств и оказание гуманитарной помощи мусульманам рохинджа, ставшими беженцами и терпящими гуманитарную катастрофу в Бангладеш, Таиланде и Малайзии и т.д. Ведь Всевышний Аллах (Свят Он и Велик), завещав нам помогать друг другу в беде, также завещал делать все, за что бы мы ни брались, наилучшим образом, а лучшая помощь сегодня для мусульман рохинджа - это питание, жилье, медикаменты и одежда.

Внезапно на первый план в СМИ вышла тема угнетения мусульман в Мьянме. В этой теме успел поучаствовать уже и Кадыров и Путин. Сообтветствено все обсудили уже слова одного и другого.

Вообще конфликт буддистов и мусульман в Мьянме тянется с 1942 года. И как всегда в СМИ много фейков, передергиваний и нагнетания ситуации всеми сторонами.

Вот некоторые примеры:


В Мьянме, к сожалению, действительно имеют место межобщинные столкновения между мусульманами и буддистами. Виновниками этих столкновений часто являются сами мусульмане . В результате этих стычек страдают и мусульмане, и буддисты.

К сожалению, у буддистов нет своей Аль-Джазиры или Аль-Арабии, как справедливо заметил один житель Янгона , и мир часто воспринимает происходящее в Мьянме однобоко. В действительности, буддийское население страдает не меньше, но об этом мало кто говорит.

На фоне этих печальных событий в Мьянме сетевые моджахеды разжигают антибуддийскую истерику с помощью банального вранья. Чего здесь удивляться? Ведь ведь

Аллах - лучший из хитрецов (Коран, 3:51—54)

А вот некоторые воины аллаха, ведущие такой пропагандистский джихад, далеко не самые лучшие из хитрецов. Их примитивные методы воздействуют разве что правоверную гопоту, которая любит по любому поводу и без повода покричать “аллаху акбар!” вкупе с угрозами в адрес неверных.

Рассмотрим несколько «шедевров исламской пропаганды» о массовом геноциде мусульман в Бирме.

Читеаем: Более тысячи мусульман убиты в Бирме вчера ”.

На самом деле это - Таиланд, 2004 год. На снимке протестующие, которых полиция разогнала при помощи слезоточивого газа возле полицейского участка Тай Бай в Бангкоке.

В действительности на фото задержание тайской полицией нелегальных иммигрантов рохинджа . Фото взято с сайта о защите прав народности рохиндж а.

Прилагаем скриншот на всякий случай:


Еще одно фото о "страданиях" мусульманах в Бирме. На фото подавление мятежа в Таиланде в 2003 году.

Пусть сетевые моджахеды вначале сами разберутся, в какой стране их единоверцам позволили позагарать.

Хорошо, что есть такая страна как , которая так богата фотографиями подобной тематики. Форма полицейского вообще не такая как у полиции Мьянмы.



Еще один шедевр исламской пропаганды. Под фото надпись о том, что этого "беднягу-мусульманина сожгли в Бирме ".


А на самом деле тибетских монах поджег себя в знак протеста в связи с прибытием экс-президента Китая Ху Цзинь Тао в Дели.

На русскоязычных сайтах, как-то:


и многих других, имя которым легион, мы также можем познакомиться с удивительными фотогалереями о “геноциде мусульман в Бирме”. Одни и те же фото публикуются на многих сайтах, причем судя по комментариям исламский пипл хавает всю эту информацию с удовольствием.


Просмотрим эти шедевры.


Любой внимательный человек, который был в Мьянме, поймет, что это не Мьянма. Люди, стоящие возле несчастных, не бирманцы. Это чернокожие африканцы. На снимке согласно некоторым сайтам — последствия вопиющего геноцида, который устроила исламистская группировка Boko Haram против христиан в Нигерии. Хотя есть еще одна версия “230 погибших из-за взрыва фуры в Конго “, см. здесь: news.tochka.net/47990-230-p... . В любом случае данный снимок не имеет никакого отношения в Бирме.



См. . На воре и тюрбан горит!


А этот чернокожий парень очень похож на бирманского буддиста?

И это не Бирма. Форма полиции в Мьянме совсем не такая.



