» »

Что можно отнести к высшим ценностям человечества. Жизненные ценности: что это такое, какие бывают, список с примерами

23.01.2024

ФИЛОСОФИЯ

Смысл жизни как высшая ценность человека*

А. Э. Воскобойников (Московский гуманитарный университет)

Voskoboinikov A. E. The Meaning of Life as the Supreme Value of the Person

Аннотация ♦ В статье рассматривается такое триединство, характеризующее понятие ценности, как значение, значимость и смысл. Автор, ссылаясь на Ф. Бэкона, показывает, что истину легче получить из ошибки, нежели из смешения понятий. Также бесспорно, что понятия важно анализировать не сами по себе, а в их «кровных» взаимосвязях.

Ключевые слова: ценность, значение, значимость, смысл, истина, философия, смысл жизни.

Abstract ♦ The article considers such trinity characterizing the concept of value as meaning, significance and sense. The author, referring to F. Bacon, shows that it is easier to receive the truth from a mistake than from a mixture of concepts. It is also indisputable that it is important to analyze concepts not in themselves, but in their "blood" interrelations.

Keywords: value, significance, importance, sense, truth, philosophy, meaning of life.

Значение задается взаимосвязями данного знака с другими знаками той системы, в которую он входит. Так, знак + обретает свое значение лишь в системе родственных знаков -, = и других. Знак!, оказываясь в разных знаковых системах, приобретает разное

Статья подготовлена для секции «Ценности российской цивилизации в современной культуре, экономике, политике», организованной кафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета и проведенной 17 октября 2016 г. в рамках IV Международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества». The paper was prepared for the panel "Values of Russian Civilization in Contemporary Culture, Economics, Politics", which was organized by the Department of Philosophy, Culturology and Politology at Moscow University for the Humanities and convened on October 17, 2016 within the framework of the 4th International research-to-practice conference "Values and Interests of Modern Society".

значение (он может быть знаком препинания, математическим знаком, предупреждающим знаком на автомобильной дороге).

Значимость выражает прагматическую роль знака, его ценность для «потребителя» (пример: значимость числа, принесшего лотерейный выигрыш). Именно значимость наиболее непосредственно связана с ценностью того или иного объекта.

Смысл задается теми значениями и значимостями, которые данный знак приобретает на надсистемном (метасистемном) уровне, когда сопоставляется с другими системами знаков. Смысл - это попытка заглянуть за пределы данной знаковой системы, соотнести ее с другими знаковыми системами, со всем миром знаков.

Что касается смысла жизни, то он обретается при органичном возвышении над нею самой, что позволяет избежать некой самодовольной замкнутости на саму себя.

Первейшая проблема аксиологии - сама специфика ценностей: желаемы ли вещи потому, что содержат ценностные свойства, или вещи приобретают ценностные свойства потому, что желаемы? Два распространенных диаметрально противоположных ответа таковы. Согласно «аксиологическому объективизму», ценности - важнейшие атрибуты объектов. Субъекту дано только переживать свое отношение к ним. В соответствии с «аксиологическим субъективизмом», напротив, ценности существуют лишь благодаря процессу их восприятия и переживания субъектом.

Более убедительна позиция, которая исключает односторонние крайности как объективизма, так и субъективизма. Она такова: в «чистом виде» ценность не существует ни объективно (сама по себе, без субъекта), ни субъективно (без объективных свойств, представляющих собой ее основу). Она появляется как результат специфического отношения субъекта и объекта. При более узком прагматичном подходе, скажем, в системологии категория ценности может трактоваться как критерий предпочтения.

Ценностное представление само может стать своеобразным объектом для новой оценки - оценки более высокого порядка. Ее способна произвести социальная группа, включающая субъекта исходного ценностного представления. Если некоторые ценности индивида не совпадают с ценностями социальной группы, в которую он входит, последняя к ним относится как к малоценным или совершенно неприемлемым и даже «инородным».

Нередко употребляют выражения «неразумная ценность», «ложная ценность», «мнимая ценность». Однако перечисленные термины избыточно «рационализируют» ценностные представления, затушевывая их эмоциональную составляющую. Уточним са-

му суть двойной оценки, т. е. «оценки оценки». Здесь возможны по крайней мере два варианта, зависящие от индивидуальной и социально-групповой оценки.

Вариант первый. Некая ценность кажется субъекту положительной или высоко значимой. Но социальная группа (особенно нормативная референтная группа) или общественное мнение оценивают эту ценность по-другому: как отрицательную или низко значимую для самого субъекта, т. е. такую, которая не сможет удовлетворить (несмотря на его ожидания) так называемые «разумные потребности».

