» »

Если тебе плохо, тогда…. "Я больше не могу": о страдании с точки зрения ислама Аллах посылает проблемы, чтобы защитить нас

03.02.2024

Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух. Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат Абдуллах, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь. “Действительно, Аллах Всесилен (Аль-Азиз) и способен сделать все (`аля кулль ша’ин къадир), о чем в Коране упомянуто сотни раз. В Коране также сказано, что Аллах – не просто создатель, а лучший из создателей. “ Благословен Аллах, наилучший из создателей!” (Коран, 23:14). Но тогда возникает вопрос: почему в мире все-таки существуют боль и страдания? Почему мы видим болезнь, старость и смерть? Почему видим уродцев, умалишенных и глупцов? Почему мы наблюдаем штормы, землетрясения, наводнения, засухи и голод? Почему люди бывают греховными, вероломными, неверными, жадными и неискренними? Почему они насильничают, убивают, воюют друг с другом? Мы знаем об этих и многих других проблемах. Есть зло, совершаемое людьми, и есть природные катастрофы. Есть бедствия, причиняющие страдания как единицам, так и очень многим. Но мы также знаем, что это не все. Помимо всего плохого мы также видим красоту, здоровье, процветание, жизнь, рождение, мудрость, разум, рост и прогресс. Видим людскую доброту, веру, искренность, милосердие, любовь и самопожертвование, достоинство и благочестие. Неправильно видеть одну сторону медали и не замечать другую. Любая философия, подчеркивающая одну сторону мироздания и отрицающая или игнорирующая его другую сторону, истинна лишь частично, а частичная истина – это не истина. На самом деле, в мироздании присутствует гораздо больше добра, чем зла. Все мы видим, что здоровых людей больше, чем больных, а сытых больше, чем голодных. Людей, которые ведут добропорядочную жизнь, больше, чем тех, которые совершают преступления. Добро – это правило, а зло – исключение. Благодетель – это норма, а грех – отклонение. Но тогда возникает вопрос: почему Аллах позволяет эти исключения из правил? В Коране сказано, что добро, зло и все в этом мире происходит по желанию Аллаха (маши’aт Аллах). Только Аллах полностью знает Свою Волю. Мы, простые смертные, не можем полностью понять Его Волю и Мудрость. Он управляет Своей вселенной так, как пожелает. В Коране сказано, что Аллах – Мудр, и все, что Он делает, – правильно, благодатно и справедливо. Мы должны подчиниться Его желанию. Коран не поведал во всех подробностях о Воле Аллаха, но дал нам такое руководство, которое для нас полезно и достаточно. Чтобы понять эту проблему, нужно помнить несколько моментов: 1. Прежде всего, Аллах не сделал этот мир постоянным. Это временный мир, и все здесь имеет свой срок. Когда придет его время, ему наступит конец. Не вечны ни благо, ни зло этого мира. Мы здесь лишь на короткое время, и мы подвергаемся испытаниям. Те, кто пройдет испытание, обретут вечный мир, который совершенен и постоянен. А те, кто его не пройдет, непременно ощутят ужасные последствия своих грехов и развращенности. 2. Аллах дал этой вселенной физические и нравственные законы. Аллах позволяет появиться страданию, когда эти законы нарушаются. Физический закон основывается на причине и следствии [имеет причинно-следственное происхождение]. Так, болезнь наступает, если человек не заботится о здоровье или подвергается инфекциям. Автомобильная авария случается, если человек невнимателен, небрежно ведет машину, либо если автомобиль не прошел техконтроль, дороги и автострады не достроены и не отремонтированы, либо законы дорожного движения неправильны или плохо контролируются. Изучение причин и последствий очень важно для нашего же благополучия. Но даже здесь мы должны иметь в виду, что Аллах часто спасает нас, не позволяя нам страдать от каждого проявления небрежности. Сколько раз бывает так, что мы не осторожны, и, тем не менее, благополучно добираемся до пункта нашего назначения. В некоторых городах люди водят машину так, что диву даешься, что там не случается еще больше аварий и не страдают еще больше людей. Аллах говорит: "Милостивый научил [Мухаммада] Корану, создал человека, научил его ясной речи. Солнце и луна [ходят] согласно [предначертанному] порядку. Трава и деревья бьют поклоны [Аллаху]. Он возвел небо и установил весы, чтобы вы не обманывали при взвешивании. Взвешивайте [, о люди,] по справедливости, не допускайте недовеса. Для тварей простер Он землю" (Коран, 55:1-10). Превышение нами установленных Аллахом границ и нарушение Его причинно-следственных законов достигло поистине невероятных масштабов. Но спасаемся мы при этом лишь по милости Аллаха. Строго говоря, нужно спрашивать не о том, почему Аллах допускает страдание, а о том, в какой мере Аллах защищает и спасает нас несмотря на наши нарушения и небрежность. В Коране сказано: “Если бы Аллах стал наказывать людей за их деяния, то Он не оставил бы на поверхности земли ни единого живого существа, но Он откладывает им [наказание] на предопределенный срок; когда же настанет их срок [, то накажет]. Воистину, Аллах видит [деяния] Своих рабов” (Коран, 35:45). Но иногда Аллах действительно наказывает людей из-за нарушений Его физических и нравственных законов. В Коране сказано, что много народов и сообществ были погублены из-за их греховного образа жизни: "Если они обвинят тебя во лжи [, о Мухаммад], то ведь задолго до них обвиняли во лжи [пророков] и народ Нуха и адиты, и самудяне, и народ Ибрахима, и народ Лута, и жители Мадйана. Был провозглашен лжецом и Муса. Я дал отсрочку неверным, а потом наказал их. И какова же была Моя кара! И как много [людских] селений Мы погубили, когда их жители поступали беззаконно! Они были разрушены до самого основания. Как много высохших колодцев и [руин] величественных дворцов!" (Коран, 22: 42-45). 3. Аллах заставляет некоторых людей страдать для их проверки и испытания на терпение и стойкость. Страдали даже пророки и посланники Аллаха. К примеру, пророк Айюб упоминается в Коране как очень терпеливый. Иногда страдают и хорошие люди, но их страдания излечивают других, приносят добро в их общество. Иногда страдают и хорошие люди, но их страдания излечивают и воспитывают окружающих, а также служат источниками (стимулами) социальной и индивидуальной добродетели. Мученики умирают за веру, солдаты отдают жизнь за свой народ и тем самым приносят ему свободу. 4. Иногда Аллах заставляет людей страдать, чтобы проверить реакцию на это других. Когда Вы видите больного, бедного или нуждающегося человека, значит, вас проверяет Аллах. По вашему отношению к этому страдающему человеку Аллах проверит ваше милосердие и веру. В очень трогательном хадисе кудси (божественном хадисе) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Аллах скажет в Судный День: "O сын Адама, я был болен, а ты не проведал меня". Он скажет: "О Господи, как я мог проведать Тебя, если Ты - Господь Миров?" Аллах скажет: "Разве ты не знал, что мой раб (такой-то) был болен, а ты не проведал его? Разве ты не знал, что если бы ты проведал его, то нашел бы Меня там?" Аллах скажет: "O сын Адама, я просил у тебя еды, а ты не накормил меня". Он ответит: "O Господи, как я мог накормить Тебя, ведь Ты - Господь Миров?" И Аллах скажет: "Разве ты не знал, что мой раб (такой-то) нуждался в еде, а ты не накормил его? Разве ты не знал, что если бы ты накормил его, то увидел бы, что это было для Меня?" "O сын Адама, я просил у тебя воды, а ты не напоил Меня". Человек ответит: "O Господи, как я мог напоить Тебя, если Ты - Господь Миров?" Аллах скажет: "Мой раб (такой-то) просил у тебя воды, а ты не напоил его. Разве ты не знал, что если бы ты напоил его, то увидел бы, что это было для Меня?" (Муслим). Нечто подобное поведал и Пророк `Иcа (Иисус) (мир ему). (См. Матфей 25: 35-45.) Подводя итоги, можно сказать, что страдания призваны научить нас придерживаться естественных и нравственных законов Аллаха. Иногда они призваны наказать тех, кто нарушает эти законы Аллаха, а иногда – испытать нашу веру в Аллаха и приверженность к сохранению человеческих ценностей и милосердия. Всякий раз, когда мы страдаем, мы должны спросить себя: "Может быть, мы нарушили какой-то закон Аллаха?" Тогда давайте изучим причину проблемы и примем соответствующие меры. Либо: “Может быть, это наказание?” Тогда давайте раскаемся, попросим прощения и изменим свое поведение. Либо: “Может быть, это посланное нам испытание?" Тогда давайте постараемся выдержать его.

