» »

Что такое шабаш. Шабаш: что это такое? Смотреть что такое "Шабаш" в других словарях

03.01.2024

Приветствуем вас, уважаемые читатели! Таинственное событие – шабаш ведьм – нередко описывается в фэнтезийных книгах. В художественные произведения оно перекочевало из оккультных записей и магических трактатов. Канонично с точки зрения христианства торжество описано в романе «Мастер и Маргарита». Булгаков учел множество нюансов, полученных из соответствующих источников.

Шабаш – своеобразный магический праздник – присутствует в тематических фильмах или сериалах. При этом преподноситься он может по-разному. Это обусловлено тем, что представление о торжестве с ходом времени изменялось. В наши дни событие отличается от того, как протекало празднование в далеком прошлом, как его описывали на заре христианства.

Что такое шабаш ведьм

Чаще всего шабаш трактуется как время, когда активизируются нечисть и ведьмы. Это некий ритуальный праздник, проходящий по конкретному плану.

Выделяется два значения этого слова:

  1. встреча ковена, ночное собрание ведьм, демонов, злых духов;
  2. в еврейской религии: отдых в субботу.

Во времена язычества торжество не имело такой темной и негативной атмосферы, которой шабаш наделило христианство. В давние времена ведьмами называли не злых колдуний, женщин, которые продали душу Дьяволу в обмен на вечную жизнь и магические умения. Ведьмами считались те, кто обладает таинственными многочисленными знаниями.

В ту далекую пору во время магического таинства проводились обряды, не обязательно страшные и темные. В период шабаша все присутствующие обменивались знаниями, навыками, практиками, артефактами. С помощью объединения энергий и сил совершались мощные ритуальные действия. Целями могли быть: увеличение урожая, хорошая погода, улучшение здоровья и так далее.

Иногда на «закрытых встречах» происходили инициации молодых ведьмочек. А также новоприбывших умудренные опытом жрицы обучали определенным заклинаниям, они делились рецептами зелий, отваров.

Кроме того, во время шабаша ведьм совершались жертвоприношения, не всегда кровавые, в честь языческих богов и богинь. Ведьмы «устанавливали» контакт с божествами, просили их о покровительстве, силах и защите.

В понимании христианской религии ведьма – зло. Занятия магией – грех. Все, кто причастен к подобному, будут гореть в адском пламени после смерти.

В период искоренения язычества представления о занимающихся магией людях видоизменились. Их называли слугами Сатаны, теми, кто продал душу Дьяволу и стал «работать» на него. Жриц и жрецов связывали с нечистой силой, с демонами и духами, которые творят лишь страшные деяния и негативно настроены к христианской церкви.

На основе искаженной информации родилось новое объяснение того, что такое ведьмин шабаш. Это богохульный праздник, когда совершается поклонение Люциферу. В это время грешники продают свои души, заключая с Владыкой Преисподней договоры. В представлении христианства шабаш всегда сопровождается оргиями и кровавыми жертвоприношениями людей и животных.

История праздника

Известно несколько классических дат, когда может происходить таинственное событие. Они уходят корнями в древность, связаны с языческими празднованиями.

Наибольшую известность приобрел праздник под названием Вальпургиева ночь. Существует несколько трактовок, когда и почему зародилось торжество.

Первая вновь основывается на язычестве. По легендам, непосредственно в эту магическую ночь ведьмы устраивали шумные пиршества. Представление о шабаше было распространено в Германии и на территории скандинавских стран. Позднее появилась традиция в такое время очищать дома от негатива, «изгонять» нечистую силу из деревень и сел.

В древности Вальпургиева ночь, называемая также Живин день, считалась периодом, когда проводились обряды в честь богов. Они сопровождались просьбами о богатом урожае, о здоровье и рождении детей. По сути, торжество являлось праздником плодородия и процветания.

Интересный факт: в мусульманской традиции эти сутки считались волшебными. Можно было обратиться к высшим силам, к природным стихиям, чтобы те исполнили заветные желания.

Языческие маги совершали шабаш в указанную дату, прославляя солнце, отмечая начало летнего периода и расцвета весны.
С религиозной точки зрения, название «Вальпургиева ночь» связано с именем святой Вальпурги, жившей в VII столетии. Она прибыла из Англии в Германию в середине 700-х годов, собираясь основать монастырь. После смерти ее возвели в ранг святой. Днем памяти и почитания назначили 1 мая.

У древних кельтов дата самого масштабного шабаша совпадала с праздником под названием Белтейн. Торжество было связно с огнем, потому следовало жечь костры и свечи. Возможно, именно из кельтских традиций пришел ритуал, когда молодые девушки прыгают через огонь. Пламя заряжает силой и очищает.

Шабаш ведьм в наше время

Интерес к магии, оккультизму, эзотерике сейчас достаточно силен. Кто-то просто «балуется», пробуя совершать обряды или создавать амулеты. Кто-то серьезно подходит к подобным практикам.