Вариант второй. Некая ценность и на этот раз кажется субъекту положительной или высоко значимой, и она на самом деле способна удовлетворить его определенные потребности (а также помочь достигнуть определенных целей). Но социальная группа (или иные социальные инстанции) справедливо относится к самим этим потребностям и целям как социально вредным. В первом варианте ценностная ориентация не ведет к цели, поставленной субъектом и одобряемой обществом. Во втором - ведет субъекта к цели, но сама цель осуждается социумом.

Важнейшую роль в системе ценностей играют высшие ценности, представленные как на личностном, так и на общественном уровне.

Не претендуя на фундаментальный онтологический статус, высшие ценности, тем не менее, обладают общечеловеческой обязательностью. Высшие ценностные представления имеют ярко выраженную синтетическую природу, одновременно включая в себя и этические, и эстетические, и рационально-логические аспекты и компоненты. Именно на высших уровнях ценностных представлений складываются убеждения и идеалы личности, формируются и осознаются ее жизненные позиции и цели деятельности, приобретает логически и эмоционально «выстраданный» характер смысл ^юизни. Высшие ценности не только аккумулируют богатый опыт прошлого, но и воспроизводят будущие перспективы. Становится все очевидней: чтобы мир перевернулся и стал абсурдным, не надо никакого «архимедова» рычага - достаточно, чтобы «перевернулась» система ценностей.

Порою подвергают сомнению саму возможность существования высших общечеловеческих ценностей, которые являются смысловым ядром как секулярного, так и религиозного гуманизма. Критические доводы иной раз опираются на социобиологические аналогии и генетическую предопределенность сценария «хищник - жертва». И в самом деле, скажем, у волков и зайцев - принципиально «несолидарные» жизненные ориентации.

То же самое, дескать, зачастую встречается в людских сообществах: невозможно гармонизировать взаимные отношения подсудимого и прокурора, жертвы и палача, нищего и олигарха, борца за свободу и тирана... Для того, чтобы убедиться, что это далеко не «то же самое», рассмотрим ситуацию в эволюционно-системном аспекте.

В развивающейся системе низший уровень структурной организации генетически первичен по отношению к высшему. Он детерминирует на первом этапе процессы возникновения и развития более высокого уровня, а также целостное поведение системы (имеется в виду внутрисистемная детерминации, а не внешняя, раскритикованная постмодернистами). Однако подлинное «созревание» более высокого уровня происходит тогда, когда для него начинается период внутриуравневой самодетерминации («causa sui»), период «самопорождения» («sui generis»). В результате постепенно начинает возрастать обратная внутрисистемная детерминация низшего уровня более высоким уровнем и влияние последнего на поведение системы в целом. Причем рассматриваемая детерминация нелинейного типа, т. е. она имеет характер не однозначной, а многозначной причинно-следственной зависимости («муль-тикаузальности»). К тому же картина усложняется тем, что на процесс развития влияют не только детерминистские, но и стохастические закономерности.

Тем не менее, в итоге постепенно возрастает значимость и определяющая роль не «диктата прошлого», а народившегося настоящего и зарождающегося в настоящем «зова будущего». Речь идет о целеполагании и целереализации, которые все более и более зависят от свободного выбора и творческой деятельности самих субъектов.

Благодаря эволюционному развитию в природных системах над физической необходимостью постепенно надстраивалась неосознаваемая биологическая целесообразность, а над ней со временем - осознанное целеполагание.

Это осознанное целеполагание постепенно восходило от уровня «осознанной необходимости» до уровня все более свободного творческого проектирования действительности.

Итак, естественная эволюция не устраняет фундаментальные чисто природные закономерности, на основе которых происходит развитие человеческого рода. Но они становятся своего рода трамплином для возникновения надприродных закономерностей и процессов. Все большую роль начинают играть не только природная целесообразность, но и социокультурное целеполагание. Не только инстинктивное поведение, но и творческая деятельность. Не только

генезис, но и телезис. Не только строгая запрограмированность, но и свобода. А это позволяет также совершенствовать и возвышать систему ценностей.

И хотя, конечно, в душе каждого человека добро со злом («бог» с «дьяволом») борется, не вызывает сомнений, что общая угроза способна сплотить людей, имеющих даже радикально противоположные ценностные ориентации. В наше время резко возрастает значимость такой объединяющей высшей ценности как выживание. То, что это универсальная ценность, подтверждают пророческие слова, звучащие сегодня особенно актуально, - спасутся все или не спасется никто.

Одним из связанных с гуманизмом понятий является понятие гуманности. Она может быть чертой характера, особенностью стиля жизни или практической деятельности. Чаще всего гуманность проявляется сравнительно локально. Но гуманизм как нравственный принцип должен быть универсальным. Либо его просто нет. Стало расхожим утверждение, что в гражданском обществе гражданин берет социальную ответственность на себя. Но это может быть «укороченная» ответственность, ограниченная интересами своего клана, класса, этноса. Подлинный гуманизм изначально универсален и взывает к универсальной ответственности. Конечно, существует различие между универсальными и общечеловеческими ценностями. Но в масштабах земной цивилизации эти ценности соразмерны и едины.