А здесь откуда сведения, что это Мьянма, и что эта несчастная - мусульманка? Желтая бейсболка и синие перчатки выдают гражданина Мьянмы?



А это действительно события в Мьянме:


Однако, откуда информация, что на фото избиение мусульман? В Бирме проходило много антиправительственных демонстраций, которые разгоняла полиция. Тем более, несколько женщин в разгоняемой толпе одеты вообще не по исламски.

Врут ли рабы аллаха сознательно, либо по своей глупости, в контексте данной темы значения не имеет. Главное, что они врут.

Какой вывод напрашивается, пусть каждый решает сам.

История конфликта:

1. Кто такие рохинджа?

Рохинджа, или, в другой транскрипции, «рахинья» - небольшой народ, живущий в труднодоступной местности на границе Мьянмы и Бангладеш. Когда-то все эти земли была владением британской короны. Сейчас местные чиновники уверяют, что рохинджа - никакие не аборигены, а мигранты, прибывшие сюда в годы заморского владычества. А когда в конце 1940-х годов страна вместе с Пакистаном и Индией получила независимость, англичане провели границу «грамотно», включив районы рохинджа в состав Бирмы (так тогда называлась Мьянма), хотя и по языку, и по религии те куда ближе к соседней Бангладеш.

Так 50 миллионов бирманских буддистов оказались под одной крышей с полутора миллионами мусульман. Соседство выдалось неудачным: шли годы, сменилось название государства, вместо военной хунты появилось демократическое правительство, столица переехала из Янгона в Нейпьидо, но рохинджа по-прежнему подвергались дискриминации и выдавливались из страны. Правда, и репутация у этих людей среди буддистов дурная, их считают сепаратистами и бандитами (земля рохинджа - центр так называемого «Золотого треугольника», международного наркокартеля, производящего героин). Вдобавок, здесь сильно исламистское подполье, близкое к запрещенной в РФ и многих других странах мира группировке ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ).

«Традиционные мусульмане Мьянмы, такие как индусы-малабары, бенгальцы, мусульмане-китайцы, мусульмане-бирманцы, живут на всей территории Мьянмы, - поясняет живущий в Мьянме востоковед Пётр Козьма, ведущий популярный блог о стране. - С этой традиционной мусульманской уммой у буддистов опыт сосуществования на протяжении многих десятилетий, поэтому, несмотря на эксцессы, дело редко доходило до масштабных конфликтов».

По словам Петра Козьмы, долгие годы правительство Мьянмы не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, однако неверно утверждать, что делали это из-за религиозных или этнических предрассудков. «Среди рохинджа много тех, кто перебежал из Бангладеш, в том числе по причине проблем с законом, - рассказывает Пётр Козьма. - Вот и представьте себе анклавы, где правят бал сбежавшие из соседнего государства радикалы и преступники».

Эксперт отмечает, что у рохинджа традиционно высокая рождаемость - в каждой семье по 5-10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз. «Вот однажды эту крышку и сорвало. И тут даже не важно, кто первый начал», - заключает востоковед.

Обострение конфликта

Процесс вышел из-под контроля в 2012 году. Тогда в июне и октябре в вооружённых столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены.

В штате было введено чрезвычайное положение, но опухоль конфликта уже распространилась по Мьянме. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня 2016 года конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля - в Хпаканте. Казалось, произошло то, чего больше всего опасалась традиционная умма Мьянмы: недовольство рохинджа экстраполировалось на мусульман в целом.

Межкоммунальное противоречие

Мусульмане - одна из сторон конфликта, но некорректно рассматривать беспорядки в Мьянме как межрелигиозные, считает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета Дмитрий Мосяков: «Происходит значительное увеличение численности беженцев из Бангладеш, которые пересекают море и заселяются в исторической области Аракан. Появление этих людей никак не радует местное население. И тут не имеет значения, мусульмане они или представители иной религии». По словам Мосякова, Мьянма - это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность. Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут как мусульмане, так и буддисты.

Чёрное и белое

«А в это время в мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах, - добавляет Пётр Козьма. - Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осаждённой крепости, а это прямой путь к радикализму».