Очень была удивлена, когда, изучая тему испытания человека Всевышним Аллахом, нашла огромное число аятов из священного Корана, где об этом говорится. Сколько разных испытаний проходит человек в своей жизни, столько же и аятов, подтверждающих то, что всё это идёт от нашего Создателя.

Сам Всевышний в некоторых аятах клянётся, что будет испытывать Своих рабов. Всевышний Аллах проверяет нас, людей, насколько мы уверовали в Него, насколько стойка наша вера (иман), насколько мы терпеливы, смиренны перед Его решением и довольствуемся тем, что Он нам определил.

Разумеется, человеку сложно принимать боль и страдания. Мы слишком грешные и слабые. Порой нам кажется, что мы и не сможем пережить те беды, которые перед нами открываются. Но! Очень важно учитывать, насколько мы осознаём волю Творца. Мы привыкли, когда нам хорошо, благодарить Аллаха, делать шукру, но когда нам плохо – сразу вдаёмся в раздумья: «А за что нам это? Что я такого сделал?» Одним из столпов имана является вера в предопределение судьбы, что всё хорошее и плохое происходит по воле нашего Создателя. Мы привыкли хорошее воспринимать как должное, а с плохим не соглашаться. Тогда встаёт вопрос: как же мы веруем в предопределение судьбы? Такая наша вера ущербна, ибо мы не подчиняемся тому решению, которое принято Всевышним. Делая шукру Ему в радости, мы точно так же должны благодарить Его и в горести. Аллах лучше знает, что для нас хорошо в данное время.

Есть хадис такого содержания, что Всевышний испытывает Своих любимых рабов. Когда это осознаёшь, на душе легче становится. Эти слова являются своего рода самоуспокоением, ибо боль принимать сложно, но мусульманин должен всячески стараться разглядеть в этом благо для себя.

Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Неужели люди полагают, что их оставят в покое и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы подвергали испытанию и тех, кто жил задолго до них. Ведь Аллах знает наперёд тех, которые правдивы, и тех, которые лживы» (сура «Аль-Анкабут», аяты 2–3).