Следует признать главенство универсальных ценностей и интересов над всеми иными. Важнейшие характеристики универсальных ценностей таковы: они базовые, инвариантные, общечеловеческие.

Согласно гуманистическому учению, наиважнейшей высшей ценностью является сам человек, его жизнь, свобода, счастье, любовь, развитие его способностей и творческих потенций.

Человек не статический центр мироздания, как он долго полагал. Зато он «ось и вершина эволюции, что много прекраснее» (Тейяр де Шарден, 2002: 142). Важно осознать особую роль человека во Вселенной и его великую гуманистическую ответственность как за себя, так и за окружающий мир. Быть не центром величия, но центром ответственности - таково его высшее назначение: «Я свободен, следовательно, ответственность лежит на мне самом».

Одна из несомненных высших ценностей - идеал, как предельно совершенная форма существования чего-то возвышенного и желанного. Во времена не столь отдаленные начинающим стрелкам

(чтобы попасть в цель) рекомендовалось целиться немного выше нее. Идеал позволяет и нам, планируя достойное будущее, «целиться выше цели». Идеалы могут быть и индивидуальными и общественными. Жизнь людей, не устремленная (хотя бы в мечтах) к идеалу, теряет глубокий смысл. И не столь уж важно - где расположен этот идеал - в посюстороннем мире или «выше». Важнее, каков он. Одна из отличительных особенностей подлинного идеала как раз и есть его достаточная универсальность. А также то, что он одновременно не может кому-то нести добро, но кому-то - зло, кому-то дарить прекрасное, но кому-то - безобразное. Особенно важно искать какие-то общие основания в моральных ценностях сейчас, перед трагедией, грозящей всему роду человеческому.

Одна из важнейших высших ценностей - смысл жизни, который предстает системообразующим компонентом ценностных ори-ентаций.

Его утрата приводит к социальной аномии, порождает мировоззренческий агностицизм, нравственный цинизм или психическую фрустрацию.

Смысл жизни приоткрывается лишь тому, кто живет деятельно и полнокровно - не отрешенному от всего созерцателю, а деятелю, творчески преобразующему окружающий мир и самого себя. Смысл жизни невозможно объяснить. Вместо объяснений лучше всего его совместно выстрадать. Но попробовать дать какие-то наметки объяснения - вещь не лишняя. Человек обретает смысл своего существования не путем глубинного самокопания, а подключаясь к ценностно-смысловому полю всей культуры. Только так он способен осознать себя в едином социально-историческом процессе, свою сопричастность мировым событиям, найти свой путь творческой самореализации. Сочно и мудро звучит эта идея у А. П. Платонова в рассказе «Афродита»: «Одному человеку нельзя понять смысла и цели своего существования. Когда же он приникает к народу, родившему его, и через него к природе и миру, к прошлому времени и будущей надежде, - тогда для души его открывается тот сокровенный источник, из которого должен питаться человек, чтобы иметь неистощимую силу для своего деяния и крепость веры в необходимость своей жизни» (Платонов, 2012: 346).

1 Ценностная ориентация - это оценка целей, избираемых в процессе подготовки и осуществления действий, поведения, деятельности. Скажем, субъект оценки, оценивая предмет оценки, вырабатывает некое ценностное представление, которое и становится для него ценностной ориентацией. Ценностные ориентации формируют убеждения, а те, в свою очередь, побуждают к определенным поступкам и формам деятельности. Вообще говоря, это обратимые процессы взаимодействия.

Встречаются люди, которые никогда не искали смысл жизни. Они, как правило, инфантильны и беспечны. Встречаются люди, которые раз и навсегда нашли смысл жизни в чем-то вполне определенном и на этом успокоились. Но есть и такие люди, которые всю свою жизнь мучительно постигают ее таинственные основы и горизонты. Для них первичным смыслом жизни становится сам этот поиск.

Один из нравственных парадоксов: чем выше и дороже смысл жизни, тем больше он выходит за ее пределы и легче за него даже умереть.