По словам блогера, освещение в ведущих мировых СМИ беспорядков в Мьянме трудно назвать объективным, очевидно, что публикации ориентированы на многочисленную исламскую аудиторию. «В штате Ракхайн мусульман было убито не намного больше, чем буддистов, а по числу разрушенных и сожжённых домов стороны примерно равны. То есть не было резни «мирных и беззащитных мусульман», был конфликт, в котором почти в равной степени отличились обе стороны. Но, к сожалению, у буддистов нет своей Al Jazeera и подобных ей рейтинговых телестанций общемирового уровня, чтобы сообщить об этом», - говорит Пётр Козьма.

Эксперты утверждают, что власти Мьянмы заинтересованы в сглаживании конфликта или хотя бы сохранении статус-кво. Они готовы идти на уступки - за последнее время достигнуты мирные договорённости с другими нацменьшинствами. Но в случае с рохинджа это не сработает. «Эти люди садятся в джонки и плывут вдоль Бенгальского залива на бирманские берега. Новая волна беженцев провоцирует новые погромы местного населения. Ситуацию можно сравнить с миграционным кризисом в Европе - что делать с потоком этих чужестранцев, толком никто не знает», - заключает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета

источники

Что такое Мьянма? В свое время эта страна в Юго-Восточной Азии была известна как Бирма. Но местные жители это название не любят, считая его чужеземным. Поэтому после 1989 года страна была переименована в Мьянму (переводится как «быстрый», «сильный»). Со времени получения страной независимости в 1948 году в Бирме велась гражданская война, в которой участвовали бирманские власти, коммунистические партизаны, повстанцы-сепаратисты. А если к этому взрывоопасному «коктейлю» добавить наркодельцов «Золотого треугольника», охватывавшего помимо Мьянмы еще Таиланд и Лаос, то станет очевидно, что ситуация на бирманской земле не символизировала тишь да гладь. С 1962 и до 2011 года страна управлялась военными, а глава победившей в 1989 году оппозиционной Демократической Лиги, будущая лауреат Нобелевской премии мира До Аун Сан Су Чжи надолго оказалась заключена под домашний арест. Страна оказалась в довольно заметной изоляции от внешнего мира – в том числе в связи с западными санкциями. Но за последние годы в Мьянме произошли заметные изменения, были проведены выборы. И в прошлом году Аун Сан Су Чжи стала министром иностранных дел и государственным советником (де-факто премьер-министром). В стране с населением в 60 млн человек, насчитывается более ста народностей: бирманцы, шаны, карены, араканцы, китайцы, индийцы, моны, качины и др. Подавляющее большинство верующих – буддисты, есть христиане, мусульмане, анимисты. – Мьянма как многонациональная страна испытывает груз проблем подобного рода, – комментирует директор Центр АСЕАН при МГИМО Виктор Сумский. – Новым правительством страны делаются попытки урегулировать конфликтные ситуации, но по факту получается, что на первый план вышла именно проблема рохинджа... Итак, кто такие рохинджа? Это этническая группа, компактно проживающая в мьянманском штате Ракхайн (Аракан). Рохинджа исповедуют ислам. По оценкам, их численность в Мьянме составляет от 800 тыс до 1,1 млн человек. Считается, что большая их часть переселилась на территорию Бирмы еще во времена британского колониального владычества. Власти Мьянмы именуют рохинджа нелегальными иммигрантами из Бангладеш – и на этом основании отказывает им в гражданстве. Закон запрещал им рожать более двух детей. Власти пытались переселить их в Бангладеш – но и там их особо никто не ждал. Не случайно ООН называет их одним из самых преследуемых меньшинств в мире. Многие представители рохинджа бегут в Индонезию, Малайзию, Таиланд. Но ряд стран Юго-Восточной Азии – в том числе мусульманских – отказывается принимать этих беженцев, и суда с мигрантами разворачивают в море. Во время Второй Мировой войны, когда Бирма была оккупирована Японией, в 1942 году произошла т. н. «араканская резня» между мусульманами-рохинджа, получивших оружие от британцев, и местными жителями-буддистами, поддерживавшими японцев. Десятки тысяч человек погибли, множество людей стали беженцами. Само собой, эти события не добавили доверия в отношения между общинами. Время от времени в местах компактного проживания рохинджа вспыхивали серьезные трения, доходившие нередко до кровопролития. В то время как исповедующие буддизм бирманцы устраивают мусульманские погромы в Ракхайне, лидер тибетских буддистов Далай-лама призывал нобелевскую лауреатку Аун Сан Су Чжи поддержать представителей народности рохинджа. Высказывался в защиту бирманских мусульман и генсек ООН Пан Ги Мун. Не молчали по этому поводу и на Западе - и в Евросоюзе, и в США (хотя, конечно, в введенных в свое время против Мьянмы санкциях первую роль играла не проблема мусульманского меньшинства). А с другой стороны, проблему мусульман в Бирме в прошлые десятилетия активно использовали и различного рода теоретики «глобального джихада» - от Абдаллы Аззама до его ученика Усамы бен Ладена. Так что нельзя исключать и того, что этот регион может стать новой точкой конфликта, куда потянутся сторонники самых радикальных группировок джихадистского толка - как это произошло, скажем, на Филиппинах. Ситуация особенно обострилась после...