Нет нашей заслуги в том, что мы мусульмане и веруем в Единого Бога. Это лишь огромная Его милость к нам. Наша же задача – оправдать это доверие и быть мусульманами. А искренность приходит через испытания.

Как прочность семейных отношений проверяется и в радости и в горести, так же и наша покорность и смиренность Аллаху проверяется через испытания. И счастлив тот, кто смог преодолеть их с достоинством, ведь итогом этого является укрепление веры, а значит, и довольство нами Всевышним, иншааллах.

Всевышний говорит (смысл): «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых…» (сура «Аль-Бакара», аят 155).

Сколько раз в жизни мы испытывали страх? Сколько матерей на земле каждый день ломают головы над тем, чем же сегодня накормить детей? А разве нет бизнесменов и предпринимателей, которые разорялись или у которых просто украли имущество? Разве есть среди нас те, кто не терял своих самых родных людей?

Через подобного рода испытания проходит каждый из нас. Вопрос только в том, насколько терпеливо мы движемся по этому непростому пути.

Как мы принимаем эту боль? Как правило, словами типа «я накажу того, кто разорил меня», или «я лучше украду, убью, но голодать не буду», или «почему он умер, уж лучше бы я» и т. п.

А почему мы не отвечаем так: «у меня не украли имущество, его забрал тот, кто в нём больше нуждается», или «сегодня есть кусок хлеба, альхамдулиллях, хвала Аллаху, дающему ризк (пропитание)», или «раз Аллах забрал моего близкого человека, значит, Ему он больше нужен, зачем ему жить в этом грязном бессмысленном мире»?

Всё зависит о нас самих, насколько мы сможем разглядеть благо, а ведь оно непременно есть, даже если слишком завуалированно.

«Время – лучший доктор», – говорят в народе. Для осознания любой беды время как раз самое лучшее лекарство. Всё возвращается на круги своя, и за каждой трудностью обязательно идёт облегчение. Так говорится в Коране, значит, в этом не может быть никакого сомнения.

Испытаниям подвергаемся не только мы, не мы первые и не мы последние. Самый первый человек – Пророк Адам (мир ему) – и его супруга Хава были подвержены испытанию. Другие пророки тоже проходили через трудности. Если наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) прошёл через все невзгоды, разве мы не пройдём? Должны. Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) было значительно сложнее, нежели нам.

Наше земное пребывание – это одно большое испытание. Мы посланы сюда не для забав и развлечений, а для того, чтобы пройти этот сложный путь, дабы в Ахирате получить то, что заслужили. По большому счёту в наших же интересах любую беду принимать с достоинством, иначе нам это может слишком дорого стоить в следующей жизни, которая будет Вечной! Это здесь мы живём 60–70 лет, это абсолютно ничто по сравнению с Ахиратом, – там бесконечность, и мы должны заслужить либо райское наслажденье, либо вечные муки. Мы стоим перед выбором, и никто его не сделает за нас! Мы одни, лицом к лицу с жизненными испытаниями, решать только нам. Родные, друзья могут помочь, посоветовать, но окончательное слово, поступок за нами.

Мы радуемся, когда на экзамене в школе или университете получаем отличную оценку, а как мы стремимся её заслужить! Но когда вопрос касается веры и смиренности, мы даём слабину, да ещё какую… Земная жизнь этого не стоит, она для нас основной экзамен, к которому следует готовиться мусульманину тщательным образом и сдавать его без пересдач, с первого раза и на «отлично».

Сподвижники и сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) немало перенесли от рук неверующих, но они показали нам непревзойдённое терпение до тех пор, пока Аллах не послал им утешение. В хадисе говорится, что «терпение – ключ от рая». Эти слова должны стать ключевыми при решении сложных проблем. Великие люди, учёные говорят: «Выигрывай проигрывая». На самом деле это так, просто понимание этого приходит с опытом, с годами.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Мусульманин или мусульманка будут постоянно по двергаться испытаниям в своём теле, имуществе и детях, пока не встретят Аллаха чистыми без всякого греха» (передал имам Ахмад от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах).

Аллах не возлагает на наши плечи больше того, что мы сможем понести. И да поможет нам Аллах не быть из числа тех, про кого Он говорит в священном Коране (смысл): «Когда человека постигает какое-либо бедствие, он взывает к Нам. Когда же Мы даруем ему какую-либо милость от Нас, он говорит: «Это даровано за мои знания». Нет же! Это было испытанием, но большинство людей не ведают об этом» (сура «Аз-Зумар», аят 49)! Амин.

Муслимат Раджабова

Почему Всевышний испытывает нас трудностями?

Проблемы – неотъемлемая часть нашего существования, с которой изо дня в день сталкивается каждый из нас. Но различно наше отношение к ним: в зависимости от того, как мы их воспринимаем, проблемы либо подавляют, либо делают сильнее и становятся ключом от новых дверей и возможностей. Все, что ниспосылает Всевышний человеку, в этом кроется великий смысл. Очень часто мы зацикливаемся на негативной стороне проблемы, не замечая ее обратную сторону, в котором может быть скрыто благо. Не стоит забывать, что жизнь – это испытание, которую каждый из нас должен пройти, а вместе с ней – ее трудности и проблемы. Аллах может посылать нам трудности и проблемы по следующим причинам:

1. Аллах направляет нас через трудности

Очень часто трудность, которая казалась нам непомерной, в результате приводит нас к лучшему – к лучшей работе, к лучшему окружению, к лучшим условиям. Трудности заставляют нас взять себя в руки и изменить ситуацию, в которой мы оказались, и приводят к большим благам. Проблемы становятся указателем того, в каком направлении нам стоит двигаться и мотивируют нас на достижение успеха. В этом случае, трудность и проблема – путеводитель по жизни, который в конечном счете, приводит человека туда, где он должен быть, с кем он должен быть и кем должен быть.