Но с чего начать свое восхождение к высшему смыслу? «Начну с малого...», - может сказать себе человек. Забота о другом существе сразу наполняет жизнь значительным смыслом. Ведь переживание того, что ты кому-то необходим, - одна из предпосылок счастья. Сделай правильный (праведный) выбор и будь в ответе за него и свои деяния. Совершенствуй себя, становясь добрее, мудрее и творчески инициативней. Старайся отдавать больше, чем брать, но нисколько не кичись этим. Л. Н. Толстой своеобразно сравнивал человека с дробью. Сделай это чуть по-своему. В знаменателе весьма условно учти все то, что ты потребил или позаимствовал у других. А в числителе помести все то, что сам создал доброго и хорошего для окружающего мира, других людей, причем не только самых близких. Многие люди по этой простенькой арифметике не дотягивают до «единицы». Они так и не реализуют себя как личности. Именно таких людей имел в виду Э. Фромм, когда писал, что многие умирают, так и не успев родиться. Стремись оставить «чекан души», как говорил Саади, воплощаясь в кого-то и во что-то. Пусть это будет своеобразная реинкарнация, но содеянная самим собой. Итак, иди за тем, что зовет ввысь, как бы приподнимаясь над повседневностью и самим собой.

Рано или поздно каждый человек задумывается о смысле жизни, о том, зачем он приходит на эту планету и что после себя оставит. Мы читаем философские трактаты лучших мыслителей из разных эпох и понимаем, что вне зависимости от времени, ценности человека остаются неизменными. Попыток классифицировать блага было произведено бессчетное количество, однако, до сих пор никто не пришел к единому мнению.

Глубинные основы бытия

Для того чтобы определить смысл бытия, необходимо рассматривать сразу несколько аспектов. Для начала отыщем ценность человека и общества внутри самой жизни. Все, что присуще естественным процессам бытия прекрасно само по себе. Каждый человек дорожит жизнью и осознает, что он пришел в этот мир совсем не зря, а с какой-то миссией. Осознание собственной необходимости, поиски важной миссии уже наполняют существование человека глубинным смыслом.

Простые, но такие важные ценности человека имеют чувственное и эмоциональное начало. Мы говорим о любви и дружбе, преданности и честности, бескорыстии и добре, милосердии и сострадании, уважении и почтении. Все эти чувства вкупе с верностью, надеждой, мужеством и совестью помогают человеку справляться с внутренними демонами, с противоречивым несовершенством бытия. Говоря про высшие ценности человека, нельзя не упомянуть духовность, которая наполняет бытие в совокупности.

Действие в совокупности

Философы утверждают, что человек не может использовать глубинные основы бытия по отдельности. В этом случае искажается глубинный смысл. Все качества, которые мы перечислили, не могут работать по отдельности. Так, стремление к любви без бескорыстия и сострадания способно превратиться в эгоизм. Мужество и отвага без добра и совести превращаются в жестокость.

Каждому человеку в процессе бытия неоднократно предоставляется право выбора. Существование человека противоречиво, но оно невозможно без преодоления трудностей, без борьбы с искушением, без свободы. Ведь только обладая внутренней свободой, мы обретаем ценность. Человека можно научить ценить жизнь даже через страдания, лишения и невзгоды.

Что такое счастье?

В этой связи счастье никогда не являет собой абсолютное состояние. Как известно, человеку важен путь, который он проходит для достижения своей мечты, а не сам факт. Чем тернистей и извилистей дорога, ведущая к счастью, тем глубже осознание смысла бытия. Люди творческих профессий, не помещенные в жесткие рамки условий, всегда испытывают счастье. Они наслаждаются процессом, порой, невзирая на отсутствие материальных благ. Эти люди уверены в том, что они нашли смысл бытия в своих работах (картинах, скульптурах, песнях). В этих работах отражено все лучшее, что имеется в нашей жизни, и это лучшее будет жить в веках. Так мы плавно подошли ко второму аспекту человеческих ценностей, к тому, что ожидает человека за пределами жизни.

Религиозная составляющая

Оставляя после себя наследие, люди способны увековечить свое существование в памяти потомков. И каждый из нас хоть раз задумывался, а что ждет нас после смерти? Высшие ценности человека невозможно рассматривать без религиозной составляющей. Различные теологические учения говорят о том, что люди пришли в этот мир отнюдь не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить вечно, переродившись после физической смерти в другое обличие.

Считается, что душа каждого человека бессмертна. Она будет существовать в потустороннем мире вечно. И в силах каждого человека сделать так, чтобы эта потусторонняя вечность была наполнена умиротворением, гармонией и добром. Для этого необходимо лишь отказаться от многих мирских благ, утех и материальных ценностей. Люди, ведущие аскетическое существование, глубоко религиозные личности, уверены, что их душа после того, как умрет физическая оболочка, обязательно попадет в рай.

Поиск смысла жизни отдельным индивидуумом

Помимо глубинных жизненных основ бытия и религиозного учения, существуют и неизведанные ценности человека. Ценности личности формируются в зависимости от каждого конкретного индивидуума, путем их поиска во время пребывания в этом мире. У таких ценностей нет единожды заданного смысла. Человек приходит в этот мир для того, чтобы отыскать и определить их. Каждый человек вправе решить, носят ли высшие ценности абсолютный характер, аксиома ли это, либо это понятие сугубо индивидуально. Дифференцированный философский подход к этому вопросу указывает на то, что существуют только лишь самодостаточные ценности, например, справедливость или счастье. Все остальное в этом мире имеет относительный характер.