Противостояние в Мьянме между правительственными войсками и мусульманами-рохинджа для России неожиданно превратилось из внешнеполитического вопроса во внутриполитический. После массовых митингов российских мусульман и резких высказываний на эту тему главы Чечни Рамзана Кадырова стало очевидно, что могущественные группы влияния будут требовать от властей страны решительных шагов по осуждению властей Мьянмы. Однако занять столь однозначную позицию Кремлю крайне затруднительно. Во-первых, шаги России в отношении Мьянмы традиционно координируются с Китаем - ключевым союзником и спонсором этой страны. Во-вторых, Москва надеется и сама развивать военно-техническое и экономическое сотрудничество с Мьянмой - богатым природными ресурсами государством, входящим в АСЕАН.


Кадыров против шайтанов


Миллионный митинг в Грозном, на котором выступил глава Чечни, стал еще одним подтверждением того, что конфликт в Мьянме грозит стать для России внутриполитической проблемой. Рамзан Кадыров, выступил с непривычно жестким заявлением. «Если Россия будет поддерживать тех шайтанов, которые сегодня совершают преступления (в Мьянме.- “Ъ” ),- я против позиции России»,- сказал он в прямой трансляции в Instagram.

Участники акции в Грозном потребовали от президента РФ Владимира Путина «употребить весь свой авторитет для того, чтобы остановить геноцид мусульман в Мьянме». Досталось и лидерам США и европейских стран, которые «молча наблюдают за тем, как правители-буддисты убивают граждан своей страны только за то, что они исповедуют ислам». Главы духовных управлений соседних регионов - Ингушетии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края - на митинге поддержали чеченского лидера.

«Совет муфтиев России поддерживает проведенную в Грозном акцию в защиту многострадального народа рохинджа,- заявил “Ъ” заместитель председателя Совета муфтиев России, руководитель аппарата СМР муфтий Рушан Аббясов.- Она выражает мнение мусульман Северного Кавказа и всей России». При этом некоторые участники митинга, прошедшего накануне у посольства Мьянмы в Москве на Большой Никитской улице, высказывались намного более радикально.

В толпе звучали лозунги: «Буддисты - террористы», «Начнем с Калмыкии», а один из ораторов поклялся Аллахом, что начнет джихад в случае, если его требования не будут выполнены.

Требования демонстрантов были вполне конкретные - добиться официального осуждения со стороны властей РФ политики правительства Мьянмы в отношении мусульман-рохинджа.

Критиковать действия Нейпьидо (столица Мьянмы) в Москве, однако, не стали. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков лишь заявил, что лидеры России и Египта Владимир Путин и Абдель-Фаттах ас-Сиси по итогам состоявшихся между ними переговоров выразили озабоченность событиями в Мьянме и призвали власти страны «взять ситуацию под контроль как можно скорее». От оценки высказываний Рамзана Кадырова в Кремле пока воздержались. По словам Дмитрия Пескова, мусульмане «весьма эмоционально» воспринимают события в Мьянме: «Я еще не ознакомился с ними (высказываниями.- “Ъ” ) лично; хотел бы сначала ознакомиться, а потом уже каким-то образом давать оценку». Призывы участников митинга у посольства Мьянмы в Москве к «джихаду», по словам Дмитрия Пескова, «вопрос к правоохранительным органам».