2. Аллах испытывает нас посредством проблем и трудностей

Мир не совершенен, ежедневно каждый сталкивается со своими проблемами. Помните, что наши жизни – это испытание для нас. «Мы испытываем вас добром и злом ради искушения» (Коран, 21: 35). Целью жизни в этом бренном мире является не беззаботное существование, полное счастья и радости, а наше поклонение, которое является ежедневным трудом, касающийся всех сторон жизни человека, в том числе преодоление жизненных невзгод. Без трудностей этого мира, невозможно счастье в мире вечном. Сталкиваясь с проблемами, не забывайте о сладости блага, за ее преодоление.

3. Аллах посылает проблемы, чтобы уберечь нас от ошибок

Многие уроки мы извлекаем посредством боли и неудач. Всевышний все знает и видит, Ему одному все известно. Мы видим в испытание лишь самое испытание и боль, но не знаем большего. Аллах же знает, что лучше для Его раба и уберегает их посредством испытаний.

4. Аллах посылает проблемы, чтобы защитить нас

Проблема может стать настоящим благом, препятствуя, чтобы произошло что-то более серьезное. Также может быть так, что в вашей судьбе предначертана неудача, а из всех трудностей, Аллах посылает вам наименьшее, тем самым оберегая от несчастья. Поэтому, при возникновении малейших проблем, подумайте, что, возможно, Аллах уберег вас от горя и будьте благодарны за ниспослание этой трудности. Принятие трудности как нечто неизбежное принесет вам награды и довольство Всевышнего. Испытание – тоже от Всевышнего, нужно принимать с достоинством.

5. Аллах посылает проблемы, чтобы сделать нас лучше

Мир – не совершенен, несовершенны и мы. Но человек, будучи творением совершенного Творца, должен стремиться быть лучше. А как ни трудности и проблемы помогут нам в этом? Каждое правильно принятое испытание вырабатывает в нас лучшие качества, которые в последующем закрепляются в жизни. Всевышний желает, чтобы верующий был совершенным и испытывает Его. В результате, каждая проблема делает нас сильнее, мудрее и опытнее. Но только в том случае, если человек не зацикливается на отчаянии.

И помните, что каждая трудность и проблема вырабатывает в нас одно из лучших качеств каждого верующего – терпение. Будьте из ряда терпеливых верующих и принимайте трудности жизни с достоинством.

Всевышний Аллах предупреждает верующих в Своей Книге, что им в этом мире придется столкнуться с различными испытаниями:

Мы (непременно) испытываем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе, (в) душах [смертью] и (в) плодах, - и обрадуй терпеливых (тем, что их в итоге ожидает большое благо в этом мире, и в Вечной жизни), тех, которые, когда их постигнет бедствие говорят :

«Поистине, мы принадлежим Аллаху (и Он поступает с нами, как пожелает), и поистине, мы (только) к Нему возвращаемся (после того, как умрём и мы надеемся получить от Него награду за наше терпение)

Пророк (мир ему и благословение) говорил:

«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» .

В другом хадисе сказано: «Если Аллах желает кому-то блага, то Он подвергает его испытаниям» .

Мусульмане могут быть испытаны всевозможными трудностями - к примеру, болезнями, отсутствием дохода, непослушанием своих детей. В самом деле, число страданий, которые могут встать перед человеком, неисчислимы. Этот именно тот момент, который имел в виду Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда он упоминает «утомление, долгую болезнь, тревогу, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки».

Все эти страдания, если верующий переносит их, являются средством достижения прощения Аллаха, а также Его вознаграждения.

Каждый из нас проходит испытания от Аллаха. Он испытывает нас всех по-разному. Мы не должны предполагать, что трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни, непременно являются наказанием или признаком того, что Аллах недоволен нами. Точно так же, мы никогда не должны считать, что успех и удовольствия, которыми наслаждаются другие, это признаки того, что Аллах доволен ими. Иногда, совсем наоборот.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах желает блага для Своего раба, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохого, то откладывает наказание до Судного Дня»

Аллах дает понять, что все в нашей жизни - хорошее и плохое - это испытание для нас. Как мы покажем себя в ситуации, которую Аллах сотворил для нас? Будем мы благодарны в достатке и терпеливы в беде, или мы будем высокомерными и непослушными?

Аллах говорит:

“Каждая душа вкусит смерть. И мы испытываем вас злом и добром для испытания. И к Нам (Аллаху) вы будете возвращены» .

Аллах говорит:

«Знайте, что ваше имущество и ваши дети являются испытанием, и что у Аллаха великая награда» .

Многие люди не понимают, почему их постигают несчастья, хотя они вроде бы ничего плохого не сделали.

Аллах говорит:

«А человек, когда испытывает его Господь его, почтит [сделает уважаемым среди людей] и оделит благами, тогда он говорит: «Господь мой почтил меня!»
А когда Он испытывает его
[человека] и ограничит ему пропитание, то он говорит: «Господь мой унизил меня!»