В зависимости от эпох

Каждая эпоха человеческого бытия привносила что-то свое. Так, например, древнегреческие философы пропагандировали теоцентризм. По их мнению, люди приходят в этот мир для того, чтобы вести скромное существование и готовиться к вечной жизни на небесах после физической смерти. Аскетические ценности в жизни человека в древние времена сменились поисками счастья и земного блаженства в эпоху Возрождения.

В то время процветало так много индивидуалистов, полагавших, что смысл жизни заключается в самом бытии. Аскетизм был надолго забыт, на смену ему пришли разного рода мирские удовольствия. Однако, это опасный путь развития индивидуума, ведь, таким образом, он противопоставляет себя обществу. Развивать свои способности необходимо всесторонне, для того, чтобы они приносили максимум пользы обществу. Правда эпоха Возрождения подарили нам нечто большее: она выдвинула на первый план принципы гуманизма, отодвинув на второй план религиозную сущность.

Современный подход

И в наши дни философы спорят о смысле жизни, они придерживаются различных течений и создают абсолютно новые теории. Однако, ценности все больше рассматриваются, как конкретный предмет, способный принести пользу или удовлетворить потребности человека. Мир стал все более материально зависимым. Это не единственное наше отличие от древних или средневековых представлений о ценностях. Также в современном обществе на первый план выходят социальные ценности человека.

Классификация ценностей

Условно принято придерживаться следующей классификации ценностей. Они делятся по содержанию и по форме бытия.

Форма ценностей включает в себя духовность, приверженность идеалам.

Нравственность и набожность не идут рука об руку. Если религия учит человека заботиться лишь о представителях своей общины и думать о загробной жизни, то нравственность и мораль направлены на всех представителей общества. Люди учатся быть милосердными, проявляют сострадание не только к ближним, но и ко всем нуждающимся в этом. Так появляются меценаты и филантропы. Каждый человек формирует свое представление о добре и зле, о благе. Так появляются духовные идеалы. Духовность в нашей классификации помещена и в содержание, и в форму бытия.

Понятие ценности, иерархия

Само понятие ценности достаточно сложно охарактеризовать, чаще всего оно не имеет оболочки, но имеет значение. Это то, как одна личность относится к другой. Оно направлено на волю человека и заставляет осмысливать собственное существование. Существует иерархия высших ценностей:

  1. Здоровье;
  2. Добро, истина, красота;
  3. Стремление к добру, к познанию истины;
  4. Достижение цели, использование волевых качеств;
  5. Достижение состояния покоя (нирваны).

По этапам ценности переживают трансформацию, однако, при этом не происходит подмена одного понятия другим. Также ни одна из ступеней не может доминировать над другой.

Ценность - это цель.

Например, некая вещь вам дорога как память о близких. Память о близких цель, а эта вещь средство. Ценность вещи определяется её связью с целью.

Высшая ценность есть конечная цель.

Всякая конечная цель есть состояние, в котором можно пребывать бесконечно.


За конечной целью по определению нет уже никаких других целей. Значит, на достижении этой цели мы останавливаемся навеки. То, на чём можно остановиться, и есть высшая ценность, сообщающая ценность всему, что к ней ведёт.

Бесконечность есть признак высшей ценности.
Если вы не готовы пребывать с чем-то вечно, это не высшая ценность. Помимо длительности, аспектом этого признака, является применимость к любым изменчивым обстоятельствам, универсальность. Что бы ни случилось, вы готовы пребывать с вечной ценностью.
Присовокупите к этим ценностям "при любых обстоятельствах", "что бы там ни было", "всегда" и т.п., и увидите, что это высшие ценности.

С моей точки зрения имеется восемь непосредственных критериев высшей ценности (конечной цели человеческой жизни, блага самого по себе) и один косвенный.

✔️ Непосредственные:
ясность и отчётливость (благо можно легко и в красках себе представить и выразить);
предельность (не оно ради чего-то, а всё ради него);
универсальность - 1 (в принципе пригодно для всех людей, а не только для каких-то их разрядов);
универсальность - 2 (независимость от преходящих обстоятельств);
вечностность (проецируемость в вечность, то есть с этим можно быть хоть вечно, на этом можно остановиться);
нормативность (оно является источником оценок для всего остального; критерий Родерика Чиcхолма);
метафизическая нейтральность (не оно определяется картиной мира, а картина мира им);
онтологичность (сквозь него открывается самостоятельное измерение бытия).

✔️ Косвенный:
такое благо проявляет себя в истории как доминанта, вокруг которой складывается устойчивая, потенциально кросскультурная мировоззренческая традиция, то есть им могут заинтересоваться люди любой эпохи и любого региона, и эта заинтересованность непременно порождает то тут, то там некоторое культурное движение со множеством участников.