Вечером Рамзан Кадыров, опять-таки в своем Telegram-канале, отреагировал на заявление Владимира Путина, сделанное после встречи с египетским коллегой.

Лидер Чечни поблагодарил президента РФ, который, по его словам, «осудил насилие против мусульман и призвал власти Мьянмы взять ситуацию под контроль».

Руководитель научных исследований в Институте диалога цивилизаций Алексей Малашенко считает, что отделить политическую составляющую от эмоциональной в высказываниях Рамзана Кадырова «очень трудно». Администрации президента и МИДу необходимо оценить его слова, считает эксперт, но «они сейчас в непростом положении, потому что Кадыров несколько переиграл». «Мне кажется, что эту ситуацию спустят на тормозах. Но если ему никак не объяснить, что он перехлестнул, то дальше будет хуже»,- предупреждает эксперт.

Политолог Ростислав Туровский считает, что позиция господина Кадырова «во многом эмоциональная», и призвал не искать в ней «никакого чеченского сепаратизма». «Кадыров, как политик, действительно пытается выступать в роли защитника представителей мусульманского сообщества, но это скорее попытка обозначить свое отношение к проблеме»,- заявил господин Туровский “Ъ”.

В свою очередь, старший научный сотрудник РАНХиГС, исследователь Северного Кавказа Денис Соколов полагает, что Рамзан Кадыров становится лидером не только чеченских, а всех российских мусульман, в том числе «своих недавних врагов».

« Многие салафиты положительно оценивают его деятельность, когда он защищает мусульман в России, поддерживает их за рубежом, вытаскивает детей из Сирии и Ирака, устанавливает исламские порядки в Чечне, придавая им большее значение, чем российской Конституции»,- пояснил он “Ъ”.

Как считает господин Соколов, у Рамзана Кадырова «фактически есть свой МИД, своя армия, своя политика и идеология». Одновременно глава Чечни, по словам эксперта, «использует различные способы напоминать о себе федеральному правительству, чтобы оно не забывало о республике при распределении бюджетных средств». «Окрикнуть Кадырова, сделать замечание о том, что его позиция, в том числе по внешнеполитическим вопросам, не всегда совпадает с позицией российского правительства, некому, даже на фоне визита Владимира Путина в Китай: вот такая ситуация, у вас уйгуры, а у нас вот Рамзан Кадыров»,- добавляет Денис Соколов.

Дилемма Москвы


Тем не менее, несмотря на давление со стороны митингующих и на заметную роль Рамзана Кадырова в российской внутренней политике, Москва обязана учитывать и внешнеполитические аспекты. Во-первых, шаги России в отношении Мьянмы традиционно координируются с Китаем - ключевым союзником и спонсором этой страны. Во-вторых, Москва и сама надеется на развитие с Нейпьидо сотрудничества в военно-технической и торгово-экономической сферах. Мьянма, одна из беднейших стран региона и одно из самых коррумпированных государств в мире, обладает при этом колоссальными природными богатствами (газ, нефть, древесина, драгоценные камни). Ставить под удар связи с ней и перспективу будущих контрактов, заняв однозначную позицию в межконфессиональном конфликте, сотрясающем страну, в Москве явно не хотят.

К тому же и само противостояние в штате Ракхайн (Аракан) на западе Мьянмы гораздо более запутанное и противоречивое, чем это пытаются представить митингующие в Грозном и в Москве.

К этому конфликту едва ли применима черно-белая логика, где во всем виноваты буддисты, совершающие геноцид и подвергающие репрессиям мирное мусульманское меньшинство. Как уже писал “Ъ” (см. номер от 1 сентября), противостояние обострилось после того, как боевики движения «Араканская армия солидарности рохинджа» совершили нападения на 30 опорных пунктов полиции и армейские подразделения. 11 силовиков погибли, были жертвы среди гражданского населения. И уже в ответ военные начали наступление в районах компактного проживания рохинджа, сжигая деревни и зачастую убивая мирных жителей-мусульман.

За неделю погибли более 400 человек. Около 87 тыс., в основном представители рохинджа, по последним данным ООН, были вынуждены бежать из Мьянмы в соседний Бангладеш. При этом в лагерях беженцев на территории этой страны ситуация близка к гуманитарной катастрофе: людям не хватает ни продуктов питания, ни одежды, ни медикаментов, зачастую они вынуждены спать под открытым небом - в разгар сезона дождей.

В странах исламского мира акцент при освещении ситуации делается именно на этих моментах. При этом другие нюансы, как правило, опускаются. Конфликт рассматривается исключительно по принципу «свой - чужой»: военные преступления со стороны режима Мьянмы против невинных жертв-мусульман. В соцсетях распространяются подборки зверств «буддийских террористов», куда включены страшные кадры отнюдь не только из Мьянмы, но и из других горячих точек, не имеющих отношения ни к буддистам, ни к рохинджа.

В результате массированной пропаганды и эмоциональных призывов общественности власти нескольких ключевых исламских государств (Индонезии, Пакистана, Бангладеш) заняли крайне жесткую позицию, потребовав от правительства Мьянмы прекратить «преступную политику». Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал события в штате Ракхайн «геноцидом мусульман». А в столице Индонезии Джакарте было совершено нападение на посольство Мьянмы - в здание бросили бутылку с зажигательной смесью.

Что касается Москвы, то заявления МИД РФ были гораздо более сбалансированными, хотя их тональность со временем и менялась. Так, в своем заявлении от 25 августа министерство «решительно» осудило «вооруженную вылазку» боевиков рохинджа, направленную на подрыв «усилий мьянманских властей и международного сообщества по стабилизации положения в Ракхайнской национальной области». Москва тогда выразила «поддержку усилиям правительства Мьянмы, предпринимаемым с целью нормализации обстановки».

В заявлении МИД РФ от 3 сентября акценты были расставлены уже по-иному. В документе сказано, что Москва обеспокоена «сообщениями о продолжающихся боестолкновениях, приведших к жертвам как среди мирного населения, так и силовых структур правительства, о резком ухудшении гуманитарной обстановки в этом регионе страны». Ответственность за налаживание диалога в целях нормализации ситуации МИД возложил на «все вовлеченные стороны». При этом источник “Ъ” на Смоленской площади не согласился с предположением, что власти РФ поменяли свою внешнеполитическую позицию из-за протестов внутри страны,- по его словам, второе заявление МИДа было выпущено «за несколько часов до уличных акций и до известных заявлений региональных политиков».

Председатель СВОП, директор по научной работе клуба «Валдай» Федор Лукьянов называет реакцию мусульман России на события в Мьянме «первым примером того, как представления и симпатии части российского общества расходятся даже не с приоритетами, а с принципами внешней политики государства». По его словам, Мьянма «не относилась к первоочередным направлениям российской дипломатии», однако Москва «традиционно выступала против давления на Нейпьидо (где до недавнего времени правила военная хунта), руководствуясь классическим пониманием суверенитета и недопустимости вмешательства во внутренние дела суверенных государств». Эта позиция, как считает господин Лукьянов, «контрастировала с западным подходом, согласно которому права человека и соблюдение гуманитарных норм важнее формального суверенитета».

«Учитывая растущую роль и влияние мусульманского сообщества в российской политике, власти едва ли смогут проигнорировать такие настроения. Тем более что выразителем их стал столь авторитетный политик-мусульманин, как Рамзан Кадыров. Его роль на внешнеполитическом поле заметна давно, но до сих пор лидер Чечни действовал в государственном русле,- продолжает Федор Лукьянов.- Пожалуй, впервые возникло столь явное расхождение - тем более значимое, поскольку оно ставит Россию в сложное положение в отношениях с Китаем, главным патроном Мьянмы».

Эксперт напоминает, что потенциально подобное расхождение наметилось еще по сирийскому вопросу, когда Москва «оказалась на стороне шиитского направления ислама, противопоставив себя суннитскому большинству». «Однако в сирийском случае присутствовал очевидный момент геополитического соперничества и “спасал” антиамериканизм,- поясняет собеседник “Ъ”.- С Мьянмой ситуация сложнее».

Елена Черненко, Максим Юсин, Александра Джорджевич, Павел Коробов, Андрей Краснов, Ольга Лукьянова