Некоторые люди рождаются и вырастают в хороших мусульманских семьях, однако, впоследствии отворачиваются от ислама, в то время как другие люди, которые родились и выросли в немусульманских странах, у неверующих родителей, становятся лучшими из мусульман.

Мы испытываемся богатством и бедностью. Если мы богаты, будем мы копить наше богатство или потратим его на благотворительность? Мы будем использовать его в законных целях или растратим его в пустых развлечениях? Будем мы уповать на Аллаха в наших предприятиях, или наши жадность и страх потерять наше богатство заставят нас обратиться к противозаконным средствам (ростовщичеству, банковским процентам), чтобы сохранить и увеличить его?

Если мы бедны, будем ли мы терпеливо искать законные способы, чтобы заработать на жизнь или будем прибегать к противозаконным средствам, чтобы удовлетворить наши потребности? Мы будем принимать то, что Аллах дал кому-то больше имущества, или мы будем растить в себе ненависть и зависть?

Мы испытываемся здоровьем и болезнями. Человек с хорошим зрением испытывается в отношении его использования. Будет ли он использовать его с благой целью или смотреть на недозволенные вещи? Его хорошее зрение может быть тем, что отправит его в Ад. Слепой испытывается - будет ли он нести терпеливо свое несчастье? Его терпение может быть тем, что даст ему место в Раю.

Аллах говорит: «Он - Тот, Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас (о, люди), кто из вас лучше по деяниям [кто более предан и покорен Аллаху] .

Мы также можем быть испытаны нашим отношением к другим людям. Из опыта мы знаем, что даже маленький ребенок может испытывать страдания, болеть неизлечимыми болезнями. Бывает, что человек рождается умственно отсталым до такой степени, что он не может понять учение ислама, поэтому на нем нет ответственности за свои поступки. Возможно, такой человек не проходит испытания, однако его участь вполне может быть испытанием для тех, среди кого он живет. Как они будут относиться к нему? Будут они заботиться о нем, уважать его и предоставлять ему права?

Мы не всегда в состоянии постигнуть мудрость того, почему Аллах делает нечто для нас или для других Своих созданий. Однако мы должны знать, что Аллах делает все в соответствии со Своей мудростью, и переносить наши испытания терпеливо.

В конечном счете, мы должны помнить слова Аллаха в Коране

«Не будет спрошен Он за то, что Он совершает, а они [все Его разумные творения] будут спрошены (за свои деяния) » .

Если вы хотите лучше понять, как таваккуль (доверие Аллаху) может облегчить боль вашей трудности, представьте себе ситуацию, когда незнакомый человек сажает вас в машину и везет в неизвестном направлении. Что вы будете чувствовать? Не понимая, что происходит, вы будете чувствовать крайнее беспокойство. Но что произойдет, если вы узнаете со всей уверенностью, что этот незнакомец был послан вашей матерью? Ваши страх и беспокойство сразу исчезнут. И чем большее доверие вы испытываете к своей матери, тем меньшую тревогу вы будете чувствовать. Почему? Потому что даже если вы не знаете, куда вы едете, вы знаете, с полной уверенностью, что ваша мать всегда желает вам только добра и никогда не сделает ничего, что навредит вам. Так вот это и есть доверие, который может вселить мир в ваше сердца, даже когда мы не понимаем, что с нами происходит.

Сура Бакара , 155-156
Бухари
Бухари
Тирмизи; Ибн Мәжә
сура аль-Анбия, 35
сура Аль-Aнфаль, 28
сура Аль-Фаджр, 15-16
сура Аль-Мульк, 2
сура Аль-Мульк, 2

قال تعالى:(أَحَسِبَ النَّاسُ أَن يُتْرَكُوا أَن يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ (2) وَلَقَدْ فَتَنَّا الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّهُ الَّذِينَ صَدَقُوا وَلَيَعْلَمَنَّ الْكَاذِبِينَ (3)) العنكبوت: ٢ – ٣

Всевышний Аллах говорит (смысл): «Неужели люди думают, что их оставят и не подвергнут их веру разным испытаниям, довольствуясь тем, что они скажут: «Мы уверовали »? Поистине, Я испытал такими бедами и веру прежних общин. Одних истязали железной расчёской, других распиливали пилой, и даже после этого они не отвернулись от своей веры. Так Аллах выявляет правдивых людей с правильной верой и лжецов».

Всевышний Аллах ещё в предвечности, до сотворения людей, уже знал, кто чем будет заниматься. Поэтому нельзя думать, что Аллах узнает их лишь после таких испытаний.

Упомянутый аят был ниспослан об уверовавших в Пророка (мир ему и благословение) и принявших Ислам, которым было тяжело переносить гонения курайшитов, чтобы поддержать их и придать им терпения. Хотя аят был ниспослан по этому поводу, он адресован всей умме на все времена.

По поводу ниспослания упомянутого аята говорится и следующим образом. Во время битвы при Бадре первым шахидом стал сподвижник по имени Махджа‘ (да будет доволен им Аллах). Его родители и семья громко причитали, оплакивая его. И для того, чтобы они опомнились и набрались терпения, был ниспослан этот аят. Говорят также, что ниспослан он о Йасире и Аммаре (да будет доволен ими Аллах).