В наше время существуют закрытые ковены, в которые невозможно попасть просто так. Зачастую под шабашами понимаются конкретно встречи ковена в полном составе. Во главе стоит верховная ведьма или жрица, которая руководит обрядами.

Как и в былые времена, даты для праздника, на который приглашаются члены других магических организаций и самостоятельные шаманы, маги, выбираются с учетом языческих праздников. Самайн или Хэллоуин, Вальпургиева ночь, Йоль – во все эти дни происходят магические встречи.

Нередко в такое время проводятся массовые мероприятия, тематические вечеринки в закрытых клубах.

Зачем совершаются шабаши? Кроме обмена опытом и информацией, сборы позволяют объединить силы, энергию. Многие сложные ритуалы невозможно провести в одиночестве или в компании пары человек. Потому подобные магические действия доступны лишь во время магического собрания.

Какого числа проходит

Дополнительные даты проведения шабашей:

  1. 21 марта – весеннее равноденствие;
  2. 21 июня – летнее солнцестояние;
  3. 21 сентября – осеннее равноденствие;
  4. 21 декабря – зимнее солнцестояние.

Отвечая на вопрос, какого числа ведьмы собираются на торжественное событие, необходимо упомянуть еще некоторые даты:

  • иногда шабаши проводятся в масленичную неделю;
  • в ночь Ивана Купала;
  • в период Йоля и святок;
  • на Хэллоуин;
  • в Юрьевы дни: 9 декабря, 6 мая.

В некоторых источниках упоминается, что изредка праздник проводится 2 февраля или 26 декабря. Кроме того, каждый отдельно существующий ковен имеет право самостоятельно выбрать для себя даты встреч, не привязанные к старинным празднествам.

По легендам, таинство никогда не случается в ночь с субботы на воскресенье. Даже в том случае, если наступает максимально подходящая дата для колдовского собрания.

Место проведения

Если опираться на популярные описания шабаша, то все действо совершается на Лысой горе. В представлении магов и оккультистов, «лысая» гора – возвышенность, которая венчается широкой площадкой (поляной). Склоны, как правило, покрыты густым лесом, терновником.

Подняться наверх с земли – практически невозможно. Потому в легендах и говорится, что колдуньи прилетают на праздник на метлах или верхом на боровах, других животных. Либо используют способность к оборотничеству, чтобы перевоплотиться в насекомое, птицу.

С точки зрения христианства, Люцифер, который правит торжеством, возникает на вершине горы из столпа белого густого дыма. Дым обладает характерным запахом сероводорода. Перед появлением Владыки раздается оглушительный гром, который не слышат обычные люди.

Среди реально существующих объектов местами шабашей называют:

  1. Гора Брокен, располагающаяся в Германии;
  2. Лысая гора на территории Украины;
  3. Шведская возвышенность Блокула;
  4. Голгофа в Израиле.

В представлении же наших далеких предков загадочный праздник мог проводиться в низинах, заповедных зонах, возле озер или рек, на полянах в лесных чащах. В современном мире для шабаша также выбираются различные места, вплоть до квартир, загородных домов, ночных клубов, куда во время торжества вход осуществляется по специальным приглашениям.

Что делают во время шабаша

С точки зрения языческих традиций, задачами мистического события были:

  • принесение даров божествам;
  • ритуалы, обряды и практики;
  • инициация ведьм;
  • взаимный обмен знаниями, информацией;
  • обмен энергиями;
  • зарядка амулетов, талисманов, оберегов, магических артефактов;
  • общение и веселье.

Куда более подробное и негативное описание имеет шабаш ведьм в понимании христианства. Основная цель празднества – встреча с Дьяволом.

О предстоящем празднике Люцифер оповещал за 49 часов до начала события. Он шесть раз бил в огромный гонг, звуки которого слышались в любом уголке мира. Демоны, духи, колдуньи и прочая нечисть отменяли планы и дела и собирались на «бал». Те, кто отказывались явиться, могли поплатиться жизнью.

Когда все собирались в назначенном месте и в назначенное время, появлялся Дьявол. Он занимал место на троне, что располагался на небольшой возвышенности на поляне. К нему выстраивалась бесконечная очередь из существ, ведьм и грешников. Ритуал приветствия и восхваления Владыки длился долго. Приносить дары Люциферу было не принято.

Следующей частью торжества выступали отчеты. Люцифер, восседая на троне, оценивал результаты проделанной работы своих поданных. Если колдунья провинилась, с чем-то не справилась, по воле Люцифера она испарялась. Душа ее отправлялась в адское пекло, чтобы гореть там вечность. Нечисть же за ошибки и промахи Дьявол заковывал на тысячу лет в кандалы.

После того, как официальная часть заканчивалась, старая – верховная – ведьма представляла Люциферу королеву текущего шабаша. Ей становилась красивая юная ведьмочка, которая должна была лишиться девственности с Правителем Ада. В течение всего последующего времени праздника старая колдунья сидела по левую руку от Люцифера, молодая – по правую.