Что касается набора действительных высших ценностей, то самым полным в западной философии на сегодня считается список, который дан Frankena W.K. в его книге “Ethics” 1973 года.
жизнь, сознание, деятельность;
здоровье и сила;
удовольствие и удовлетворённость всевозможных видов;
счастье, блаженство, довольство и т.п.;
истина;
знание и верные суждения различных видов, понимание, мудрость;
красота, гармония, соразмерность в созерцаемых предметах;
эстетический опыт;
нравственно добрые наклонности или добродетели;
взаимное расположение, любовь, дружба, сотрудничество;
честное распределение благ и неприятностей;
гармония и баланс в собственной жизни;
власть и опыт различных достижений;
самовыражение;
свобода;
мир, безопасность;
приключения и новизна;
добрая репутация, честь, почёт.

Попробуем подытожить.

✔️ 15 признаков высшей ценности:
Высшая ценность
является тем, что можно так или иначе пережить в личном опыте (экспириентальность);
Если ценность нельзя пережить, это не высшая ценность.
- экспириентальность означает, что высшая ценность не может быть совершенно отделена от её носителя и быть каким-то абстрактным “положением дел” либо просто какой-то вещью;
- она всегда ему понятна по крайней мере на уровне чувств.

является тем, с принципиальной неосуществимостью чего невозможно смириться (необходимость);
Высшие ценности не где-то там за седьмыми небесами. Они в известном смысле насущны, хотя и необязательно в своём предельном виде.
является тем, чему можно посвятить всю свою жизнь и/или ради чего можно отдать свою жизнь (экзистенциальность);
может быть главным предметом устремлений, конечной целью всей деятельности (телеологичность);
может быть тем, ради чего всё остальное, а не тем, что само ради чего-то ещё (предельность);
может быть источником всех оценок, задаёт оценочную шкалу, в рамках которой можно оценить в том числе любое явление или поведение (нормативность);
открывает и отражает определённое измерение бытия и определённый аспект личности (онтологичность);
может быть усвоена любым разумным существом независимо от его индивидуальных особенностей или принадлежности к той или иной категории (универсальность);
независима от обстоятельств и сохраняет свою значимость во всех возможных мирах (аналитичность);
задаёт картину мира, а не следует из заранее данной картины мира (метафизическая нейтральность);
не может надоесть или как-нибудь ещё обнаружить свою ограниченность (неисчерпаемость);
является тем, на чём можно остановиться, может проецироваться в вечность (вечностность);
может быть представлена как абсолют за пределами повседневности или природы (трансцендируемость);
несводима к другим ценностям, не является производной от них (первичность);
является доминантой, вокруг которой сформировались одна или несколько историко-мировоззренческих традиций либо духовных движений (культурно-историческая значимость).

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Что важно для вас и что является ? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в . И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по . Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для , которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего .

Каждая из высших ценностей:
1) является тем, что можно так или иначе пережить в личном опыте (экспириентальность);
2) является тем, с принципиальной неосуществимостью чего невозможно смириться (необходимость);
3) является тем, чему можно посвятить всю свою жизнь или ради чего можно отдать свою жизнь (экзистенциальность);
4) может быть главным предметом устремлений, всей деятельности (телеологичность);
5) может быть тем, ради чего всё остальное, а не тем, что само ради чего-то ещё (предельность);
6) может быть источником всех оценок, задаёт оценочную шкалу, в рамках которой можно оценить в том числе любое явление или поведение (нормативность);
7) открывает и отражает определённое измерение бытия и определённый аспект личности (онтологичность);
8) может быть усвоена любым разумным существом независимо от его индивидуальных особенностей или принадлежности к той или иной категории (универсальность);
9) независима от обстоятельств и сохраняет свою значимость во всех возможных мирах (аналитичность);
10) задаёт картину мира, а не следует из заранее данной картины мира (метафизическая нейтральность);
11) не может надоесть или как-нибудь ещё обнаружить свою ограниченность (неисчерпаемость);
12) является тем, на чём можно остановиться, может проецироваться в вечность (вечностность);
13) может быть представлена как абсолют за пределами повседневности или природы (трансцендируемость);
14) несводима к другим ценностям, не является производной от них (первичность);
15) является доминантой, вокруг которой сформировались одна или несколько историко-мировоззренческих традиций либо духовных движений (культурно-историческая значимость).

1. Комплементарные высшие ценности
Эти ценности могут вступать в ситуативные противоречия друг с другом, но в целом способствуют осуществлению друг друга, стратегически друг друга дополняют.

Здоровье
Общее определение: удалённость от смерти.
Семантическое поле: самосохранение, выживание, бодрость, энергия, долголетие.