О причине ниспослания этого аята говорится также, что сподвижники из Медины послали письмо тем, кто принял Ислам, уверовав в Пророка (мир ему и благословение), но остался жить в Мекке. В нём говорилось: «Ваш Ислам не принимается, если вы признаете его только на словах и если не переселитесь в Медину». Но когда те вышли из Мекки, чтобы перебраться в Медину, неверные курайшиты отправились за ними и, настигнув, учинили расправу. Одних убили, другим удалось бежать. И тогда был ниспослан этот аят.

Как бы там ни было, Всевышний Аллах призывает последователей Мухаммада (мир ему и благословение) терпеливо переносить беды и предупреждает, что их вера будет подвергаться испытаниям посредством каких-либо трудностей, лишений и разных бед.

Большие ‘алимы, у которых грудь переполнили знания, а сердца озарила вера, опираясь на Коран и хадисы, дают советы и, приводя примеры, наставляют нас. Те, кто принимает их советы и извлекает уроки из приводимых ими примеров, никогда не окажутся в заблуждении. Их побуждения и назидания, приводимые ими примеры оказывают большое влияние на сердца уверовавших, служат поводом для понимания того, что требуют от них Коран и хадисы, и порождают большую любовь к Исламу и его последователям. Например, великий ‘Ариф Ибну ‘Атаиллах говорит:

قال ابن عطاء الله : يتبين صدق العبد من كذبه في أوقات الرخاء والبلاء . فمن شكر في أيام الرخاء وصبر في أيام البلاء فهو من الصادقين . ومن بطر في أيام الرخاء وجزع في أيام البلاء فهو من الكاذبين . ((روح البيان)) جـ 6 ، صـ 446

«Искренность или лживость веры раба Божьего познаётся в двух случаях: в благополучии и в беде. Кто бы ни благодарил Всевышнего Аллаха в благополучии и проявлял терпение в горе и беде – тот обладатель искренней веры, то есть настоящий уверовавший. Кто не вспоминает о Всевышнем Аллахе в благополучии и не благодарит Его за блага, ведёт себя горделиво, будто нет на свете никого, кроме него, кто не выносит бед, кто нетерпелив и несдержан, любит ныть и сетовать на жизнь – такой человек неискренен в своей вере, то есть вера у такого человека несовершенна ».

واعلم أن البلاء كالملح يصلح وجود الإنسان بإذن الله تعالى كما أن الملح يصلح الطعام . وإذا أحب الله عبدا جعله للبلاء عرضا أي هدفا وكل محنة مقدمة لرحمة ، ولكل شدة نتيجة شريفة . ((روح البيان)) جـ 6 ، صـ 446

«Знай, о разумный! Беда подобна соли: как соль улучшает вкус еды, так и беда по воле Всевышнего Аллаха улучшает жизнь, бытие человека. (Ничто так не улучшает еду, как соль, подобно этому и человек не станет лучше, кроме как испытав беду.) Когда Всевышний Аллах полюбит Своего раба, он делает его мишенью для различных бед, то есть насылает на него беды. Любая беда является предвестником милостей [Всевышнего]. То есть за бедой всегда следует благополучие. Всякая беда содержит хороший конец, то есть за горем следует облегчение, и не бывает благополучия без трудностей. Ведь не зря говорят: “Не стерпишь укусов пчёл – не получишь мёда”».

وفي الحديث : ((أشد الناس بلاء الأنبياء ثم الأولياء ثم الأمثل فالأمثل)) . ((البلاء موكل بالأنبياء ثم الأولياء ثم الأمثل فالأمثل))

В хадисе говорится: «Беды в первую очередь приходят к пророкам, потом к святым людям, затем к тем, кто к ним ближе всех, а после и к следующим [по уровню] ».

)) في الحديث : ((إذا أحب الله عبدا ابتلاه فإن صبر اجتباه وإن رضي اصطفاه

В другом хадисе говорится: «Когда Всевышний Аллах полюбит одного из Своих рабов, он подвергает его испытаниям, то есть насылает беду на него, и если он проявит терпение, то Аллах выбирает его, то есть бывает доволен им. А если раб проявит довольство в этой беде, то Аллах выбирает его для особого возвеличения». Поэтому попавшему в беду подобает быть довольным этой бедой. Это не под силу таким, как мы. Но если не проявить хотя бы терпение при этом, то вдобавок к бедам, горестям и мучениям на этом свете можно остаться ещё и без вознаграждения на том.

Не зря Абдурахман-хаджи из Асаба сказал: «Попал в беду не тот, кого она настигла, а тот, кто не смог перенести её с терпением». Настоящей бедой считается, когда человек остаётся без вознаграждения на том свете из-за того, что не проявил терпение.

Также говорится, что в испытаниях человек либо возвышается, либо падает. Да наделит Аллах терпением всех мусульман!

قال تعالى:(وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِنَ الْأَمْوَالِ وَالْأَنْفُسِ وَالثَّمَرَاتِ ۗ وَبَشِّرِ الصَّابِرِي) البقرة: ١٥٥ - ١٥٦

Смысл: «Я буду испытывать вашу веру, о община Мухаммада, небольшой опасностью со стороны врагов, чтобы увидеть, проявляете ли вы терпение в бедах, следуете ли вы Моим установлениям и предначертаниям».

Не потому Всевышний Аллах нас испытывает, что Он не знает нас, а для того, чтобы показать нам, кто из нас покорный Аллаху, а кто ослушник, то есть для различения. Аллах говорит о небольшой опасности, потому что защита уммы от врагов со стороны Всевышнего Аллаха в тысячу раз крепче.