Грешники, готовые и желающие продать душу Люциферу в обмен на что-то, заключали договора с помощью крови и уничтожения распятий. Это было следующим этапом торжества. Как только «контракт» скреплялся кровью, душа попадала в руки Дьявола, а человека выпроваживали прочь. Он не должен был стать свидетелем дальнейшего празднества.

Совокупление между девушкой и Дьяволом происходило на глазах всех, кто собрался в тот час на вершине Лысой горы. Едва процесс заканчивался, начиналась самая веселая и «жаркая» часть праздника.

Ведьмы совершали жертвоприношения, пускались в пляс вместе с нечистью. Обязательным ритуалом являлся хоровод. При этом танцующие вставали спинами друг к другу, нельзя было смотреть в чужие глаза. Нередко пляски и обрядовые действия на шабаше заканчивались оргиями. Высвобождение сексуальной энергии было обязательным, к тому же, по легендам, делало слуг Люцифера сильнее.

Веселье, сопровождаемое пиром, длилось до самого рассвета. С первыми лучами солнца Дьявол отправлялся в свое царство, нечисть и колдуньи разлетались кто куда.

Современные ведьмы едва ли встречаются с самим Правителем Ада. То, что происходит на шабашах сейчас, имеет больше общего с обрядами и традициями язычества. Считается, что дни, которые выбираются для проведения праздника, заряжены природной силой. В такое время активизируется истинная магия.

Потому в период торжества делаются ритуалы, создаются амулеты, артефакты. Многие из тех, кто занимается всерьез магией, гадают, проводят специальные практики.

В определенных случаях современный шабаш сопровождается сексом. Однако, как правило, действия сексуального характера имеют обрядовое значение, плотское удовольствие – не самоцель.

Благодарим вас, друзья, за прочтение статьи! Если вам есть, что добавить, оставляйте, пожалуйста, свои мысли в комментариях. Нам будет любопытно ознакомиться с вашим мнением. Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях, подпишитесь на обновления сайта. Отличного вам настроения, легких магических практик и до новых встреч!

Слово «шабаш» имеет французские корни. В свою очередь, оно было заимствовано французами в древнееврейском языке. Произносилось слово как «шабат» и означало «выходной день». В таком контексте его значение сильно переплетается с библейскими заповедями, в частности, с седьмым днем недели, в который необходимо отложить все дела и посвятить себя отдыху.

Тонкости этимологии

В слове «шабаш» ударение стоит на первом слоге, если подразумевается сборище ведьм, гуляние. Следует также отметить, что слово может произноситься и с ударением, поставленным над вторым слогом, но тогда его значение будет иным. Например, оно может быть использовано как восклицание и означать «хватит», «довольно». Для слова «шабаш» синонимы, представленные выше, не являются единственными. Можно вспомнить такие слова, как: разгулье, разврат, оргия, пиршество и т. д.

Историческая справка

Первая запись о шабаше в судебных документах датируется 1335 годом. Именно тогда в Тулузе около шестидесяти человек были обвинены в занятиях магией и колдовстве. Они сознались в совершенных злодеяниях лишь под страшными пытками, но инквизиторов это не смущало. Что произошло с обвиняемыми - неизвестно, но зная нравы тех времен, несложно догадаться.

В других уголках Европы никаких записей не вели вплоть до 1620 года, когда в Англии впервые был описан шабаш ведьм.

Сие действие представляется как сборище ведьм и демонов, совокупляющихся друг с другом. Кровавые обряды во имя Сатаны, богохульство, обжорство и алкоголь - вот что такое шабаш в глазах человека эпохи охоты на ведьм.

Где и как проводились шабаши?

Вполне естественно, что для такого действа выбирались укромные места. В спрятанных от посторонних глаз непролазных чащах, на высоких горах, в глубоких пещерах - именно там собирались действующие лица для своих черных дел.

Несомненно, самым известным местом проведения шабашей является гора Броккен в Германии. В здесь собираются самые могущественные ведьмы и демоны для проведения своих обрядов.

Добираются до места проведения шабаша ведьмы либо используя левитацию, для пущего эффекта оседлав помело, либо в образе животного или птицы. Многие прибывают на спинах демонов. С ними могут быть животные, чаще всего это черные коты, известные как постоянные спутники ведьм.

После сбора всех ведьм и демонов ожидают появление дьявола.

Он предстает перед собравшимися в образе козла, ибо его истинного лица не могут вынести даже ведьмы. Восседая на троне, он главенствует над шабашем, ему достаются приготовленные заранее жертвоприношения - младенцы или девственницы.

Ведьмино посвящение

Важной частью шабаша является посвящение в ведьмы. Женщина, изъявившая желание стать ведьмой, должна произнести клятву верности Сатане. Она обязуется появляться по первому зову своего господина, вербовать новых членов, хранить тайны ведьмовского сообщества.

После произнесения клятвы новоиспеченная ведьма отдает поклон дьяволу и целует его под хвост. Дьявол передает ей ведьмовские атрибуты, порошки и ингредиенты, которые способны моментально переносить ведьму на место проведения шабаша.

Посвящение в ведьмы является заключительным ритуалом, после которого начинается пиршество и разгулье. Участники шабаша объедаются и напиваются, дико пляшут и беспорядочно совокупляются. Лишь перед рассветом вакханалия заканчивается, и гости разлетаются кто куда.

Современный шабаш

Что такое шабаш в нынешних реалиях? Сложно представить, что в век научных открытий и космических путешествий где-то проводятся подобные действа в том виде, в котором их знало Средневековье. С поклонением дьяволу, поеданием младенцев и убийством девственниц.

В наше время быть ведьмой не зазорно и неопасно. Их показывают по телевидению, они предлагают свои услуги в газетах и на страницах интернет-сайтов. Если есть спрос, то есть и предложение - таковы законы рынка.

Сегодня узнать, что такое шабаш, можно чуть ли не из первых уст. Прошли те времена, когда за раскрытие тайны ведьма каралась смертью. Да и сам шабаш ведьм стал иным: действующие лица перекочевали из мрачных в городские квартиры или на приусадебные участки загородных домов.

Изменились и проводимые ритуалы. От дьяволопоклонения ведьмы обратились к язычеству. Почитаются духи Земли, Воды, Воздуха, Огня, восхваляется природа. От средневековых шабашей остались только традиции телесного обнажения, но не все ведьмы их проповедуют. Появилось очень много новых веяний, например использование масок и ритуальной одежды.

Важные даты

Шабаши проводятся восемь раз в году. Эти даты приурочены к смене времен года, к окончанию сбору урожая, к началу сева. Значимыми праздниками считаются:

  • Оймелк, отмечается 2 февраля.
  • Вальпургиева ночь, празднуется 30 апреля.
  • Лунасадх - 31 июля.
  • Самгейн, отмечается 31 октября.

В дни зимнего и летнего и весеннего равноденствия также проводятся шабаши.

В России и странах бывшего Советского Союза есть несколько праздников, к которым приурочены данные мистические мероприятия. Это Коляда - 21-22 декабря, окончание Масленицы - 21 марта и день Ивана Купалы.

Итак, для того чтобы ответить на вопрос о том, что такое шабаш, не нужно ворошить древние трактаты средневековых служителей религии. Эти знания интересны разве что исследователям в области истории а нынешним ведьмам почерпнуть оттуда нечего. Можно долго вести дискуссии о том, слетаются ли до сих пор на гору Броккен обнаженные женщины на метле, и правду ли нам показывают по телевидению в различных шоу. С уверенностью можно сказать лишь одно: много невинных жизней было отдано во славу Сатаны, поэтому вовсе не плохо, что время шабашей в их истинном виде давно минуло.



Восемь шабашей, или Колесо года - это календарь древней мистической традиции язычников, к которому относится и ведьмовство. Каждый шабаш в годовом цикле является точкой наибольшей энергетической активности, необходимой для совершения самых сложных магических ритуалов.

Интересно отметить, что, в той или иной форме, все эти праздники отмечались во всех традициях, и даже многие из них трансформировались в государственные праздники. Но если внимательно исследовать их, то очень легко обнаружить в них архаичные корни.

Концепция Колеса года основана на понимании смены времен года, на бесконечном цикле «умирания» природы осенью и зимой и ее «возрождения» весной и летом. Так годовой цикл был разделен на «солнечную и светлую» и «лунную и темную» половины.

Ниже приводятся краткие сведения о каждом из шабашей ведьм, которые можно использовать для построения своих магических ритуалов. Считается, что ведьма должна праздновать их все, чтобы «заряжаться» магической энергией.

Шабаш САМХЕЙН


Название шабаша переводится как День мертвых. Иногда его также называют Самайн или Хеллоуин. Современный эквивалент праздника - День Всех Святых.

Шабаш отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября, а его кульминационная точка приходится на полночь.

Шабаш считается большим. Его символами являются тыква с зажженной внутри свечой. Тыква олицетворяет голову Врана Благословенного.

Обычно в этот день употребляли картофель, красное вино, красное мясо, морковь, тыкву, яблоки.

В праздник Самхейна завеса между мирами становится такой тонкой, что маги и сверхъестественные существа могут без проблем переходить из одного мира в другой.

Кельты отмечали Самхейн как праздник нового года. Для всех мистиков - это один из самых значимых шабашей, к нему обычно приурочиваются наиболее важные ритуалы и церемонии.

Также в эту ночь проходила так называемая Дикая Охота - опасное магическое испытание, во время которого маг вступал в состязание со стихийными духами. Если он проигрывал - то расплачивался собственной жизнью или оставался калекой, но если выигрывал - то получал различные паранормальные способности и тайные знания. На такое испытание отваживались не все маги, так как считали его очень опасным.

Традиционно в этот праздник разжигались костры, проводились различные «яблочные игры», устраивались небольшие карнавалы и так далее.

В этот день обязательно нужно было приносить дары и жертвы умершим, так как бытовало мнение, что если этого не сделать, то они пересекут границу между миром живых и миром мертвых и начнут сеять зло.

Такая связь с миром мертвых связана с тем, что с началом ноября наступало самое тяжелое время для человека - зима, природа как бы умирала.

АЛЬБАН АРТАН


Название шабаша переводится как Возрождение солнца. Это середина зимы, день зимнего солнцестояния. Иногда его также называют Ноль. Современным эквивалентом праздника является Рождество Христово, Святки. Он отмечается примерно 21 декабря, а его кульминационная точка приходится на рассвет.

Шабаш считается малым. Его символами выступают святочное дерево или оленьи рога, а также покровительствующие празднику боги Кернуннос, Мабон.

Традиционно на праздник подавали белое вино, белые лепешки, горькие травы.

Этот шабаш приходится на самый короткий день в году. С этого момента солнце будет все больше и больше набирать силу. На этот праздник было принято устраивать различные гулянья, поцелуи под омелой, звонить в колокольчики, наряжать деревья и так далее.

ИМБОЛК


Название праздника переводится как праздник свечей, хотя в некоторых источниках указывается, что дословно слово имболк переводится в молоке. Иногда его также называют Оимелк. Современный эквивалент праздника - Сретение Господне, День св. Бригиты.

Шабаш отмечается в ночь с 31 января на 1 февраля, а его кульминационная точка приходится на полночь.

Шабаш считается большим. Его символ - одиноко горящая свеча и покровительствующие боги Бригита, Дану, Эпона.

Обычно в этот день на ритуальном столе должны присутствовать сухофрукты.

В этот праздник отмечали «истинную» середину зимы. По этому поводу в каждом доме на ночь зажигали одну свечу, которая должна была гореть до самого утра.

АЛЬБАН ЭЙЛЕР


Название праздника переводится как праздник птиц, день весеннего равноденствия. Иногда шабаш также называют Остара или Истар. Современным эквивалентом праздника является Пасха.

Альбан Эйлер отмечается примерно 21 марта на рассвете. Это малый шабаш. Его символом являются крашеное яйцо и покровительствующие боги Истар, Талиесин.

Традиционно в этот праздник люди отправлялись на открытое место или на вершину горного утеса, чтобы встретить первых перелетных птиц.

Также в этот день было принято красить яйца, что символизировало возрождение мира после зимы.

В данный период ночь и день одинаковы по продолжительности, что усиливает любую магическую операцию, выполняемую на границе перехода между ночью и днем, то есть в утренних сумерках.

Ведьмы в этот день изготавливали талисманы и амулеты, увеличивающие плодородие, помогающие бесплодным женщинам и так далее.

БЕЛТАЙН


Название праздника переводится как праздник цветов, хотя, согласно некоторым исследованиям, белтайн в переводе означает костер бога Беленоса. Также его иногда называют Вальпургиева ночь. Современным эквивалентом шабаша является 1 Мая, День Богородицы.

Это большой шабаш. Его символ - распустившийся цветок, как правило, папоротник, а также покровительствующие празднику боги Белинос, Блодеуведд.

Обычно в этот день употребляли вино и фрукты.

Шабаш Белтайн - противоположность Самхейну. Если последний был праздником смерти, то Белтайн - праздник возрождения, поэтому он неразрывно связан с сексуальностью. В этот день устраивались различные празднества, носящие откровенный эротический характер, проводились магические сексуальные обряды, изготавливались амулеты и талисманы, приносящие удачу в любви, разжигались костры, устраивались сексуальные забавы между молодыми людьми и так далее и тому подобное. Этот праздник был связан с плодородием.

АЛЬБАН ХЕФФИН


Название праздника переводится как праздник дуба. Иногда шабаш также называют летним солнцестоянием, летней ночью, чуть реже - Лита. Современным же эквивалентом праздника является день св. Иоанна.

Традиционно шабаш отмечается примерно 21 июня, а его кульминационная точка приходится на вечерние сумерки.

Это малый шабаш. Его символы - дуб, дубовая ветка, омела, а покровительствующие боги - Огмиос (Арианрол), Хуон, Мат.

На праздничном столе во время ритуальной трапезы должны присутствовать свежие овощи, хлеб и сыр.

На этот период приходится самый длинный в году день и самая короткая ночь, во время которой было принято прыгать между двумя кострами, собирать лекарственные растения, вступать в контакты с лесными сверхъестественными существами, приносить подношения дубу и прочее.

ЛУГНАССАДХ


Название праздника переводится как праздник зерна. Иногда его также называют Лугнасад, Ламмас. Современный эквивалент - праздник Халфмас.

Это большой шабаш. Он отмечается 1 августа, а его кульминационная точка приходится на полдень.

Символами праздника являются хлебный колос, зерно, каравай хлеба и покровительствующие боги Луг (Лугх), Ллеу (Ллео).

Традиционно на праздник в этот день на стол ставили хлеб, лепешки, овсяное печенье и кукурузу.

Этот день непосредственно связан с хлебом, с появлением первых плодов и так далее. В этот праздник также устраивались различные спортивные состязания, приносились дары и жертвы богам плодородия.

АЛЬБАН ЭЛЬВЕД


Название праздника переводится как праздник виноградной лозы. Иногда его называют просто днем осеннего равноденствия. Современным эквивалентом праздника является День благодарения.

Этот малый шабаш отмечается примерно 21 сентября, а его кульминационная точка приходится на вечерние сумерки.

Символами праздника являются виноградная гроздь и вино, а также покровительствующие боги - Мабон, Бран, Бранвен.

На ритуальной трапезе должны подаваться красное вино, овощи, фрукты, хлеб, дичь.

Это праздник сбора урожая, поэтому он, как правило, проходил в большом веселье и обильном пиршестве. На шабаш проводились ритуалы, призванные умилостивить богов плодородия и подготовить человека к постепенному переходу к «темному» периоду годового цикла - к осени и зиме. Справлялись свадьбы.

О «ведовских сборищах»

Самые ранние представления о ведовских сборищах указывают на ночные полеты ведьм по воздуху для вызывания гроз и ливней, для скрадывания Солнца, Луны, звезд и т. п. Такие ночные поезда рисует нам «Эдда », где ведьмы называются queldridha (Abendreiterin - ночные всадницы). В славянском фольклоре ведьмы, летая ночью по воздуху, блестят яркими огоньками, то есть молниями . Такими быстролетными поездами носились по поднебесью и старые боги-покровители чародейства, Один со своим неистовым воинством и Фрейя . Подобно старым богам, Тору , разъезжавшему на козлах, Фрее - на борове , Гиндле - на волке и т. д., ведьмы совершают свои полеты на излюбленных животных мифологии - на волках, взнузданных и погоняемых змеями , на кошках , козлах, медведях, свиньях (русская баба-яга), на оленях и т. п.

Позднее ведьмы довольствуются в своих полетах метлами, кочергами, ухватами, лопатами, граблями и просто палками, по мере надобности то ударяя по тучам и производя дождь, то начисто выметая небо от затемняющих его туч. Русские ведьмы и баба-яга носятся по воздуху в железной ступе (котле - туче), погоняя пестом или клюкой и заметая след помелом, причём земля стонет, ветры воют, а духи нечистые издают дикие вопли. Перед полетом ведьмы мажут себя волшебными мазями, брызгают водой, вскипяченной вместе с пеплом купальского костра (русская мифология), творят заговоры и т. д. Иногда ведьмы совершенно теряют земной облик, рисуясь, подобно облачным девам, прядущими при лунном свете свою небесную пряжу (туманы), белящими холсты или моющими своё бельё, развешивающими его для сушки на белых облаках. Типичные шабаши ведьм появляются только после введения христианства, когда старые боги сливаются с дьяволом, ищущим себе поклонников, и языческие празднества с их обрядами преследуются церковью как служение дьяволу.

Смешение обоих элементов мы находим в шабаше. Горы, излюбленные места языческих жертвоприношений и обиталища богов, становятся обычными пунктами для шабашей ведьм (Лысая гора у Киева , где некогда стояли главные кумиры славян, Бабьи горы y чехов и словенцев, гора Шатрия у литовцев, вершина горы Брокен , гора Блокула в Швеции, Блоксберг, Шварцвальд и др. у германцев и т. д.). Время сборищ приурочено к старым языческим праздникам. Главные сборища у русских происходили 3 раза в год: на коляду, при встрече весны и в ночь Ивана Купалы (празднество Перуну , заливающему зной дождевыми потоками). У немцев главный полёт ведьм происходит в первую майскую ночь - Вальпургиеву ночь (нем. Walpurgisnacht ),некогда посвящённую Фрее. Немецкое предание об этой ночи лучше всего характеризует смешанные черты шабаша.

Среди сонма ведьм они докладывают ему о содеянных ими злых деяниях и сговариваются о планах новых дел, причём в случае недовольства которой-нибудь из них Сатана тут же награждает ударами провинившуюся. По окончании деловой церемонии, при свете факелов, зажжённых от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: едят лошадиное мясо, а напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. Затем следует бешеная постыдная пляска ведьм с чертями, от которой на другой день остаются на месте следы ног коровьих и козьих. Инструментами для музыкантов служат вместо волынки лошадиная голова, а вместо смычка - кошачий хвост. Далее совершается сожжение козла, чёрного быка и чёрной коровы.

Шабаш оканчивается свальным соитием при полном мраке, после чего ведьмы на своих метлах возвращаются домой. Точно так же в русском фольклоре на вешний Юрьев день (соответствующий немецкой германской первой майской ночи), посвящённый громовнику, и в ночь на 24 июня (Ивана Купалы), посвящённый Перуну , ведуны и ведьмы с распущенными косами в белых развевающихся сорочках или звериных шкурах или совсем обнажённые собираются на Лысую гору, творят буйные, нечестивые игрища, пляшут вокруг кипящих котлов и чёртова требища, совещаются на пагубу людей и животных, ищут волшебные зелья (ср. миф о Перуновом пламенном цвете) и т. д.

По преданиям, собранным у Сахарова, с 26 декабря начинаются бесовские потехи; ведьмы со всего света слетаются на Лысую гору на шабаш и сдружаются там с демонами; 1 января ведьмы заводят с нечистыми духами ночные прогулки; 3 января, возвращаясь с гулянья, задаивают коров; 18 января теряют память от излишнего веселья. Аналогичные поверья имеются у славян и у литовцев. За железным столом или на троне восседает сам Сатана (у чехов - в образе чёрного кота, петуха или дракона), а ведьмы предаются разгулу и любовным гульбищам с бесами, поют, пляшут и объедаются. Все характерные черты ведовских собраний, начиная с места и времени их совершения, характерных животных старого культа (козел, змей, петух, кошка и т. д.), жертвоприношений, общих пиршеств, плясок, звериных шкур (тотемистический обряд) и т. д., вплоть до сексуальных оргий - все это черты языческих празднеств, с их тотемическими обрядами, жертвоприношениями, общими трапезами и оргиями, имевшими целью магически воздействовать на фаллических божеств природы (например, на празднике Ярилы). Даже фигура Сатаны, хотя совершенно новая, облечена в старые, традиционные образы зооморфных божеств - козла, дракона и т. д.

Средневековая католическая церковь считала совершенно реальными все эти народные предания и ревностно отыскивала мнимых участников легендарных сборищ, предавая их самым суровым наказаниям. В г., например, несколько человек было сожжено по оговору женщины, показавшей под пыткой перед инквизитором Бруссаром, что они слетались на Шабаш на палках, смазанных кровью лягушек, откормленных освящённой просфорой, кровью детей и соком трав, поклонялись Дьяволу в образе козла, собаки, обезьяны и человека, приветствовали его постыдным поцелуем , приносили ему жертвы, молились ему, продав ему свои души, топтали крест и плевали на него, хулили Бога и Христа и после пиршества друг с другом и с Дьяволом, принимавшим образ то мужчины, то женщины, предавались самым гнусным эксцессам. Таковы были обычные обвинения в процессе ведьм. Обвиняя сначала язычников, потом евреев, отлучённых от церкви, и каббалистов , затем и всех еретиков в служении Дьяволу, католическая церковь кончила верой в существование формального еретического культа дьявола по ритуалу ведовских сборищ.

Ересь и формальный культ дьявола стали синонимами. Еретики составляли синагогу дьявола, устраивая в честь его периодические субботы (отсюда субботы, шабаши ведьм). Участниками этих суббот являлись уже не жалкие ведьмы, а представители всех классов и рангов - князья светские и духовные, монахи, священники и т. д. Уже альбигойцев , которых папские легаты истребляли десятками тысяч, обвиняли в формальном культе дьявола; им приписывали собрания, на которых Сатана присутствовал в образе кота. К концу XV в. буллами пап, сочинениями инквизиторов и других церковных писателей создалась формальная, разработанная доктрина о ереси служения Дьяволу.

Целым аппаратом аргументов из писаний схоластиков, житий святых и показаний обвиняемых убежденно доказывалось, что детали шабашей - не обман воображения, а заведомо преступные реальные и телесные деяния. В сочинении Жакерио «Flagellum hereticorum» 1458 г. читаем, что на шабаши ведьм являются не только женщины, но и мужчины, даже священники, монахи, вступающие в беседу с реальными бесами , от которых по формальному договору взамен отречения от Бога и церкви получают силы чародейства. На собраниях, обыкновенно происходящих по четвергам, обязательны оплёвывание и топтание креста, принесение в жертву Дьяволу оскверненных святых даров и плотский разгул. Каждый получает от Дьявола особый знак (signum diaboli).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Шабаш" в других словарях:

    Муж., евр., шабаш, суббота, праздник, день молитвы; | отдых, конец работе, время свободное от дела, пора роздыха. Утренний, вечерний шабаш. Работать на один шабаш, более зимой, все светлое время. Дать шабаша, уволить с работы. Шабаш, миряне,… … Толковый словарь Даля

    шабаш - и шабаш. В знач. «субботний отдых, праздник, предписываемый иудаизмом; в суеверных поверьях ночное сборище колдунов, ведьм, сопровождаемое диким разгулом» шабаш, род. шабаша. Соблюдать шабаш. Ведьмы шабаш справляют. В знач. «окончание работы,… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Шабаша, м. [др. евр. покой]. 1. (шабаш). Субботний отдых, предписываемый еврейской религией. 2. (шабаш). В средневековых поверьях ночное собрание ведьм, сопровождавшееся диким разгулом. «Будь я с предрассудками, я порешил бы, что это черти и… … Толковый словарь Ушакова

    См. конец, довольно да и шабаш... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. шабаш гульбище, гульба, разгулье, разгул, праздник, отдых, кутеж, свистопляска, сборище, попойка, оргия;… … Словарь синонимов

    - (Ship your oars) команда, подающаяся на гребных шлюпках для одновременного прекращения гребли и уборки весел внутрь шлюпки всеми гребцами. По этой команде гребцы, подложив локтевые сгибы ближайших к борту рук под валек, резким нажимом кистей… … Морской словарь

    - (евр. schabat покой). 1) Еврейский праздник субботы. 2) у рабочих окончание работы, отдых, время, свободное от работы хозяину. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШАБАШ еврейск. schabat, араб. sebt.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (End of a day s work) окончание работы; работать на один шабаш работать без отдыха несколько часов подряд. Работать на два шабаша иметь в промежутке между работами отдых. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское… … Морской словарь

Свою третью игру на "шведском" этапе Еврохоккейтура сборная России проведет в воскресенье 9 февраля 2020 года против сборной команды Чехии.

Местом проведения матча Россия - Чехия , также как и предыдущего (со шведами), станет знаменитая "Арена Глобус" - самое большое в мире сферическое сооружение, расположенное в столице Швеции, городе Стокгольме .

Во сколько начнется игра Россия - Чехия 09.02.2020 г., на каком канале смотреть прямую трансляцию:

Начнется матч по хоккею с шайбой между сборными командами России и Чехии для российских болельщиков достаточно рано - в 14 часов 15 минут по московскому времени .

В прямом эфире встречу покажет федеральный спортивный телеканал "Матч ТВ" , старт прямого включения из Швеции - 14:10 мск.

То есть, хоккей Россия - Чехия 9 февраля 2020 года:
* Место проведения - Швеция, г. Стокгольм, "Глобус Арена".
* Время начала - 14:15 мск.
* На каком канале смотреть - на "Матч ТВ".

Обновлено 09.02.2020 г. в 17:00: Сборная РФ потерпела третье поражение на данном этапе, уступив Чехии со счетом 3:4.

Также 9 февраля 2020, помимо хоккея, произойдет еще одно заметное событие - вручение 92-й кинопремии "Оскар".
Ранее мы уже писали:
*

Во сколько начнется Церемония вручения премии "Оскар 2020":

Церемония вручения "девяносто второго Оскара" состоится 9 февраля 2020 года в голливудском театре "Долби" (США, штат Калифорния, Лос-Анджелес). По местному тихоокеанскому времени старт гала-концерта назначен на 15 часов 30 минут.

Из-за разницы в часовых поясах, для жителей европейской части России Церемония вручения премии "Оскар" начнется в ночь с 9 на 10 февраля 2020 года (с воскресенья на понедельник). По московскому времени это соответствует 02:30 ночи .

То есть, во сколько начало Церемонии вручения премии "Оскар 2020":
* 02:30 мск (в ночь с 9 на 10 февраля).

Торжественное вручение статуэток произойдет в 24-х категориях. Ранее, 13 января 2020 года, в театре имени Самюэля Голдвина (г. Беверли-Хиллз) были объявлены номинанты на премию. Ими стали 53 фильма. На награды в наибольшем числе номинаций (11) претендует фильм "Джокер". Чуть меньше, по 10 номинаций, у фильмов "Ирландец", "Однажды в Голливуде" и "1917".

Где смотреть прямую трансляцию "Оскара" 2020 года:

В Соединенных Штатах красочная церемония будет транслироваться на канале "ABC" .

В России права на показ шоу принадлежат онлайн-кинотеатру "Okko" , где Церемонию вручения премии "Оскар" можно будет увидеть в прямом эфире в ночь с 9 на 10 февраля 2020 года, начиная с 02:30 мск .

Ранее планировался показ мероприятия в записи на "Первом" канале, однако позже от этой идеи отказались по причине недостаточной финансовой целесообразности (популярность передачи мала для того, чтобы окупились затраты на покупку прав).

Какого числа проводится Всероссийская массовая лыжная гонка "Лыжня России" - 8 или 9 февраля 2020 года:

В феврале 2020 года на территории нашей страны уже в 38-й раз будет проведена Всероссийская массовая лыжная гонка под названием "".

Традиционно, проводится культурно-массовый забег в один из дней вторых выходных февраля (в текущем году это 8 или 9 февраля 2020 года) .

В 2020 году дата мероприятия утверждена в Положении б/н от 23/25 сентября 2019 г., утвержденном совместно Министерством спорта РФ и Федерацией лыжных гонок России.

Основной датой проведения "Лыжни России 2020", согласно Положения, является суббота 8 февраля 2020 года . В документе отмечается, что перенос гонки возможен на иную дату (например, на воскресенье 9 февраля 2020 года ) в случае прогнозируемых неблагоприятных погодных условий.

То есть, какого числа проводится в России массовый лыжный забег (основная дата):
* в субботу 8 февраля 2020 года.

Согласно оценкам, число участников "Лыжни России 2020" составит более 440 тысяч человек.

Лыжня России 2020 - во сколько старт лыжной гонки:

Согласно приведенной программе соревнований, регистрация участников начинается в 8:30 утра и продлится до 11:00 (по местному времени).

Начиная с 11:00 участников распределяют по стартовым каналам. Базовых дистанций две - 5 и 10 км.

С 11:45 до 12:00 - Церемония открытия.

12:00 - старт лыжной гонки (время местное) .