Противоположность: болезнь.

Крайние точки шкалы: вечная молодость - смерть.

Психологическое соответствие: радость бытия (joie de vivre).

Соответствие в индийской культуре: аюс (жизнь, आयु).
Соответствие в китайской культуре: кан нин (телесное и душевное благополучие, 康寧), шоу (долголетие, 壽), сянь (бессмертие, 仙).

Историко-мировоззренческое соответствие: даосизм.


Контроль
Общее определение: возможность управлять обстоятельствами в точном соответствии с замыслом.
Семантическое поле: польза, выгода, богатство, власть, сила, свобода, доминирование, мощь.

Противоположность: беспомощность.

Крайние точки шкалы: абсолютная власть - рабство.

Психологическое соответствие: чувство контроля.

Соответствие в индийской культуре: артха (польза, अर्थ).
Соответствие в китайской культуре: фу (богатство, 富), гуй (служебная карьера, 貴), ли (выгода, 利).

Историко-мировоззренческое соответствие: материализм как образ жизни.


Социальная гармония
Общее определение: взаимное согласие с окружающими.

Семантическое поле: взаимная симпатия, взаимопонимание, единодушие, сообразность, такт, чин, лад, добрая слава.

Противоположность: дисгармония.

Крайние точки шкалы: космический порядок - хаос.

Психологическое соответствие: раппорт (rapport).

Соответствие в индийской культуре: язас, ящас (почёт, यशस्).
Соответствие в китайской культуре: шу (взаимообразность, взаимность, 恕), ли (порядок, 理), ли (благопристойность, 礼), да тун (великое единение, 大同).

Историко-мировоззренческое соответствие: конфуцианство.


Свобода от зависимостей
Общее определение: преодоление болезненной зависимости от чего бы то ни было.

Семантическое поле: умиротворённость, безмятежность, непривязанность, бесстрастность, свобода от страданий.

Противоположность: порабощённость и ослеплённость желаниями.

Крайние точки шкалы: нирвана - неутолимая жажда.

Психологическое соответствие: спокойствие.
Соответствие в индийской культуре: нирвана (निर्वाण), бодхи (बोधि).
Соответствие в китайской культуре: непань (涅槃).

Историко-мировоззренческое соответствие: буддизм.


Благоденствие рода
Общее определение: окружённость роднёй.

Семантическое поле: размножение, семейственность, клановость, многочисленность родных, процветание народа, слияние с бытием.

Противоположность: одиночество.

Крайние точки шкалы: единение со всем сущим - полная отчуждённость.

Психологическое соответствие: ощущение себя частью целого (партиципация, океаническое чувство).

Соответствие в индийской культуре: мокша (मोक्ष), тат твам аси (ты то еси, तत्त्वमसि).
Соответствие в китайской культуре: цзы сунь чжун (много сыновей и внуков, 子孫眾多).

Историко-мировоззренческое соответствие: родовые религии (язычество).


Познание
Общее определение: стремление к знаниям ради самих знаний, а не ради чего-то ещё.

Семантическое поле: любопытство, стремление к новому, исследовательский интерес, беспристрастность, сомнение.

Противоположность: неведение.

Крайние точки шкалы: абсолютная истина - заблуждение.

Психологическое соответствие: осведомлённость (awareness).

Соответствие в индийской культуре: джняна (знание, ज्ञान), сатья (истина, सत्य).
Соответствие в китайской культуре: чжи (знание, 知), ди (истина, 諦).

Историко-мировоззренческое соответствие: скептицизм как образ жизни.


Удовольствие
Общее определение: любые приятные ощущения.

Семантическое поле: наслаждение, довольство, приятность, веселье, эйфория.

Противоположность: недовольство.

Крайние точки шкалы: блаженство - мучение.

Психологическое соответствие: удовольствие.

Соответствие в индийской культуре: кама (страсть, काम).
Соответствие в китайской культуре: си (радость, 喜), фэн лю (ветер и поток, 風流).

Историко-мировоззренческое соответствие: гедонизм.

Самореализация
Общее определение: вдохновенная помощь другим.

Семантическое поле: деятельная любовь, призвание, любимое дело, усердие, энтузиазм.

Противоположность: прозябание.

Крайние точки шкалы: вечное вдохновение - отвращение ко всему.

Психологическое соответствие: поток (flow).
Соответствие в индийской культуре: дхарма (долг, धर्म).
Соответствие в китайской культуре: жэнь (человеколюбие, 仁), ли ай (любовь, несущая пользу, 利愛).

Историко-мировоззренческое соответствие: христианство.

Достоинство
Общее определение: отказ наделять несовершенных теми правами, какими может обладать лишь всесовершенное существо.
Семантическое поле: несгибаемость, непреклонность, стойкость, единобожие, несуетливость.
Противоположность: пресмыкательство.
Крайние точки шкалы: попрание всех идолов - идолопоклонство.
Психологическое соответствие: чувство собственного достоинства.
Соответствие в индийской культуре: ишвара-пранидхана (предание себя Богу, ईश्वरप्रणिधान), ниргуна бхакти (преданность вне образов, भक्ति).
Соответствие в китайской культуре: цзюнь цзы (благородный муж, 君子).

Историко-мировоззренческое соответствие: ислам.

Созидание
Общее определение: изготовление чего бы то ни было.
Семантическое поле: творчество, конструктивность, продуктивность, креативность, изобретательство, производство, строительство, собирание.

Противоположность: разрушение.

Крайние точки шкалы: бесконечное творчество - уничтожение.

Психологическое соответствие: творческий зуд (élan créateur, élan vital).

Соответствие в индийской культуре: нирмана (создание, निर्माण).
Соответствие в китайской культуре: чжуанцзянь (созидание, 创建).

Историко-мировоззренческое соответствие: креативизм.

2. Пограничные/смешанные высшие ценности
Эти ценности могут вступать не только в ситуативные противоречия с другими, но и в целом не способствовать осуществлению других высших ценностей.

Победа
Общее определение: подавление каких-либо враждебных действий.

Семантическое поле: возобладание, перевес, триумф, торжество, успех в борьбе, разгром противника.

Противоположность: поражение.

Крайние точки шкалы: уничтожение врага - победа врага.

Психологическое соответствие: чувство превосходства.

Соответствие в индийской культуре: виджайя (विजया).
Соответствие в китайской культуре: шэнли (胜利).

Историко-мировоззренческое соответствие: зороастризм.
Мир
Общее определение: полное отсутствие какой-либо злости и желания причинить кому-либо вред.

Семантическое поле: ненасилие, покой, тишина, благостность, доброжелательность, умиротворённость.

Противоположность: насилие.

Крайние точки шкалы: война против всех - дружелюбие ко всем.

Психологическое соответствие: отсутствие агрессии.

Соответствие в индийской культуре: айога кевали (безмолвное всеведение, अयोग केवली).
Соответствие в китайской культуре: ань лэ (спокойствие и радость, 安樂).

Историко-мировоззренческое соответствие: джайнизм.

Рефлексия
Общее определение: отстранение и переоценка всех имеющихся ценностей.

Семантическое поле: самосознание, критичность, мудрость, медитация, творческий поиск.

Противоположность: узколобость.

Крайние точки шкалы: выход за пределы обычного - автоматизм.

Психологическое соответствие: интроспекция.

Соответствие в индийской культуре: праджня (сверхпостижение, प्रज्ञ).
Соответствие в китайской культуре: чжи (хитроумие, 智), шэн (совершенномудрие, 聖).

Историко-мировоззренческое соответствие: философия как образ жизни.

Скорость
Общее определение: частота всевозможных приключений.
Семантическое поле: насыщенность, богатство событиями, интенсивность, бурность, кипучесть, яркость, энергия.
Противоположность: затишье.
Крайние точки шкалы: полнота жизни - пустота.
Психологическое соответствие: ажитация.
Соответствие в индийской культуре: карита (движение, चरित).
Соответствие в китайской культуре: и (перемены, 易).
Историко-мировоззренческое соответствие: футуризм как образ жизни, панк- и рок-движения.

Хаос
Общее определение: непредсказуемость текущих и предстоящих событий.
Семантическое поле: неожиданность, спонтанность, произвол, случайность, неопределённость, неразбериха, анархия.
Противоположность: скука.
Крайние точки шкалы: фейерверк сюрпризов - безысходность.
Психологическое соответствие: антиципация.
Соответствие в индийской культуре: абдхута (диво, अद्भुत).
Соответствие в китайской культуре: хуньдунь (неразбериха, 混沌).
Историко-мировоззренческое соответствие: дискордианство, магия хаоса.

3. Некомлементарная высшая ценность
Эта ценность может ситуативно способствовать осуществлению других высших ценностей, но в целом им противоречит, исключает их осуществление.

Небытие
Общее определение: устранение самой возможности каких бы то ни было восприятий.

Семантическое поле: уничтожение, гибель, смерть, истребление, разрушение, распад, исчезновение, пустота.

Противоположность: жизнь.

Крайние точки шкалы: ничто - вихрь бытия.

Психологическое соответствие: забвение.

Соответствие в индийской культуре: самхара (уничтожение, संहार), пралайя (растворение, प्रलय), бхедика (разрушение, भेदिका).
Соответствие в китайской культуре: у у (отсутствие отсутствия, 無無).

Историко-мировоззренческое соответствие: нигилизм как образ жизни.

О сдвоенных комбинациях комплементарных высших целей см.