«Также буду испытывать вашу веру небольшим голодом, прекращением дождей и засухой (из-за засухи погибает урожай и начинается голод). Буду испытывать вашу веру и уменьшением вашего имущества – оно будет разворовано, отнято насильно, испорчено или просто пропадёт. Буду испытывать вашу веру, наслав на плоть вашу болезни, или смерть, или старость. Буду испытывать вашу веру уничтожением плодов ветром, морозом, градом, саранчой, то есть разными стихийными бедствиями».

Далее Всевышний Аллах говорит Пророку (мир ему и благословение) (смысл): «Возвести, о Пророк, радость от Меня тем, кто проявит терпение, когда его настигнут упомянутые беды, горести и тяготы. Это те люди, о Пророк, которые, встретившись с бедами и горестями, говорят: “Мы рабы Аллаха. Раб и всё, что у него есть, принадлежат господину. Аллах по Своей воле может оставить нам это, а может и отобрать, это не наше дело, мы же обязаны проявлять терпение. Он взялся обеспечивать нас пропитанием, пока мы живы. А после смерти мы возвращаемся к Нему, и нам будет вознаграждение, если мы будем довольны всем этим”».

Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана ».

Вопрос:

Мне давно не дает покоя вопрос: почему на Земле столько зла и горя, как Аллах допускает все это, особенно страдания невинных людей?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Благодарим вас за интересный вопрос. В качестве ответа на ваш вопрос мы процитируем статью доктора Мухаммада Х. Сиддика, президента Исламского общества Северной Америки:

«Поистине, Аллах Всемогущий, и Он над всякой вещью мощен (‘аля кулли ша’ин кадир) . Коран повторяет эти слова множество раз. Также сказано, что Аллах является Творцом и наилучшим Создателем: «Благословен Аллах, лучший из творцов» (23, 14).

Но тогда возникает вопрос – почему в мире существуют боль и страдания? Мы видим, что в этом мире есть болезни, старость и смерть. Мы видим уродливые и некрасивые вещи, глупых и сумасшедших людей. Видим бури, наводнения, землетрясения и голод. Людей, которые совершают преступления, жадных, злых, лживых и неверных. В мире совершаются убийства, изнасилования и бесконечные войны. Существует зло, вызванное людьми и стихийными бедствиями. От некоторых проявлений зла страдают отдельные люди, а иногда и целые народы.

Но это также неполная картина мира. Кроме этих негативных вещей, мы также видим красоту, здоровье, процветание, рождение новых людей, мудрость, интеллект и прогресс. Мы видим людей, проявляющих лучшие качества веры, искренности, милосердия, любви и жертвенности. Мы видим множество примеров добродетели и благочестия. Так что неправильно говорить лишь об одной – плохой – стороне медали.

Также является фактом, что блага в мире больше, чем зла. Здоровых людей больше, чем больных. Живущих благополучной жизнью больше, чем страдающих и несчастных. Честных и порядочных больше, чем преступников. Добро – это правило, а зло является исключением. Добродетель – это норма, а грех – отклонение от нормы.

Но тогда возникает вопрос: почему Аллах допускает это исключение из правил?

Коран говорит нам о том, что добро и зло, все, что совершается, происходит по воле Аллаха. Только Всевышний знает в совершенстве все, что происходит в мире. Мы конечные существа и не можем полностью понять Его бесконечную волю и мудрость. Он устраивает дела во вселенной таким образом, каким считает нужным. Коран говорит нам о том, что Аллах Мудрый и все, что Он делает, правильно, хорошо и справедливо. Мы должны полагаться на Его Волю. Нам не сообщаются все подробности о Его решениях, но Всевышний дал нам руководство к жизни, которого для нас достаточно. Есть несколько моментов, которые мы должны иметь в виду, чтобы понять этот вопрос:

1. Прежде всего, мы должны иметь в виду, что Аллах не сделал этот мир вечным. Этот мир временный, все, что здесь находится, имеет ограничения во времени и когда-то придет к концу. Ни хорошие, ни плохие вещи этого мира не вечны. Мы живем здесь в течение короткого времени, и мы проходим здесь испытания. Те, кто выдержит это испытание, обретет счастливую жизнь в будущем мире, который будет вечным. Кто не пройдет испытания, увидит последствия своих злых дел и грехов.

2. Аллах поместил в этот мир определенные физические и моральные законы. Страдания и зло случаются тогда, когда один или несколько из этих законов нарушаются. Физические законы основаны на причинах и следствиях. Болезни случаются чаще всего, если не следить за своим здоровьем или находиться в обществе больных людей. Дорожные аварии случаются, если не соблюдать правила дорожного движения, не ремонтировать и не проверять транспортные средства, не следить за состоянием дорог. Изучение причин и следствий очень важно, чтобы жить в безопасности. Даже здесь мы должны иметь в виду, что Аллах часто спасает нас, даже если мы проявляем халатность и небрежность. Сколько раз бывало так, что мы не бываем достаточно осторожны при езде на автомобиле, однако благополучно достигаем места назначения. Если посмотреть, как люди передвигаются по дорогам в наших городах, приходится удивляться, что происходит довольно мало несчастных случаев.

Аллах сказал:

«Милостивый (к Своим рабам) (Аллах) научил (человека) Корану (облегчив его чтение, понимание и запоминание), (и Он) ­­­­сотворил человека, (и) научил его изъясняться [выражать свои мысли] (отличив его тем самым от других).
Солнце и луна (двигаются) по (точному) расчёту, и звёзды (на небе) и деревья (на земле) преклоняются ниц (своему Господу). И небо Он [Аллах] воздвиг (над землёй) и установил весы [справедливость] (и повелел Своим творениям быть справедливыми), чтобы вы не преступали (границ) в весах (когда взвешиваете другим).
И устанавливайте вес беспристрастно [справедливо] и не уменьшайте вес (когда взвешиваете людям)! И землю Он положил [распростёр] для творений» (Ар-Рахман, 1-10).

Если мы нарушаем границы, установленные Аллахом, то нечего удивляться неприятным последствиям. Лишь по милости Аллаха мы в большинстве случаев избегаем неприятностей. Строго говоря, приходится удивляться не тому, что Аллах допускает страдания в нашей жизни, а тому, сколько раз Он защищает и спасает нас, когда мы грешим.

В Коране сказано:

«И если бы Аллах стал наказывать людей за то, что они приобрели [за те грехи, которые они совершают] (только в этом мире), то Он не оставил бы на поверхности её [земли] ни одного живого существа. Но Он даёт им отсрочку до определённого предела (как в этом мире, так и до Дня Суда). А когда наступит их срок, то поистине Аллах видит Своих рабов, (и воздаст им за то, что они совершали)!» (35, 45)

Но иногда Аллах все-таки наказывает людей за нарушение Его законов, физических или моральных. В Коране рассказано, что многие общины и целые народы были уничтожены за греховный образ жизни:

«А если они [твой народ] отвергнут (о, Мухаммад), то уже отвергли (своих пророков) (ещё) до них народ (пророка) Нуха, и адиты [народ пророка Худа], и самудяне [народ пророка Салиха], и народ (пророка) Ибрахима, и народ (пророка) Лута, и жители Мадьяна [народ пророка Шуайба]; отвергнут был и (пророк) Муса. И Я давал неверным отсрочку (наказания) [не наказывал сразу], потом схватил Я их (всех) (наказанием). И каково же было Моё негодование! И сколько селений [их жителей] Мы погубили (ниспослав на них наказание), когда они [их жители] были злочинщиками [неверующими]! И вот они [те города и селения] (теперь) разрушены до оснований (и в них никто не живёт)! И сколько колодцев заброшенных (по причине смерти жителей селений) и дворцов воздвигнутых!» (22, 42-45)

3. Также страдания могут быть проверкой и испытанием для некоторых людей. Аллах допускает страдания в жизни людей, чтобы проверить их терпение и преданность Ему. Даже пророки и посланники испытывали страдания в своей жизни. Айюбу, который упоминается в Коране как пророк, пришлось перенести много несчастий, однако он был терпелив. Хорошие люди иногда страдают, но их страдания приносят пользу другим и служат полезным уроком другим людям. Мученики умирают за веру, солдаты отдают жизнь за свою родину и свой народ, и люди учатся на этих прекрасных примерах.

4. Иногда Аллах допускает страдания в жизни некоторых людей, чтобы проверить окружающих их людей – как они среагируют на чужое несчастье. Когда вы видите больного или бедного и нуждающегося человека, вы проходите испытание от Аллаха. Всевышний посылает вам встречу с этим человеком, чтобы проверить вашу веру и сострадание. В очень трогательном хадисе-кудси рассказано:

«В Судный день Аллах скажет некоторым людям: «О, сын Адама, Я был болен, а ты не посетил Меня». Человек удивится: «О, мой Господь, как я мог посетить Тебя, когда Ты Господь миров?» Аллах ответит ему: «Разве ты не знаешь, что когда раб Мой такой-то болел, и ты не посетил его? Если бы ты посетил его, то ты сделал бы это для Меня».

Другому человеку Аллах скажет: «О, сын Адама, Я был голоден, а ты не накормил Меня». Он ответит: «О, мой Господь, как я мог тебя накормить, ведь Ты Господь миров?» Аллах скажет: «Разве ты не знаешь, что раб Мой такой-то был голоден, а ты не накормил его? Разве ты не знаешь, что если бы ты помог ему, ты сделал бы это для Меня».

Еще одному будет сказано: «О, сын Адама, Я просил пить, а ты не напоил Меня». Он ответит: «О, мой Господь, как я мог тебя напоить Тебя, ведь Ты Господь миров?» Аллах скажет: «Разве ты не знаешь, что раб Мой такой-то просил у тебя воды, а ты не напоил его? Если бы ты помог ему, ты сделал бы это для Меня» (Муслим, хадис 4661).

Известно, что пророк Иса (Иисус), мир ему, также сообщил людям подобные вещи (См. Евангелие от Матфея, 25: 35-45).

Итак, в итоге можно сказать, что страдания происходят в нашей жизни, чтобы научить нас, что мы должны придерживаться физических и нравственных законов Аллаха. Страдания и несчастья – это испытание нашей веры и нравственности. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с несчастьем, мы должны спросить себя: «Не нарушили ли мы какой-то закон Аллаха?» Нам следует изучить проблему и исправить свою жизнь: Если это наказание, то нужно просить прощения и исправить свою жизнь. Если это испытание, то нужно приложить усилия, чтобы пройти его.

Верующие люди встречают страдания молитвами, покаянием и добрыми делами. Неверующие же впадают в сомнения и недоумение. Они обвиняют Всевышнего и недовольны Его решением.

Пусть Аллах удержит нас на правильном пути, амин!»

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед